Здоровье Беременность Красота

Достоинства уважение к людям уважение. Что такое уважение? Воспитание данного качества

Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.

Что такое уважение

Уважение - это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.

Почему уважение настолько значимо:

  • Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
  • Служит базой для высокой , чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и .
  • Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
  • Дает возможность проявить лучшие качества: , сочувствие, заботу.

Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.

Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».

Есть еще одна теория о происхождении слова: уважение – от слова «важно» . Это значит учиться делать то, что важно для другого человека, стараться уважить его и свои интересы. Чтобы мирно сосуществовать или что-то получить, нужно считаться с желаниями другого, иначе избежать не удастся.

Виды уважения

В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие .

Каким может быть уважение

  • К своему «Я». В мире, где каждый норовит обидеть или обмануть, укрепить чрезвычайно трудно. Но необходимо. Самоуважение означает точное знание, на что ты способен, а на что – нет. Это способность принимать себя целиком и не зависеть от мнения окружающих. Самоуважение – это внутренняя ценность и важность личности для самой себя.
  • К окружающим. Эта способность проявляется на всех уровнях: общении со старшими, с равными, с младшими. Например, это внимательное отношение к родителям, к партнеру, детям, сотрудникам, знакомым и малознакомым, умственно отсталым и пожилым людям. Это толерантное отношение к религиозным верованиям других, к людям иной сексуальной ориентации.
  • К природе. В Ведах есть красивое определение уважения: это принятие во внимание интересов других живых существ. Современная экофилософия дополняет: уважать природу куда важнее, чем любить ее. Это значит сохранять любые формы жизни, осторожно и бережно относиться к природным ресурсам, понимать свою ответственность перед будущими поколениями.
  • К социальным нормам. Это вежливость, приверженность традициям, соблюдение деловой этики, корпоративных норм, правил хорошего тона и требований к внешнему виду. Это внутренняя культура, связанная с правилами приличия и умением соблюдать разумную дистанцию по отношению к людям.
  • К патриотическим символам . Это способность уважать государственную символику: герб, флаг, гимн. Это уважительное отношение к государственным праздникам, историческим ценностям.

Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.

Что делать, если не уважают

Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.

Можно уже начинать беспокоиться, если:

  • Вы становитесь любимым объектом для оскорбительных шуток, замечаний, сплетен, обсуждения.
  • О вас вспоминают только тогда, когда кому-то нужна помощь.
  • Вас перебивают, не слушают, демонстративно игнорируют.
  • Ваши слова, выводы, замечания ставят под сомнение.
  • Ваше время не ценят – опаздывают на встречи, не перезванивают, не отвечают на сообщения.
  • О вас «забывают», когда речь заходит о дружеских посиделках.
  • Ваши усилия не принимаются в расчет.
  • Перед вами не извиняются.
  • Вас пристально оценивают.
  • Во время общения вы замечаете презрительные ухмылки, пренебрежительные жесты собеседника.
  • И самое обидное: вы стали тем человеком, о которого принято «вытирать ноги».

Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.

Шаг 1. Не пытаться оправдываться

Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.

Шаг 2. Спросить у близких

Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.

Шаг 3. Контролировать себя

Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.

Шаг 4. Защищать себя

Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.

Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу

Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.

Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим

Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.

Примеры уважительного отношения к другим

Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».

Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:

  • Вежливо здороваются, прощаются, благодарят любого, кто оказал услугу или помог.
  • Просят прощения за совершенные ошибки.
  • Сохраняют спокойствие в .
  • Придерживают за собой дверь.
  • Хранят чужие секреты.
  • Спрашивают разрешения взять чужие вещи.
  • Стучат, перед тем как войти в комнату детей, родителей.
  • Поддерживают чистоту на природе, в общественных местах.
  • Уважают личное пространство и границы другого человека независимо от возраста.
  • Помогают другим, если действительно могут помочь.
  • Уважительно отзываются о чужом мнении, взглядах, пристрастиях.
  • Защищают свои права воспитанно, без агрессии.
  • Не перебивают, чтобы высказать свою точку зрения.
  • Поступками и словами показывают уважение к родителям, друзьям, сослуживцам знакомым и незнакомым людям.

О самоуважении и его важности

Здоровое самоуважение – это важность человека для самого себя. Не для других, а для себя. Как только желание стать важным для других становится слишком сильным, самоуважение истощается. Человек делает то, чего не хочет, ощущает себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на того, кого «должен уважать».

