Здоровье Беременность Красота

Смирение. Почему мы противимся смирению и в чем его настоящая ценность Как на современный период смириться

В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига". Бунт или смирение (символически - топор или крест) - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.

В романе "Преступление и наказание" бунт выбрал Раскольников, смирение - Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.

Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь к очищению.

СМ. № 47.

41. Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе ф.М.Достоевского «Идиот».

Роман «Идиот» по праву считается одним из самых странных и еще не разгаданных произведений Федора Михайловича Достоевского. Известно, что в этом романе писатель хотел показать «положительно прекрасного человека». Известно, что в черновых вариантах у Достоевского есть образ «князь Христос», воплощавший идеал автора, и идеал этот был прекрасен.

Правда жизни, которую наблюдал писатель, была в том, что доброе и прекрасное всегда осмеиваются, угнетаются и гибнут в столкновении с ужасным миром. Достоевский не хотел убеждать нас, читателей, в скептицизме по отношению к своему идеалу. Задача писателя – дать надежду на возможность выжить прекрасному, на его торжество, не изменив при этом реальности жизни. Мы понимаем, что Мышкин странен, но эти странности не отделяют его от людей.

Он необычайно гармоничен, обладает высокой способностью к отождествлению – непременной принадлежностью ума того типа, какой свойственен Мышкину: проницательного, проникающего в скрытое «Я» других людей. Без сильного ума его доброта вызывала бы только раздражение, его правдивость – злобу, а общительность, по всей вероятности, привела бы героя в сумасшедший дом. Он прозревает судьбу всех окружающих людей, прозревает самую глубину любимых им женщин. Восприятие реального мира и мира иного у него сближаются. Проявление этого дара показано автором уже в первых главах «Идиота», но особенно в конце третьей главы, в которой Мышкин одной фразой определяет дальнейшее действие романа и жестокий его конец.

Когда Ганя Иволгин спрашивает князя: женился бы Рогожин на Настасье Филипповне, Мышкин отвечает пророчески: «…женился бы, а через неделю, пожалуй, и зарезал бы ее». Эта фраза показывает, насколько внимательно надо относиться к каждому слову Достоевского. Ведь он заставил своего героя предсказать события немыслимые – убийство жены мужем сразу после венца.

Мышкин любит Настасью Филипповну и Аглаю. Образ Аглаи пленяет его, и он готов быть ее верным рыцарем. Но если другие герои Достоевского страдают от избытка сладострастия, то он страдает от его отсутствия. Его любовь бесплотна и бескровна.

Другая сторона любви – сострадание, и именно оно ввергает героя в бездну. Мышкин не только сам сострадает, но и видит это чувство в других. Он любит Настасью Филипповну жалостью, состраданием и сострадание его беспредельно. Вспомним эпизод, когда Мышкин глядит на портрет Настасьи Филипповны и, пораженный ее красотой, размышляет: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек».

И, быть может, все несчастье Мышкина в том, что он слишком был подобен ангелу и недостаточно был человеком, не до конца человеком, его природа светлая, но ущербная.

Любовь Мышкина и Рогожина к Настасье Филипповне, как и сами герои, разная: в Рогожине она вызывает сладострастие, а в Мышкине – сострадание и жалость.

Мышкин произносит про себя свой символ веры: «Сострадание есть главнейшее и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», но и это он делает небрежно, мимоходом, потому что не тем занята его голова. Он словно бы не замечает своего преследователя, но мысленно то и дело возвращается к глазам Рогожина, выражающим нечто демоническое. Таким образом, мы открываем для себя видение автором мира: с одной стороны хаотичного, угрожающего, а с другой – прекрасного, доброго и гуманного, воплощающего в себе идеал Достоевского. И именно положительные герои реализуют эту идею спасения мира от жестокости, разврата, хаоса, разрушающего целостность человеческой души.

Суть подлинной красоты, по Достоевскому, заключается «в сознательном и никем не принуждаемом самопожертвовании всего себя в пользу всех…

Таким образом, можно говорить, что Мышкин, несмотря на его отчужденность от реального мира, несомненно, положительно прекрасная, цельная личность, со своей душевной красотой, духовным совершенством.

Это принятие ситуации с миром. Самая сложная практика в жизни, недаром в православии она зовется добродетелью. При смирении действуют в человеке три мотива - понимание, принятие, прощение.

Эти три мотива подвластны только по-настояще­му умному, точнее, разумному человеку.

