Здоровье Беременность Красота

Баба Яга своими руками: подборка интересных идей. Добрая Баба-Яга из пластиковой бутылки и колготок (МК) Баба яга сделать

Назначение : изготовление подарка, оберега и игрушки своими руками.

Целевая аудитория : учителя и воспитатели школ, педагоги дополнительного образования, родители. Для широкого круга читателей, интересующихся славянской культурой.

Мастер - класс: Обереговая кукла «Баба Яга» (из цикла мастер-классов по теме «Народная кукла» при реализации программы «Радуга творчества»)

Цель : Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Баба Яга».

Задачи:

· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

· создание игровой куклы по традиционной технологии.

· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Русская Баба яга - это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга - это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где - Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей.

Чтобы понять роль Бабы-яги, нужно снова прочесть сказки и предания, сравнивая их со знанием обрядов древних славян. Народная мудрость утверждает, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является главой этого потустороннего мира. И чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои, ведь только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Ни в одной сказке Баба-яга никого не убила. Не зафиксировано ни одного текста, где бы она съела хоть одного человека. Угрожала — да. Но все ее враждебные действия носили лишь предупредительный характер.

В древнейшие времена этим сложным ритуалом могла руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей и стремящейся изжарить их в печи («убить» ребенка, чтобы родился мужчина). Когда-то на Руси существовал другой замечательный обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вот и Иванушка на лопате у печи.

Баба-яга — это отголосок того далекого прошлого, когда миром правили женщины. Но так как с уходом матриархата мужчины все взяли в свои руки, они практически все женские образы низвели и сделали их второстепенными. Вот и от прекрасной Женщины-Прародительницы осталась лишь старая, сморщенная, костлявая оболочка. Но дух в ней еще жив, свои магические знания она не растеряла.

Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.

Материалы и инструменты:

1. Светлая (не белая) ткань для лица 17х17 см.

2. Наполнитель.

3. Кусочек спички или палочки 1см.

4. Палочка или веточка шириной с палец, длиной 14-16 см.

5. Плотная ткань для скрутки(для устойчивости куклы).

6. Две полоски светлой цветной ткани 13х13 см (для рук).

7. Две полоски светлой ткани 4х9см (для ладошек).

8. Лоскут светлой цветной ткани для нижней рубахи 18х25 см.

9. Темная ткань для юбки 13х35 см.

10. Лоскуток ткани для фартука.

11. Лоскуток флиса или меха для жилета 7х19 см.

12. Лоскут для платка.

13. Веточка для метлы, сухая трава или мочало.

14. Лен или нитки для волос.

Ход работы:

Шаг 1.

В лоскут ткани для лица кладем кусочек спички для формирования носа.

Шаг 2.

Обматываем ниткой нос.

Шаг 4.

Приматываем голову к веточке-основе.

Шаг 5.

Для устойчивости куклы приматываем на нижнюю часть палочки-основы опору-скрутку из плотной ткани, диаметр скрутки должен получиться 4-5см.

Шаг 6.

Лоскут ткани для ладошек складываем вдоль в 4 раза.

Шаг 7.

Сгибаем заготовки ладошек пополам и приматываем к рукавам.

Шаг 8.

Выворачиваем.

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников

Сегодня очень популярны различные куклы и фигурки, сделанные своими руками. Они могут служить украшением интерьера или же отличным сувениром для ценителей подобного вида искусства. Чаще всего мастерицы изготавливают куклы-обереги и сказочных персонажей. Например, Бабу Ягу можно изготовить из разных материалов. Причем существуют техники, доступные для детей дошкольного возраста, но есть и более сложное исполнение таких фигурок.

В интернете можно найти много видео уроков по изготовлению различных кукол. Баба Яга является наиболее интересным персонажем и фактурным в плане исполнения. Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов изготовления данной фигурки.