Самоуважение состоит из трех вещей:

  • Адекватная самооценка. Это личное мнение о самом себе, своих талантах, сильных и слабых сторонах, своей внешности, независимое от оценок окружающих. Это одобрение самого себя без дополнительных условий, просто так. Это признание права на ошибку и способность обеспечить внутреннюю стабильность независимо от внешних условий.
  • Знание собственной компетентности. Это не всеобщее признание, а внутреннее знание: я самый лучший, неважно в чем. Это здоровые амбиции, желание показать лучший результат.
  • Гармоничные отношения. Это не любовь с первого взгляда и не лотерея. Это выстраивание четких границ с пониманием, где заканчивается мое и начинается чужое. Это реалистичные ожидания от любви, доверие, забота. Это взаимная договоренность, где два человека берут обязательства работать над собой.

Здесь нет важных или второстепенных – все равны. Например, просевшая самооценка сказывается на отношениях. В свою очередь дискомфорт в отношениях забирает столько сил, что на развитие компетентности уже не остается сил и времени.

Выводы :

  • Уважение – это не добровольное подчинение, не признание статуса, а осознание ценности каждого человека.
  • Личный пример – основа воспитания уважительного отношения к окружающим.
  • Самоуважение это тот самый стержень, тот центр, на котором держится личность.
  • Самооценка, компетенции, гармония в отношениях – три точки опоры самоуважения работают только в сочетании.
  • Если начать открыто и гордо уважать себя – есть шанс, что другие тоже станут.
Уважение

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.

По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.

Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека.

Анализом понятия «уважение» занимались Кант, Бубер и Левинас.

В психотерапии

Уважение - это установка по отношению к больному. Это относится к обстоятельствам его судьбы и его жизненному статусу, то есть ко всей личности больного и его стратегии борьбы с болезнью.

Уважение к неприкосновенности личности (другого человека и своей) является основой развития терапевтических отношений. Особенно это относится к пациентам, страдающих тяжелыми расстройствами.

В социальной работе

Уважение к людям - важный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера. Некоторые авторы считают этот принцип главной ценностью социальной работы.

В праве

Уважение государственного суверенитета

Уважение государственного суверенитета - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Данный принцип закреплён Уставом ООН, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Уважение достоинства личности

Уважение достоинства личности, прав и свобод человека - прямая обязанность всякого государства. При этом человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны самого государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, что также обеспечивается мерами государственной поддержки.

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).

Подобный принцип закреплён и в конституциях многих других государств мира. Например, согласно ч. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти. Статьёй 110-с Конституции Норвегии предусмотрено, что обязанностью государственной власти признаётся уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом. В соответствии с абзацем 3 ст. 33 Конституции КНР государство уважает и обеспечивает права человека. Статьёй 10 Конституции ЮАР установлено, что каждый имеет неотъемлемое достоинство и право на уважение и защиту своего достоинства. И т. д.

Конкретизация принципа уважения достоинства личности производится в текущем законодательстве.

Так, согласно ст. 9 - «Уважение чести и достоинства личности» - УПК РФ, в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1); никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2).

Органы полиции также обязаны осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства всех членов общества возложена и на сотрудников ФССП России.

Примечания

  1. 1 2 3
  2. 1 2 3 4
  3. Уважение // А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)
  4. Уважение к людям // Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
  5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998. - Тираж 60 000 экз. - ISBN 5-86225-578-8. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). - С. 712-713.
  6. Власова О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук
  7. Кашепов В. П. Комментарий к ст. 21 Конституции РФ//Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Издательство БЕК, 1996. ISBN 5-85639-159-4; ISBN 3-406-41136-3
  8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. Ч. 1 ст. 1
  9. Конституция Норвегии. С поправками на 23 июля 1995. Статья 110-с
  10. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). Ст. 33
  11. Конституция ЮАР. Принята 8 мая 1996 года с поправками, внесенными Конституционными Собраниями 11 октября 1996 года. Ст. 10
  12. Федеральный закон «О полиции». Ч. 1 ст. 5
  13. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 апреля 2011 г. № 124). Пункт 4.2

Ссылки

  • Уважение // В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  • Уважение // Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
  • Respect (англ.) // Stanford encyclopedia of philosophy
  • Respect - What it is, Where it comes from, Difference between fear, obedience and respect (англ.)
  • respectresearchgroup.org (англ.)
Категории:
  • Межличностные отношения
  • Философские термины
  • Этика

уважать это:

уважать уважа́ть глаг. , нсв. , употр. часто Морфология: я уважа́ю , ты уважа́ешь , он/она/оно уважа́ет , мы уважа́ем , вы уважа́ете , они уважа́ют , уважа́й , уважа́йте , уважа́л , уважа́ла , уважа́ло , уважа́ли , уважа́ющий , уважа́емый , уважа́вший , уважа́я 1. Если вы уважаете кого-то, то это означает, что вы относитесь с почтением к этому человеку, признаёте его положительные качества, прислушиваетесь к его советам и т. п.