Дурню они не по зубам. Смиряющийся понимает, что нет смыс­ла сердиться, скажем, на Иванова. Может быть, тому в младенчестве головку прищемило, может быть, он упал в раннем детстве и сильно ушибся, теперь как-то не так соображает. Может быть, родители по не­знанию «навешали» ему кучу жутких стереотипов, через которые он, бедный, до сих пор смотрит на жизнь. Безусловно, что-то из всего этого присутст­вует, надо понять, принять и простить. Вот что про­исходит при принятии... Когда человек принимает си­туацию, он не напрягается (как при терпении), не увеличивает до умопомрачения количество адрена­лина в крови, более того, он... расслабляется, релаксирует оттого, что смог принять проблему и она боль­ше не будоражит его. Такой человек не болеет из-за обиды и ненависти. Разумеется, смирение хорошо только тогда, когда вопрос не касается самого глав­ного, принципиального. В противном случае меняем смирение на неприятие... и смиренно не принимаем...

Смирение - опытно-мистическое свойство, взятое из практики духовной жизни наших предков. Вот что рассказала одна женщина, приезжавшая периодически в К*** монастырь помогать его восстановлению:

«Мне дали в монастыре задание... сажать рассаду корешками вверх. Я бывалая огородница, удивилась, кто же так сажает. И стала сажать как надо, корнями вниз, а монахи сажали, как им было велено. В резуль­тате у всех рассада взошла, а у меня нет...»

Смирение настолько важно в духовной жизни, что надо сказать еще и о его антиподе - гордости.

Противостоит смирению - гордость. Это порок, который Бог не принимает ни под каким видом, да­же если при этом отдается собственная жизнь. Поче­му? Потому что гордость - основание зла (она зака­баляет и разрушает), а гордец - носитель зла. Сми­рение же лежит в основании самых значительных истин, поэтому смиренный - носитель истины.

Так устроено Богом: хочешь стать значимым, побудь сна­чала рабом, хочешь много знать, усвой сначала, что ничего не знаешь, а все, что узнаешь, дается в по­дарок Богом. Все люди больны гордостью, только од­ни больше, другие меньше. Как вообще распознать в себе гордость? Обратимся по традиции к нашим ду­ховным пастырям...

Как распознать в себе гордость? (поучение Иакова, архиепископа Нижегородского)

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты бу­дешь себя чувствовать, когда окружающие... сделают что-либо не по-твоему... Если в тебе рождается... не мысль кротко исправить ошибку, другим допущен­ную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если малейшие неуспехи в тво­их делах тебя опечаливают... так что и мысль о Про­мысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы и врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небыва­лых в тебе достоинствах для тебя приятны... то знай, что ты горд, и горд глубоко... Если на человека напа­дет страх, то это тоже признак гордости. Святой Ио­анн Лествичник пишет об этом так: „Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого зву­ка тварей и самих теней. Страшливые часто лишают­ся ума... Ибо... Господь оставляет гордых..."

Такие простые слова архиепископа Иакова, а сколь­ко в них смысла и благодати, в таких простых словах...

Гордый усвоить подобное не может, поэтому в его внутреннем мире всегда неспокойно: «Гордость приводит нервы в движение... возбуждает мечтательность. Смирение успокаивает нервы... уничтожает мечтатель­ность» (И. Брянчанинов).

Кто не может переварить идею смирения, может пойти путем, лаконично выраженным словами: «Кто тихо ходит, тот густо месит» или: «По-настоящему ловкий человек тот, кто скрывает свою ловкость».

Польза смирения состоит в том, что она удерживает нас от хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. По сути смирение это целостное восприятие нашей жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека. И если мы живем в смирении, то всегда будет уважать и других. Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её. Смирение - одна из высших добродетелей человека. Смирение – это отсутствие чувства собственной важности,превосходства, гордости, высокомерия, хвастовства, – другими словами, отсутствие эгоизма. Смирение есть понимание и принятие Законов Космоса. Смирение приводит к исчезновению психологического страдания.

