Здоровье Беременность Красота

Игры на счет для детей 7 лет. Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Прекрасная подборка арифметических тестов и головоломок от портала Quicksave – это эффективный познавательный материал, который поможет подготовить детвору к поступлению в школу. Дошкольники будут с интересом учиться считать, шаг за шагом продвигаясь в обучении, успешно справляясь с заданиями развивающих онлайн игрушек.

Веселая тренировка математических навыков

Все задачки решаются в игровом формате – это способствует скорейшему запоминанию важной информации. Популярные обучалки для самых маленьких геймеров позволяют в полном объеме раскрыть детский потенциал: сформировать логическое мышление, улучшить память и концентрацию внимания, прокачать креатив и усидчивость.

Пользователям не нужно будет покупать продукт, активировать его или устанавливать на персональный компьютер – браузерные флеш-игры без регистрации позволяют бесплатно насладиться процессом, не отвлекаясь на ненужные действия. Самые искушенные эстеты оценят бесподобную графику свежих новинок от Quicksave.

Особенности геймплея:

  • Незаурядная сюжетная линия с поиском правильного ответа из нескольких предложенных вариантов для перехода на следующий уровень позволяет игроку максимально раскрепоститься и молниеносно схватывать суть задания;
  • Сложность миссий растет в зависимости от прогресса ученика;
  • Ограничение по времени и желание узнать верный ответ становится главным мотивационным фактором, который способствует дальнейшему прогрессу.

Умение грамотно считать поможет сорванцам правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Цифры, числа, геометрические фигуры – это неизведанный мир, который только открывается юным пытливым умам. Главная задача родителей – показать своему чаду нужное направление, в котором следует развиваться. А коллекция логических компьютерных развлечений – это максимально доступный и понятный способ реализовать задуманное.

Играем и считаем с удовольствием

Поделитесь своими эмоциями от прохождения очередного интеллектуального квеста с друзьями. Вы получите дополнительный заряд положительной энергии, экспериментируя с образным и логическим мышлением – уже очень скоро вы ощутите потрясающий эффект от освоения пройденного материала. Если регулярно играть в увлекательные забавы из категории: , результат не заставит себя долго ждать.

Прекрасная подборка арифметических тестов и головоломок от портала Quicksave – это эффективный познавательный материал, который поможет подготовить детвору к поступлению в школу. Дошкольники будут с интересом учиться считать, шаг за шагом продвигаясь в обучении, успешно справляясь с заданиями развивающих онлайн игрушек.

Веселая тренировка математических навыков

Все задачки решаются в игровом формате – это способствует скорейшему запоминанию важной информации. Популярные обучалки для самых маленьких геймеров позволяют в полном объеме раскрыть детский потенциал: сформировать логическое мышление, улучшить память и концентрацию внимания, прокачать креатив и усидчивость.

Пользователям не нужно будет покупать продукт, активировать его или устанавливать на персональный компьютер – браузерные флеш-игры без регистрации позволяют бесплатно насладиться процессом, не отвлекаясь на ненужные действия. Самые искушенные эстеты оценят бесподобную графику свежих новинок от Quicksave.

Особенности геймплея:

  • Незаурядная сюжетная линия с поиском правильного ответа из нескольких предложенных вариантов для перехода на следующий уровень позволяет игроку максимально раскрепоститься и молниеносно схватывать суть задания;
  • Сложность миссий растет в зависимости от прогресса ученика;
  • Ограничение по времени и желание узнать верный ответ становится главным мотивационным фактором, который способствует дальнейшему прогрессу.

Умение грамотно считать поможет сорванцам правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Цифры, числа, геометрические фигуры – это неизведанный мир, который только открывается юным пытливым умам. Главная задача родителей – показать своему чаду нужное направление, в котором следует развиваться. А коллекция логических компьютерных развлечений – это максимально доступный и понятный способ реализовать задуманное.

