Здоровье Беременность Красота

Конспект НОД «Беседа о дружбе и друзьях. Умеет ли ваш ребёнок дружить? Кто умеет дружить

Первый урок на тему «Хорошо тому жить – кто умеет дружить!»

Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.

научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

    дать понятие дружбы;

    ознакомить с правилами дружбы;

    учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;

    воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;

    воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу;

    развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, альбомные листы, цветные карандаши, выставка произведений детских писателей про дружбу.

Ход урока-праздника

Добрый день, друзья! Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся и улыбнемся своему соседу! Ребята, в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.

Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце урока мы должны будем вывести правила дружбы.

І. Актуализация знаний.

    Загадки про дружбу.

- Он в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий, Верный… (друг)

- Мы в беде друг другу помотаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская… (дружба)

- На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

-Это – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее

И любая беда – не беда,

Если рядом они настоящие! Кто это? (друзья)

Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?

Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (идут высказывания детей).

ІІ. Чтение и обсуждение ситуаций

Валентина Осеева «Мечтатель»

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!

А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился...

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на- берег плачущего малыша.

Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя. - Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!

Кто из мальчиков мечтал совершить подвиг?

Каким по характеру был Юра?

Кого вы считаете героем?

Как вы думаете, будут ли мальчики в будущем дружить?

Рассказ "Так или не так?”

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

Ты еще ни с кем не дружишь?

Нет, - ответила Нюра.

И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя.

– Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

Не волнуйся, - ответила Нюра.

– С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить

Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?

Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?

ІІІ Физминутка

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

І V Работа с пословицами:

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок, вы также с ними знакомы, а насколько хорошо вы их помните, мы узнаем с помощью игры

«Дополни Пословицу»

1. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
2. Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
3. Друга ищи, а найдешь……/ береги/.

4. Дерево живет корнями, а человек…./друзьями/.

5. Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
6. Друг познается……/в беде/.
7. Без друга ….. /в жизни туго/.

V . Работа в группах

(учащимся необходимо собрать рассыпанные пословицы)

Друга иметь – себя не жалеть;

Друга ищи, а найдешь - береги;

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает .

VI. Рисунки дружбы .

Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу.

(Выставка детских рисунков)

VII . Правила дружбы .

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить, чтобы никогда не сориться.

Постарайтесь продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей.

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …

Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она!

Б) Давайте с вами выработаем правила дружбы и постараемся их всегда соблюдать.

    Не выдавать чужие секреты;

    Всегда быть откровенным с другом;

    Не бойся попросить прощения;

    Не груби;

    Не надо менять друзей;

    Надо быть постоянным в дружбе;

    Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;

    Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

    Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

    Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

V ІІІ. Итог занятия:

– Что такое дружба? (ответы детей)

– Каким должен быть настоящий друг? (ответы детей

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

– Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?

Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.

– Молодцы ребята!

– Вам понравилось занятие?

Вот что значит настоящий верный друг!

– Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

А напоследок исполним танец «Дружба» под песню «Улыбка».

Мухаметжанова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: конспект организованной детской деятельности
Тема: Умеешь ли ты дружить
Дата публикации: 19.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект организованной детской деятельности «Умеешь ли ты дружить?»

(Подготовительная к школе группа)

