Здоровье Беременность Красота

Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Развитие ребенка в девятый месяц жизни Развитие ребенка на девятом месяце

9 месяцев, это пора первых попыток встать самостоятельно, многократных падений на попу и упорства в достижении целей. Ребенок, который совсем недавно только спал и ел, уже сидит, играет, улыбается и «бегает» на ходунках. Малыш в 9 месяцев является активным исследователем окружающего мира. Наблюдательность и любопытство, главные черты карапуза.

Физическое развитие малыша в 9 месяцев

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг, рост 69.5 – 72.5 см.

Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Ребенок продолжает учиться стоять без опоры, тренирует чувство равновесия.

Ходит, держась за опору, приседает, залезает на невысокие предметы, перелезает через них, переступает вбок небольшими шагами, держась за перила манежа или кроватки, поднимается и опускается по наклонной горке в упоре стоя на коленях и кистях рук, пробует стоять без поддержки.

У малыша растет желание пройти определенное расстояние, а не переползти его.

Достает на уровне своего роста различные предметы, дотягивается к тем, которые заинтересовали, руками. Начинает уверенно подтягиваться на руках, пытается залезть на невысокое кресло, диван. Уверенно действует руками — открывает и закрывает двери, крышки, вкладывает один предмет в другой, вынимает из коробки и вкладывает снова мелкие предметы.

Девятимесячный малыш может передвигаться по манежу, держась ручками за перекладины. Можно помочь крохе познать большую территорию.

Для этого нужно организовать такое положение мебели, чтобы при перемещении малышу было всегда за что держаться ручками.

Маме стоит помнить об осторожности, поэтому при создании территории для крохи продумать все потенциальны опасности.

Эмоциональное поведение малыша

Эмоциональный мир крохи на 9-м месяце пока достаточно скромный. Родителям могут его обогатить, если будут постоянно вместе с малышом. Ребенку действительно важно чувствовать, что мама и папа его не бросили, готовы с ним общаться, играть или просто находиться рядом.

Дети в этом возрасте уже четко понимают, с каким настроением к ним обращаются взрослые. Они негативно реагируют на порицание, счастливо улыбаются, когда их хвалят. Очень важно, чтобы родители постарались избегать в общении критики в адрес малыша, не пытались ему запрещать познавать мир. Интонации, с которыми взрослые обращаются к детям, должны быть добрыми, нежными, ласковыми.

На 9 месяце совершенствуется речь и умение подражать взрослым. Этот месяц ознаменуется первыми простыми словами. Из обрывков слога малыш складывает простые слова. Правда, они еще бессмысленны, но первые попытки к общению происходят.

Кроме того, малыш уже может:

  • Подражать издаваемым звукам животных.
  • Проявлять реакцию в виде смеха на стихи и потешки, которые рассказывает мама.
  • Легко идти на контакт со взрослыми и детьми.
  • Пытаться подражать действиям других детей.
  • Знакомится со своей внешностью по средствам «пощупать», трогает ушки, волосы.
  • Испытывать чувство привязанности к родителям. До этого эта было чувство необходимости.
  • Связать воедино действие, предмет и издаваемый звук.

Помните о том, что нормальное развитие малыша на 9-м месяце жизни возможно только в условиях комфортной для него среды, в которой люди будут выражать преимущественно позитивные эмоции.

Особенности кормления малыша на 9 месяце

В 9 месяцев питание крохи уже больше похоже на рацион взрослого человека. Питание ребёнка в 9 месяцев должно происходить 5 раз в сутки, при этом утреннее и ночное кормление должно быть грудным или адаптированной молочной смесью.

Особых отличий в меню ребёнка на грудном и искусственном вскармливании, кроме первого и последнего приёма пищи, нет. В первом случае вы даёте малышу утром и ночью грудное молоко, во втором – смесь. Если малыш днём питается с завидным аппетитом и его вес находится в пределах нормы, постарайтесь уже в этом возрасте отучить его от требования еды ночью.

