Здоровье Беременность Красота

Понятие отождествления личности. Отождествление с другими людьми Отождествление себя с другими людьми называется

Отождествление (самоотождествление)

Механизм отождествления

Мы выяснили, что существует некое чувство или ощущение себя, своего существования. Его можно почувствовать, когда мы говорим “Я, Я, Я, …”, имея в виду самого себя. То ощущение, которое возникает в этом случае, мы назвали самоощущением, или ощущением себя, или еще чувством Я. Еще можно понять самоощущение так. Когда мы что-то делаем, говорим, думаем, мы подразумеваем, что это все делаем мы. Мы так и говорим: «я иду», «я хочу есть», «я думаю о том, что буду делать завтра», «мне плохо». Тот “Я”, которого мы имеем в виду в этих высказываниях, мы и называем ощущением себя. Где у вас в теле располагается самоощущение? Обычно, люди говорят: “Я нахожусь где-то в голове за своими глазами или в груди, и оттуда я наблюдаю за всем”.

Понимая, что это чувство Я находится где-то здесь, за моими глазами, мы все же часто говорим такие вещи: Я - плотник, Я - мать, Я - русский, и т.д. Вполне очевидно, что “быть плотником” - это работа или профессия, но это никак не является чувством Я. Представьте, если бы я действительно являлся плотником, то тогда я был бы вынужден говорить так: “Плотник хочет есть», «Плотник думает, как разрезать яблоко», «Плотник воспитывает детей”. Всем очевидно, что это ересь. Детей воспитывает не плотник, а отец. Т.е. очевидно, что плотник - это только род занятий, работа. Поэтому правильней было бы говорить так: “Я работаю плотником”. В нашей же речи принято говорить: “Я плотник”. И это в корне все меняет. Потому, что происходит отождествление чувства “Я” и образа “плотник”.

Это отождествление человек может отчетливо почувствовать, когда занимается плотницкими работами. Если я - плотник, и я в данный момент занимают плотницкими работами, то я себя считаю именно плотником в данный момент. Этот феномен можно прекрасно проследить, наблюдая за тем, как ведут себя люди на работе, особенно, если они по долгу службы должны общаться с другими людьми. Например, кассир или продавец, когда вас обслуживают, ведут себя именно как кассир и продавец. Это потому, что они в данный момент четко себя отождествили со своей профессией. Если бы кассир вдруг начала бы вам рассказывать, как сложна ее жизнь, что вчера она была на рынке и видела Глашку, и что в последнее время ее дети ее не слушаются, то эта женщина вышла бы из роли кассира, растождествившись с ней, и вошла бы в роль вашей подруги. К счастью, это не происходит или происходит редко.

Так что же произошло, когда человек себя отождествил с одной из своих ролей, например, профессией? Происходит то, что он забывает себя как чистое чувство Я, и он буквально становится своей ролью. Это самозабвение, потеря себя. Еще это можно назвать “заигрался”. Очень часто так бывает, что мы заигрываемся в той или иной роли или деле. Например, мы увлеклись приготовлением пищи, и это настолько нас увлекло, что мы перестали себя чувствовать, как бы потеряли себя из виду. А все, что мы в это время осознавали - это процесс приготовления. Мы стали процессом приготовления пищи, в прямом смысле этого слова.

Единственный способ выйти из отождествления, это постоянно держать в сознании часть внимания на чувстве Я. Когда ты себя помнишь во время какого-то занятия или выполнения какой-то роли, то ты как бы со стороны наблюдаешь за своей ролью. И тогда ты видишь, что ты - не эта роль. Например, если плотник Виталий, работая на своей работе и выполняя плотницкие работы, осознает себя занимающимся этим делом, то он уже не отождествлён со своей ролью плотника. При этом он может и дальше продолжать делать свои плотницкие дела, но, наблюдая себя в этом деле как бы со стороны, он видит отдельно свое чувство Я и отдельно свой процесс работы. В этом случае он уже не будет отождествлен со своей профессией плотника.

Это состояние, в котором человек не теряет ощущение себя из виду и одновременно осознает, что он выполняет ту или иную роль, называется растождествлением. На самом деле растождествление связано не только с выполняемой ролью, но и со всеми возможными формами отождествления чувства Я: с телом, полом, абстрактными образами и т.д. Чтобы понять состояние растождествления, например, с какой-то своей ролью, просто оставайтесь присутствующим в текущем моменте во время выполнения этой роли. Например, вы едете в общественном транспорте. В этом случае мы отождествляем себя с ролью пассажира. Эта роль подразумевает некие правила поведения. Например, уступать место беременным женщинам; передавать деньги на билет, если просят; позволять другим людям находиться в непосредственной близости к вам; и т.д. Как только вы входите в транспорт, сразу же включается ваша роль пассажира. В это время оставайтесь осознанным, просто наблюдайте, как вы себя ведете в этом транспортном средстве. При этом частично держите в поле зрения свое ощущение себя, свое чувство Я. Пока вы наблюдаете за этим процессом, за своим поведением, мыслями и, возможно, чувствами, вы не отождествлены с ними. Вы находитесь в состоянии растождествления со своей ролью пассажира.

