Здоровье Беременность Красота

Эмоциональное развитие ребенка. Раннее эмоциональное развитие Эмоциональное развитие 2 3 года

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВОТРАЯ МЛАДШАЯ ГР.
Форма «ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Тема «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Добрый вечер, уважаемые родители, (коллеги). Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Спасибо, что нашли время прийти на наш практический семинар, для обсуждения следующей проблемы «Развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет».

Но, сначала позвольте напомнить вам о теме «Кризис 3-х лет». Многие из вас в течение этого года стали жаловаться на поведение своих детей. И самое страшное для нас – взрослых, все эти эмоциональные вспышки стали происходить с вашим ребенком с началом посещения детского сада.

Вы часто с удивлением наблюдаете проявления их упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. Его поведение сопровождается словами "Я сам".

И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает не "хочу", когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п.

Игра с родителями «КЛУБОЧЕК» (клубок ниток)
Слайд № «СЕМИЦВЕТИЕ КРИЗИСА»

Вы уже знаете об особенностях этого возраста ваших детей, но хотелось бы подчеркнуть следующее....
1. Ребенок проявляет первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научится многое делать самому и как то решать свои проблемы. В 3-4 года ребенок сам может решить, будет кушать "добавку" каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин.

2. Отрадно видеть, когда родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности. Этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя "как взрослый":

3. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Поэтому, задача взрослых - научить ребенка предусматривать опасность, а не подстилать ему подушечку на место падения.

4. Ребенок должен знать, что игла - острая, огонь – жжет, что бьют это больно и т.п. Поэтому, ребенка нужно вводить и в мир опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей, воспитателей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что он не будет подвергаться лишний раз опасности.

5. А теперь, уважаемые родители. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное.

Стих Л.А. Булдаковой, описав кризис трех лет:
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Итак, обобщим выше сказанное: главное для ребенка открытие - открытие себя. Ребенок считает себя независимым, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери, др. взрослых. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Поэтому вы часто видите в своем ребенке "Маленького тирана". Это есть ребенок с эмоциональными нарушениями.
А раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Вот мы и подошли к теме нашего дня.

Итак, в теме сегодняшнего дня:
Дети постепенно становятся более эмоциональ¬но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре (с кем играют, тот друг). Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Но может быть и по- другому. Дети продолжают манипулировать взрослыми, в частности мамой. Это есть пример нарушения эмоционального развития. Формы и виды нарушений эмоционального развития в детском возрасте и они же занимают первое место тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия. Слайд №

Под тревожностью понимают склонность к беспокойству в каких-либо ситуациях. Тревожность может быть эпизодической и проявляться в конкретных случаях и обстоятельствах. Это является в полнее нормальным явлением. Однако может быть постоянной.
Признаки тревожного ребенка: Слайд №
o Низкая работоспособность
o При выполнении задания ребенок скован, или, наоборот, неусидчивый
o Сон беспокойный, мучают кошмары
o Руки обычно влажные и холодные
o Страдает плохим аппетитом
o Краснеет, смущается в незнакомой обстановке
o Не уверен в себе и др.

И вот здесь требуется помощь психолога.