Уважать старших, родителей. | Уважать кого-то за мужество, честность, верность долгу. Уважать в человеке личность.

2. Если вы уважаете чьи-либо чувства, убеждения и т. п., то это означает, что вы по отношению к этому человеку ведёте себя осторожно, предусмотрительно, считаетесь с его чувствами, убеждениями.

Уважать чувства близких. | Уважать человеческое достоинство.

3. Если вы уважаете чьи-либо порядки, обычаи, то это означает, что вы их не нарушаете, относитесь к ним серьёзно.

Уважать правила, законы гостеприимства. | Уважать чужую веру.

4. Если вы уважаете закон , то это означает, что вы его соблюдаете, не нарушаете его, ведёте себя так, как этот закон предписывает.

Уважать законы государства. | Уважать право собственности. | Уважать авторские права. | Государства участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга.

5. Если вы говорите, что кто-то уважает какое-то вкусное блюдо, то это означает, что этому человеку это блюдо очень нравятся; разговорный стиль.

Водочку я крепко уважаю! | Ты огурчики солёные уважаешь?

уважи́тельный прил.

Уважительный тон.


Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Когда вы говорите "Я уважаю такого-то человека" какой смысл вы вкладываете в это выражение? Что значит уважать?

Александра

Зайди на сайт. Не пожалеешь. http://www.mg42.info/ehre.htm
Фразу взяла там. Согласна.
Любя, ты стремишься делать любимому человеку добро. Уважая, ты признаешь за ним право самому решать в каждом случае, что же для него есть это самое “добро”.

Мне бы твои уста

Ну. если Вы до сих пор не знаете,
что такое уважать (?!) то как же Вы
хотите, чтобы Вас уважали, ценили,
дорожили Вами и Вашим мнением?!
Срочно начинайте с себя. Как вы пятую
Заповедь исполняете?" Чти отца и матерь
твою - да продлятся дни твои на земле. "

Пользователь удален

привет)))
очень сложный вопрос может быть для тебя, хотя и для многих...
уважать - это значит видеть в человеке то что тебе нравится и ты стремишься к этому...
есть понятие... я уважаю его (стоит перед убитым врагом)-мучинам это более понятно.
это слово больше подходит мужчинам - женщина должна любить...
в любом случае понятие уважение как слово - это протеворечивое понятие, типа я люблю и ненавижу... но люблю больше - вылезает уважение...
Точное понимание - вым нравится человек, но и не нравится, но нравится больше.проявляется сильнее если он (человек) затронул ваш инстинкт самосахронения- в втвою пользу...
немного поразмыслил)))

Как объяснить словами, что такое УВАЖЕНИЕ???!

Тихоня

Уважение - это позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением. По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности» , позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение – это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности. Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.

& L i d i a ~ v e l i k s a r ~

Уважение - это прежде всего уважение к своему прошлому. И к своему будущему. Как вы относитесь к старшему поколению, так младшее будет относится к вам
Такого уважения в нашем обществе очень мало... .
---
Ученые выяснили, что если вас окружает почет и уважение, а встречные девушки постоянно улыбаются, то это замедляет старение организма и скинет с вашего возраста один-другой...

Серый

Уважение. . Хм. . Слово эт хорошее. Но уважение бываеть разное - к себе, к чулувеку, к процессу, к.. Да много к чему могёть быть)) А ежели в целом. . Уважение. .
Эмоция, физическое почти ощущение к чему-либо, к кому-либо с чем как минимум хочеццо быть на равне))) И что со всех сторон оцениваеццо положительно)))

Ну непросто мне описАть ощущения енти)))

Простые вещи

Применительно к личности человека.
Уважение есть признание его права быть отдельной личностью. Когда ты допускаешь наличие у него отличного мнения, права на совершение поступков, позволяешь ему быть таким, какой он есть.