Баба Яга своими руками из шишек

Изготовленная Баба Яга из природных материалов выглядит довольно оригинально. Для этого нам понадобится:

Бумажный стаканчик;

Веточки;

Сосновая и еловая шишки;

Кусочек ткани;

Пластилин;

Нитки для вязания.

Обклеиваем бумажный стаканчик веточками снаружи – это будет ступа Бабы Яги. Затем сделаем метлу из веточки и нескольких хвойных иголок, привязываем их друг к другу с помощью нити. Теперь приступим к изготовлению головы. Берем шишку с хвостиком, где хвостик будет носом. Между чешуйками шишки укладываем нитки для вязания (волосы). Глаза необходимо нарисовать на бумаге и приклеить их к лицу.

На голову надеваем платочек, который изготовим из кусочка материи. Руки – веточки. Теперь к туловищу (еловая шишка) крепим голову и руки с помощью пластилина.

Усаживаем нашу Бабу Ягу из шишек в ступу, на дно которой кладем бумагу. Приклеиваем метлу к руке и наша Баба Яга в ступе готова. Фото этой поделки можно легко найти на просторах интернета.

Баба Яга своими руками в чулочной технике

Баба Яга, выполненная в чулочной технике, выглядит очень натуралистично. Обычно такие куклы служат в качестве украшения интерьера. Существуют коллекционеры подобных фигурок, которые очень ценят экспонаты, выполненные в данной технике. Для ее изготовления необходимо взять:

  • Капроновый материал;
  • Синтепон;
  • Кусочки ткани;
  • Проволока;
  • Нити для вязания серого цвета;
  • Глаза.

Описание работы

Начинаем работу с головы. Для начала делаем ее из синтепона (шар нужного размера). Теперь из проволоки изготавливается заготовка носа, которая оборачивается синтепоном и прикрепляется надежно к голове в нужном месте. Теперь эту заготовку обтягиваем капроном (из колготок или чулок), формируем подбородок и щеки (выступающие места).

Затем приступаем к стяжке. Сначала формируем нос, затем щеки и губы. В последнюю очередь стягиваем область глаз и лба, формируя на нем морщинки. Для стяжки подбираем нитки, подходящие по цвету к капрону, и иглу нужного размера.

Оформляем глаза кусочками капрона, тем самым создавая морщинки вокруг глаз, приклеиваем их к лицу. Из нитей для вязания изготавливаем волосы. Можно посмотреть мастер класс, в котором подробно показывается техника и схемы стяжки.

Для рук изготавливаем каркас из проволоки, который оборачиваем синтепоном, уделяя особое внимание каждому пальчику. Теперь данную заготовку обтягиваем капроном и прошиваем места между пальцев. Для туловища и ног можно взять чулки и набить их синтепоном. На туловище формируем горб. Стопу формируем и прошиваем. Теперь необходимо собрать все части воедино.

Из кусочков ткани сшейте одежду для куклы и не забудьте про головной убор, очень хорошо будет смотреться жилет из мешковины, можно изготовить из прутиков метлу. Кукла из капрона полностью готова.

Баба Яга из пластиковых бутылок

Предлагаем вашему вниманию описание изготовления куклы больших размеров, которая будет очень хорошо смотреться на придомовой территории. Она может быть любого размера, который вам необходим. Для чего нам понадобится:

  1. Пластиковые бутылки объемом 1,5 и 5 литров.
  2. Монтажная пена.
  3. Клей.
  4. Краски.
  5. Сапоги.
  6. Метла.
  7. Бинт.

Приступаем к изготовлению каркаса куклы из пластиковых бутылок (туловище и ноги). Стыки между бутылками закрепляются с помощью монтажной пены. На ноги одеваем сапожки. В пакет кладем обрезки пены и формируем голову. Теперь всю фигуру необходимо покрыть монтажной пеной. На голове вырезаем лицо, туловищу придаем необходимые очертания фигуры и одежды.

Руки делаем с помощью чулок или колготок из капрона. Их набиваем и прикрепляем на туловище.