Цель:
обогащение представлений детей о дружбе.
Программное содержание:
 Уточнить представления детей о дружбе, формировать понятия о качествах настоящей дружбы, адекватные представления о своих способностях в дружбе;  Развивать коммуникативные качества детей; развивать воображение; умение использовать свой жизненный опыт при решении учебных задач;  Воспитывать положительные дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение дорожить дружбой, доброжелательность, отзывчивость, способность к сопереживанию, побуждать к добрым поступкам.
Предварительная работа:
Чтение рассказов из сборника В.Осеевой «Синие листья», беседы по содержанию, слушание песен о дружбе, заучивание 2 воспитанниками стихотворений о дружбе, работа над пословицами
Оборудование:
иллюстрации к басне Л.Н. Толстого «Два товарища»,ММП «Сказочные друзья», мяч, наклейки с изображением солнышка и тучки для проведения рефлексии, фонограмма «Песенка о дружбе».
Ход работы:
1.
Организационный момент
Звучит фонограмма
«
Песенки о дружбе». Дети заходят в групповое помещение Воспитатель: Ребята сегодня я начну разговор с вами с загадки, отгадав которую вы узнаете, чему будет посвящена наша встреча: Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... (друг) Воспитатель: Правильно. Значит, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей) Действительно, сегодня мы будем говорить о том, какими качествами должен обладать настоящий друг и о том, как самому стать хорошим другом.
2.

Основная часть
Воспитатель: Ребята, для начала давайте попробуем ответить на вопрос: «Кто такой друг?» Для этого я предлагаю сыграть в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а тот, кому я брошу мяч продолжит его и передаст мяч следующему. 1. Игра «Закончи предложение»: Друг – это тот, кто…. (ответы детей) Воспитатель: - Да, ребята, вы правы: друг - это тот, с кем интересно, кто не обижает, кто готов разделить с тобой и радость и горе, кто доверяет вам, делится всем, помогает?. Согласитесь, такое обращение приятно. - А теперь давайте подумаем, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий друг? (Каким должен быть настоящий друг?) - Действитеьно. Каждый из нас хочет видеть своего друга вежливым, добрым, щедрым, интересным, честным, бескорыстным, внимательным, справедливым). - Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Да ребята, вы все говорите правильно. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем остальным ребятам. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:
Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит. Вот, что значит Настоящий верный друг. -У каждого человека должен быть настоящий друг. Неспроста говорит народная мудрость: «Человек без друзей как птица, без крыльев». Ребята, а какие пословицы о дружбе знаете вы? (Ответы детей) 2. Как вы понимаете пословицы: «Старый друг лучше новых двух»; «Сам пропадай, а товарища выручай», «Нет друга - ищи, а нашел - береги»? 3.Давайте прослушаем стихотворения о дружбе, которые заранее выучили наши ребята и попробуем ответить на вопрос: Что такое дружба?  Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без дружки! Помириться нужно нам. Я ее не обижала – Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!». Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!».  Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, Весёлая, смешная. Мне скучно без игрушки – Любимая была! Но всё же я подружке Игрушку отдала. - Что же такое дружба? (Ответы детей)  Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна! - А теперь немножко отдохнем.
4. Физминутка «Дружба»
(Дети становятся по кругу, повторяют за воспитателем движения). Настроение упало, - опускают руки вниз Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но ещё не всё пропало, - разводят руками Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами друг к другу, выполняют «пружинку» Друга за руку возьмем, - берут друг друга за руки и выполняют движения руками вперед-назад С облегчением вздохнём - делают глубокий вдох, выдох Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются И от пыли отряхнём! - отряхиваются 5 . Я предлагаю вам прослушать басню Л.Толстого «Два товарища»: А потом ответить на вопросы. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают». 6. Беседа по содержанию - Можно ли назвать этих ребят настоящими друзьями? -А почему вы так думаете? (ответы детей). Действительно поступок одного из мальчиков недостойный и иначе, как предательством его не назовешь. Он бросил друга в опасности, не пришел на помощь Не зря говорится в русской пословице: «Друг познаётся в беде» А пословица недаром молвится. Ведь это проверенная веками народная мудрость -Есть ли у вас верные друзья? (ответы детей). – А почему вы считаете их верными? Замечательно! Значит вы все умеете дружить. Умение дружить – очень важное для человека качество. - А давайте попробуем ответить на вопрос: Как мы должны относиться к своему другу? - Можно ли обманывать друзей? (нет, с другом надо быть честным) - Что делать, если друг попал в беду? - А как надо поступить, если ваш друг совершил недостойный поступок? Спасибо вам за ваши ответы. Действитеьно в дружбе важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: « Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей!
7.
А сейчас нас ждет конкурс загадок, которые приготовили для вас герои любимых мультфильмов. (На экране появляется слайд с изображением мультипликационного героя) Назовите сказочного героя. (Пятачок). А как звали его друга? (Винни-Пух) 1) Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный (друг).
Дети отгадывают загадку, на экране появляется слайд со словом-отгадкой и изображением Винни-Пуха и Пятачка (Далее работа строится аналогично) 2) На экране - Маша из фильма «Маша и медведь» Говорят, что мы похожи. Отвечаем: «Ну и что же?». Говорят, что неразлучны. Друг без друга вправду скучно. Говорят, что мы болтушки. Ну и что! Ведь мы (подружки). 3) Слайд 3. На экране Даша-путешественница. Мы теперь уж не друзья, Ты ушел, в обиде я. Не на шутку разругались, Друг на друга обозвались, Ну а я теперь грущу. Приходи, тебя прощу. Согласись, ведь из-за вздора Выросла вот эта (ссора). 4) Загадка от Большой черепахи. Что, подружка, предлагаю Нашу ссору позабыть. Шаг навстречу совершаю, Я хочу с тобой дружить. Перестань, подружка, злиться, Предлагаю (помириться).
3.