Какие продукты должны быть в меню? Так как рацион питания ребенка в 9 месяцев более расширенный, очень важно строго следить за состоянием здоровья. В меню на неделю входят такие продукты и блюда:

  • овощное пюре с использованием практически всех овощей;
  • перетёртые каши (кукурузная, гречневая, рисовая, овсяная);
  • яичный желток;
  • мясной фарш;
  • мясо кролика или курицы (лучше давать в обед);
  • телячья печень;
  • суп из нежирных сортов рыбы;
  • кисломолочные продукты (творог, кефир). Творог должен быть утром или вечером.
  • сухарики, печенье;
  • фруктовые соки и пюре в баночках.

Нет гарантии, что кроха будет с удовольствием кушать печень или пить кефир, а вот творог ему может очень понравится и он будет готов есть его каждый день. Именно поэтому меню составлять рекомендуется индивидуально, с учётом советов педиатра. Не забывайте, что утреннее кормление и вечернее должны быть максимально лёгкими!

Обследование ребенка у врачей в 9 месяцев

По новому порядку осмотра несовершеннолетних в 2018 году, утвержденному Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н, в 9 месяцев малыш посещает лишь педиатра. Согласно этому же приказу, не нужно сдавать анализы крови и мочи. Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований.

Уход за 9 месячным малышом

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие.

Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач.

Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета !

Игры и упражнения для развития малыша в 9 месяцев

Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.


В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении.

Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

  • Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.
  • Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.
  • Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью.
  • Чтение книг, рассказов, сказок. Польза сказкок огромна, они помогают развить ресть, память, внимание. А аудиосказки , помогают развить ещё и слух.

Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Игрушки на девятом месяце жизни:

  • погремушки
  • кубики
  • музыкальные игрушки
  • книжечки из ткани и пластика
  • резиновые пищалки
  • мягкие машинки
  • мячики, пирамидка
  • мягкий молоток
  • детское пианино или синтезатор
  • игровые центры
  • игрушки для ванной и т.д.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели.

В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов!

Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства!

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.
В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.
Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На девятом месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.
Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.
Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.
В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения девятого месяца:

  • ?ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу.

Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне. Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия.

Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства.

Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение . Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим.

Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д. Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.

Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз.

Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки. Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении. Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. Малыш очень чувствителен к похвале взрослого. В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств. О чем это говорит?

Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе. Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям.

Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться. Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» – спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше – развивающаяся человеческая личность.

И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно. Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.

К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.

Развитие и воспитание ребенка. 9-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 9-го месяца жизни

1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.

2. Обогащать содержательную сторону «делового» общения, используя режимные моменты и ознакомительную игру с предметами и игрушками. Предметная деятельность – ведущая.

В процессе двустороннего контакта взрослого с ребенком формировать совместные действия, побуждающие ребенка к подражанию (имитации ).

На основе усилившейся линии социального развития формировать речевое общение как ведущую форму коммуникативного взаимодействия (наряду с вокализациями, жестами и мимикой).

1. Продолжать развивать общую двигательную активность, акцентируясь на подготовительных этапах овладения навыком ходьбы .

2. Развивать действия руки на основе предметной деятельности ребенка с дидактическими и сюжетными игрушками.

Задачи

1.Совершенствовать ориентировочно-исследовательское поведени е ребенка при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.

2. Выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками.

3. Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом.

Учить выполнению таких действий как разъединение и соединение , выкладывание и вкладывание и т.д.

4.На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро, например, вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание .

5. Продолжать формирование мелкой моторики пальцев , подбирая игрушки, позволяющие тренировать позиции большого пальца (кулачок разжат, большой палец несколько отставлен в сторону (приблизительно на 30 градусов), наблюдается его активность при хватании).

1. Побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками.

2. Воспитывать адекватное отношение к действиям с предметами и игрушками в зависимости от результата: удовлетворение – от выполнения поставленной практической задачи (например, снять колечки, выложить кубики и т.д.).