Гордыня – это нежелание смириться с тем, что имеешь, и благодарить за всё жизнь и Творца. Гордыня говорит нам: как несправедлива к тебе жизнь! Гордыня влечет за собой такие чувства как зависть, ропот на судьбу, жалость к себе. Качество, противоположное гордости – смирение. Смирение является самым сильным лекарством в случае уныния.
Смирение только на первый взгляд, может показаться похожим на слабость. Это не так. В смирении – сила. Чтобы смириться, нужно приложить силу. И когда человек смирится, он становится еще сильнее. Нужно немалое смирение, чтобы, избегая разрушительных эмоций, успешно управлять своей жизнью.
Ничто не может огорчить смиренного человека, он всегда готов ко всему, что преподносит ему жизнь и принимает все спокойно и разумно. «Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире»-писал преподобный Ефрем Сирин.Как же победить в себе гордыню и развить смирение?Для начала, нужно понять один важный закон жизни: случайностей не бывает. Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу.
А если все внешние воздействия на нас направлены к лучшему, то разве может случиться что-то такое, на что мы должны огорчаться?
Мы свободные люди и всегда выбираем между злом и добром. Любую неприятность и называют искушением, испытанием, потому что так мы проверяем себя – к чему мы направляем нашу волю – к добру, смирению или ко злу, гордыне. Если к гордыне – мы падаем ещё ниже, и следующее испытание будет ещё тяжелее. Если к добру – мы приобретаем смирение, облегчаем себе жизнь. Очень важно постараться подмечать в других людях хорошее. Цель этой практики - перестать считать себя какой-то выдающийся личностью. Любой человек имеет много положительных и индивидуальных качеств. И пороков у нас много, у каждого человека, без исключения. Суть смирения выражается в короткой молитве: «Слава Богу за всё!» Ведь это будет совсем не трудно. Пройдет время и вы обнаружите, что всякие мелкие неприятности уже совершенно вас не огорчают, Вы сохраняете мирное настроение. Это и есть начало смирения. Посмотрите на себя глубже. Хорошо ли вы знаете себя – свои добрые и отрицательные качества, свои предельные возможности, свои таланты? Понимаете ли вы, насколько ваши всевозможные желания соответствуют вашим реальным потребностям? Ведь когда вы ослеплены гордыней,то совсем не увидите того, что действительно имеет значение и нужно вам в жизни.
Под смирением часто имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо достоинство человека. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но в духовной жизни ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.Смирение по отношению к Богу – это видение и осознание своих грехов и надежда милосердие по отношению к вам.По отношению к другим людям, смирение это – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом. Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Творца, различные точки зрения и позицию других людей.
В том случае, если мы не принимаем ситуацию как положенную нам по судьбе (отсутствие смирения), а вместо этого начинаем кого-то обвинять, создавать ему неприятности, мстить, то и старая негативная карма не отрабатывается, и нарабатывается новая негативная, что влечет за собой дальнейшие последствия. Это и называют «урок не выучен, в следующий раз ситуация будет еще хуже». Ведь любые повторяющиеся негативные ситуации в жизни – это признак «невыученного» урока. Ведь в смирении нет гордости и чувства вины. Смирение есть и путь, и цель. Развивая в себе смиренность, мы движемся по пути уменьшения эгоизма, познавая смысл бытия. Смирение обретается через понимание. Понимание приходит через духовную практику. Духовная практика может быть любой, если она ведет к смирению.
Смирение ведет нас по пути пересмотра и переоценки нашего отношения к людям. А это, в свою очередь, приводит к тому, что мы начинаем значительно благожелательнее относиться к другим, начинаем интересоваться ими, не замыкаясь в узкие пределы своего эго. Смирение, основанное на вере в Бога, является основой духовного возрастания человека. Смирение — величайшее достижение человеческого духа.
Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
Н.А. Бердяев
Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение.
Русская пословица
«Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви»
преп. Амвросий Оптинский
С Любовью,Стелана

1

Следите за своими помыслами. Внимание ваше пусть обращается в основном на собирание смиренных помыслов, ибо человека спасает смирение, и оно является основной целью всех духовных устремлений. Если желаете узнать, преуспели ли вы духовно в монашеском жительстве, исследуйте себя, и если убедитесь в том, что в вас есть смирение, в соответствии с ним вы и преуспели духовно.

Если вместо смирения мы увидим более гордости и эгоизма с их порождениями, тогда нам потребны печаль и слезы и оплакивание своего окаянного состояния, дабы умилосердился о нас Господь.

Убежим далеко от эгоизма. Он источает отвратительное зловоние, и несчастен тот, кто лелеет его в себе. Такой человек никогда не обретет мира, как по причине гнездящихся в нем и возмущающих его страстей, так и по причине удаления от истинного смирения.

Душевный покой человеку подается только за смирение и кротость, и об этом нам Господь говорит: .

Посему, чада мои желаннейшие, всей душой возлюбим смирение Христово, вкупе же и Его кротость, и действительно обретем, как сказал Он, душевный покой во всем.

Стяжание смирения — дело нелегкое. Необходим великий труд и время. Чтобы умертвить эгоизм, нужно принести самих себя в жертву. Растопчем собственное "я" и обратимся к совершенному отречению от себя. Горячо возлюбим послушание и, сражаясь до крови, с помощью Божией достигнем умерщвления эгоизма.

Итак, вперед, чада мои. Как атлеты, устремимся на поприще преславного состязания, на котором побеждающий получит неувядаемый венец вечной славы пред высочайшим престолом нашего сладчайшего Бога. Прошу вас, не малодушествуйте во время сражения, ибо Господь сокровенной рукой будет нас укреплять, доколе не победим диавола эгоизма. И Он облечет нас в боготканый хитон Божественного смирения.