Итог
Наша с вами беседа подходит к концу. - Было ли вам интересно сегодняшнее занятие? - Что важного и нового для себя вы узнали? - Кто из вас захотел встретить настоящих друзей? Рефлексия: Тот, кто узнал сегодня что-то новое и интересное о дружбе и друзьях - возьмите себе на память о нашей встрече солнышко, а кот, кому было скучно и неинтересно может спрятаться за серой тучкой. (Во время рефлексии звучит песенка о дружбе).

Человек — создание социальное. Мы живём в окружении людей, а потому не зависимо от настроения и обстоятельств ежедневно общаемся с ними. Иногда это общение носит лёгкий и мимолётный характер, а иногда перерастает в достаточно близкие взаимоотношения, над поддержанием которых следует регулярно работать.

Именно с поддержанием дружбы и близких взаимоотношений у многих из нас и возникают сложности. Ведь далеко не все мы умеем дружить. Попробуем дать несколько проверенных советов о том, как научиться дружить.

Что такое дружба

Под дружбой мы традиционно понимаем доверительные и тёплые отношения, которые складываются между людьми. Эти отношения строятся на общих интересах и привязанности друг к другу. Одни люди дружат на протяжении определённого времени, другие же проносят свою дружбу через всю жизнь.

Мы ошибочно можем называть словом «дружба» самые разные отношения. Но настоящая дружба строится исключительно на доверии и уважении к другому человеку. Другом можно считать лишь того человека, который готов ценить вас как личность, считаться с вашим мнением, оказывать вам необходимую поддержку.

Конечно, построить такого рода отношения удаётся не всегда и не у всех. Тем не менее, если вы хотите иметь настоящих и преданных друзей, то вполне сможете их завести. Достаточно только разобраться в том, как именно нужно дружить.

Как нужно дружить

Если вы хотите найти настоящих друзей, то, в первую очередь, сами должны стать для кого-то хорошим другом. А для этого необходимо следовать таким правилам:

Почему иметь друзей так важно

— это не только веселье, но ещё и сложная работа. А потому, если вы хотите иметь настоящих друзей, то должны подойти к построению дружеских отношений с умом и ответственностью. Ведь как бы сложно не было заводить друзей, финальный результат всегда стоит стараний.

С другом можно весело проводить время, полностью позабыв про скуку и уныние. А ещё это тот человек, который готов всегда прийти на помощь и поддержать в тяжёлую минуту. Друзья нередко проходят с нами через всю жизнь и становятся в итоге её неотъемлемой частью. Без них мы чувствуем себя потеряно и одиноко, с ними же наша жизнь мгновенно наполняется яркими красками. Каким бы плохим ни было ваше настроение, даже мимолётная встреча с друзьями способна взбодрить и вновь наполнить вас энергией.