Играем и считаем с удовольствием

Поделитесь своими эмоциями от прохождения очередного интеллектуального квеста с друзьями. Вы получите дополнительный заряд положительной энергии, экспериментируя с образным и логическим мышлением – уже очень скоро вы ощутите потрясающий эффект от освоения пройденного материала. Если регулярно играть в увлекательные забавы из категории: , результат не заставит себя долго ждать.

Математические игры для детей 4-7 лет с использованием анализаторов

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию математические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста с применением анализаторов. В работе предлагаются игры, обучающие детей счету с помощью осязательного, слухового, двигательного анализаторов. Представленные игры можно использовать в организованной образовательной деятельности и самостоятельной игровой деятельности детей. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям детей дошкольного возраста.

Цель: привлечение интереса к использованию математических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей.

Психолого - педагогические исследования ученых позволяют разделить формирование элементарных математических представлений на периоды:
1.Дочисловой период
2.Период счетной деятельности
3.Период вычислительной деятельности

Во второй из этих периодов дети (4-7 лет) овладевают счетной деятельностью; учатся различать процесс счета от итога счета; учатся оперировать с количеством; различать и понимать вопросы: «сколько?», который?», «который по порядку?», «какой по счету?».
Одной из психологических особенностей восприятия детьми счетной деятельности во втором периоде является увлечение простым перечислением числительных, что не говорит об умении ребенка считать. В начале средней группы ребенок еще не понимает значение итогового числа. Часто последнее числительное относится ребенком ко всей пересчитываемой группе предметов.
Обучение счету должно помочь детям понять цель счетной деятельности – только сосчитав предметы, можно ответить на вопрос «сколько?» и овладеть средствами счетной деятельности. Обучение детей счету проводится в два этапа:
1.Дети учатся называть итоговое число на основе счета воспитателя
2.Дети овладевают счетными действиями и учатся различать процесс счета от итогового счета.

Для отработки счетных навыков предлагается множество игровых упражнений и игр. Очень важно в процессе обучения детей счету включать кроме зрительного еще слуховой, двигательный, осязательный анализаторы. Это поможет ребенку лучше понять, усвоить значение итогового числа.

Игры, обучающие детей счету по осязанию.
«Сколько игрушек спряталось»
Задача: учить детей считать предметы на ощупь
Содержание: Воспитатель ставит игрушки под салфетку.
- Сколько игрушек спряталось? – спрашивает воспитатель.
Дети считают игрушки через салфетку на ощупь. После того, как ребенок сосчитает игрушки, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество игрушек зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти игрушек; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для пуговиц»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь
Содержание: Воспитатель закрывает карточки с нашитыми пуговицами салфеткой или помещает планку в чехол-домик.
- Сколько пуговиц спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель снимает салфетку, вместе проверяют, правильно ли сосчитал ребенок.
Примечание: количество пуговиц на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти пуговиц; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



«Домик для дырочек»
Задача: учить детей считать дырочки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает карточки с планками (в планках вырезаны дырочки) в чехол.

Сколько дырочек спряталось в домике? – спрашивает воспитатель.
Ребенок считает дырочки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает дырочки, воспитатель вынимает планку из чехла, вместе пересчитывают дырочки.
Примечание : количество дырок на планке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной– до двадцати.




«Шишки спрятались»
Задача: учить детей считать шишки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек шишки. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает шишки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество шишек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Камешки»
Задача: учить детей считать камешки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек камешки. Ребенок должен сосчитать камешки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает камешки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество камешков в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Пуговицы»
Задача: учить детей считать пуговицы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек пуговицы. Ребенок должен сосчитать пуговицы на ощупь. После того, как ребенок сосчитает пуговицы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество пуговиц в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Веселая фасоль»
Задача: учить детей считать фасолинки на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек фасоль. Ребенок должен сосчитать фасоль на ощупь. После того, как ребенок сосчитает фасолинки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество фасолинок в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.