Я пишу вам об этом и желаю, чтобы немногие слова моего сеяния упали на добрую землю вашей души и принесли сторичный плод вечной жизни! Аминь, буди.

2

Если будем подвизаться в стяжании смирения, то мы унаследуем роскошные одежды. И если имеем любовь, то мы уготовили себе изящнейшее одеяние. И если усвоили беспрекословное послушание, то украсили это одеяние и соделали его сияющим. Если же мы потрудились и в непрестанной молитве, то окропили его благоуханием прекрасного мира. Так усовершив себя и облачившись в такие одежды, мы предстанем на суд Христов с дерзновением и небесной благодатью. И тогда Господь славы обоняет воню благоухания духовного и в радости отверзет нам безграничные сокровища благодати. Тогда мы поистине будем богатыми!

3

"Ты, чадо мое, смотри только за собой",— говорит тебе смирение. А гордость настойчиво приносит тебе те помыслы, о которых ты пишешь. Если смиришься, если осудишь во всех соблазнах себя самого, если скажешь, что ты страдаешь по причине своей страстности и что старец и братия невиновны, то сразу же почувствуешь облегчение от этих помыслов, придет исцеление твоих ран. От других средств исцеления не жди: то есть, чтобы изменились старец и братия, дабы ты получил исцеление. Всуе трудишься. Зло нужно подавить в самом корне, а корень его — гордость, эгоизм, упрямство, своеволие, гнев и тому подобное. Все это излечивается лишь одним лекарством. Вот оно: возложение всей тяжести вины и искушения на самого себя. Всегда говори: "Я сам виноват. Все дело во мне. Я это терплю из-за своей страстности. Никто не виновен в моих страданиях, кроме меня, треокаянного".

Да, чадо мое, это и есть сущая правда, подлинная действительность. Поступай согласно моим советам, делай так и узришь настоящее душевное здравие и исцеление.

4

Поскольку у нас есть и явная гордость, и скрытая гордость, которую мы не осознаём, то Бог, желая очистить нас от этого зловония, поднимает бурю, которая выбросила бы на берег весь осадок, скопившийся за время нашего нерадения.

В море, особенно в бухтах, сбрасывают весь мусор и нечистоты. Если бы не было штормов, то море стало бы рассадником инфекции. И то, что на море чистый и здоровый климат,— это только благодаря штормам.

Духовно то же самое бывает и с нашей душой, с нашим душевным морем. Постепенно от разных наших страстей и по невнимательности душа загрязняется. Да и диавол подбрасывает свои нечистоты. Мы же не замечаем того, сколько мусора собралось. Однако Бог все видит и, желая очистить нас, поднимает бурю, соответствующую степени загрязненности, и таким образом очищает наше душевное море. Иногда после искушения, когда мы перенесли его с терпением, мы видим свою душу облегченной, спокойной и радостной.

Необходимо внимание и с нашей стороны, чтобы нечистоты не собирались, дабы не было необходимости и в соответствующей буре.

И святые люди попадали в бури, но эти бури были иного рода, имели иную цель. Иногда искушения помогали святым достигнуть большей святости, или посылались к их большей славе, или ради прославления силы Божией и утверждения православной веры.

Будь внимателен, чадо мое, имей многое смирение, послушание советам старца, всецелую любовь и никогда не верь своему помыслу, но верно следуй указаниям своего старца.

5

Никогда не будьте уверены в себе. Никогда не принимайте помысла, говорящего, что вы хорошие и добродетельные. Укоряйте, внутренне осуждайте себя, чтобы умертвить свое "я", которое является стеной, закрывающей Солнце Правды — Христа. Поступайте так, доколе лучи Его не достигнут вас и не озарится ваш ум познанием Бога и познанием себя.

Возлюбите смирение во всем, ибо такой пример преподал нам Иисус. Когда? Когда препоясался полотенцем, умыл ноги Своих учеников и сказал: "Знаете ли, что́ Я сделал вам? Как смирился Я, умыв ваши ноги, так должны смиряться и вы друг перед другом" .

6

Научитесь монашескому образу смирения. Сколько бы раз ни приказывал вам старец, говорите: "Буди благословенно". И сколько бы он ни делал вам замечаний, отвечайте: "Благослови". Смирение — самый краткий путь к богообщению, ибо Христос говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим . Душевный покой — доподлинный признак здоровой души.

Смиритесь, унизьтесь и умалитесь, дабы мир Божий снизошел в вашу душу. Не оправдывайтесь, когда старец обличает вас за ошибки, но говорите "благослови" .