У трёх-четырёхлетних детей очень сильно развито воображение, они способны представить и пережить то, что произошло с другими людьми. В этом возрасте могут появиться страх темноты, воды, животных и др. В борьбе с некоторыми страхами лучше не зацикливать свое внимание, объясните ребенку, что бояться нечего.
Например, в случае боязни воды или собак не стоит насильно подводить его к предмету боязни, стоит просто показать своим примером, что это не опасно, ребенок любопытен и через небольшой промежуток времени он сам преодолеет свой страх. Однако вы вполне можете помочь малышу преодолеть страх темноты. Включите ночник, оставьте дверь открытой или посидите с ребенком пока он не уснет. Свет помешает ребенку меньше чем выдуманные страхи.
Существует так же страх перед телесными недостатками. Например, почему девочки и мальчики устроены по-разному или может ли ребенок стать калекой. Не стоит пугаться таких вопросов. Нужно рассказать малышу, что все люди рождаются разными, что так и должно быть. Расскажите, при каких обстоятельствах можно стать калекой.
Обязательно поговорите с ребенком о его страхах, покажите, что вам не безразлично, и вы понимаете. Обнимите его и скажите, что вы всегда будете рядом и сможете защитить его. Постарайтесь обеспечить ребенку максимально интересный и познавательный досуг, ежедневное общение с другими детьми. Ведь чем больше ваш малыш будет занят, тем меньше времени у него на выдумывание новых страхов.
o Эмоционально чувствительные и впечатлительные дети наиболее подвержены страхам. Эта особенность является врожденной, определяется типом нервной системы и обуславливает восприятие мира в целом.
Признаки:
o Такие дети плохо переносят ситуации формального дистанционного общения, чувствуя себя комфортно
только при доброжелательном, ласковом и теплом психологическом климате в семье и в детском саду.
o Если отношения между родителями напряженные, семья на грани развода, то взрослые конфликты начинают проецироваться на ребенка,
o Детско - родительских отношения осложняются, и возникает страх материнского или отцовского гнева. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей.
o Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба Яга уносит непослушных детей для расправы. Помните, что сказочные персонажи – это возрастной страх, свойственный детям от 3-5 лет, с возрастом он проходит.

o Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи.
o Ночные страхи проявляются прежде всего в сновидениях, содержание которых в причудливых формах отражает все яркие впечатления прошедшего дня. Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Основные направления работы:
1. Повышение самооценки ребенка, грамотно объясняя ему нормы зтикета;
2. Обучение ребенка управлять собой в конкретных наиболее волнующих его ситуациях;
3. Снятие мышечного напряжения.

МАССАЖ С РОДИТЕЛЯМИ_________________________________________________
ИГРА НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГОНАПРЯЖЕНИЯ___________________________

Еще одной причиной эмоциональной неустойчивости ребенка может быть его особенность, такая как, гиперактивность.
Признаки гиперактивности:
o Дефицит внимания;
o Импульсивность;
o Повышенная двигательная активность.
До 5 лет считается нормой. Но, если чрезмерно проявляются данные признаки у ребенка, то скорее надо говорить о его запущенности родителями, педагогами.

ИГРА НА ____

Агрессия – это реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную.
Гнев и злость – нормальные человеческие эмоции. Отрицая их, мы не сможем избавить от них ребенка. Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом.
Виды агрессии:
o Физическая;
o Косвенная;
o Раздражение;
o Негативизм.
Причины:
o СЕМЬЯ
-отношения родителей;
-стиль воспитания.
o СВЕРСТНИКИ (неудовлетворенность по отношению к ним)
o СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МУЛЬТФИЛЬМ

ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙ ЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1. Е. Коротаева рассматривала развивающую среду как средство эмоционального развития дошкольников. Под средой развития в дошкольном учреждении автор понимает организацию пространства и использование оборудования в целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу группы.
o Эмоционально - поддерживающий компонент среды предполагает создание оптимальной эмоциональной атмосферы в группе. Это цветовое решение помещения, которое должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически оформлена.
o Эмоционально-стабилизирующий компонент предполагает систематическое выполнение необходимых условий для организации режима дня, что способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей.
o Эмоционально-активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные на оптимизацию эмоционально - чувственной сферы в работу с дошкольниками. Эмоционально-тренирующий компонент включает в себя проведение психогимнастики с детьми.

ИГРА с цветком___________________
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает, посижу, помечтаю, помолчу!

2. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
3. Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки. Необходим учесть, чтобы музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка (колыбельные, альбом П. Чайковского).
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ _________________
4. Ритмопластика – синтетический вид деятельности, основанный на движениях под музыку, основной целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела .
Ритмопластика- это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление и внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, впитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка (логоритмика, речь с движением, пальчиковые гимнастики под музыку, игры на внимание).

5. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других (этому вопросу мы посвятим собрание в следующем году) Сегодня для родителей предлагаем консультации «ВСЕ ОБ ИГРЕ», картотеки игр...
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»). Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Играя с детьми, можно почувствовать ее ВОЛШЕБНУЮ СИЛУ.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
6. Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика, во-первых, ориентирована на детей младшего возраста, во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Игра с детьми и родителями: «ФОТОГРАФЫ»

7. Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально-культурного развития личности. Художественное творчество - это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
РАБОТА В КРУГУ
ИТОГ: Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Эмоции и общение имеют огромное значение как для общего развития малыша, так и для развития его способностей. Иногда возникают ситуации, когда ребенок имеет музыкальные или другие способности, но не хочет ходить на занятия, потому что ему не нравится педагог или обижают сверстники. Поэтому важно понимать настроение ребенка, учитывать особенности его взаимоотношений с другими детьми, а не только его достижения.

Эмоциональные переживания сопровождают ребенка и в творчестве, и в игре, и в общении. От эмоционального благополучия зависит успешность любой деятельности.

Комфортное общение — условие не только для познавательного, творческого, но и для социального развития.

Ласковое обращение, уважение к маленькому человеку, поддержка вселяют в ребенка уверенность в своих силах, ему хочется радовать взрослых своими достижениями. Особенно сильно в этом нуждаются неуверенные, тревожные дети.

Слишком строгое отношение может привести к нежеланию ребенка чем-либо заниматься, пробудить в нем строптивость или замкнутость. Если ребенок не хочет идти на занятия, узнайте почему — так вы предупредите нежелательные последствия. Если он не хочет говорить об этом, можно использовать цветовой тест эмоциональных состояний для выявления настроения ребенка на занятиях .

Общение со сверстниками, которое возникает во время игр, занятий, совместных действий, всегда эмоционально окрашено, а переживания разнообразны.

В командной и групповой деятельности ребенок учится убеждать, доказывать, высказывать свое мнение, увлекать за собой других, нести ответственность. Такие качества являются признаками лидерских способностей. Кроме того, дети ценят веселый нрав своего командира, умение придумывать интересные игры и занятия.

Занимаясь в спортивных секциях, ребенок узнает, что такое «командный дух», «воля к победе». Находясь в спортивном лагере, на сборах, дети постигают азы самостоятельности, учатся навыкам самообслуживания, умению постоять за себя, сотрудничать с товарищами по команде, проявлять солидарность. Такие качества необходимы не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для развития личности, ее взросления.

Некоторые дети любят находиться в центре внимания. Им по душе роль артиста, они любят выступать на сцене и дома. Им не свойственно стеснение, им нравится производить впечатление на аудиторию.

В играх со сверстниками они подражают любимым киногероям, любят рассказывать о чрезвычайных событиях, которые произошли с ними, преувеличенно переживают. Все это — признаки сценических способностей, где ценятся эмоциональность, разнообразие мимики и жестикуляции, непосредственность.

Обычно таким детям нравится ходить на детские представления, смотреть театральные постановки. Даже очень шустрые ребята замирают, глядя на сцену, выражение их лиц созвучно тому, что происходит на подмостках.

Положительные эмоции, интерес к занятиям, доверительное отношение к тренеру, товарищеское, дружелюбное общение со сверстниками имеют огромное значение для развития способностей и достижения успехов.

Подведем итоги

Эмоции и общение тесно взаимосвязаны. В общении со взрослым-педагогом развиваются не только отдельные способности, но и социальные навыки, формируются черты характера ребенка.

В общении со сверстниками у детей проявляются и вырабатываются коммуникативные и организаторские способности.

Живость эмоций, мимики, жестикуляции, непосредственность на сцене — признак сценических, творческих способностей.

Эмоциональное состояние во время занятий может как стимулировать развитие способностей, так и тормозить их. Положительные эмоции ускоряют развитие способностей, отрицательные — замедляют.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, узнайте причину, поговорите с ребенком, понаблюдайте за тем, как он занимается, проведите диагностику настроения с помощью цветового теста эмоциональных состояний.