Примерно так же происходит растождествление с любой другой формой, с которой вы можете отождествиться. Чтобы растождествиться со своим полом, нужно просто наблюдать за собой, когда вы ведете себе как женщина или мужчина, в зависимости от вашего пола. Например, если вы женщина, то во время беседы с мужчинами или со своими подругами подмечайте, что в вашем поведении, мыслях и чувствах входит в ваш образ женщины. Вы можете кокетничать с мужчинами, наносить макияж и маникюр, сплетничать с другими женщинами и т.д. Все эти элементы вашего поведения обычно входят в образ вас как женщины. Пока вы осознаете, что ведете себя как женщина, вы растождествлены с этой своей ролью. Как только вы перестаете это наблюдать, автоматически происходит ваше отождествление с играемой ролью.

Можно сделать следующий вывод. Отождествление с той или иной формой происходит автоматически в том случае, когда вы не осознаете, что сейчас являетесь этой формой. Т.е. пока вы не осознаете, что ведете себя как мама, то вы в это время будете мамой, отождествитесь с этой своей ролью. Пока вы не осознаете, что ведете себя как пассажир, вы будете пассажиром. Пока вы не осознаете, что отождествлены с этим вашим телом, вы будете этим вашим телом. Но стоит направить свое внимание на эти свои формы отождествления - мама, пассажир, тело - как сразу же включается осознание, что это просто очередная форма, с которой я отождествился, но я-то, на самом деле, вот он. Я есть чувство Я. И тогда есть Я и есть форма отождествления - роль, тело, мысль и др. Это состояние растождествления.

Кстати, чтобы растождествиться со своими мыслями, вы делаете то же самое. Вы просто наблюдаете их как образы в вашем уме. Например, что вы сейчас делаете? Ну, очевидно, что читаете этот текст. Вы можете сказать: “Я читаю”. И это, конечно, правда. И у вас будет ощущение, что это ваша мысль, что она исходит от вас. Попробуйте сделать вот что. Еще раз скажите от себя “Я читаю”, но при этом обратите внимание на то, что это просто слова, просто мысль в вашем уме. Есть эта мысль, а есть вы, который ее осознает. В этом случае вы почувствуете, что та же самая мысль будет идти, как бы, не от вас. Вы с ней растождествитесь.

Знаете, где может пригодиться растождествление со своими мыслями? В диалоге с людьми, а особенно в споре. Например, вы спорите со своим другом о том, существует ли в Анапе кафе с названием “Даниелла”. Вы говорите, что существует, т.к. были в Анапе в этом кафе. А ваш друг говорит, что такого кафе там нет, т.к. он был во всех кафе Анапы и не видел заведение, с таким названием. Когда вы говорите, что кафе там есть, вы это говорите с собственного опыта и от себя лично, поэтому будете отождествлены с этими мыслями. Если ваш друг при этом скажет, что вы не правы и вообще не знаете города, то это вас заденет. Отрицание вашей мысли, в таком случае, выльется в отрицание вас, только лишь потому, что вы отождествлены с этой мыслью. Но вот вы берете и растождествляетесь с этой вашей мыслью, наблюдая, что это просто очередная мысль в вашем уме, и это лишь только мысль. Причем растождествляетесь вы со своей мыслью в тот момент, когда она у вас появилась. Есть эта ваша мысль, и есть вы, как ваше ощущение себя. Теперь слова вашего друга о том, что вы не правы, будут лишь касаться этой вашей мысли, но не вас. И тогда его слова вас не заденут. Это чем-то похоже на то, что как если бы ножом порезали ваше пальто. Это не сделает вам больно. Но если ножом порежут вашу кожу, то это будет больно. Представьте, что ваши мысли - это как ваше пальто, которое висит на вас, но это не вы. Тогда боли не будет.

Еще растождествление с вашими мыслями может быть очень полезно, когда они фактически не подтверждены, но вы на эмоциях их выдумали, как возможное объяснение неприятной ситуации. Например, вы - мужчина, и ваша подружка сейчас где-то гуляет, не оповестив вас об этом. При этом ваш друг вам сообщает, что ее видели в компании какого-то мужчины. Ваше воображение сразу же рисует картинку того, что она вам изменяет. Вы себе так и говорите: “Она точно мне с кем-то изменяет!”. Если вы поверите этой своей мысли, отождествившись с ней, то будете чувствовать сильные приступы ревности. Если же вы поймаете себя на том, что сейчас в вашей голове появилась такая вот мысль, и то, что от этого вам становится неприятно, вы осознаете, что это только лишь ваша мысль, и что нет никаких прямых доказательств измены вашей подруги. Тогда вы растождествитесь с этой своей мыслью. И тогда вы сможете прийти в себя и действительно узнать, что происходит на самом деле, а не верить первой же залетевшей вам в голову негативной мысли. Вы берете телефон и выясняете, что же фактически произошло. Оказывается, что молодой человек, с которой гуляет ваша подружка - это ее брат. И, обратите внимание, эта информация, эта новая мысль, мгновенно меняет ваше эмоциональное состояние. До этого вы были в гневе, а после гнев мгновенно пропадает. Вот истинная сила мысли! Особенно мысли, с которой вы отождествлены.

Итак, что же получается? Есть два возможных ваших состояния - отождествленное и растождествленное. В первом случае вы не осознаете, что отождествились с той или иной мыслью, ролью, физической формой. А во втором - вы видите и осознаете, что сейчас играете роль, или, что ваша мысль вас захватила, или осознаете какие-то еще ваши проявления. При этом вы не теряете осознание своего присутствия, чувства Я.

— Книга "Кто ты?", Евгений Фроликов

Гурджиев

Чтобы начать самонаблюдение и самоизучение, необходимо разделить себя. Человек должен понять, что в действительности он состоит из двух людей.

