Здоровье Беременность Красота

Военно патриотическое воспитание детском саду. Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

На чтение 11 мин.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Юлия Гурман
Военно-патриотическое воспитание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Введение

Актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями науки и практики.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка-дошкольника.

Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 ст. 1.4) . Следовательно, дошкольная образовательная организация, как начальный уровень системы образования РФ, должна решать задачи патриотического воспитания дошкольников .

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь) .

Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

В концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) определен как базовая национальная ценность. В концепции патриотического воспитания граждан Самарской области выделены 4 направления патриотического воспитания , одним из которых является военно-патриотическое .

Тематический подход к построению образовательного процесса в ДОО позволяет использовать потенциал государственного праздника День Защитника Отечества как темообразующий фактор.

Это определило выбор темы итоговой работы.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования :

– дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно -патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности;

– отсутствует системный подход к реализации регионального компонента (патриотическое воспитание ) в образовательном процессе ДОО.

Профессиональная проблема : какие содержание, формы и методы можно использовать для решения задач старших дошкольников в процессе реализации темы «Защитники Отечества» ?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы :

– определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно -патриотических представлений;

– создать культурно-образовательную среду в ДОО;

– повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников ;

– объединить усилия семьи и ДОО для решения задач военно-патриотического воспитания старших дошкольников.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в условиях внедрения ФГОС ДО)

Компоненты моделей Модели организации воспитательно -образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество

с родителями

ОД Режимные моменты

Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Познакомить детей с названиями родов войск В России

1.2 Расширить представление о военной технике

1.3. Познакомить с особенностями военной формы

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1 Развить интерес к воинской службе

2.2 Знакомить детей с патриотическими художественными произведениями

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о Российской Армии

3.2 Различать форму различных родов войск

Тема : «Богатыри земли русской»

Тема : «Военная форма »

ОД 3 Художественно- эстетическое развитие (Музыка)

Тема :

«Будем Родины границы зорко охранять!»

1. ОРУ с булавами

2. Отгадывание литературных загадок «Былинные герои Руси» .

3. Д/и «Разведчики»

Прогулка

1. Эстафеты «Ловкий всадник»

2. Эстафета «Меткий стрелок»

1. Беседа о былинных богатырях

2. Рассматривание иллюстраций о русском воинстве

3. Чтение и разучивание стихов, былин о богатырях, подвижных игр

4. Рисование по теме : «Защитники Отечества»

5. Изготовление подарков для пап

6. Просмотр мультфильмов «Илья Муромец и Соловей Разбойник» , «Алеша Попович и Тугарин Змей»

7. Сюжетно -ролевая игра «Пилотка»

ОД «Музыка» :

Музыкальное сопровождение утренней гимнастики

Прогулка

1. Подвижная игра «Ловишка» .

2. Беседа «Кем служил мой папа?»

«Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

Актуальная среда

Фотоальбом «Хочу стать как папа» ;

Сюжетные картинки по теме;

Размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я - военный » ;

Детские песни об Армии;

Краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки.

Актуальная среда

ОД «Музыка» :

Песня «Три танкиста» с соответствующей иллюстрацией

1. Оформление фотоальбома : «Хочу стать как папа»

2. Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.

4. Организация выставки детских работ по теме проекта.

5. «У нас в гостях папа-военный… .

Информация в родительский уголок :

«Растим будущего гражданина»

Технологический (процессуальный) компонент Ход

1. Беседа.

2. Построение, ходьба, бег.

3. ОРУ с булавами.

4. Эстафеты по отрядам.

5. Перестроение в колонну по одному и ходьба по кругу маршем.

1. Беседа о военной форме .

2. Просмотр презентации

3. Динамическая пауза

4. Задание – раскраска.

ОД 3 -«Музыка»

1. Художественное слово «Что мы Родиной зовём?» В. Степанова.

2. Слушание : «Три танкиста»

3. Артикуляционная гимнастика : «Катаем мячик» , «Накажем язычок»

4. Пение : «Бравые солдаты» А. Филиппенко

6. Игра на музыкальных инструментах : «На горе-то калина» р. н. м., обр. Ю. Чичкова

7. Музыкально-ритмические упражнения : «Марш» Ф. Надененко, упражнение «Сегодня салют» Д. Бабаджанян.

Формы организации

Методы и приемы

1. Беседа.

2. Дидактическая игра.

3. Упражнения

Прогулка

1. Подвижные игры.

2. Беседа.

1. Обсуждение пословиц и поговорок о семье.

2. Продуктивная деятельность (рисование) . 3. Просмотр мультфильмов.

4. Чтение.

5. Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1. Подвижная игра

1. Продуктивная деятельность (рисование «Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

3. Чтение художественных произведений на соответствующую тему

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

Побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

Побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;

Побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего) ;

Поощрение инициативы и активности детей. Формы и способы взаимодействия

Консультация

Стендовая информация

Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий пап и дедушек о службе в Армии)

Проведение совместного с родителями мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка) Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

Формирование у детей любви к Родине.

Формирование высоких нравственных личностных качеств : отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность

Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Расширение знакомого репертуара ребенка (знает и может исполнить песню о солдатах) .

