Здоровье Беременность Красота

Дымковская игрушка во второй младшей группе. Планы-конспекты занятий "дымковская игрушка" младшая группа

Конспект интегрированного познавательного занятия на тему: "Дымковская игрушка", для детей 3-4 лет с нарушением зрения.


Автор: Косарева Нина Николаевна.
Должность и место работы: воспитатель МКДОУ д/с « Родничок», г. Слободской.

Описание и назначение материала. Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с народным промыслом дымковская игрушка. Узнают, как изготовляется дымковская игрушка. В завершении занятия дети раскрашивают плоскостной силуэт дымковской игрушки- птичка.
Цель: познакомить детей с Вятским народным промыслом - дымковской игрушкой.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с глиной, как основой дымковской игрушки.
Уточнить с детьми этапы изготовления дымковской игрушки.
Рассказать об истории возникновения дымковской игрушки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей красиво располагать изображения элементов росписи на игрушке.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и уважение за дымковских мастеров нашего Вятского края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: рассматривание дымковской игрушки, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о способах изготовлении ее.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей по поводу разновидностей дымковской игрушки. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: знакомство с элементами росписи дымковской игрушки и рисование их, просмотр презентации о дымковской игрушке.
Предварительная работа. Предложить родителям посетить вместе с детьми музей дымковской игрушки, мастер-класс дымковских мастериц по изготовлению игрушки.




Оборудование и материалы: Презентация о дымковской игрушки. Дымковская игрушка. Материал для рисования: бумага формата А4, акварельные краски, кисточки, салфеточки, подставки для кисточек, баночки с водой.Воспитатель. Дорогие дети, в краеведческом музее нашего города прошел мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки. Я знаю, многие с родителями побывали на нем и приняли участие в изготовлении дымковской игрушки. Какую дымковскую игрушки вы слепили?
Дети. Птичку, цветочек, цыпленка- морячка…
Воспитатель. Я очень рада, что так много разных игрушек вы слепили и принесли нам показать. Вам понравилось лепить?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель. А из чего вы лепили дымковскую игрушку?
Дети. Мы лепили из глины.
Воспитатель. Скажите, а можно ли лепить из другого материала?
Дети. Нет, потому что это будет не дымковская игрушка.
Воспитатель. Да, все правильно вы рассуждаете. Сегодня на занятие я принесла кусочек глины. Посмотрите, как легко можно с ней работать, она мягче самого мягкого пластилина. Потрогайте, помните ее в руках и убедитесь в этом сами.
Показ лепки "Птичка"
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, мы все говорим дымковская, да дымковская игрушка. Как вы думаете, почему ее так называют.
Дети. Потому что ее начали изготовлять очень в деревне Дымково.
Воспитатель. Все правильно, а деревню назвали, потому что она находиться на низком правом берегу реки Вятка, напротив, города Кирова, а город находиться на левом высоком берегу, и по утрам горожане, глядя с высокого берега на эту деревню, видят, что она находиться в дымке. А в морозные ночи из труб идет дым и тоже всем кажется, что она в дымке. Вот и появилось название деревни Дымково.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы. В.Феофанов

Воспитатель. Сейчас мы поиграем. Назовите, какие дымковские игрушки вы знаете. А затем нужно назвать их ласково.
Словесная игра с мячом. "Назови ласково."
Воспитатель. Молодцы очень много слов ласковых назвали. А сейчас ответьте еще на один вопрос, а почему, как вы думаете, дымковская игрушка расписана яркими красками.
Дети. Для красоты, чтобы всем нравиться.
Воспитатель. Да, вы правы, узоры на дымковской игрушке очень простые, но и очень красивые. А скажите, трудно изготовить дымковскую игрушку?
Дети. Очень.
Воспитатель. Правильно. Как вы думаете, как изготовляют дымковские мастерицы эти игрушки.
Дети. Сначала ищут глину, затем ее замешивают, потом лепят игрушки, когда слепят – их сушат, затем белят и раскрашивают.
Воспитатель. Совершенно верно. А сейчас я предлагаю поиграть в загадки. Вы изображаете какую-нибудь дымковскую игрушку, а я пытаюсь отгадать.
Когда звучит музыка вы легко бежите по группе в рассыпную, на конец музыки вы замираете, изображая дымковскую игрушку.
Игра - пантомима. «Дымковская игрушка».
Воспитатель. Какие трудные загадки вы мне загадали. И спасибо что помогли мне их отгадать. Вы изобразили различные дымковские игрушки.
А скажите мне пожалуйста, какие узоры используют дымковские мастерицы.
Дети. Круги, точки, волнистые линии, кольца, прямые линии.
Воспитатель. Совершенно верно, вот из таких несложных элементов и состоит дымковская роспись.
Я предлагаю нарисовать дымковскую игрушку птичку. Так как мастерицы расписывают уже готовую игрушку, я вам дам готовый силуэт птички. Внимательно посмотрите какие цвета и узоры на птичке. Постарайтесь создать настоящий дымковский узор, он хоть и прост с виду, но очень сложен в исполнении.
Самостоятельная деятельность детей. Рисование птички.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2 младшей группы