3. Обогащать эмоциональный мир ребенка в процессе показа образных игрушек, демонстрируя небольшие сценки (куколка радуется, смеется, прячется и т.д.).

1.Продолжать развивать лепет, побуждая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка – звуков и слогов .

2. Учить ребенка понимать обращение к нему по имени .

3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи:

1) находить названный знакомый предмет вне зависимости от его постоянного места;

2) находить названный предмет, «отвечая» на вопрос «где?», выбирая из 2-3 рядом стоящих предметов;

3) адекватно реагировать на речь взрослого в процессе бытовых ситуаций (умывания, приема пищи, подготовка ко сну и т.п.)

4) способствовать формированию лепета а процессе радостного общения и игры со взрослым.

1. Побуждать к сохранению вертикального положения – стояния в течение нескольких минут у опоры.

2. Побуждать малыша к переступанию (приставным шагом) вдоль опоры от одного предмета к другому, придерживаясь руками за выступы и поручни мебели.

3. Побуждать к повторению движений за взрослым: подъем и опускание ручек, похлопывание в ладошки и т.д.

4. Пополнять «разученные» игровые действия, используя малые фольклорные жанры (пестушки, потешки, песенки, небылички и т.д.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый организует с ребенком совместные игры с предметами и игрушками, показывая способы действия, побуждая малыша к повторениям, подражанию, умению использовать разученные действия в новой ситуации.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь последовательных действий, например, вкладывание, а затем выкладывание предметов.

Материал. Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), привязанные к ленте например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т.п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и боковое отверстие и связывают концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Ход занятия Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке. Он тянет за ленточку и достает одну игрушку за другой. Отдает малышу игрушку, называет ее. Затем подтягивает вновь за ленточку, извлекает из коробки вторую игрушку, третью и т.д. Каждую игрушку взрослый называет, дает рассмотреть, поиграть.

Во второй части занятия мама учит ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, взрослый помогает.

В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, на которой укреплены игрушки. Помещает ее в коробку, оставляя один конец ленты. Повторяется вторая часть занятия.

Постепенно ребенок вытягивает всю ленту. Мама побуждает малыша рассмотреть предметы в гирлянде. Когда все игрушки будут выбраны из коробки, взрослый говорит: «Все, нет больше игрушек в коробке. Нет». Дает ребенку заглянуть в пустую коробку.

Варианты

На других занятиях с малышом может быть осуществлен специальный подбор предметов различных по своим свойствам, например, одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики и т.д. Можно использовать также игрушки-самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески. Можно использовать все игрушки, которые присутствуют в игрушечном хозяйстве малыша.

Занятие 2

Цель. Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, например, части предмета с целым (матрешка, пирамидка и т.п.) Материал. Кольца одного размера и цвета (4-5 шт.), заполняющие до конца вертикальный стержень (можно использовать обыкновенную пирамидку).

Ход занятия. Взрослый держит в руках стержень и наклоняет его к ребенку, сидящему за столиком или на ковре, просит снять второе, третье колечко, придвигая кольца к краю стержня. «Колечко!» - говорит, побуждая малыша снять кольца.

Когда ребенок снимает все, взрослый эмоционально комментирует его действия: «Нет колечек! Коля (называет ребенка по имени) снял все колечки!». Ребенок снимает только кольца. Стержень от пирамидки находится в течение всего занятия в руках взрослого и ребенку для самостоятельного пользования не дается.

Во второй части занятия взрослый заполняет весь стержень кольцами, давая возможность ребенку наблюдать его действия.

Третья часть занятия повторяет первую.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы, сформировать представление о целом и его частях в процессе практического действия с предметами.

Материал. Тарелочки (мисочки) из дерева или пластика (5-6 шт).

Ход занятия. Мама привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ребенку, говорит: «Возьми тарелочку!».

Если малыш выполняет действие неправильно, взрослый поворачивает его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки.

Во второй части занятия взрослый собирает тарелочки стопкой. Первая часть занятия повторяется.