7

Чадо мое, возлюбим смиренное мудрование, и если Господь сжалится над нашей наготой и пошлет нам небольшую молитву и душа наша оденется в некое божественное одеяние, то необходимо внимание, чтобы не испачкать его неосторожно гордостью, осуждением, нерадением, непослушанием и тому подобными страстями. Но будем наипаче убелять сие одеяние добрыми делами, особенно же смиренномудрием и самоукорением, которые гораздо более угодны Богу, нежели великие деяния, сотворенные с тщеславием.

Твори совершенное послушание. Послушание рождается от смирения, а прекословие, спорливость, преслушание — это порождения гордости, и их монах должен ненавидеть, как виновников осквернения своей души.

8

Всегда в молитве своей проси прежде всего, чтобы Бог даровал тебе смиренномудрие, и упорствуй в этом прошении, ибо без истинного смиренномудрия невозможно достигнуть ни одной достойной награды добродетели.

Как говорит, чадо мое, апостол Павел: Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Нечист пред Богом всяк высокосердый . Посему подвизайся, чадо мое, против этой злополучной страсти, смиренномудрствуя и помышляя о том, сколько смирения показал Сам Господь славы, когда принял человеческое естество и прошел через поругание и клевету даже до Креста. Так же и все святые Божии люди отличались особенным смирением, почему и сами освятились, и нас уверили, что нет иного пути ко спасению, нежели этот.

Радуйся тому, что дает тебе смирение, даже если будешь страдать и находиться при смерти. Концом страданий станет благословение Божие и преуспеяние в лучшей из добродетелей — смирении.

Желаю, чтобы Господь Иисус неизгладимо запечатлел в твоей душе эту добродетель.

9

Вся суть, чадо мое, в том, что ты обуреваешься духом гордости и родственными ему тщеславием и возношением, вкупе с постыдными и хульными помыслами.

Знай, чадо мое, что дух гордости одолеть чрезвычайно трудно, а дух тщеславия многоголов, как чертополох. Как бы ты ни изменял свой помысл или образ жизни, все будешь натыкаться на его колючки. И если так обстоит дело, то как же быть? Будем использовать любое средство, будь оно мысленным или вещественным, для смирения. Будем в первую очередь понуждать свой помысл мыслить смиренно, а освобождение от страсти или облегчение от нее возложим на Божественный Промысл, чтобы он сам все устроил. Мы со своей стороны будем подвизаться, а Бог соответственно нашему подвигу поможет нам.

Об ужасной страсти тщеславия святой Иоанн Лествичник говорит: "Тщеславие — до смерти", то есть до смерти мы будем обуреваться тщеславием, с той лишь разницей, что со временем его ослабит наше противодействие и многократное познание его лживости.

Плачь пред Богом, чтобы Он даровал тебе дух смирения, ибо только посредством смирения ты будешь восходить горе́, к любви Божией. Духовное преуспеяние состоит не в чем ином, как в стяжании смиренномудрия. Иисус, будучи Богом, так глубоко смирил Себя! А мы, ничтожные по естеству, возносимся и, подобно павлину, распускаем свой хвост! Но когда мы впадем в какое-либо искушение и позна́ем нашу срамоту, то есть прогнившее состояние нашей души, тогда поймем, что мы по естеству — Адамов род и что гордость не смиряется иначе, как пощечинами и падениями.

Слезы со скорбью приносят многое смирение, посему терпи, прося у Подателя благ: "Не презри мя, блуднаго, Рождейся от Девы. Не презри моих слез, Радосте Ангелов. Но приими мя, кающагося, и спаси мя" .

Я желаю, чтобы смиренный сердцем Иисус даровал тебе Свое сердце, да вкусишь от его чистоты.

10

Смирение — чудная добродетель, исполняющая благоухания своего обладателя. Имеющий смирение имеет и послушание, любовь, терпение и всякую добродетель. Когда мы гневаемся, или негодуем, или осуждаем, или не слушаемся, становится ясным, что у нас есть и гордость, и эгоизм. Чем более мы преуспеваем в смирении, тем более отступают от нас злые порождения эгоизма.

Смиримся, чада мои, ради смирившегося для нашего спасения Господа. Такое смирение явил Господь, даже до Креста! Мы же, ничтожные по естеству, не желаем головы преклонить перед своим братом, но хотим, чтобы все было по-нашему!

Будем любить, будем смиряться, как Христос, если желаем, чтобы Он вселился в наше сердце. Не будем более Его огорчать проявлениями своей гордости. Не будем вновь распинать Его оскудением в нас братской любви. Да не опечалится больше святое сердце нашего сладчайшего Иисуса.

11

Ангелы на небе — во славе и пении. Люди — в своих домах и дворцах. А Бог и Творец — в пещере, в яслях для животных, как последний нищий!

Что за смирение Иисусово! Стяжите это смирение, чада мои. Смирение — самая благодатная добродетель, сотканное из золота одеяние. Блажен облачившийся в него, он приобретет неизреченную духовную красоту. Самыми грязными страстями, напротив, являются гордость и эгоизм.