Всю заготовку нужно обмотать бинтом и покрыть смесью из клеев (ПВА и плиточный). После чего фигуру необходимо раскрасить и создать ей прическу или просто повязать платок. Куклу из пластиковых бутылок необходимо покрыть лаком. Дать ей в руки метлу. Фигура большого размера готова. Теперь ее можно устанавливать, где угодно.

Мы предложили вам несколько примеров изготовления Бабы Яги из подручных материалов, которые, несомненно, заинтересуют творческую личность.

Видео по теме статьи

Сказочный персонаж Баба Яга. Мастер-класс с пошаговым фото.

Работу выполнила Федосеева Арина, ученица 1 «А» класса МБОУ гимназии № 69 города Краснодара.
Руководитель: Гончарова Анна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №69 города Краснодара.

Описание: мастер-класс предназначен для совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогов, родителей.

Назначение: игрушка, сувенир, подарок, декоративный элемент интерьера.

Цель: изготовить сказочный персонаж – Бабу Ягу своими руками.

Задачи:
- научить изготавливать своими руками Бабу Ягу;
- освоить простые и интересные способы изготовления разных деталей из бросового материала;
- научить аккуратно работать с клеем;
- познакомить с техникой безопасности при работе с ножницами;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать художественный и эстетический вкус, интерес к работе;
- развивать воображение и фантазию ребенка;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.

В сказочной повести Т. И. Александровой «Домовёнок Кузька», которую Арина недавно прочитала, была необыкновенно очаровательная Баба Яга! И мы решили сделать куклу, чтобы разыгрывать сказку по ролям.
Баба Яга – самый яркий персонаж русских сказок. Она и веселая, и непредсказуемая, и добрая, и злая, и даже коварная! Живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, а метлу использует для полетов!


Необходимые для работы материалы: шерстяные коричневые нитки, вата, гольф капроновый телесного цвета, ножницы, клей, верхняя часть пластиковой бутылки, фетр четырех цветов (красный, голубой, белый, коричневый), ткань, две пластиковые вилки.

Ход работы:


Капроновый гольф телесного цвета надеваем на аккуратно обрезанную верхнюю часть пластиковой бутылки. Перевязываем шерстяной ниткой горлышко бутылки, а верхнюю часть гольфа наполняем ватой и придаем форму головы.


Из двух пластиковых вилок изготавливаем руки: аккуратно обрезав края, обматываем каждую вилку ватой.


Затем обтягиваем капроновым гольфом и зашиваем. Перетягиваем ниткой каждый зубчик вилки, чтобы было похоже на пальцы руки.


Теперь изготавливаем нос: обрезаем от капронового гольфа резинку, набиваем ватой и пришиваем.


Из голубого фетра вырезаем глаза, а из белого - зрачки. Приклеиваем глазки Бабе Яге!


Из красного фетра вырезаем сказочную улыбку.


Теперь приклеиваем готовые руки к туловищу.


Сделаем волосы: наматываем на ладонь моток, перевязываем. Разрезаем моток с другой стороны и расправляем.


Приклеиваем волосы к голове.


Из коричневой ткани (мы использовали старый вязаный шарф) изготавливаем юбку.


Из оранжевой ткани – кофточку! Обматываем тканью верхнюю часть туловища и руки, закрепляем ткань. Теперь завязываем платок и наряд готов! Наша Баба Яга – модница!


Теперь изготовим сказочную метлу. Сворачиваем из коричневого фетра трубочку, закрепляем клеем.


Нарезаем шерстяные нитки одинаковой длины - около 10 см. Привязываем нитки к трубочке из фетра.


Отворачиваем и перевязываем еще раз. Метла готова!


На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернётся к лесу задом
И старушка очень рада.
На метле каждую ночь
Полетать она не прочь...


Без метлы мне не летать,
Следы нечем заметать.
Горе, горе у Яги,
Коли нет у ней метлы.
Посмотрите на меня,
Ну, чем я не красавица?
Моя девичья краса
Не может не понравиться!