Эмоции – это реакции человека на положительные или отрицательные жизненные события. Они имеют огромное значение в жизни каждого ребенка, поскольку это часть общения, помогающая ему выразить отношение к происходящему.   Взаимодействие между людьми невозможно без понимания эмоционального состояния друг друга. Важный компонент становления личности и взросления ребенка - это понимание его собственных эмоций и ощущений.

Зачем малышу эмоции?:

Понимание чувств окружающих людей существенно облегчает малышу процесс общения. Если малыш не понимает эмоциональный мир окружающих, у него проявляются страхи, отчужденность и враждебность. Когда ребенок может хорошо понимать личное эмоциональное состояние, а также состояние окружающих, тогда у него проявляется сопереживание, симпатия, уважение к окружающим.

Общение не может быть эффективным, если собеседники не чувствуют эмоциональное состояние, не обладают умениями управлять своими эмоциями. Личность ребенка формируется правильно только если у него развита способность различать и понимать собственные ощущения, эмоции и чувства.

Понимание эмоций и их проявление - это очень сложный процесс, требующий некоторого уровня развития ребенка. Следует акцентировать внимание на развитии как интеллектуальных эмоций, так и нравственных, имеющих большое значение в формировании активной жизненной позиции. Такие эмоции важны для воспитания у ребенка человечности, сострадания, отзывчивости.
У физически ослабленных детей преобладает пониженное настроение, что негативно отражается на умственной работоспособности. Дети, у которых хорошо развита эмоциональная сфера являются более отзывчивыми, социализированными и популярными среди сверстников. У таких малышей высоко развиты способности к сочувствию, пониманию чувств и совершению обдуманных поступков. Поэтому очень важно развитие у детей эмоциональной стороны их характера.

Эмоциональное благополучие обеспечит формирование таких сторон характера:

адекватная самооценка
навыки самоконтроля
ориентацию на успех
эмоциональный комфорт

Возрастные особенности эмоционального развития:

Новорожденные дети
Новорожденный малыш получает эмоции от самых близких людей – родителей. Первая улыбка, смех, радость ребенка являются показателями его благополучного развития и здоровья. Позитивные эмоции помогают в развитии памяти, речи и движений. Это является залогом нормального развития малыша. Чтобы ребенок нормально развивался, необходимо поддерживать его во время активности в радостном настроении.

Развитие эмоциональной сферы малышей невозможно без участия родителей. Живое эмоциональное общение взрослых и детей обогащает эмоциональную сторону характера, а также влияет на развитие. Эмоциональное состояние не менее важное, чем физическое и психологическое.

Дети до трех лет
Дети первых месяцев жизни общаются только посредством проявления эмоций. Ребенок воспринимает окружающую действительность очень эмоционально. Но такие реакции младенца очень короткие. Малыш может рыдать, но через короткий промежуток времени – смеяться.

Дети после четырех лет
С четырехлетнего возраста у детей начинают проявляться разные виды отрицательных эмоций. Теперь изменения настроения не происходят без существенных причин.

Дети 5-6 лет уже способны правильно идентифицировать эмоциональное состояние окружающих. Они с легкостью отличат радость, восхищение, но с затруднением распознают грусть, испуг, удивление. Ребенок обращает более пристальное внимание на способы выражения лица и мимику, но еще не сильно проявляет интерес к позе, жестам. В процессе взаимодействий с людьми малыш способен ощущать ласку или несправедливость.

Если к ребенку относятся с добротой, тогда он такие же чувства будет испытывать к другим.   Если обидеть ребенка, тогда в ответ он будет проявлять агрессию. К семилетнему возрасту ребенок может правильно и адекватно оценивать практически все основные эмоции человека.