"Один человек – это тот, кого он называет "я", а другие называют "Успенским", "Захаровым" или "Петровым". Другой человек – это подлинный "он", действительное "я" , которое появляется в его жизни на очень короткое время, на мгновения, и может стать устойчивым и постоянным только после долгого периода работы.

"Пока человек принимает себя за одну личность, он не сдвинется с места . Его работа над собой начнется с момента, когда он ощутит в себе двух человек. Один из них пассивен, и самое большее из того, что он может делать, – это регистрировать или наблюдать происходящее с ним. Другой, который активен и говорит о себе в первом лице, – это в действительности, только "Успенский", "Петров" или "Захаров".

"Отождествление становится главной помехой вспоминания себя. Человек, отождествляя себя с чем-то, не способен вспоминать себя . Для того чтобы вспоминать себя, необходимо не быть отождествленным. Но чтобы научиться не отождествлять себя, человек прежде всего должен не отождествлять себя с самим собой, не называть себя "я" всегда и во всех случаях. Он должен помнить, что в нём существуют двое он сам, т.е. Я, и кто-то другой, с которым ему нужно бороться и которого надо победить, если он желает чего-то добиться. Пока человек отождествлен или может быть отождествлен, он – раб любой случайности. Свобода – это прежде всего свобода от отождествления.

"Кроме общих форм отождествления, следует обратить внимание на одну частную его разновидность, а именно, на отождествление с людьми, которое принимает особую форму: человек начинает "считаться" с другими. Есть несколько видов этого состояния. "Чаще всего человек отождествляет себя в других людях с тем, что они о нём думают, с тем, как они к нему относятся, как с ним обращаются. Он всегда думает, что люди недооценивают его, недостаточно вежливы с ним и внимательны. Всё это мучит его, вызывает раздумья и подозрения, на которые он растрачивает огромное количество энергии; в нём развивается недоверчивое и враждебное отношение к людям. Как такой-то взглянул на него, что такой-то думал о нём или сказал – всё это приобретает для него огромное значение.

<...> "Всё это и многое другое представляет собой одну из форм отождествления . Такое суждение целиком основано на "требованиях". Человек внутренне "требует", чтобы все видели, какая он замечательная личность, чтобы все постоянно выражали своё уважение, почтение и восхищение им, его умом, красотой, сообразительностью, остроумием, присутствием духа, оригинальностью и тому подобное. Эти требования, в свою очередь, основываются на совершенно фантастическом представлении о себе, как это нередко бывает у людей с весьма скромной наружностью. Например, писатели, актёры, музыканты, художники и политические деятели – почти все без исключения больные люди. От чего же они страдают? Прежде всего от необыкновенно высокого мнения о себе, затем от своих претензий, от мнительности, т.е. от того, что они заранее готовы чувствовать себя оскорбленными недостатком понимания и недооценкой.

Почему вы отождествляете себя с другими, с обществом, со страной? Почему вы называете себя христианином, хинду, буддистом или почему вы являетесь членом одной из многочисленных сект? Религиозно или политически человек отождествляет себя с той или иной группой по традиции или по привычке, по внутреннему побуждению или предубеждениям, подражая кому-то или из-за лени. Такое отождествление прекращает всякое творческое понимание, и тогда человек становится простым инструментом в руках партийного босса, начальника, священника или духовного лидера.
На днях один человек сказал, что он «кришнамуртиец», хотя состоял в это время в другом обществе. Когда он так говорил, это было совершенно бессознательное применение такого отождествления. Ни в коей мере его нельзя было назвать глупцом, напротив, он был хорошо начитан и образован. Не был он ни эмоционален, ни сентиментален в этом вопросе, наоборот, он был четок и понятен.

Почему он вдруг стал последователем Кришнамурти ? До этого он являлся членом иных обществ и организаций, и тут вдруг выяснилось, что он «кришнамуртиец». Из того, что он рассказал, казалось, что его искания окончились. Вот здесь, в итоге, он остановился.

Свой выбор он сделал, и ничто не могло поколебать его. Теперь он спокойно осядет и будет следовать всему, что было сказано и что будет сказано.

Когда мы отождествляем себя с кем-то другим, является ли это отождествлением из-за любви? Разве отождествление означает переживание и не влечет за собой угасание любви переживания? Отождествление — это овладение чем-то, утверждение в чем-то, отстаивание права собственности, а собственность отрицает любовь, не так ли? Владеть — значит быть в безопасности, обладание — это защита, неуязвимость. В отождествлении также есть доля грубого сопротивления, либо утонченного. А разве любовь является способом самозащиты? Присутствует ли любовь там, где есть защита?
Любовь — ранимая, мягкая, уступчивая. Она представляет собой высшую форму чувствительности, а отождествление приводит к бесчувственности. Отождествление и любовь не могут быть рядом, так как первое уничтожает вторую. Отождествление — это в основном умственный процесс, с помощью которого ум оберегает себя. В процессе отождествления с кем-то он должен сопротивляться и защищаться, он должен обладать и избавляться. В этом процессе становления ум или «я» делается выносливее и способнее. Но это не любовь. Отождествление уничтожает свободу, а наивысшая форма чувствительности рождается только в свободе.