УДК 316 . 6

Ш. Дж. Ахундова УВАЖЕНИЕ, ЕГО ОСНОВА И ТИПЫ

Цель статьи - определение сути уважения, одного из важных сторон человеческих отношений. Основу уважения к человеку составляет отношение к человеку как к цели сама по себе. На этом базируется первый тип уважения: уважать человека за человеческое достоинство, которое уравнивает людей, за потенциальную возможность развития. Второй тип уважения является оценкой заслуг и достижений человека в разных областях. На этом типе основывается и чувство уважения, которое состоит из чувства восхищения талантом и мастерством другого человека. Дальше в статье рассматривается понятие самоуважения и проводятся параллели между уважением к другому человеку и к себе.

Ключевые слова: Кант, уважение к человеку, достоинство, личностное развитие, самоуважение.

Взаимное уважение всегда было важным связывающим фактором социальных отношений. Как сторона многогранных человеческих отношений это понятие рассматривалось многими философа-ми-классиками. В последние несколько десятилетий уважение стало также объектом исследования социальной психологии.

Что такое уважение, какие типы оно имеет и в чем оно выражается? За что мы уважаем человека? Статья отражает попытку ответить на эти вопросы.

Т. Хилл определяет уважение как «признание ценности или важности чего-то (или кого-то) с какой-то точки зрения (предполагаемая в контексте)» .

По этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «уважать» имеет одинаковые корень и этимологию со словом «важный» (от немецкого слова Wage, означающего «весы») . Если дальше углубиться в осмысление этого понятия, можно выявить, что человек, которого мы уважаем, является важным или имеет значение для нас. Исходя от немецкого корня, эту мысль можно выразить как «иметь вес». В этой статье словаря автор дает еще одну интерпретацию - «наблюдать», что роднит слово «уважать» по смыслу с его переводами из других европейских языков, хотя они имеют разные происхождения. Существующее во многих европейских языках слово respect происходит от латинского respicere, что означает «оглядываться», «посмотреть снова». Это значение слова Р. Дилон связывает с такой особенностью уважения, как уделить внимание объекту. Другими словами, уважение как поведение предполагает рассмотрение объекта уважения внимательно и его восприятие как он есть на самом деле в отличие от принятия этого объекта через призму наших желаний и целей .

Сущность уважения к человеку, наверное, наиболее точно выразил И. Кант в центральном принципе своей теории морали, категорическом императиве (второе утверждение): «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо

существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель» . Кант не употреблял слово «уважение» в категорическом императиве, это высказывание отражало только его точку зрения на морально правильное отношение к человеку в целом. Несмотря на это, мнение современных философов, психологов и социологов совпадает в том, что это утверждение является основой уважения к человеку . Слово «уважение» И. Кант в большинстве случаев употреблял относительно к «закону». Под понятием «закон» Кант имел в виду главным образом три утверждения категорического императива, особенно: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

По мнению многих исследователей, уважение имеет два основных типа, которые в общем можно обозначить так: уважение как признание прав человека и его внутренней ценности и уважение как оценка заслуг и достижений человека.

В первом типе (признание прав человека) уважение граничит с заботой . Мы стараемся не беспокоить отдыхающего человека независимо от его возраста и другого статуса. Также мы избегаем вмешательства в дела занятого человека независимо от того, является он школьником, монтером или начальником организации.

Во втором типе (оценка заслуг и достижений) мы уважаем труд и усердие человека в достижении определенной цели. В этой области уважение граничит с доверием. Мы уважаем коллегу по работе за его профессионализм, что означает, что мы доверяем его знанию, качеству работы, стилю сотрудничества. Также наше уважение за достижения к любому человеку, не связанному с нами профессионально, означает нашу веру в качество его работы.

С. Дарвал в своей статье «Два вида уважения» (1977) предложил теорию об уважении как признании и уважении как оценки. Уважение как оценка (appraisal respect) - это положительная оценка человека и его характерных особенностей, а также заслуг и достижений. Уважение как признание (recognition respect) Дарвал объясняет так: «Это, скорее, способ ценить человека внутренне, в нем самом и ради него самого» . Известно, что, по Канту, внутренняя ценность - это достоинство . То есть уважение как признание - это уважение человека за его достоинство.

Т. Хилл выражает схожую точку зрения: уважение к человеку как к человеку отличается от уважения к человеку как к профессионалу, официальному лицу, члену более специфической группы . Т. Тайлер и С. Блейдер (2000) в своей совместной работе о кооперации в группах рассказывают о персональном уважении и уважении, связанном с работой (work-related respect) .

Д. де Кремер и Л. Малдер выражают двойственность уважения несколько иначе: уважение как средство для целей и уважение как цель сама по себе. В первом случае уважение воспринимается как знак принятия и принадлежности к определенной группе и обладания «позитивным статусом или репутацией в этой группе». Во втором случае уважение рассматривается как врожденная человеческая ценность и моральный долг по отношению к людям . Последняя идея созвучна с взглядом И. Канта на человека как к цели сама по себе.