)
На основе русской народной куклы.

Материалы и крой

1. Прямоугольник из белого ситца 25 х 25 см.
2. Кроим из цветного ситца круг диаметром 32 см (это с учетом припусков).

3. Из цветного ситца прямоугольники:
4 см х 9 см - 2 шт. (ладошки)
16 см х 8 см - 1 шт. (душегрейка)
16 см х 10 см - 1 шт. (фартук).
4. Нитки белые и красные для наматывания деталей, подойдут швейные.
5. Толстая хлопковая нить белого цвета для присборивания юбки (прочная).
6. Лен или льняные нитки на волосы.
7. Втулка из картона (можно использовать втулку от туалетной бумаги или свернуть из картона полоску), высота 6-7 см, диаметр 5 см. Я беру втулки в хозяйственном магазине, где продают цветочные горшки.
8. Шпагат из пеньки.
9. Кусочек войлока круг диаметр 5 см под дно ступы. Диаметр будет равен диаметру втулки.
10. Палочка, я использовала палочку для суши, обрезаем ее до 15-16 см с острого конца. Тупой конец должен смотреть вниз и быть ровным.
11. Одна спичка. Отрезаем от нее конец 1 см.
12. Шпажка на метлу.
13. Клей "Момент универсальный".
14. 5 рублевая монетка.
15. Если Баба Яга будет без ступы, то нужен синтепон или вата. Я использовала небольшой кусок ваты на голову.
16. Прямоугольный треугольник со сторонами 15 см на платок.

Описание шитья тряпичной куклы "Баба Яга в ступе"

1. Ступа

Отрезаем нить из шпагата в несколько метров. Точная длина значение не имеет, если не хватит, всегда можно отрезать еще. Промазываем конец нити клеем "Момент" и приклеиваем его с внутренней стороны втулки. Наматываем нить на стенку втулки, продевая во внутрь, в каждом круге. С одной стороны приклеиваем или пришиваем войлок, диаметр совпадает с диаметром втулки. Ступа готова. Во внутрь должна свободно входить 5 рублевая монета.

2. Нос

Берем спичку и отламываем от нее кусок 1 см. Складываем белую ткань по диагонали и находим центр. Отступаем от центра на 1 - 2 см вставляем спичку вдоль диагонали и обматываем ее белой швейной нитью. Расправляем складки на ткани. У нас получился нос. Нос может быть из маленького комочка ваты.

3. Голова

Намазываем конец палочки для суши, который был острым, клеем и наматываем нитки в клубок. Диаметр клубка 2,5 см. На клубок сверху накладываем вату и заматываем ее слегка белой нитью для шитья. Концы нитки завязываем на четыре узла. Считалось в поверьях, что количество узлов и обмотки должно быть четным. Надеваем белую ткань, располагаем цент ткани на макушке головы. Приматываем белыми нитками на шее.

4. Нога

Вырезаем произвольно из любой ткани прямоугольник, он должен быть больше пятирублевой монеты в несколько раз. Заматываем в этот лоскут монету. Хвостик должен быть немного смещен от центра. Вставляем ровный тупой конец палочки на монету ровно по центру, обматываем палочку хвостиком из ткани и заматываем белой ниткой. Вот и "костяная нога" готова.

5. Ладошки и рукава

Складываем прямоугольник 5 см х 9 см вдоль на 4 части, срезами во внутрь. Заутюживаем. Складываем пополам. На прямоугольнике от головы, найти два боковых угла. Сложить ткань вдоль края на 0,5 см. Отогнуть краешек угла во внутрь, сгиб должен быть около 4 см. Вкладываем ладошку на сгиб, вынув краешек ладошки на 0,5-1 см. Присбориваем и заматываем нитью красного цвета. Завязываем узелки, концы обрезаем. Складываем нижние углы вдоль палочки и заматываем нитью белого цвета нижнюю половину рубашки.