12

Я очень прошу Божию Матерь даровать мне смирение во всем, ибо это основная добродетель и без нее никакого дела не запечатлевает благодать Пресвятаго Духа!

Феофил, архиепископ Александрийский, посетив отцов Нитрийской горы, спросил игумена:

— Отче, что ты считаешь главным на пути такого подвижничества?

И преподобный ответил:

— Всегда укорять самого себя.

— Действительно,— воскликнул Феофил,— нет более краткого пути к Богу, чем этот!

Разве денница и Адам пали не по причине гордости и мятежа? Разве не смирение Богородицы (се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ) и родившегося из Нее безмужно Сына Божия, проповедавшего и сотворившего крайнее смирение, спасли Адама? Как Он Сам сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим .

Как только человек приходит в состояние смирения и самоукорения, он замечает в своей душе сладкий покой, мир, утешение, облегчение и надежду! В то время как, напротив, о гордости души свидетельствуют беспокойство, смущение, гнев, похвальба, склонность к высокомерию и тому подобное.

О, как легок путь смирения! Даже и без подвижнических трудов, если человек болен, он со смирением, самоукорением, также и с благодарением Богу может достичь духовных высот и восчувствовать дар усыновления! И напротив, подвижнические труды без познания собственной немощи, бессилия и жалкого состояния — это подвиг без награды, пот без оплаты, путь без надежды.

Какое горе, когда человек подвизается, не получая вознаграждения; обрабатывает землю и не пожинает плодов! Но почему? Потому, что подвиг незаконный. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться . И в обычных соревнованиях, если состязание незаконно, то спортсмен не получает венцов.

13

Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе. Когда благодать Божия отступает, тогда поднимается облако искушений, и человек доходит до того, что говорит: "Вот, Бог оставил меня!". Тысячи помыслов, удушье души, везде мрак и грех!

Все это делает святая Премудрость, святой Бог, и мы научаемся, что только Бог может нас спасти и что без Бога все наши труды — сор и солома, которые будут развеяны при малейшем ветерке искушения, и обнаружится, что мы ржавые железки, слабые и не способные противостать ни одному искушению без содействующей благодати святаго Бога.

Благодать Божественного Промысла таким образом преподает нам урок самопознания, то есть истинного смирения, сознательного, твердого и непоколебимого, потому что построить духовное здание без него мы не сможем.

Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце.

Всему этому учат искушения. Будем молиться, чтобы Бог покрывал нас от искушений, но если они придут, мы должны переносить их с терпением и мудростью, дабы получить от них пользу. Посему во всем имей терпение и спасайся.

14

Чадо мое, возьми себе за правило постоянное самоукорение. При всяком искушении первый клади поклон. Так ты первым получаешь венец и становишься причиной покаяния брата.

Всегда помышляй о смирившемся Господе, чтобы душа была готова претерпевать ради Его любви самые разные унижения.

Важнейшую роль в духовном подвиге играет то, чтобы человек научился смиряться, укорять себя и оправдывать ближнего. Научившийся этому любомудрию срывает сладчайший плод свободы от страстей. Иначе же человек будет таскать за собой страсти к своей великой и постоянной скорби.

Укоряй себя, чадо мое, непрестанно. Не оправдывай себя. Когда услышишь, как о тебе говорят что-то, скажи: "Правы мои братия. Таков я и есть. Мне и больше того подобает за мои грехи".

Всегда считай себя ниже всех и избегай давать распоряжения, как имеющий власть. В немногих словах: смирение во всем.

15

Считай себя очень грешным и скверным, чтобы возлюбил тебя Иисус Христос и послал тебе милость и прощение многих твоих грехов.

Имей послушание ко всем братиям, стань самым последним, самым ничтожным, если желаешь, чтобы тебя оставили все страсти и немощи. Никогда не оправдывай себя ни словом, ни в помысле, но всегда осуждай себя, как виновника многих бед.

Имей веру к старцу, к его словам, послушание и любовь и откровенно исповедуй всякий свой помысл, ибо чистая исповедь отличает смиренную душу.

16

Понуждайте себя, чада мои, к духовному подвигу. Не забывайте об огромном опыте диавола и о нашей собственной немощи. Как осенний лист падает от малейшего ветерка, так и мы падаем при малейшем искушении и испытании, когда не имеем союзницей благодать Божию. И когда же благодать Божия бывает нашей союзницей? Только тогда, когда смиренное мудрование руководит каждой нашей мыслью и каждым поступком.

Постоянно укоряйте себя, ибо самоукорение — это плод смиренного сердца, а в смиренном сердце является, как ведает Сам, Господь. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят . При каждом своем падении исследуйте, как оно произошло, и поймете, что более или менее, но семя гордости является главной причиной падения.