Вот почему друзья нам действительно необходимы. Тем более, что благодаря некоторым доступным советам каждый из нас легко сможет построить те дружеские взаимоотношения, которых ему так не хватает.

Мультфильм о настоящей дружбе

Темп современной жизни редко когда дает возможность передохнуть, помечтать о будущем, или, наоборот, погрузиться в воспоминания. Мы все время торопимся что-то сделать, куда-то не успеть. Изменив стиль жизни, мы теряем традиции. Казалось бы, что может быть любопытнее, чем встреча выпускников, которые не виделись много лет? Но многие бывшие одноклассники не находят для них времени. Мы пишем в праздники один и тот же текст без обращения по имени и рассылаем его огромному списку людей. Это безличное произведение вряд ли у кого вызывает чувство теплоты и радости. Мы покупаем одинаковые подарки сослуживцам, нисколько не заботясь об индивидуальных особенностях. Сейчас редко кто заходит в гости к соседям, чтобы просто поболтать. Никто не сидит на лавочке у подъезда. Многие семьи, имеющие своих друзей в соседних с ними домах, жалуются, что по несколько месяцев не могут увидеться. Кажется, что у всего общества наступил «вакуум общения». И, естественно, если родители крайне мало отводят времени на общение с друзьями, походы в лес за грибами, совместные приготовления новых блюд, то ребенок тоже не будет уметь дружить.

Потребность в общении у детей есть всегда. В каждый период их развития она может удовлетворяться по-разному и разным количеством людей. Если для крошечного малыша крайне необходимо взаимодействие только с близкими людьми (но, тоже ежедневное и полноценное), то для ребенка садикового возраста круг общения расширяется. У него уже появляются приятели, воспитатели, с которыми он учится дружить. В начальной школе дети начинают пробовать дружить по-настоящему. Особенностью этого возраста считается очень непостоянная дружба. Они будто пробуют на вкус, что это такое «дружить». Поэтому, дружеские связи являются непрочными и недолговечными. В это время Ваш маленький школьник будет с упоением рассказывать о том, что «сегодня он дружил с Машей потому, что она дала ему резинку, а вчера - с Петей, ведь Петя подождал его после обеда, а вот завтра он собирается играть с Мишей…». Это - абсолютно нормальное явление для возраста 6-9 лет. Задача родителей в это время - следить за тем, чтобы их ребенок не остался в одиночестве. Обязательно интересуйтесь, с кем Ваш сын или дочь встают в пару, кто с ними сидит рядом в столовой, играют ли с ними другие ребята. Отвержение в среде первоклассников иногда достигает самых высших пределов. Бывает так, что ребенок долгое время проводит один на переменках, один сидит за партой, его сразу же после школы родители встречают на машине и увозят. И про него одноклассники начинают просто забывать. Не случайно, многие ученики первых классов, проучившись вместе до весенних каникул, продолжают называть некоторых ребят «этот мальчик» и «вон та девочка», не силясь даже запомнить их имена.

Для того чтобы ребенок умел дружить, понимал ценность этого редкого умения, его нужно учить дружбе. Каждый взрослый вкладывает в понимание «дружбы» что-то свое. Но, наверное, есть и общие важные критерии, которые могут понадобиться для определения дружбы. Это и желание помочь в сложной ситуации, и умение радоваться, а не завидовать, умение чувствовать настроение и поддерживать, желание делать сюрпризы и удивлять. В некоторых дружеских отношениях присутствует элемент соперничества. Если к нему относиться как к стимулу, возможно, это поможет в саморазвитии человека. Если же будет больше критики и саморазрушения, то стоит задуматься о причинах появления данных чувств.