Чтобы переживать, нужно ли отождествление? Разве сам акт отождествления — не конец исследования и открытия? Счастье истины не бывает без переживания в процессе самопознания. Отождествление препятствует открытию. Это все лишь еще один вид лени. Отождествление — следование опыту другого человека, следовательно, это абсолютно искусственный опыт.
Чтобы переживать, надо отбросить все отождествления. Чтобы переживать, нельзя бояться. Страх мешает познанию. Из-за страха мы прибегаем к отождествлению с другими, с сообществом, с идеологией и тому подобным. Страх должен препятствовать и сдерживать. Можно ли отважиться на путешествие по морю, не отмеченному на карте, если вы ожидаете нападения? Истину или счастье нельзя постичь без путешествия по дорогам собственного «я». Вы не уплывете далеко, если бросили якорь. Отождествление — это убежище. Убежище нуждается в защите. А то, что требует защиты, рано или поздно будет разрушено. Отождествление несет в себе разрушение, отсюда возникают постоянные конфликты.

Чем больше мы сражаемся за или против отождествления, тем сильнее противодействие пониманию. Если человек осознал весь процесс отождествления, внешний и внутренний, если он понял, что внешнее выражение отражает внутреннюю потребность, тогда открывается возможность для познания и счастья. Тот, кто отождествил себя с кем-то или чем-то, никогда не познает свободы, в которой только и существует полная истина.

Беседы с Кришнамурти

«Отождествление очень трудно описать, так как невозможно никакое определение. Такие, какими мы являемся, мы никогда не свободны от отождествления. Если мы полагаем, что мы не отождествляемся с чем-либо, мы отождествляемся с идеей о том, что мы не отождествлены. Вы не можете описать отождествление логическим образом. Вы должны найти момент отождествления, поймать его и тогда сравнивать все с этим моментом. Отождествление повсюду, в каждом моменте обычной жизни. Когда вы начинаете самонаблюдение, некоторые формы отождествления уже становятся невозможными. Но в обычной жизни почти все является отождествлением. Это очень важная психологическая особенность, пронизывающая всю нашу жизнь: мы не замечаем ее, так как находимся в ней».

Отождествить-ся значит отождествить себя с чем-то второстепенным, частичным, неполным. Был человек как человек, вдруг увлекся какой-то идеей настолько, что не видит ничего вокруг, не принимает возражений и аргументов против идеи. Возникает одержимость.

Одержимость это полное отождествление с частичным.

Отождествление — явление из разряда идолопоклонства, когда предмету поклоняется как Богу, это «придавание Богу сотоварищей».

Отождествление не учитывает все то, что важно для ситуации, поэтому оно ущербно:

Бедный малый в больничном бараке
Отдал душу мятежную Богу.
Он смотрел на дорожные знаки,
Но совсем не смотрел на дорогу
.

Самуил Маршак

Отождествление (с частичным) есть грех. И наказание за грех, как известно из Библии, — смерть.)

Интересно, а где границы «всей ситуации», насколько нужно широко охватывать вниманием ситуацию, чтобы быть «неотождествленным» и сколько нужно для этого псих. энергии?

Интересный вопрос.

Скажем, для диалога необходимо поддерживать внимание не только на себе, но и на собеседнике, а также включить в контекст хотя бы часть предыдущих взаимодействий с ним. Но часто вместо этого мы сфокусированы только на себе: это выражается, например, в желании любой ценой договорить, довести до конца свою мысль даже если она другому человеку неинтересна. Происходит отождествление с собой, своими чувствами и мыслями.

Нужно учитывать «контекстное целое» — то, что определяет ситуацию и придает ей смысл. Видимо, тут кроме внимания нужно еще подключать житейскую мудрость — без нее трудно решить, что важно для ситуации, а что не важно.

Теоретически чем шире «контекстное целое», чем больше мы учитываем, тем более «правильным» будет поведение. Но на практике, конечно, приходится очерчивать некие границы, поскольку ресурсы психики ограничены. Чем ближе к теме и к наличной ситуации, тем важнее контекст. Убывание важности происходит, так сказать, «обратно пропорционально квадрату расстояния».

Отождествление как психологическое явление связано с вполне конкретной и умопостигаемой особенностью психики, возникшей в результате эволюционной адаптации. Из-за нехватки ресурсов приходится сосредотачиваться на том, что в данный момент кажется наиболее важным. Что именно оказывается важным подсказывает нам наша природа, и она не всегда угадывает это правильно. Самовспоминание в этом случае оказывается компенсаторным методом, который позволяет поддерживать объемность восприятия, «алертность», включая в круг восприятия и самого наблюдающего субъекта, насколько это нам по силам.

Возникает вопрос: кто же наблюдает за этим субъектом? Ответ может носить не только метафизический характер: дело в том, что одна часть психики наблюдает другую; вместо автопилота подключается пилот.

Ответ на вопрос , существует ли единственно правильное самовспоминание (как метод борьбы с отождествлением).

«Один верующий для другого — зеркало», — говорится в хадисе. Означает ли это, что есть только один истинный «другой»? Нет, конечно. Аналогичным образом, наблюдение одной части личности другой может быть вполне полезной вещью.

Откуда у человека может взяться «готовое к употреблению» Истинное Я? Любые наши наблюдения и самонаблюдения относительны и несовершенны. Самовспоминание на некоторых уровнях — не экстатическое растворение в Истинном Я, когда все остальное исчезает. Это, скорее, психологическое состояние, требующее наблюдения и даже в чем-то осмысления происходящего.