17

Берегитесь эгоизма: он причина всех зол. Смиритесь. Душите эгоизм, который, подобно ядовитой змее, приползает, чтобы отравить вашу душу. Не оставляйте ничего внутри себя . Только так вы нейтрализуете любое диавольское действо.

Бейте эгоизм со всей силой. Научитесь смирению. Совершайте дела свои с сокрушением, плачем, с благоуханием смирения. Только те ваши дела получат вознаграждение, которые делались со смирением. Дела, отравленные эгоизмом и своеволием, будут развеяны по ветру, как сор, а мы останемся с пустыми руками.

Итак, придем в себя, возвеселимся искренней любовью Христовой, ибо страстные души не войдут в Горний Иерусалим. Туда войдут лишь чистые души, войдут в радости и веселии.

21

Да, чада мои желанные, поистине нет у нас этой святейшей добродетели — смирения. Эгоизм — это отвратительное зло! — принес людям множество несчастий. Поистине смирение — это святость!

Почему мы сокрушаемся от комариного укуса? Потому, что не имеем смирения. Имеющий смирение устраняет соблазн. Без истинного смирения соблазны остаются и возрастают, так что исчезает всякая надежда на исправление.

В своей молитве просите смиренного Иисуса даровать вам дух смиренномудрия и кротости, как Он Сам сказал в Святом Евангелии: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим .

Смиренный человек не помнит никакого прежде бывшего зла, которое причинил ему ближний, но все прощает от сердца и забывает ради любви Божией.

22

Смиряйся и укоряй себя. Не оправдывай себя, даже если ты и абсолютно права, ибо самооправдание препятствует тому, чтобы была излечена болезнь нашей души.

Утешь, дочь моя, геронтиссу, и Дух Божий осенит тебя. Стань смиренной невестой Христовой. Эгоистка мерзка для прекраснейшего Жениха Христа. Жених смирен и кроток, а невеста горда и гневлива?

Если желаешь источать благоухание, прими в себя смиренный, простой, послушливый и кроткий дух. Эгоизм возненавидь, как мерзость и глупость.

Ты поступаешь весьма хорошо, укоряя себя во всем. Это путь святых отцов. Да, чадо мое, таким образом насаждай в своей душе привычки, приносящие величайшую пользу.

23

Что может быть прекраснее духовного понуждения! Оно поистине подает сокровенную, но совершенную радость с благой надеждой на святое будущее.

Посему, чадо мое, подвизайся в святом самоукорении, непрестанно укоряй себя, возлагай вину на себя, взывай: "Иисусе мой, и здесь я виноват. Ни диавол, ни человек, а я, злой, виноват в том, что не смотрю себе под ноги. Просвети светом тропинку моей жизни, дай росу смирения в сердце мое, дабы я ощутил Тебя — моего кроткого и смиренного Иисуса. Не презри моих слез, Радосте Ангелов, но приими их в воню благоухания и дай мне прошения сердца моего, чтобы получил я облегчение и, как обезумевший юнец, воспел Тебе победные гимны Твоей славы".

Затворись в себе и на все взирай простым оком, как на то, что не должно тебя интересовать.

Трудись по силе, с чистой совестью. Молись о себе самом и о всех своих братиях. Любовь твоя да покрывает все, а ты, подобно парящему орлу, лети превыше всех сетей.

24

Дочь моя, обрати внимание на свое поведение. Внутренне будь более кроткой, более выдержанной, смиренной и уступчивой. Все это признаки самопознания.

Укоряй, осуждай себя, говори: "Если ты думаешь, что сестры презирают тебя и невнимательны к тебе, то они хорошо с тобой поступают. Ты вкушаешь достойное дел твоих, потому что если бы ты была достойна внимания, то они бы считались с тобой. Но поскольку ты недостойная, эгоистка, ворчунья, то Бог и попускает это, чтобы ты смирилась. Когда же ты поймешь, что ты такая и есть, и даже хуже!".

Этими и другими словами казни себя, чтобы отсечь голову ужасного зверя, имя которому — эгоизм! Он виновен во всем. Поэтому против него обратим все наши средства. И если при помощи Божией мы смирим его, тотчас увянут в человеке все бесчестные страсти.

Помысли о том, что все нам дал Бог: тело, душу, ум, сердце, землю, воздух, пищу, дыхание, свободу во Христе, веру в Него, Свое Небесное Царство, избавление от геенны, святые Таинства, святого хранителя нашей души и, что превыше всего, Свою непобедимую силу, которая помогает нам в сражениях. И Он даровал нам даже Самого Себя.

Итак, это непоколебимая истина. Оружием обыдет тя истина Его . С помощью этих истин ты можешь очень хорошо и крепко противостать сатане.