«Сколько семечек спряталось в домике»
Задача: учить детей считать семена тыквы на ощупь.
Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек семена тыквы. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает семена тыквы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.
Примечание: количество тыквенных семечек в мешочке зависит от возрастной группы детей: в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.



Примечание: Мешочки с природным материалом, планки с пуговицами, дырками удобно хранить в папке с карманами для хранения.





Игры, обучающие детей счету на слух.
«Сосчитай звуки»
Задача:
Содержание: За ширмой находятся музыкальные инструменты: металлофон, ложки. Воспитатель отстукивает звуки на металлофоне в определенном ритме с паузой. Дети считают звуки, называют музыкальный инструмент. Затем воспитатель отстукивает звуки ложками. Дети считают количество звуков, называют инструмент. Воспитатель отхлопывает в ладоши определенное количество звуков в определенном ритме с паузой. Дети считают и называют предмет, издающий звук.
Примечание: металлофон, ложки можно заменить любыми звучащими предметами.


«Послушай и сосчитай»
Задача: учить детей считать звуки на слух.
Содержание: Воспитатель отстукивает звуки в определенном ритме с паузой на металлофоне (ложках, отхлопывает в ладоши). Детям предлагается посчитать услышанные звуки и отсчитать столько же шишек (камешков, пуговиц или других предметов), разложить предметы перед собой.


Игры, обучающие детей счету движений.
Упражняя детей в счете движений, дошкольникам предлагаются игры на воспроизведение указанного количества движений по образцу или по названному числу.

1.Счет по образцу
«Поднималки»
Задача:
Содержание: Сосчитай, сколько кругов на карточке (на столе, в коробке) и подними правую (левую) руку столько же раз.
Примечание: круги можно заменить природным материалом: шишками, камешками, желудями.


«Приседалки»
Задача: учить детей считать движения по образцу.
Содержание: Посчитай, сколько пуговиц (дырок) на планке, присядь столько же раз.
Примечание: планки можно заменить геометрическими фигурами, природным материалом (шишками, камешками, желудями)

2.Счет по названному числу.

«Спортивная математика»
Задача: учить детей считать движения по названному числу.
Содержание: Подними левую (правую) руку 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8….) раз.
Примечание: движения можно предлагать разнообразные: приседания, прыжки, хлопки, шаги и другие.

Методические рекомендации:
- предложенные игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
- при подборе той или иной игры нужно учитывать программные задачи: учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения в зависимости от возрастной группы, усложняя задания, увеличивая количество предметов, движений:
в средней группе – счет в пределах пяти;
в старшей группе – счет в пределах 10;
в подготовительной группе – счет в пределах 20.

Спасибо за внимание!!!

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

— узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

— доли, умение разделить предмет на 2 — 4 равные части;

— основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — мертвый груз.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например, цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.

Предлагаемые игры не потребуют от взрослых каких-то особенных усилий или затрат, материалом для них служит то, что есть в любом доме, в том числе самые обычные игрушки.

Игры на исследование количественных представлений

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Взрослый вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебе, инициативу.

Как научить ребенка считать? Вроде бы нет ничего сложного: I, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 10 идет 11, а после 20 — 21. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва: «Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?».

Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.

Кубики

Для детей двух-трех лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с цифрами. С четырех- пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа.

А сколько у нас всего кубиков? Почему бы их не пересчитать? Ведь интересно же узнать сколько их?

В большой комнате кубики можно выложить в один ряд. Даже если ребенок не совсем тверд в счете, а то и вовсе плох, он все равно внимательно будет отслеживать и запоминать действия взрослого (показ кубика и называние числа, движение вдоль ряда слева направо и т. п.). После двух-трех показов обязательно захочет и попытается точно так же действовать самостоятельно.

Перед ребенком выставляется несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

«Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков.

«Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

«Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

«Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик.

«Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Не выставляйте малое количество кубиков, пусть их каждый раз будет не меньше полутора-двух десятков, малые числа при каждом пересчете повторяются в больших.

Постепенно увеличивайте число кубиков, быстро и четко показывайте и пересчитывайте поначалу сами. Дети обязательно начнут присоединяться, вторить, при малейшей паузе подсказывать, обгонять вас. Им самим интересно освоить порядок счета, продвинуться в нем как можно дальше.

Считаем орешки

Возьмите два блюдца, каждое с одним, двумя или тремя орешками на нем, или две карточки, на каждой из которых нанесено не более трех точек. «Сколько орешков на этом блюдце?». «Лежит ли на этом и этом блюдцах одинаковое число орешков, или на одном из них больше?». Начинайте со сравнения одного орешка и трех, затем переходите к сравнению одного орешка и двух орешков и, наконец, двух орешков и трех, прежде чем сравнивать один орешек с одним, два орешка с двумя и три с тремя.

Счет в дороге

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сосчитай себя

Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

Назвать парные части тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги).

С какой взято больше?

Утром мама положила для ребят на двух тарелках по одинаковому числу яблок. К вечеру на тарелках осталось по столько яблок, сколько их изображено на рисунке. С какой тарелки взято больше яблок и на сколько? Свой ответ объясни.

Зажги звезды

Игровой материал: лист бумаги темно-синего цвета — модель ночного неба; кисть, желтая краска, числовые карточки (до пяти).

1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звезд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.

2. То же самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или по крышке стола.

Сколько пуговиц?

Используются пуговицы, не более 5 штук. Начинайте с 3 объектов, расположенных в ряд. Спросите:

1. Сколько здесь пуговиц?

2. Что произойдет, если я одну уберу?

3. Сколько их будет теперь?

4. Теперь что произошло?

5. Сколько здесь?

6. Здесь по-прежнему три?!

7. Сколько здесь?

8. Здесь все еще то же самое число, какое было, или стало больше/меньше?

Вопросы 6 и 7 можно опустить, если малыш правильно ответит на вопрос 5. В противном случае задайте их, чтобы он мог снова подумать. Осторожно варьируйте форму вопроса 8: меняйте порядок, в каком вы говорите то же, больше и меньше, потому что есть большая вероятность, что ребенок согласится с последним вашим словом, если он в себе не уверен.

Повторите упражнение, увеличив число предметов до 5 и добавив или убавив всего 1 предмет. Обязательно подтверждайте его ответы: «Да, здесь 3 предмета» или «Да, здесь больше», когда он прав. Если он говорит неправильно, то: «Нет, давай попробуем снова» или «Давай посмотрим».

Счет по порядку

Сложите все кружки в мешочек (ведерко, коробочку). Доставайте по одному и выкладывайте в ряд на столе или листе бумаги (поверхность должна быть однотонной, чтобы кружки было четко видно). Выкладывая круги, говорите «один», «два» и так далее до десяти. Можете доставать фигуры по очереди — одну вы, одну ребенок. Выложив все фигуры в ряд, начните убирать по одной обратно и вести обратный счет: «десять», «девять» и так далее. В конце, убрав все, скажите: «Ноль! Ничего нет!». Играя в такую игру, ребенок быстро усвоит порядок счета в обоих направлениях в пределах первого десятка.

Сколько фигур?

Подложите белый лист картона или что-нибудь однотонное. Положите на него одну фигуру и скажите «Один!», потом следующую и назовите «Два!» и гак до пяти. Посмотрите, что получилось. У вас может получиться пять фигур одинаковых, тогда вы скажете — все красные — или несколько других, тогда вы можете сказать — три красных и две синих, а всего пять. А потом начните убирать по одной, привлеките к этому ребенка и весело убирайте и выкладывайте снова пять фигур, считая их вперед-назад. По ходу игры меняйте количество разноцветных фигур в вашем «пятке» незаметно для ребенка и обращайте его внимание на это: «Смотри: одна красная и четыре синих, а все равно пять!».