1. Зная, что малыш эмоционально отзывчив на настроение взрослого, мама старается в течение дня общаться с малышом очень приветливо и доброжелательно.

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша.

Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой.

Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам.

Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики.

Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.

Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.

Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив.

Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!»

Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.

Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

2. Взрослый включается во все игры с ребенком. Создает ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Взрослый не опережает инициативу малыша.

Если у ребенка что-то не получается, мама помогает в том случае, если видит, что малыш не может обойтись без нее, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в совместных со взрослым играх получал от взрослого опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом .

Взрослый проводит специальные речевые занятия с целью развития понимания речи взрослого и формирования активной речи ребенка.

Примерное занятие:

В начале занятия мама обращается к ребенку по имени, старается сосредоточить его внимание. Она несколько раз называет малыша по имени, меняя интонацию: «Где же Алешенька?» «Кто у нас Алешенька?» Может разыгрывать ситуацию поиска ребенка. «А, вот наш Алеша, а я и не вижу». (Радостная интонация, побуждающая ребенка к игровому взаимодействию со взрослым. Мама может взять малыша на руки и поднести к зеркалу: «Где мама? Где Алеша?»

Мама фиксирует прикосновением руки «ответ» на вопрос: «Вот мама! Вот Алеша!» Ребенок видит в зеркале себя и взрослого в ситуации игры. При этом речь взрослого должна быть лаконична .

Вторая часть занятия направлена на развитие понимания речи

Взрослый спрашивает: «Где уточка?», «Где гага?».

Малыш находит знакомый предмет, не зависимо от места его расположения, и даже в сочетании со вторым предметом, например, машинкой: «Где биби?».

Третья часть занятия – показ новой игрушки. Например, матрешки: «Матрешка», «Баба», «Вот матрешка». Взрослый ставит ее на отдельное место. В течение нескольких дней взрослый «разучивает» с ребенком название новой игрушки. Взрослый включает лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. с целью активизации речи ребенка.

Взрослый, общаясь, широко пользуется речью, включая в лексикон слова, обозначающие не только предметы, но и действия «Возьми», «Дай шарик», «Собери колечки», «Покажи, где колечки» и т.д.

Таким образом, речевые навыки отрабатываются на занятиях. Важно чтобы ребенок слышал лепетную и общеупотребительную речь взрослого и мог ему подражать.

Развитие общих движений

Взрослый продолжает создавать ситуации, побуждающие малыша к двигательной активности .

Занятие 1

Цель: создать игровую ситуацию, побуждающую самостоятельно вставать, стоять и садится (показ игрушки)

Выполнение. Ребенок, цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется.

Держась, стоит, примерно, 1 минуту на прямых расставленных ногах.

Взрослый приближает к малышу игрушку, передвигая к нему по барьеру.

Малыш садится, придерживаясь за опору. Взрослый передает ему игрушку.

Взрослый включается в игру с ребенком.

Занятие 2

Цель: Взрослый продолжает тренировать ребенка в переступании боком, держась за барьер.

Выполнение

Взрослый побуждает ребенка, переступать приставным шагом. Мама хвалит малыша, если у него это движение получается. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая своими руками его ручки на барьере и переступая в сторону приставным шагом, как бы выполняя это действие за него или вместе с ним.

Если указанные выше упражнения у ребенка появились и выполняются относительно свободно, можно перейти к развитию более сложных двигательных умений .

Занятие 3

Цель: Учить переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Выполнение.

Ребенка, стоящего у опоры, привлекают к другой опоре, показывая игрушку на расстоянии 50-70 см.

Взрослый страхует ребенка, находясь рядом.

Если упражнение вызывает затруднение, мама не форсирует его выполнение, а повторяет предыдущие, более легкие. Развитие действий руки

Взрослый продолжает создавать игровые ситуации, побуждающие малыша к различным способам действий по подражанию.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца – со стержня в горизонтальной плоскости; втулки – со шнура, шары – с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые – прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку – например, в кольцо, - и т.д.)

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.

В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д. Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.