Как отмечалось ранее, категорический императив И. Канта - это его понятие должного отношения к человеку. В отличие от сегодняшних исследователей он четко не разделял уважение на признание прав человека и оценку его заслуг и достижений . В «Основах метафизики морали» Кант рассказывает об уважении к талантам другого человека таким образом: «уважение к личности есть в сущности только уважение к закону (честности и т. д.), пример которого нам дает эта личность» . Дальше он объясняет свою мысль так: «Так как развитие своих талантов мы также считаем долгом, то в талантливой личности мы усматриваем как бы примерный случай закона (чтобы в этом сделаться подобным ей посредством упражнения), и это создает наше к ней уважение». Дальше в том же произведении, выражая свою главную идею о человеке как цели самой по себе, Кант затем объясняет: «разумные существа называются лицами, так как их природа уже выделяет их как цели сами по себе, т. е. как нечто, что не следует применять только как средство, стало быть, постольку ограничивает всякий произвол (и составляет предмет уважения)» . Это мож-

И. Кант считает уважение чувством, но, по его мнению, уважение отличается от других чувств, вызванных стремлением к объекту и страхом, это чувство мы сами налагаем на себя по своей воле . С другой стороны, Кант считает решение и действие морально правильными, если они продиктованы объективной необходимостью, что превращает действие в долг, обязанность. В своих работах «Основы метафизики морали» и «Метафизика морали» Кант указывает на то, что, как и в случае с практической любовью по отношению к человеку, уважение должно существовать не только как чувство (которое возникает из-за сравнения нас с другим человеком), но и как действие. При обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, т. е. достоинство, и стараться не уронить их достоинство. Чувства являются стимулами (drive) к действию. С этой точки зрения человек должен вызвать в нас чувство уважения к себе, чтобы мы обращались с ним уважительно. Но в описании Канта морально правильное действие руководствуется не нашими желаниями (в данном случае чувством), а осознанием и принятием долга. Таким образом, морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет в нас чувство уважения к себе.

Б. Колвел (2007) изучил методом открытого интервью внутригрупповые и межгрупповые отношения в исправительных учреждениях Америки. Контингент этих учреждений делится на группы по расе, религии и региону, и отношение заключенного к «своим» и «чужим» четко отличается. В результате анализа Колвел пришел к выводу, что чувство уважения к другому человеку возникает в результате наблюдения у того схожих особенностей и ценностей . Замечание таких сходств вызывает у человека позитивные эмоции и усиливает его убеждение в том, что другой достоин уважения. Исследование, проведенное М. Сигл (1979) в естественных группах (полицейское подразделение, университетские футбольные команды), обнаружило функциональные различия между дружбой, расположенностью и уважением. Результаты показали, что дружба и расположенность являются больше взаимными, чем уважение. Последнее имеет сильную связь с экспрессивным и инструментальным руководством. Совместное проведение

досуга имеет отношение больше к дружбе и расположенности, чем к уважению .

Данные разных исследований позволяют выдвинуть новые гипотезы в этой области. В человеке может возникать чувство уважения к другому человеку тогда, когда он замечает в нем какую-то особенность, которую ему хотелось бы видеть в себе. Здесь уважение граничит с чувством восхищения и завистью (которая, в свою очередь, действует как пусковой механизм к достижению цели). В этом случае то, насколько негативна зависть, имеет отношение к силе чувства уважения. Человек может благодушно относиться к факту наличия желаемого качества у другого человека или он может испытать злость за то, что тот человек обладает этим качеством, а он нет. В любом случае чувство уважения он будет испытывать, но в первом случае сильнее (гипотеза 1). Если человек имеет информацию о характере, особенностях и умениях того человека, эти факты влияют на силу его чувства уважения к нему. Так как, если он замечает в другом человеке какую-то сильно выраженную негативную особенность, которая есть и у него самого, это уменьшает его чувство уважения к тому человеку (гипотеза 2).

То же самое верно и насчет общепринятых негативных особенностей. С. Эш в проведенном в 1946 г. исследовании о формировании впечатления предложил теорию о том, что впечатление, производимое на нас человеком, равно сумме впечатлений от его отдельных особенностей . Эту идею можно перевести на область уважения. Например, человек вызывает уважение как очень талантливый музыкант, но он известен еще своим пристрастием к азартным играм, и этот факт, несомненно, уменьшает чувство уважения к нему. И, наоборот, то, что талантливый музыкант обладает еще и другими позитивными качествами (например, он филантроп, благожелательный и успешный преподаватель) и не имеет явно выраженных негативных особенностей, увеличивает чувство уважения к нему со стороны других. Таким образом, наличие общепризнанных положительных особенностей и отсутствие сильно негативных особенностей у человека может вызвать больше уважения к нему (гипотеза 3).