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия : воспитатели старших возрастных групп, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

2. Научно-методические условия : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ООП, рабочая программа музыкального работника, рабочая программа инструктора по физической культуре

3. Материально-технические условия : музыкальный центр, аудиодиски, репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри» ; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова : флаг России, музыкальный центр, аудиодиски, воздушные шары (по числу детей, деревянные ложки, трещотки, маракасы, бубны, птичка-свистулька, колокольчики, шлем и кольчуга для Воеводы, кегли - булавы для выполнения ОРУ по количеству детей, магнитофон с дисками : «Богатырская наша сила» Добрынина, «Солдатушки, бравы-ребятушки» р. н. п., «Марш» ; для игр : 3 корзинки, 3 конуса, 3 «лошадки» на палочке, 3 кольцеброса, канат, 3 сабли, 3 обруча; кубики - для подсчета баллов; посылка, письмо, эмблемы, компьютер, интерактивная доска, военные головные уборы

4. Нормативно-правовые условия (нормативно-правовые документы : Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО, СанПиН и др.)

5. Информационные условия (источники лит-ры, интернет-ресурсы)

1. «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева. Библиотека программы «От рождения до школы» 2013 г.

2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО РОССИЯ! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. [и др. ]. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников по средством приобщения к культурным ценностям родного города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е. И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с

6. Организационные условия

Разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия;

Разработка планов-конспектов форм работы с родителями;

Подбор мультфильмов об Армии;

Подбор музыкального сопровождения для музыкально-спортивного развлечения.

В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
(Владимир Златоустовский)
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалу «Павшим войнам», дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Как я подходила к выбору тематики будущего проекта? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии родного города. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.
Результатом проекта стало создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы». Мы с педагогами стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимали позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.
В процессе создания книги ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Ф. Берггольц

Творческий проект «Никто не забыт и ничто не забыто»

Цель проекта. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; знакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны; вызвать эмоционально ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев – земляков.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
пробудить интерес к истории родного города;
раскрыть значение Старого Оскола как города Воинской Славы;
формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;
развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.);
вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации;
привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Задачи проекта решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей.
Задачи образовательной области «Социализация»:
-развитие игровой деятельности детей
- формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи образовательной области «Труд»:
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи образовательной области «Познание»:
-развития у детей познавательных интересов,
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи образовательной области «Коммуникация»:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи образовательной области «Чтение художественной литературы»:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- приобщение к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).
Задачи образовательной области «Художественное творчество»:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Задачи образовательной области «Музыка»:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старшая группа Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: проект «Никто не забыт и ничто не забыто» был осуществлен в период с декабря 2013 и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
Тип проекта: творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы».
Содержание проекта
Деятельность
1.Познавательная 2.Игровая 3.Продуктивная 4.Художественно - речевая
Беседа «Детям - о Великой Отечественной войне»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Сюжетно-ролевые игра «Пограничники»,
русские народные игры «Русское единство», «Снять часового», дидактическая игра «Что в военном пакете?»,
подвижная игра «Саперы», «Снайперы»,
«Связисты». Рисование «Памятники воинской славы нашего города»,
лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».

Слушание музыки
В.Агапкин «Прощание славянки»
чтение А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
Экскурсия к стеле «Павшим героям».
Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомство с воинами - героями Сюжетно-ролевая игра
«Военные»,
познавательная игра «Раньше и теперь», подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?» Конструирование из бумаги «Эскадрилья самолетов»
Лепка «Медали наших прадедов» Чтение произведений
В.Давыдов «Дозор»
О.Высотская «Мой брат уехал на границу»
Слушание музыки М.Магиденко «У кремлевской стены».
Непосредственная образовательная деятельность «Прокопьевск– город Воинской Славы»
Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашего города, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,
подвижная игра «Переправа через мост», Создание фотоальбома
«По страницам нашей памяти»
(дети совместно с воспитателем) Слушание фронтовых песен, чтение произведений
Е. Благинина «Миру - мир»
К.М.Симонов «Товарищ»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям Сюжетно - ролевая игра ««Военные моряки»,
дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют»,
подвижная игра «Разведчики» Конструирование
«Мы склонились низко-низко у подножья обелиска», (коллективная работа) Слушание песен Б.Савельев
«Из чего наш мир состоит»,
чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости
Беседа «Земляки - фронтовики. Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям. игра-эстафета
«Попади в цель»,
дидактическая игра «Памятные места нашего города». Изготовление закладок для книг для ветеранов,
аппликация
«Мир на земле»
Чтение произведений
А.Г.Твардовский
«Рассказ танкиста»
В.П.Катаев
«В разведке»
Непосредственная образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»
Цель: подвести ребенка к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне, Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа. дидактические игры «Будем в армии служить»,
подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге».
Дидактическая игра «Ордена войны» Оформление альбома
«Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом)
Слушание музыки
А. Филиппенко «Вечный огонь»,
чтение произведений
А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним...»
Цель: подготовить детей к празднику «День Защитника Отечества», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.
Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»

Сюжетно -ролевые игры по желанию детей, дидактическая игра «Род войск и боевая техника»
подвижные игры «Пограничники» Конкурс рисунков «Храбрые защитники»,
оформление альбома со стихами о Великой Отечественной войне (Семейные альбомы).

Чтение
В. Берестов
«Нет, слово «мир» останется едва ли...»

Слушание песен А.Александров «Священная война.

Результат проекта:
создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы»
проведение спортивно- патриотического праздника «Зарница».