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Составитель:

Старший воспитатель1категории

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Демидова Е.В., воспитатель

Лащёнкова Е.В., Окунева Н.С.

Ст. Обливская, 2014г.

Актуальность : Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Участники проекта : дети 2 мл. группы, воспитатель, ст.воспитатель, муз.руководитель, родители.

Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).

Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
  2. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
  3. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
  4. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой,формировать навыки аккуратной работы.

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Цель: Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской.

Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, ребята!

Я веселая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Верно!

Я самый веселый на свете.

За это нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

А привел своих друзей.

А где же они?

Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.

Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.

Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.

Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки.

Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.

Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).

Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские.

Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками.

Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)

Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.)

Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.

Дети выбирают игрушки.

Петрушка (расхваливает товар ):

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост е удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе!

Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».

Петрушка. Праздник нам кончать пора.

Собирайся, детвора!

С «дымкой» расстаемся мы сейчас,

Только всем покажем русский пляс!

Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов.

Пробуждать интерес к дымковской игрушке.

Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?

Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)

Из чего они сделаны? (Из глины.)

Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня .)

Вот конь да конь,

Он копытом бьет,

Удила грызет!

Нет свободы, нет простора,

Негде ему скакать!

Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.

Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)

Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.

В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек.

В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой.

Воспитатель.

Какие дорожки самые красивые?

У кого все кружочки одинаковые?

По каким дорожкам вам хочется побегать?

Какие дорожки выберет конь?

Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.

Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.

Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.

Татьяна Корепанова

«Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Программные задачи

О: познакомить с дымковскими игрушками, дымковскими узорами; учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки ); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу; учить работе с гуашью и ватными палочками (рисовать линии, круги и точки ); повторить основные цвета.

Р: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора; развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать словарный запас детей.

В: воспитывать аккуратность при работе с гуашью, самостоятельность; вызывать положительный, эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Материалы и оборудование

Магнитная доска и магниты

Дымковские игрушки (особенно барышня )

Картинки с изображением дымковских игрушек

Гуашь зеленая, красная, желтая, синяя

Ватные палочки

Заготовки-шаблоны с барышней для рисования узоров

1. В: - Ребята, а вы любите играть? А какие игрушки вы любите? (ответы детей )

А есть очень интересные игрушки, которым уже много-много лет. Хотите посмотреть? (После ответов детей воспитатель достает и показывает дымковскую барышню )

Это барышня. Она родилась в селе Дымкове много лет назад. Посмотрите, какая она красивая, яркая!

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

В давние времена жители села Дымково лепили глиняные игрушки к ярмарке. Зимой вся село в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. (Воспитатель достает картинки с изображением дымковских игрушек и вешает их на магнитную доску. )

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша,

Эта девица – краса.

Няня

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня.

Всадник

Всадник на коне

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Индюк

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

2. В: - А теперь, ребята, мы с вами немножко поиграем, превратимся в дымковских коней!

Физминутка

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли. (идут на месте, высоко поднимая ноги )

Кони удалые,

Гордые, лихие. (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья )

3. В: - Посмотрите, ребята, какие красивые расписные игрушки! Они выполнены из глины. Когда глина высыхает, их покрывают белой глазурью, а потом наносят яркие узоры. Это круги, линии прямые и волнистые, точки. Какого они цвета?

Мы с вами сегодня превратимся в мастеров росписи и украсим узорами дымковскую барышню. (Проходим к столам )

На столах у вас лежат листы с барышней. Поглядите на неё. Волосы у барышни красивые, желтые, щечки красные румяные, и даже сережки на ней цветные, зеленые! А вот платье и кокошник белые! Украсим?