У этого состояния могут быть разные уровни интенсивности и глубины. В суфизме считается, что есть «присутствие дыхания», связанное с алертностью и ощущением «здесь и теперь». Оно требует усилий, это состояние приходит и уходит. После долгой практики может наступить «присутствие сердца», оно же — исчезновение я. Это более интенсивное состояние, которое уже не требует специальных усилий и в определенном смысле является непреходящим.

Истинное «я» и способность неотождествляться.

Означает ли это, что «Истинное Я» — некий объект, отдельный от всего остального?

Мне близко такое понимание: один из признаков «истинности я» (где я понимается как конкретный психологический субъект) заключается в том, что этот конкретный субъект, человек, способен видеть ситуацию целиком. А неистинность состоит, в частности, в том, что этот субъект отождствляется с частичным — с собой-неистинным или другими объектами, не воспринимая ситуацию в ее цельности.

Таким образом, признак истинности я — способность не замыкаться на личностном, которое всегда частично и неполно, и готовность устремляться к безличностному, целому. Это движение от отождествления самого себя с частичным — к отождествлению себя с целым. Отождествляя себя с целым, мы теряем свои личностные качества и растворяемся в нем.

Разотождествление в таком понимании — это и конкретное психологическое усилие, и метафизический процесс растворения в Реальности.

Отождествление можно условно разделить на когнитивное (психологическое) и культурное.

Когнитивное о. — то, что происходит в текущий момент, когда внимание привлекается к второстепенному объекту и теряется объемность или целостность восприятия. Это «цепляние» за объекты восприятия в рамках конкретной ситуации без учета их реальной важности.

Культурное о. — чрезмерное полагание на культурные программы без попытки увидеть их как часть целого. Имеются в виду культурные установки (идеи, предрассудки, общественная мораль и т.п.).

Для когнитивного разотождествления необходимо, среди прочего, включить себя, свою персону, в сферу восприятия. Необходимо осознать, что собственная личность — неотъемлемая часть текущей ситуации и выйти за рамки обычного восприятия, которое сосредотачивается на объекте, но забывает о субъекте восприятия.

Для культурного разотождествления необходимо выйти за рамки заученных культурных программ и увидеть свою личность как часть и результат более общих — исторических и иных — процессов.

Разотождествление — движение в сторону подлинного «я». Но подлинное «я» не может стать объектом непосредственного внимания, оно открывается только как направленность * внимания, в данном контексте — как путь от отождествления к разотождествлению. Фактически речь идет о своего рода экстазе — выходе за пределы себя и личностного восприятия, которое сопровождается восторженным состоянием. Это состояние можно сопоставить с той особой эмоцией, которая, по Гурджиеву, необходима для самовспоминания.

Интенциональность у Гуссерля и идея отождествления .

По мнению Гуссерля, истоки познавательной активности следует искать в интенциональном акте, в нацеленности сознания на предмет. Это его качество — одновременно и свидетельство активности сознания, и признак его «конечности»: ведь если сознание «нацелено на то, а не на это», то оно ограничивает себя «тем» и не видит «этого». Если бы сознание не было «интересующимся», то любые возможные предметы были бы для него неразличимы; в силу того что все для него безразлично, оно и само существует, как это «всё».

Интересоваться чем-либо — значит выделять его из всего прочего, которое не представляет интереса. Это «все прочее» превращается во что-то вроде серого фона, на котором рельефно выступает предмет интереса. Следовательно, сознание сразу и создает предмет, и ограничивает себя определенной предметной областью; другими словами, оно становится конечным. Но осознать собственную конечность — значит в определенном смысле выйти за границу своего предметного мира. И это — выход в бесконечность, поскольку собственная предметная ограниченность, так сказать, «осталась за спиной». Следует иметь в виду, что осознание собственной конечности, а тем самым контакт с бесконечным (т. е. с «абсолютом»), рефлектирующий субъект получает с помощью того же метода редукции: следуя ее «возвратным» путем, сознание шаг за шагом устраняет предметные границы, одну за другой «заключает в скобки» все особенности любых предметов и тем самым преодолевает свою предметную ограниченность. Но за счет избавления от содержательности. Далее, поскольку предметы появились в результате интенционального акта, который совершает интересующееся сознание, то устранить предметное членение мира опыта возможно только в том случае, если сознание перестает интересоваться, превращает себя в незаинтересованного наблюдателя. Так в общих чертах выглядят предмет и метод феноменологии в «Логических исследованиях».

Выражаясь в терминах боевого искусства, рассмотрим такую ситуацию. Вы внезапно замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума.

Направление внимания в какое-то одно место называется падением в однообразие. Считается, что однообразие — это привязанность к одному месту. Привязанность к чему-то одному, что бы это ни было, — это падение в однообразие. Путешествующие по Пути презирают привязанность.

Такуан Сохо «Письма мастера дзен мастеру фехтования»

Очень часто он говорил, что очень торопится окончить ту или иную работу и что нам надо сделать ее как можно быстрее. Я должен сказать, что это оказываемое на нас давление… было всегда стимулом, но именно этот стимул вызывал в нас некий вид бессознательного отождествления. Я помню, как г-н Гурджиев говорил: «Отождествление, отождествление…», — подразумевая под этим, что мы были полностью поглощены заданием. Но в других случаях он указывал нам, что когда мы действительно работаем, нам надо «отождествляться», но в то же время уметь сохранять незахваченным небольшой объем внимания, с помощью которого мы могли бы наблюдать себя. [Выделено жирным шрифтом в книге].