Забыла сразу сделать фотографию, поэтому показываю уже после следующего этапа работы.

6. Душегрейка

Прямоугольник 16 х 8 см разрезать вдоль до середины. Отогнуть края. Узкий конец срезами во внутрь к центру. По широкому краю на спинке на 0,5 см.
Прикладываем душегрейку поверх рубашки двумя концами по переду. Перехлестываем правую половинку сверху. Заматываем белыми нитками на талии. Расправляем краешки.

7. Юбка

По краю круга из цветной ткани прокладываем строчку иглой и толстой прочной нитью. Отворачиваем припуск 1,5 см на изнанку. Оставляем концы нитки свободными. Если вы не планируете ставить куклу в ступу, то заполняем мешочек с юбкой синтепоном. Я синтепоном не стала заполнять, иначе кукла не влезла бы в ступу. Надеваем юбку с нижнего края на ногу и затягиваем нитку. Завязываем плотно на спинке на 4 узла. Концы нитки обрезаем. У меня диаметр круга был чуть меньше (кроила по тарелке), чтобы юбка не слетала, я пришила его к душегрейке и рубашке на талии вручную белой швейной нитью.

8. Волосы и платок

Наматываем льняную нитку на книгу по длинному краю. Снимаем нитки с книги. Завязываем нитью белого цвета на середине мотка. Пришиваем на макушке центр волос иглой и ниткой вручную простыми стежками. Разрезаем петли ниток на концы. Концы волос должны быть разной длины. Распределяем волосы на четыре части, две укладываем на спинке, по одной с боков по переду.
Загибаем длинный край на платке и повязываем его на голову, завязываем два узелка сверху надо лбом. Расправляем концы платка.

9. Фартук

У прямоугольника из цветной ткани 10х16 см заутюживаем длинные стороны на изнанку на 0,5 см и складываем его пополам. Прикладываем прямоугольник на талии по переду, срезом вниз, сгибом кверху. Присбориваем и заматываем шпагатом. Завязываем концы на спинке и оставляем свободными. Опускаем фартук вниз.

10. Поясок

Плетем косичку из шпагата. Я взяла 6 ниток длиной 40 см. Завязала на концах узел и сплела косу, затем отмерила 22-25 см и завязала второй узел. Повязываем поясок на талии, концы пояса спереди.

11. Метла

Отмеряем по ладошкам размер ручки метлы и сламываем острый край деревянной шпажки. Из шпагата вырезаем концы произвольно на метелку. Намазываем обломленный край шпажки клеем и прикладываем нитки шпагата по окружности шпажки. Заматываем белой нитью чуть выше середины длины ниток. Отворачиваем нитки в сторону края и заматываем их второй раз белой нитью, отступив от края на 0,5-1 см. Вставляем рукоять метлы в петли на ладошках.
Вместо шпагата на метелку можно взять лыко.

12. Вставляем Бабу Ягу в ступу, фартук и поясок не заправляем. Баба Яга в ступе готова.

Примечание.

Баба Яга обрядовая кукла приносит в дом достаток, добро и порядок. Делать эту куклу желательно на убывающей луне.
Баба Яга имеет свою большую предысторию, я не буду полностью ее пересказывать, расскажу только самое интересное, что я когда-то вычитала. Помните сказку про Жихарку, которого Баба Яга сажала на деревянную лопату. Так вот прототип Бабы Яги была ведунья, которая хранила знания предков. Когда рождался слабый, недоношенный ребенок его допекали. Она замешивала тесто и заворачивала младенца в это тесто. Клали младенца на деревянную лопату и совали в теплую (конечно остывшую) русскую печь. Ткань быстро высыхала и могла повредить кожу ребенка, а тесто сохло медленно, ребенок в тесте был скутан теплом весь.
А почему я подарю ее на 1 апреля соседке в деревне, я расскажу в хвастушках.