Через некоторое время доведите игру до состава числа десять, тогда берите одновременно двадцать фигурок, чтобы мог получиться целый десяток одного цвета, целый — другого, девять одного — одна другого и т. д.

Можно использовать при игре картонные поддоны для яиц (сейчас продаются поддоны на десять яиц с крышкой — от них нужно только отрезать крышку, или взять большой поддон на три десятка и острым ножом разрезать его так, чтобы получились два ряда по пять). Раскладывая в такой «десяток» монеты, шарики или что-то другое, малыш сам будет видеть, сколько осталось положить, чтобы получился целый десяток, что когда места в одной коробочке нет, начинается второй десяток, легко запомнит состав чисел второго десятка и далее.

Игры с монетами

Если малыш любит складывать что-нибудь, проталкивать цилиндрики или монетки в дырку в коробке, катать мячики с горки — это тоже можно связать со счетом. Ребенок складывает, вы считаете. Он слушает и пытается повторить. Так ребенок не только запоминает последовательность счета, но и может наглядно увидеть те двадцать или тридцать пять монеток, которые он положил в баночку.

Варианты таких игр:

1. Помоги Буратино. Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7—10 штук). Задание: по мочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас-Барабас.

2. Сколько в банке. Возьмите монетки и пластиковую банку с узким отверстием в крышке (как в копилке), выложите на столе длинную дорожку, сколько у вас получилось монеток — 12, 17, 25? Пересчитайте вместе с малышом, повторите, сколько же у вас монеток. И начните складывать монетки в банку, каждый раз называя, сколько монеток осталось — это будет игра в обратный счет 25, осталось 24, 23, 22, ...

Можно выкладывать монетки не длинной дорогой, а «башенками» (4, 3, 2, 1), может получиться одна, две, три целых башенки или больше, да еще несколько монеток отдельно, так и скажите малышу — десять, еще десять, да еще десять, да еще четыре монетки — всего тридцать четыре! Давай складывать в банку: осталось 33, 32,...

Угадай, сколько в какой руке

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.

Сколько всего

Выберите вместе с ребенком что-нибудь для подсчета. Можно показать ему на улице какое-нибудь дерево, например, тополь, и научить узнавать его. А потом дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи и т. д.

Положите в вазу или коробку эти предметы. Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет, подсчитайте, у кого больше.

Математическая игра

Пересчитывайте все, во что вы играете. Для этого не нужно устраивать специальных занятий с усаживанием за парту. Ведь вы, наверняка, во что-то играете с ребенком, вот тут и поговорите: «Здесь живет курочка, а тут — два слоненка». Или «Сколько зверей поедет на поезде?». И сами отвечаете, чтоб ребенок начал понимать, как на такой вопрос отвечают: «Два кота, три лошадки, один верблюд и т. д.». Специально создавайте игровые ситуации, где герой что-нибудь должен пересчитать или дать другой игрушке или человеку нужное количество грибов, цветов, бегемотов, чего угодно.

Тут же, то есть в любой игре, можно давать элементы математических действий, знакомить с составом числа. То есть вы разыгрываете в лицах математическую задачу и сами же решаете ее на глазах у ребенка доступными ему способами.

Например: «К верблюду в гости на большом корабле приплыл слон, а потом еще две мартышки. И стало у верблюда три гостя» и т. д.

«Девочка испекла два пирожка с вареньем и два пирожка с капустой, потом сложила все эти четыре пирожка в корзинку и отправилась в лес к знакомому дровосеку (все это вы изображаете игрушками, а еще лучше, если вы это делаете вместе, по ролям). Дровосек был как раз дома, да еще в гостях у него сидели два охотника. Девочка приготовила чай и они все стали пить его с пирожками. И получилось так, что всем досталось по одному пирожку, так как и людей и пирожков было по четыре, то есть поровну (и раздайте всем по пирожку)». Сюжет игры, естественно, должен исходить из наличия игрушек. По ходу дела конструируйте с ребенком игровое пространство: лес, дорожку и прочее. Не акцентируйте внимание на том, что надо что-то запомнить или хотя бы внимательно выслушать. Пусть ребенок будет увлечен игрой, а все запомнится само собой.