Томас де Гартман. Книга о господине Гурджиеве.Санкт-Петербург.2003.Стр.112.

«Ничто в жизни не является настолько важным, насколько кажется важным, когда вы о нем думаете» . Образование - важнейший фактор при определении дохода человека, но оно далеко не так важно, как принято считать. Если бы у всех в мире было одинаковое образование, разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими людьми уменьшился бы всего на 10%. Когда вы сосредотачиваетесь на образовании, вы упускаете мириады других факторов, которые определяют доход. Между тем разница в доходах людей с одинаковым образованием может быть огромной.
<…>
Когда мы думаем о том, каково это - быть паралитиком, или слепым, или победителем лотереи, или жителем штата Калифорния, мы фокусируемся на отличительных особенностях каждого из этих состояний. Это несоответствие в распределении внимания между теми, кто смотрит на те или иные жизненные обстоятельства со стороны, и теми, кто является «жертвой» этих обстоятельств, становится причиной «эффекта фокусировки». В результате человек, уделяющий слишком много внимания лишь одному аспекту явления, ошибается в своих оценках и предсказаниях .

Даниэль Канеман Психолог, профессор Принстонского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года

«Лента.ру»: Существует гипотеза, что за последние несколько десятков тысяч лет эволюция человека, точнее, вида Homo sapiens , многократно ускорилась по сравнению с его предками. Это так?

Марк Реймерс: Да, это так. За последние 10-50 тысяч лет геном человека очень заметно изменялся, в нем появилось множество новых вариаций тех или иных генов.

Известны ли ученым примеры конкретных относительно недавних мутаций, которые давали человеку эволюционное преимущество и способствовали эволюционному успеху нашего вида?

Да, такие примеры есть, хотя их и не так много. Скажем, мутация в дофаминовом рецепторе D4, которая произошла около 50 тысяч лет назад. Для носителей этой мутации характерно более рассеянное внимание, чем в среднем, но, тем не менее, она очень сильно распространилась. Существует гипотеза, что мутация могла быть полезной нашим предкам в период их расселения по планете. Люди попадали в непривычные условия и должны были одновременно держать в поле зрения множество новых для них факторов, должны были заметить приближение потенциально опасных животных с любой стороны. И те из них, кто мог легче переключать внимание с одного предмета на другой, имели больше шансов на выживание.

Отождествление может быть понято как ущербная фокусировка внимания, своего рода «цепляние», когда учитывается что-то частное, но не учитывается контекст, то есть все то, что важно для понимания смысла происходящего.

Наша персона, личность — важная часть контекста, поэтому разотождествление требует принимать ее во внимание :

«…мы оказываемся слишком поглощены происходящим и окружающим нас, слишком теряемся в этом, особенно когда проявляется самое незначительное эмоциональное переживание. Это и есть отождествление … потеря себя в окружающих вещах »

П.Д.Успенский. Четвертый Путь. Цитируется

Вопрос: меняется ли актуальность этой практики (попытка не терять себя в окружающих вещах) в зависимости от особенностей личности? Скажем, развитая — усложненная — личность представляет собой набор фильтров и искажений, которые необходимо учитывать. Но если личность относительно проста, то она не представляет такой опасности в плане искажения восприятия, перестает быть существенной частью ландшафта — контекста. (То же можно сказать о ситуации, где сложная личность оказывается мало или совсем не задействованной).

Непосредственное, без фильтров, внеличностное восприятие, снимает, как мне представляется, остроту проблемы — необходимость «помнить себя».

непосредственности .

Аналогичным образом, в суфизме есть идея, что сначала нужно присутствовать, помнить себя, но это ступень к отсутствию. И то, и другое необходимо для человеческого совершенства.

Сознание суть особая субстанция? Наблюдение одного центра за другим? <…> Сознание есть нечто абсолютное — или это просто видение с одного (более высокого) уровня машины другого (низшего) уровня машины?

Даже если допустить, что сознание концептуально нечто абсолютное — атман, проявленность Реальности и проч., все равно оно базируется на биологии. Поэтому нейронаука (и смежные с ней области исследования) вполне могут дать ответы на многие вопросы, касающиеся сознания. Кстати, еще недавно в научной среде вопрос изучения сознания старались обходить стороной, существовало своего рода табу. Но теперь такие исследования становится обычным делом.

Непосредственное, без фильтров, внеличностное восприятие , снимает, как мне представляется, остроту проблемы — необходимость «помнить себя». Не случайно дзен-буддизм, делающий акцент на непосредственности восприятия, с острожностью относится к буддийской концепции mindfullness, истинной осознанности. См. «Критика истинной осознанности»

Успенский высказывает мысль, что СВ доступно детям (по-настоящему запоминаются только моменты СВ. Обсуждение ). Причем эта мысль вступает в противоречие с другой идеей — что СВ это всегда результат сознательной работы, которой дети, само собой, не занимаются.

Можно высказать предположение, что некая форма СВ может быть у детей, поскольку их восприятие непосредственно, то есть не опосредуется личностью — по крайней мере, в меньшей степени, чем у взрослого. То есть дети как бы обладают естественной способностью помнить себя, но не как личность, а более «реально», как неотъемлемую часть своего окружения.