Последнее предположение верно и в негативном контексте. Например, член криминального мира будет чувствовать уважение к человеку, который обладает более утонченными и успешными методами ограбления, но это чувство уважения может уменьшиться, если второй имеет такую особенность, как мягкосердечие. Таким образом, в негативном контексте наличие высоко ценимых отрицательных особенностей наряду с неодобряемы-ми положительными особенностями может уменьшить уважение к человеку (гипотеза 4). Метод, ис-

пользованный Эшем, может быть применен для проверки последних двух гипотез.

В обществе уважение к другому человеку выражается с помощью принятых знаков (должное приветствие, обращение на вы, обращение с называнием титулов и другие физические, устные и письменные признаки уважения). Такое поведение является важной частью каждодневного этикета. Знаки уважения являются особенно значимыми в корпоративной жизни. Выражение уважения через знаки не всегда подразумевает реальное уважение, но считается необходимым для поддержки иерархии и подчеркивания ее градаций.

Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих. Например, нарушение очереди в супермаркете вызывает справедливый гнев окружающих, потому что они рассматривают это как выражение неуважения к себе . Мнение многих исследователей совпадает на том (Файнберг, 1970; Гофман, 1971; Бен, 1988), что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав .

В работах российских исследователей феномен уважения часто встречается в сочетании с другим необходимым понятием - толерантность. В этих работах исследуется степень обоюдной толерантности и уважения как между людьми разных национальностей и религий (Батарчук, 2010; Булатова и др., 2012) , так и между лицами одной и той же национальности (внутрисемейные отношения, отношения между учеником и преподавателем, возрастные группы) (Гурова, Середина, 2011; Буравлева, 2011) . Результаты этих работ подтверждают необходимость взаимного уважения и толерантности между разными социальными группами для обеспечения внутреннего баланса и здоровья развивающегося общества (Папура, 2010; Буравлева, 2012).

Понятие «самоуважение» ненамного отличается от понятия «уважение к другим». Поскольку то, что человек есть цель сама по себе и имеет внутреннюю ценность, является основой уважения к другим, этот же факт является основой уважения к себе. С этой точки зрения как уважение в смысле признания человечности и человеческих прав других является обязанностью, так же самоуважение является обязанностью каждого человека. Самоуважение тоже имеет два вида: признание своей ценности как человека и оценка своих достижений в разных областях жизни.

Самоуважение включает знание своих высших моральных принципов, ценностных приоритетов и их защиту. Оно также включает осмысленное признание своих сильных и слабых сторон и их благожелательное принятие.

Маргалит объясняет самоуважение как отношение человека к факту его человечности . По мнению некоторых исследователей (Роулс, 1971; Хонет, 1992; Маргалит, 1996), самоуважение члена общества зависит от социальных и политических обстоятельств в этом обществе, и неблагоприятное обращение может нанести ущерб самоуважению человека . Несомненно, для процветания общества каждый его член должен почувствовать свою значимость не только для себя, но и для окружающих и видеть позитивную оценку своего каждодневного труда. И верно то, что неблагоприятное обращение может нанести вред самолюбию, самооценке человека. Возможно, что от такого обращения человек временно потеряет в некоторой степени самоуважение. Но это может произойти оттого, что человек поймет, он мог бы избежать негативной ситуации. Позже, смирившись с обстоятельствами, человек обязательно восстановит самоуважение, потому что это необходимо для его существования. Перефразируя психологов гуманистического направления, можно сказать, что человек теряет самоуважение, оказавшись неспособным отвечать своим стандартам, а не стандартам других.

Самоуважение, как и уважение к другим, тоже должно быть осознанным, рациональным деянием и чувством. То есть мы должны признать свою человечность, свое достоинство и право на развитие и мы можем иметь самоуважение как чувство за наши достижения. Первое из этих понятий постоянное, а второе может меняться в зависимости от ситуации. Когда, стараясь добиться качества в каком-то деле, мы не видим желаемого результата вовремя, мы временно можем потерять чувство самоуважения к себе. И необходимость восстановления этого чувства заставляет нас упорно работать, проявляя настойчивость в стремлении к цели.