Счет на слух

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счетный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент — металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с заданием, усложните задание — игрушки выставляйте после всех ударов.

Вариант 3 : Ребенок укладывает игрушки спать, а взрослый читает считалочку.

Ночная считалочка

Раз-два-три -четыре- пять!

Шесть-семь-восемь-девять-десять!

Надо, надо, надо спать.

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон.

Кто уснул, увидит

Валентин Берестов

Понятие о двух и паре

Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распознавать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия «два». Помогите ребенку осмыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка, два носка, две руки, две стопы, два уха.

В беседе с ребенком используйте слово «два» везде, где только можно: «Посмотри на эти два цветка». Давайте ребенку по две вещи: «Вот две ложки» или «Вот две игрушки».

Изучаем ноль

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов:

— Сколько коров в кармане?

— Сколько у нас дома крокодилов? И т. д.

Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать, сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Угостим зверюшек

Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить» — выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

Группы зверюшек можно изменять 3—4 раза за одно занятие.

Вариант: то же задание, но с игрушками-муляжами фруктов и овощей. Перед каждым животным кладем «угощение» и считаем: «Одна морковка, две...».

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока — это всегда обозначается одной цифрой. Детям очень нравятся всевозможные «книжки-липучки» и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие «ноль». Предложите ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки — ничего не осталось — то есть «ноль яблок». Слово «ноль» означает: «ничего нет».

Детям постарше (в 4—5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек — в древности десять сокращенно называли «дцать». Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается «один» на «дцать» — «одиннадцать». Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка — «два-дцать», три десятка - «три-дцать» и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало «очень много», и девяносто, которое переводится, как «девять до ста».

Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые Цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться Дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усво ил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном.

Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:

— Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.

— Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.

— Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.

— Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка. Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Счет на кухне

Кухня — отличное место для постижения основ математики.

Запомнить цифры и счет малышам помогут многочисленные игры на кухне.

Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это так же, как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звездочек, ромбиков и кружков вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.

Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салаг, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка — это прибавит игре серьезность настоящего дела!

При этом можно использовать стихи

Щи-талочка

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжен —

Кочерыжка, выйди вон!

Марина Бородицкая

Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 2 морковки, 2 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т. п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.

Играем в цифры

После изучения конкретной цифры и счета с ней можно играть так.

1. Разложите в коробочки (баночки от плавленого сыра, одноразовые емкости для салатов и т. д.) карточки с цифрами, которые знает ребенок, и спрячьте закрытые баночки в разных местах квартиры. Пусть малыш найдет все баночки и разложит в них столько одинаковых предметов, сколько напечатано на карточке. Для раскладывания можно использовать пуговицы, мозаику, кубики, трубочки от сока и всякую подобную мелочь.

2. Поиграйте в «цирк»: ребенок — ученая собака, пусть он выполнит несколько ваших команд, а потом вы покажете ему крупные карточки с цифрами, а малыш пролает столько раз, сколько на карточке указано. Дети любят изображать животных.

Или наоборот: разложите на полу или диване карточки с известными ребенку цифрами, сколько раз вы хлопнете (топнете, махнете рукой, прокукарекаете и т. д.), — такую карточку ребенок вам принесет.

3. Вырежьте цифры из бархатной бумаги, картона, пластика и т. д. Сложите в непрозрачный мешочек и попросите малыша, засунув руку в мешочек, не глядя, сначала ощупать цифру и угадать, что за цифру он взял, а потом вынуть ее.