Может быть, гораздо полезнее перестать отождествлять сознание с биологическими (и любыми другими) структурами, через которые сознание способно проявлять себя? Перестать сводить «программиста» к «компьютеру»…

Я, собственно, и не начинал отождествлять сознание с биологическими структурами, а потому перестать не получится)

«Базируется» означает, что функционирование сознания зависит от определенных биологических факторов, работы нейронов мозга, в частности. Например, нет мозга — нет сознания (в обычном, психологическом смысле этого слова, как способности воспринимать окружающий мир, действовать в нем, общаться с другими людьми и т.п.) У Вас есть сомнения по этому поводу?

Ну, в общем да, всякое бывает:

Вы пишете:

«Отождествление — это название для такого переключения внимания, которое не сопровождается осознаванием.
Отожествление — это внимание, лишенное связи с осознанием».

С точки зрения учения ЧП это так, но утверждение тавтологично, поскольку подразумевается в определении. Это то же самое, что и общеизвестное: осознанность преодолевает отождествлениие.

Вы пишете:

«Неадекватное переключение внимания является неадекватным именно вследствие «потери» осознания.
Объект в свою очередь заполняет не «всю сферу сознания» — а всю сферу внимания».

У меня нет возражений, если это для чего-то важно. С практической точки зрения сфера внимания и есть сфера сознания в данный момент. Как мне видится, внимание это то, на чем фокусируется сознание. Или можно сказать, что внимание поставляет информацию сознанию.

Неотождествленность и большая осознанность достигается не какими-то сверхъестественными методами, а обычно за счет включения в область внимания (сознания) большего количества объектов или, точнее, именно тех объектов, которые важны для понимания ситуации. Совокупность объектов, которые необходимы для такого понимания я называю контекстным целым. Во многих ситуациях в контекстное целое входит персона самого наблюдающего человека, поскольку корень проблем именно там. Вот почему необходимо включать в поле внимания и самого себя, разделять внимание, смотреть на себя как бы со стороны.

Но в некоторых случаях (и здесь я, вероятно, расхожусь с теорией) включение себя в качестве объекта внимания (классическое понимание неотождествления и самовспоминания) мало что добавляет. Когда кошка сидит у норки в ожидании мышки — ни на что не отвлекаясь (и ситуация не требует отвлечений — нет опасности, например), полностью сосредоточившись на происходящем — можно ли сказать, что она отождествлена? Нужно ли ей, т.ск., помнить себя ?

То есть открытый вопрос вот в чем: является ли самовспоминание (упрощенно говоря — способность включать себя в область внимания) некоей абсолютной ценностью или же это инструмент, который иногда можно отложить в сторону.

Как мне кажется то внимание которое сосредоточенно на «Я» оно отличается от того внимания которое сосредоточенно на внешних объектах. Я бы сказал что есть расфокусированное внимание как просто поток света и сосредоточенное как лазер. Так вот при СВ внимание носит (у меня во всяком случае) расфокусированный характер.

У меня аналогичные ощущения. Видимо, связано с тем, что «Я» («само » в само вспоминании) не совсем обычный объект, менее четкий и более ускользающий, чем обычные объекты, а поэтому требующий расфокусировки.

Или же это инструмент, который иногда можно отложить в сторону.

На определенном этапе этот инструмент уже невозможно отложить в сторону. Если вы можете его «отложить в сторону» это признак того что вы не слишком далеко зашли.

Ваше понимание самовспоминания порой отличается от авторитетного. В частности, ГИГу не удалось достичь постоянного СВ, согласно его свидетельству, а у Вас получилось. «Отложить в сторону» подразумевает не беспокоиться о том, присутствует оно или нет. В качестве примера я приводил сложные задачи со многими параметрами, которые нужно держать в поле внимания одновременно. В этом случае на СВ может просто не остаться ресурсов.

На самом деле отождествление это не то что вы написали. Отождествление это воображение того что человек делает. Т.е. он делает одно или представляет из себя что то, но воображает совсем другое. Дети очень легко отождествляются. Например ребенок просто роется в песочнице но воображает себе что он что то такое особенное делает. Или другой пример, человек ничего в жизни особого не добился он просто ну там таксист, но в своем воображении он не просто таксист какой то, он что то из себя важное представляет. Вот это и есть отождествление.

А термин «воображение » не будет более подходящим здесь?

В. Когда вы говорите “воображение”, подразумеваете ли воображение чего-то, что истинно, а не нарисованные картины?

О. Воображение имеет много аспектов; оно может быть просто обычными мечтаниями или, например, воображением несуществующих сил в себе самом. Это одно и то же, воображение работает без контроля, оно течет само собой.

В. Человек является самообманутым?

О. Человек не принимает это за самообман: человек воображает нечто, затем верит в это и забывает, что это было воображение.

ИМХО, в такой ситуации самовспоминание как раз обеспечивает требуемое распределение внимания. Вы помните себя — осознаете, как распределено ваше внимание. Если на это не хватает ресурсов, вы собьетесь, решая вышеупомянутые сложные задачи.

По моему опыту если одновременно нужно решать несколько задач, которые требуют интенсивного внимания, то уже ни на что другое ресурсов не хватает. То есть проблема не в распределении внимания, а в том что само внимание не безгранично.

И почему Вы думаете, что я собьюсь, «решая вышеупомянутые сложные задачи». Как-то ведь справлялся)

Вы справлялись потому, что контролировали распределение внимания, а это требовало именно самовспоминания.

А как справляются те, кто никогда не слышал про самовспоминание?