А помогут нам украсить гуашь и ватные палочки! Какого цвета гуашь мы будем использовать?

4. В: - Но сначала разомнем пальчики, чтобы они сумели нарисовать красивые узоры.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать,

Предлагаю пальчики размять. (сжимаем и разжимаем пальцы )

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья,

За работу вам пора. (стучим пальцами по столу, «танцуем» )

5. Выполняется работа под руководством воспитателя.

6. В: - Посмотрите, какие красивые барышни у вас получились! А как эти барышни называются? А какие ещё дымковские игрушки мы с вами посмотрели? Какими узорами украшены игрушки?


Посткриптум. Как я делала заготовки-шаблоны.

Сейчас в интернете можно найти, что угодно, в том числе и готовые шаблоны для раскрашивания. Но бывает и такое, что техника или интернет подводят. Приходиться вспоминать старые времена, когда готовились к занятиям без интернета и принтера, и рисовать вручную.

Итак, на картоне нарисовала шаблон барышни и круг для лица.

Обвела карандашом на альбомном листе шаблон барышни.

Черным маркером обвела круг-лицо.

Затем черным маркером прорисовала контур барышни.

Раскрасила цветными фломастерами волосы, сережки, щечки и рот.

И таких заготовок наделала по количеству детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Программное содержание: - познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ярмарка дымковской игрушки» Тема: «Ярмарка дымковской игрушки». Цель: развитие интереса к народному промыслу России «дымковской игрушке». Задачи: Обучающие: - упражнять.

Конспект НОД во второй группе раннего возраста «Знакомство с народной игрушкой - матрешкой» Конспект НОД во второй группе раннего возраста «Солнышко» Тема: «Знакомство с народной игрушкой – матрешкой». Разработал воспитатель:.

Задачи: Образовательные: - формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.

Цель: Знакомить с декоративно-прикладным искусством, расширять представления детей о народных традициях, формировать интерес к занятиям.

Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки; создавать узоры из круга; закрепить представление о красном и синем цветах.
- воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам.
Оборудование и материалы: нарядная кукла, дымковская игрушка-лошадка, силуэты лошадок, гуашь, кисточки, влажные салфетки.
1. Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень!

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!
2. Беседа о дымковских игрушках.
- В гости к нам пришла кукла Барышня, в нарядной, русской народной одежде. Это дымковская Барышня. Как ярко и красочно украшена её юбка. Что нарисовано на юбке?
- Кружочки, большие и маленькие.
- Кукла Барышня говорит, что она живет в селе Дымково, и там есть игрушки, такие же красочные, нарядные и красивые, расписные. Хотите посмотреть?
- Да.
- Тогда нам нужно отправиться в село Дымково.
Жители этого села любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки. Но раньше у детей не было игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набирали на берегу реки глину и лепили игрушки.
Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали яркими красками. Так и появились дымковские игрушки.
Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц. Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные, задорные – полюбились они детям.
- Ребята, как лошадка цокает копытами? (Дети цокают язычком)
3. Появление дымковской лошадки, раскрашивание силуэтов лошадки.
- Барышня с собой принесла сумочку, давайте посмотрим, что в сумочке
- Ой, а здесь кто-то есть. Кто это? (показывает детям открытую сумочку, достает игрушку - лошадку)
- Лошадка.
- Ребята, скажите, лошадка какая?
- Лошадка красивая, нарядная.
- Лошадка украшена синими и красными кружочками.
- Это дымковская лошадка. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. На столах перед вами тоже есть силуэты лошадки, вот только они белые, без рисунка. Давайте мы с вами разукрасим лошадку! Ребята, а что мы на ней нарисуем?
- Кружочки.
Сейчас возьмем кисточку и попробуем нарисовать кружочки в воздухе. Кружочки большие и маленькие (рисуют в воздухе)
А теперь украшаем лошадку: намочим кисточку в воде, после набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А теперь возьмите другую краску и нарисуем красные кружочки.
4. Рефлексия.
- Какие нарядные получились у вас лошадки, расписные! Молодцы! Кукла Барышня шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные лошадки. А вам нравятся ваши лошадки? - Лошадка тоже очень рада, что вы такие добрые ребята, что теперь у неё появилось много друзей. Он говорит вам большое спасибо, ему теперь будет весело и радостно с ними играть. Давайте споем ей песню о лошадке.
Песня «Я люблю свою лошадку»