Как я похвалюсь и чем, если все мне даровал Бог и своего у меня ничего нет? Если и подумаю я о чем-нибудь добром, то всего этого доброго источник — Бог. И сам ум, помышляющий так, есть Божий.

Сделал я что-либо духовное сердцем или телом — и то, и другое Божие. Моей собственной является воля, но и воля получает помощь от Него. Итак, все восходит к подлинной причине — к Богу.

Что у нас есть, чадо мое, что не было бы от Бога?.. От этого помысла мы входим в область самопознания и смирения.

Чем является вселенная по сравнению с безграничностью Бога? И чем же тогда является человек со своей ничтожностью, которой он так хвалится и гордится?

25

Подвизайся, чадо мое, добрым подвигом . Не бойся, прорывайся, когда отчаяние окружает тебя. Немощных и никчемных избрал Бог, чтобы посрамить тех, которых считают здоровыми и полезными . В немощных творениях сила Божия проявляется ярче и заметней, и это подталкивает нас к невольному смирению и возношению Богу благовонного фимиама безграничной благодарности и признательности!

Тебя, чадо мое, сильно возлюбил Бог. Посему пребывай со смирением в объятиях Божиих, дабы возрастала в тебе радость богообщения.

Берегись духа возношения. Не думай, что обладаешь чем-то, чего нет у других, ибо Дух Святый распределяет Свои дары всем так, как хочет. В одном Он проявляется как любовь, в другом — как благоразумие, в третьем — как ведение, в ином — как великий страх Божий. Это один и тот же Дух. Стало быть, все причастны Святаго Духа не в меру дел, а в меру смирения!

Ничто иное не может с большей легкостью соделать нас сынами Божиими, как познание своей немощи и величия Божия. Дело без смирения как документ без печати. Когда приобщится оно смирения, тогда тут же становится значимым.

Бог ищет никчемные души: "Пойдите по переулкам и улицам и, кого найдете: нищих, увечных, больных и слепых,— всех убедите наполнить дом Мой. Званные же, почитаемые за безупречных, не вкусят вечери" .

Сколько радости о том, что и мы ради своей немощи избраны вместе с этими никчемными людьми, что и нас Он призвал в Свой дом, дабы соделать Своими придворными и друзьями, чтобы слышали мы в клети сердца божественные гласы небесных бесплотных сил!

Видишь, чадо мое, что злой клеветник лжет, когда говорит, что ты немощен телом и потому не годишься в монахи! Важно, чтобы душа была здорова, то есть смиренна, с познанием самой себя!

Бог не требует в жертву нашего здоровья, чтобы дать нам Свою благодать, ибо Бог не нуждается ни в чем, а человек нуждается. Господь попускает болезни, но когда исцелит посредством их душу, тогда достигает Своей цели. Тело не нужно Ему. Ему нужны любовь и смирение, и все это — для нашей пользы.


Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм

Наличие в сердце смирения у человека свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей, а также осознанием своей греховности и искренним раскаянием во всяком злом деле (и даже помысле).

Понятие смирения как христианской добродетели

Ни одно другое слово не понимается так неверно нецерковными людьми (а также, людьми, которые только начинают воцерковляться), как слово "смирение". Под смирением часто, совершенно неправильно, имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но это в корне неправильное понимание смирения как добродетели. В духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.

Смирение это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути – это одно качество в трех различных проявлениях.

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).

Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами "Боже, да будет воля Твоя на всё". Однако смирение не синоним слова "бездействие" в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.

Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.

Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию "смирения". Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, т.е. творим добро, мы побеждаем зло - добром.

Смирение по отношению к самому себе - человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

Смирение в Священном Писании

В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.

Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса

Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.

Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот:

«Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!

Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.

Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.

Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.

Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель - в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах - чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.

Твой любящий дядя Баламут.»

О смирении в поэзии

Смириться - значит, жить с чистым сердцем,

Смириться - значит открыться добру.

Смирение - это есть ключ ко спасению:

К радости, счастью - в этом грешном миру

Смирение - одно очень важное слово,

Смирение - способно возвысить до неба,

Смиритесь - под руку Господа Бога,

И спокойствие ваше не потревожат проблемы.

Но каковы же пути, этого мудрого слова?

Как же суметь претворить его в жизнь?

Ответом послужат три несложных глагола:

Покаяться сердцем, прощать и любить.

Некоторые высказывания о смирении

Брат спросил старца: "Что есть смирение?" Старец отвечал: "Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло". Брат возразил: "Если человек не достиг такой меры, что ему делать?" Старец сказал: "Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя... но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.

Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.

Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Смирение есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником - есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев)

Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей) .

В понятиях Святой Руси смирение - одна из главных духовно-нравственных ценностей.