Вот интересная ситуация: я пишу, что в эти моменты не было возможности помнить себя, а Вы меня уверяете, что СВ имело место. Может
это было какое-то особенное СВ, неосознаваемое. Бессознательно практиковал СВ, так сказать:)

Часто человек не осознает, что в нем есть истинное «Я», а что перенято от окружающих людей. Отождествление личности — психологический процесс присвоения субъектом чужих свойств, атрибутов, качеств, иными словами, срастание собственного «Я» с другим человеком.

Значение слова «отождествлять» – признавать абсолютно одинаковыми, однородными, совпадающими по всем признакам. Этот процесс протекает абсолютно бессознательно, личность не чувствует, что поглощает чуждые объекты, которые со временем становятся ее неотъемлемой частью.

Отождествление – это совсем не безобидное явление, оно способно не только внушить нам ложные идеалы, но и трансформироваться в своего рода одержимость целью. Например, отождествляя себя с мелкими проблемами, задачами, человек находится в состоянии, называемом «за деревом леса не видит», забывает об истинном своем предназначении. Примеряя на себя образы известных людей, личность настолько сживается с вещами, прической, макияжем, одеждой, что любая перемена внешности будет вызывать дискомфорт или чувство неловкости.

Как происходит этот процесс

Отождествление происходит постепенно, в несколько этапов: сначала новорожденный ребенок учится слышать собственное имя, ассоциировать его с телом. Подрастая, он часто говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет кушать». Затем малыш узнает волшебное слово «я» и связывает его со своим именем. Это первый этап отождествления себя как мыслящей, испытывающей эмоции по отношению к окружающим ее предметам и явлениям личности.

На следующих этапах отождествления ребенок взрослеет, он осознает наличие у себя таких особенностей, как пол, возраст, расовая принадлежность. Далее происходит отождествление себя с матерью, отцом, родственниками, друзьями, накапливается опыт общения. Восприятие себя становится более сложным, к внутреннему «Я» прирастают накопленные переживания.

Голова взрослого человека всегда наполнена нескончаемым потоком мыслей, они часто повторяются, могут быть абсолютно бессмысленными, но вызывают эмоции: «А что было бы, если бы…» Результатом такого эмоционального хаоса становятся перепады настроения, плохое самочувствие, потеря интереса к жизни, контакта с истинным «Я». С точки зрения буддизма, у человека есть два разума:

  • Обезьяний – суетливый, бесконечно что-то обдумывает, не сосредоточен на конкретных проблемах или делах, никогда не спит. Он преобладает у людей с низким уровнем осознанности, создает у них ощущение бессмысленности, непоследовательности жизни.
  • Воловий – последовательный, обстоятельный, нацеленный на решение конкретных проблем реального мира. Люди с преобладанием этого ума осознанны, спокойны и уравновешенны, полны энергии и истинного энтузиазма.

На последнем этапе происходит отождествление обезьяньего ума с Эго, человек теряет связь со своим внутренним пространством. В результате он не только забывает себя, но и полностью погружается в мир подобия другим людям, вещам и явлениям.

Истинное «Я» иногда пробивается к нам во снах о детстве и странных вещах, название которых мы никак не можем вспомнить.

Какие виды подобия существуют

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.

Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное . Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.

Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.

Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.

Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.

Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.

Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.

Как стать самим собой

В сущности, отождествление себя с успешными и довольными жизнью людьми похвально, однако надо помнить, что у каждого своя дорога. Погоня за материальными благами, ежедневная суета и борьба за место под солнцем не дадут вам душевного спокойствия и умиротворенности.

Осознавшие ценность жизни идут дорогой духовного поиска, однако наше «Я» панически боится пробудиться и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Поиск себя может превратиться в бесконечную погоню за тающим в ночи призраком, в работу по пробуждению внутреннего «Я» без пробуждения этого «Я».

Психологи разработали несколько методик, избавляющих от отождествления. Одна из них предлагает отказаться от прошлого опыта и выйти за рамки комфорта с помощью достижения состояния «постороннего наблюдателя». Это своего рода медитативное состояние, достигаемое за счет размеренного, глубокого дыхания и концентрации мыслей на ощущениях тела.

Отождествлённый человек начинает осознавать свое состояние и выстраивает связь между истинным «Я» и бесконечностью бытия. Постепенно сознание очищается от хаоса и отождествления, наступает просветление, означающее достижение внутренней гармонии, ощущение себя «здесь и сейчас».

Буддистские практики предлагают погружение в состояние созерцания, смысл которого заключается в концентрации внимания на одном заранее выбранном предмете. В ходе медитации человек полностью сливается с наблюдаемым объектом, разотождествляясь со всем остальным окружающим его миром. Он теряет ощущение себя как человека и обретает чувство чистого бытия. Методика позволяет полностью очистить сознание, довести мысли до самого простого уровня.

В йоге используется методика, направленная на освобождение от отождествления и достижение состояния «самадхи». Медитирующий человек отстраняется от суеты и входит в состояние нирваны – ощущая бытие без эмоционального окраса за пределами отождествления. Постепенно приходит ощущение себя как вечного зрителя, спокойно наблюдающего за миром и людьми.

Большую часть времени мы живем автоматически, по схеме «дом – работа – дом», поэтому жизнь иногда нам устраивает встряски. Чем сильнее отождествлен человек, тем большее потрясение ему нужно испытать, чтобы оторваться от привычных отождествлений. Жизнь заставляет нас идти вперед и работать над осознанием себя, духовно расти и развиваться. Автор: Наталья Иванова