Чувства играют роль стимула в нашей жизни. Но проблема со всеми чувствами в том, чтобы ощущаться, они должны быть свежими, например, чтобы чувствовать самоуважение, нам надо поставить новые рекорды в важных для нас областях. Отсюда можно делать вывод, что чувство самоува-

жения, как и чувство уважения к другим, зависит от условий. Можем ли мы сказать то же самое об уважительном отношении к человеку в целом? Какое отношение имеет к уважению условия? Имея в виду двойственную природу уважения, можно ли сказать, что его типы зависят от условий?

Во втором приложении к произведению «Вечный мир: вклад в политическую науку» И. Кант писал, что «И любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же - безусловный, абсолютно повелевающий долг» .

На первый взгляд может показаться, что безусловность относится только к уважению как признание (человечности), а уважение как оценка (заслуг) зависит от условий - мы уважаем человека в зависимости от того, каких высот он достиг в определенной области. Условность второго типа уважения особенно ощущается в профессиональной сфере и в рамках организации. Но при близком рассмотрении второго типа уважения возникает вопрос: а небольшие достижения в определенной области недостойны уважения? Каждодневное развитие ребенка, студента или же нового работника, который желает выполнить свою задачу качественно, но, возможно, пока не может. Небольшие достижения могут не вызвать чувство уважения, но на уважительное отношение они имеют право.

Люди не равны в своих талантах и возможностях личностного развития. Они также не равны в возможности принятия морально правильных решений. Факторы, определяющие это неравенство, могут быть внутренними (физиологическими и психологическими) - разный уровень персонального развития, разница в силе воли и внешними -разные условия существования и деятельности. Но люди равны в праве на развитие. С этой точки зрения основу уважительного отношения к человеку и обращения с ним должен составлять не результат сравнения его достижений и заслуг с таковыми других людей, но результат сравнения его нынешнего уровня развития с его условным вчерашним уровнем. Это и есть рассмотрение человека как цели самой по себе.

Список литературы

1. Hill T. E . Jr. Respect for persons // E . Craig (Ed .) . Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 1998. P. 283-287 .

2 . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4 . М., 1964-1973 .

3 . Dillon R . S . Respect and Self-Respect // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://piato. stanford . edu/entries/respect, 2003. revised 2006 .

4 . Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008.

5 . Darwall S . The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006 .

6 . Tyler T. , Blader S . Cooperation in groups: procedural justice, social identity, and behavioral engagement . Philadelphia, 2000 .

7 . De Cremer D ., Mulder L . A Passion for Respect: On Understanding the Role of Human Needs and Morality // Gruppendynamik und

Organisationsberatung 2007 P 439-449

8 . Colwell B . Deference or Respect? Status Management Practices Among Prison Inmates // Social Psychology Quarterly 2007 . V. 70? № . 4 .

9 . Segal M . Varieties of Interpersonal Attraction and their Interrelationships in Natural Groups // Social Psychology Quarterly. 1979 . V. 42, № 3 .

10 . Asch S . E . Forming impressions of personality // J . of Abnormal and Social Psychology. 1946 . P. 258-290 .

11. Miller D . Disrespect and the experience of injustice // Annual Review of Psychology. 2001. February. V. 52 .

12 . Батарчук Д. С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского

гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып. 5 . С. 129-134 .

13 . Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011.

Вып.6 .С. 124-129 .

15 Kant I Perpetual peace Minnesota, 2007

Ахундова Ш. Дж., диссертант.

Институт философии, социологии и права Азербайджанской национальной академии наук.

Пр. Джавида, 31, Баку, Азербайджан, AZ1143.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 31.05.2012.

S. J. Akhundova RESPECT, ITS BASIS AND TYPES

The purpose of this article is to define the essence of respect, one of most important aspects of human relationship.

The basis of respect for people is defined as an attitude towards person as the end in itself. On this first kind of respect it is grounded: respecting persons for their dignity what equalizes all people, for possibility of personal development.

The second kind of respect is recognition of persons’ merits and achievements in different areas. On this type the feeling of respect is based which consists of feelings of admiration for talent and skills of another person. Next in the article the concept of self-respect is discussed and parallels between self-respect and respect towards other person are drawn.

Key words: Kant, respect for persons, dignity, personal development, self-respect.

Institute of Philosophy, Sociology and Law Azerbaijan National Academy of Sciences.

Pr. Javida, 31, Baku, Azerbaijan, AZ1143.