Также мамам и папам стоит быть очень внимательными, когда подросток с гордостью заявляет, что у него «тысяча друзей в контакте» или в другой социальной сети. Постоянно общаясь только с виртуальными собеседниками, современные девочки и мальчики совершенно теряют коммуникативные навыки в «живой» действительности. Приходя к кому-то на день рождения, эти дети теряются, не знают о чем говорить с другими гостями, стараются не играть в сюжетные игры, часто говорят, что им «скучно» среди сверстников. Родителям потом стоит огромного труда подружить своего ребенка с кем-то из одноклассников. Поэтому, взрослым обязательно следует разрешать детям приглашать в гости других детей, устраивать им совместные походы и прогулки, использовать любую возможность дать своему ребенку поиграть со сверстниками. Можно договариваться о встрече в парке, кафе или просто во дворе. У ребенка любого возраста ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть хотя-бы одна эмоциональная привязанность (или попросту подруга или друг). Рано или поздно наступит время, когда даже при самых доверительных и близких отношениях между родителями и детьми, ребенку захочется посекретничать о чем-то со сверстниками. Общение выходит на первый план как возрастная потребность для предподросткового и подросткового возраста. И замечательно, если в то время, у ребенка кроме родителей - друзей, будут еще друзья-ровесники.

Уметь дружить, сохранять и поддерживать отношения, прощать и доверять сокровенное, поддерживать не только в горе, но и делить радостные моменты, развиваться самому и помогать развиваться своему другу, делиться и уметь сочувствовать, все это - очень сложно. Это настоящий труд - уметь дружить. Хочется только порадоваться за тех людей, которые умеют хранить дружбу десятилетиями.

И для того, чтобы Ваш ребенок хотя бы попробовал, что представляет из себя «настоящая дружба», начните с малого. Во-первых, перестаньте критиковать друзей ребенка, даже если они Вам не нравятся. Попробуйте вместе с ребенком определить, какие качества он ценит в своих приятелях, помогите ему разобраться, чего ему самому, возможно, не хватает, чтобы быть таким «как его друг». Затем, присмотритесь, в каких ситуациях Ваш ребенок особенно нуждается в товарищах. Может быть, Вы сами чего-то не додаете ему в отношениях. В-третьих, выбирайте вместе подарки для приятелей Вашего ребенка. Этим Вы укрепите, прежде всего, Ваши с ним отношения. Позволяйте детям свободно общаться и проводить время. Не навязывайте свое мнение Вашему ребенку о круге его общения. Лучше всего, придумывайте и планируйте какие-то совместные мероприятия для ребят, за что Ваш ребенок точно будет Вам очень благодарен. Учите детей не хвалиться новыми гаджетами друг перед другом, а лучше делиться новыми веселыми и смешными играми для поднятия настроения.

А еще, прямо сейчас, позвоните своему другу или подруге, которым собираетесь позвонить вот уже … дней, месяцев или лет. Возможно, это только пауза, но не конец отношений, ведь «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг». И самое главное, друг в беде не бросит, и лишнего не спросит. Такого настоящего друга хочется пожелать абсолютно каждому ребенку, да и … каждому взрослому!

УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут... Можно поиграть с тобой?».

Время от времени ребёнок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребёнка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребёнка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребёнка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребёнок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребёнка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребёнка, тогда как ему (родителю) кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребёнок окружён большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестаёт действовать. Даже очень общительному ребёнку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

Число друзей варьируется по мере взросления ребёнка, также как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребёнок младшего возраста обычно выдаёт целый список имён.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причём своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой.

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?
· Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
· Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
· Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь , даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребёнок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нём других детей. И если у ребёнка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на вечеринки, то ребёнок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребёнка: в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребёнка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребёнка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребёнок должен сам.

Материал по теме: рамка «Совет родителям» из серии статей «Как найти настоящих друзей» (журнал «Пробудитесь!», выпуск от 08.12.2004, стр. 11).