Факторы, которые влияют на развитие эмоций:

1. Общение с другими людьми

2. Активная деятельность малыша - танцы, музыка, вокал, спорт

3. Игровая деятельность. Положительное влияние на эмоциональную сферу оказывают сюжетно-ролевые игры

4. Трудовая деятельность малыша. В результате формируются эмоции от переживания малышом чувства радости, которую приносит успех, а также разочарования от неудач

Как влияет семья на эмоциональное развитие ребенка:

Психологический климат внутри семьи оказывает сильное влияние на эмоциональное развитие детей. Гармоничное развитие происходит только в семьях, где царит благоприятный психологический климат, а также высоко развиты сплоченность, взаимоуважение и доброжелательность. Родители в благополучных семьях проявляют к ребенку любовь разными методами:

Приветливым взглядом

Ласковыми прикосновениями

Нежными словами

Заботливыми действиями

Если в семье отмечается неблагоприятная обстановка, тогда отношения между ее членами характеризуются напряженностью, конфликтностью, отрицательным отношением к людям. Ребенок в такой семье чувствует себя незащищенным, постоянно находится в состоянии дискомфорта.

Группы родителей по типу реакций на переживания малыша:

1. Родители, проявляющие безразличие к детским эмоциям. Такие взрослые уверенны, что их основная задача - это удовлетворение физиологических потребностей ребенка: накормить, одеть, вылечить. У них нет времени на эмоциональный контакт с ребенком

2. Родители, проявляющие эмоциональную поддержку. Такие взрослые учат своих детей основам саморегуляции

3. Родители, наказывающие ребенка в случае проявления им отрицательных эмоций запретами, физическим насилием
Большая и серьезная ошибка многих родителей - это угнетение и подавление эмоциональных реакций малыша, что препятствует его полноценному эмоциональному развитию. Взрослые должны уметь определять настроение ребенка, правильно и обоснованно указывать на его недостатки. Чтобы обучить ребенка основам эмоциональной грамотности, взрослые должны уметь найти с ним общий эмоциональный язык. Задача семейного воспитания - создание внутри семьи благополучной атмосферы защищенности, любви и уважения к ребенку.

Прослушивайте совместно с малышом музыкальные сказки, сопереживая героям
обогащайте словарный запас ребенка словами, которые обозначают оттенки чувств: рад, зол, огорчен, недоволен, обижен
вводите правила проявления эмоций ребенком: «Ты имеешь право обижаться, но драться запрещено!» и т.д.
обсуждайте с ребенком жизненные ситуации, предлагайте описывать чувства т ощущения участников событий
обсуждайте с ребенком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями
предлагайте ребенку варианты деятельности, которые помогут ему успокоиться: танцевать, петь, рисовать, общаться, бегать. Пускай ребенок выберет действия, которые ему подходят
проявляйте к ребенку внимание, заботу, уважение, любовь для формирования эмоционального благополучия
создавайте в семье атмосферу взаимной любви, чтобы ребенок учился любить сам
во время беседы с ребенком давайте ему возможность рассказать о своих чувствах по поводу произошедших событий
читайте ребенку литературные произведения, насыщенные эмоциями
снимайте эмоциональное напряжение ребенка физическими упражнениями.

Игры, направленные на развитие эмоций у ребенка:

Взрослым необходимо развивать эмоциональную сферу малышей с помощью разнообразных простых игр:

«Альбом эмоций». Вырезайте из журналов или газет фотографии или картинки людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, наклеивайте их в альбом. Вместе рассматривайте изображения, обсуждайте настроение людей, причины его появления. Можно продемонстрировать любую эмоцию, а затем предложить ребенку повторить увиденное. Игру проводите с детьми старше 1 года

«Покажи-ка эмоции». Игра подойдет детям старше 4 лет. Попросите малыша показать следующие эмоции: разозлившегося медведя, обиженного малыша, злого человека, испуганного поросенка, веселого человека и т.д.

Эмоциональное развитие ребенка - основа его нормального психического состояния, общения, развития и успешности в будущем. Очень важно заниматься развитием эмоциональной сферы с раннего возраста, используя разнообразные виды деятельности, главным образом игры.