В современном государстве уважение достоинства, прав и свобод личности является одним из ключевых социума, в соответствии с чем в должна отсутствовать нетерпимость к независимо от их происхождения, образа жизни и других отличительных черт. Тем не менее человек выделяет для себя отдельный круг людей, достойных уважения, придерживаясь собственного мнения.

Уважение к человеку чаще всего возникает при наличии у него определенных положительных качеств, например, он всегда говорит правду, не имеет вредных привычек, ведет здоровый образ жизни и занимается спортом, умен и хорошо зарабатывает, занимая при этом видное положение в обществе. Таким образом, при наличии сразу нескольких положительных качеств у человека простое уважение к нему может перерасти в восхищение им и даже обожание. Нередко ценят таких людей те, которые хотели бы в чем-либо на них походить.

Поступки человека также способны вызывать у окружающих уважение к нему. В современном обществе особенно ценятся те люди, которые оказывают помощь другим, не остаются в стороне, если с кем-то произошла неприятная ситуация.

Роль взаимоуважения в обществе

С друг другу, как правило, те люди, которые имеют что-то общее. Например, члены рабочего коллектива, а также учащиеся образовательных учреждений, чаще всего состоя в хороших отношениях, прислушиваются к мнению друг друга, проявляют вежливость и всяческое уважение. При этом так же относятся друг к другу, например, спортсмены из одной секции, однопартийцы, соседи по дому и другие. Тем не менее следует помнить, что любой человек заслуживает того, чтобы быть уважаемым независимо от своей внешности, характера или поступков. Несоблюдение этого ведет к росту эгоизма и других отрицательных сторон людей.

Чтобы заслужить уважение, важно не отворачиваться от людей и стараться проявлять себя с лучшей стороны в любых ситуациях – на учебе, работе, среди друзей и в кругу семьи.

Неприятным, но довольно распространенным фактом в современном обществе становится уважение тех, кто принадлежит к одной народности, культуре и даже цвету кожи. Других же людей не уважают и даже презирают. Все это порождает такие явления, как национализм и расизм, становится причиной всяческих преступлений и даже войн. Общество активно борется с данной проблемой, но она все еще широко распространена по всему миру.

Мало кто в наше время, особенно представители нового поколения, понимают и в особенности чувствуют – что такое Уважение. Уважение – это важнейшая составляющая достойных и комфортных отношений между людьми. Так же это основа ведения дел в любой сфере. В высших бизнес кругах, достойных кругах, уважение – как воздух, без него невозможно достичь никакой цели.

Кроме того, Уважение – это прекрасное чувство, которое живёт в сердце человека и даёт ему важную составляющую счастья и достоинства. Именно уважение даёт ощущение и состояние Достоинства, уважение к себе и другим людям. Обо всех высших Чувствах – читайте .

Что такое Уважение? Определение и правила

Уважение – форма общения и мотивированное чувство.

Уважение, как форма общения – этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность – “Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других”.

Уважение, как мотивированное чувство – это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).

Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. Уважение – одно из важнейших требований этики. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие.

Из Википедии

Условия для Уважения – личные качества (этичность, управление собой, способность видеть достоинства других, признавать), принятие иерархии (вышестоящий, нижестоящий, равный), взятие ролей (сотрудник, ученик, друг, руководитель и др.) и выполнение правил уважения .

Основные правила уважения:

1. Общение, изучение других – чтобы понимать, видеть достоинства и недостатки, др.

2. Знаки внимания – высказывать своё отношение (благодарность, комплименты и др.) поздравления, этика, как к старшему (пропускать вперёд, вставать и т.д. – если уместно). Но без перебора – без пафоса, лести (в основе должна быть искренность).

3. Отношение к вышестоящему – внимательность и учтивость: при замечаниях – извиняться, не оправдываться, благодарить, защищать авторитет – не давать злословить, пресекать оскорбления, др., не создавать проблем другим (не подставлять, не подводить тех, кто на тебя надеется и т.п.).

“Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать” Чарльз Дарвин

Неуважение к другим – это признак гордыни и высокомерия, показатель неадекватной самооценки человека и его не доброжелательности. Неадекватность – определяется не способностью такого человека справедливо оценить и признать его достоинства, ценить его и относиться к нему в соответствии с тем, как он того заслуживает (по его достижениям и достоинствам).

О том, что такое Дружба – читайте .

Уважение к другим – определяет эффективность и комфортность взаимоотношений между людьми, ведения дел, получения информации, создаёт лучшие условия для развития и самореализации.

Чувство уважения – это очень приятное чувство само по себе и оно является защитником чувства Любви. Любовь без уважения долго жить не сможет.