4. Читайте стихи про счет и цифры, изучая новую цифру — ассоциативная память будет способствовать запоминанию образа цифры.

5. Показывайте ребенку карточку с цифрой и спрашивайте: «Чего в доме столько?». Пусть ищет по квартире и считает. Например, в доме 4 двери, 8 кастрюль, 3 черепахи, 1 собака...

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

Решаем примеры

Вводить их лучше с элементарных, например:

1+2=3 и т. д.

Затем усложнять.

Чтобы ребенок понял смысл этих операций, объяснять на примерах:

1 + 1 = 2: 1 помидор + 1 помидор = 2 помидора и т.д.

Обратить внимание ребенка, что в жизни мы часто прибегаем к сложению и вычитанию: когда холодно, надеваем еще один свитер, а когда тепло — снимаем, и т. д.

Назвать все слова, которые напоминают:

— о сложении: добавлять, покупать, получать,

— о вычитании: отобрать, взять и т. д.

Еще обратить внимание, что при сложении самое большое число — ответ, а при вычитании наоборот, результат — наименьшее число.

Математическая рыбалка

Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Вам понадобятся рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

На магнитном мод еле графе, размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Ребенок «ловит» (снимает) рыбку, читает пример на сложение и вычитание. Решил пример правильно — получи рыбку. Кто больше «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Куда ставить карточку

Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток, пять кубиков, шесть ложек и т. д. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Взрослый объясняет суть игры: необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.

Разложи правильно

Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности. Например:

Ребенок внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Взрослый меняет положение нескольких карточек.

Например:

После условного знака ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату), ставит карточки в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить карточки в обратном порядке.

Изучаем количество

На карточках нарисуйте точки. В разных местах комнаты положите различное количество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Не берите много первый раз. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не произносить слово «три», замените его фразой «столько же». Если ребенок принесет другое количество игрушек, не спешите сказать — неправильно. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка незакрытой, или игрушке не хватило точки.

Рассеянный художник

Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?

Угостим тигров

Вам понадобятся игрушечные тигры, тарелочка и брусочек красного пластилина. Малыш должен оторвать от большого бруска столько маленьких кусочков пластилина («мяса»), сколько тигров видит перед собой. Не забывайте просить малыша называть числительные каждый раз, когда он отрывает пластилин. В конце всегда задавайте вопрос: Сколько всего? Если кроха научился отвечать на него, первые азы математики им усвоены.

Самый быстрый почтальон

Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру.

Педагог раздает пяти ребятам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записан пример на сложение и вычитание. Дети, сидящие за столами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (посчитать пример) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, соответствующими ответами).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Математические бусы

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Задачки по картинкам

1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут на берег?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут кушать траву?

4. Вытаскивают репку дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

Можно составить и другие задачи, используя карточки 5 и 6.

Детское домино

Домино — древняя игра, произошедшая от игры в кости. Если в вашем арсенале до сих пор нет домино, самое время приобрести эту игру, потому что для проведения математических игр она просто необходима.

Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2—3 лет уберите все фишки с количеством точек, превышающим 4. Остальные фишки добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех. Если ребенок старше, то убирать ничего не надо.

На этом «дидактическом материале» счет до двенадцати усваивается быстро.

сверху ставим цифру 2, а внизу 4.

Если сосчитаем вместе,

то получим... ровно 6!

(здесь безграничное поле для фантазии)

Сразу же записывать этот пример с помощью цифр, впрочем, особенно не привлекая внимание к этому процессу.

Мы играем в домино, с половинками оно,

сверху ставим цифру 2, а внизу... не знаем!

Сколько надо дописать, чтобы получилось 5?

Согласитесь, это уже практически уравнение! 2 + х = 5. Внизу под рисунком так и записать, пояснив, что когда чего-то не знаем, то пишем вместо этого букву х.

В дальнейшем попросить научить кукол или зайчика решать примеры на сложение и уравнения.