Виктория Сахно

Эмоциональное развитие ребенка происходит с рождения. Сначала кроха учится испытывать и выражать свои эмоции, а позже контролировать их и управлять эмоциональным состоянием. Развитие этих возможностей происходит параллельно с физическим, и . Тем не менее, на эмоциональное развитие часто направлено меньше внимания, чем на другие сферы.

Основы социальной компетентности, которые ребенок получает в течении первых пяти лет, связаны с его эмоциональным благополучием и влияют на способность ребенка адаптироваться в школе и формировать успешные отношения на протяжении жизни. Позже, эти же социально-эмоциональные навыки необходимы для формирования прочных дружеских и семейных отношений, способности работать в коллективе.

Давайте рассмотрим основные этапы эмоционального развития ребенка , через которые проходит каждый малыш и разберем, на что стоит обратить особое внимание для успешного развития эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год

В возрасте одного года ребенок учится распознавать и управлять своими чувствами. Он испытывает широкий спектр эмоций и может устроить истерику, если сильно устал или расстроен. Также он проявляет эмоции посредством смеха, крика, плача и даже укусов. Годовалые малыши уже начинают проявлять автономию, могут заявить категоричное «Нет!» на предложение взрослого и настаивать «Я сам!» в выполнении задач, которые им еще не доступны. За этот год ребенок испытывает широкий спектр эмоций: любовь, радость, гнев, страх, печаль, разочарование и др.

В этом возрасте ребенок действует импульсивно, но с помощью взрослого уже учится управлять своими эмоциями. Например, он может идти за плюшевым зайцем, когда расстроен, чтобы помочь себе успокоиться. Он сильно привязан к значимым взрослым и получает удовольствие, находясь рядом с ними. Кроха активно наблюдает за эмоциональной реакцией других людей и делает выводы на основе мимики взрослых. Например, поднимаясь по лестнице на детской площадке, оглядывается на маму, ища одобрения или предупреждения в выражении ее лица.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

Двухлетки начинают интересоваться обществом других детей. Им нравится играть рядом, но в совместную игру они не вступают, поскольку еще недостаточно зрелы для коллективных игр. Когда возникают конфликты, взрослые должны вмешаться, чтобы предотвратить агрессию и научить малыша соответствующему поведению. Управлять эмоциями крохе по-прежнему трудно. Любимые игрушки могут помочь двухлеткам справиться с новыми ситуациями или сильными эмоциями.

Расширяются доверительные отношения с другими взрослыми и детьми, с которыми малыш часто играет. Увеличивается понимание языка эмоций. Ребенку проще справиться с эмоциями, когда они названы, и взрослый признает эмоциональную реакцию ребенка. Сильное разочарование все также может спровоцировать истерику.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В три года начинает развиваться чувство индивидуальности и личных предпочтений. Малыш начинает говорить: «Смотрите, это !». Умеет определять чувства других людей на основании тона голоса и выражения лица. Понимает, что у чувства есть причина, и может рассуждать примерно так: «Девочка расстроилась, потому что потеряла любимую игрушку». Трехлеткам все также нужны взрослые, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда они играют или исследуют мир вокруг.

С этого возраста дети начинают строить дружеские отношения между собой. Им интересны совместные и ролевые игры. Когда возникают конфликты, малыши все еще продолжают искать помощи взрослых, чтобы разрешить ситуацию. Продолжают учиться простым альтернативным, не агрессивным способам разрешения конфликтов, способны согласиться на компромисс в спорной ситуации. В трехлетнем возрасте дети уже способны сопереживать другим и проявляют участие. Так, ребенок может обнимать и гладить другого малыша, жалеть, если тот чем-то расстроен, и предлагать ему своего любимого медведя для скорейшего успокоения.

В три года ребенок все лучше справляется со своими эмоциями, но рассчитывать, что он будет реагировать, как взрослый, не стоит. Наступает кризис трех лет, и малыш, хоть и настроен нравиться родителям, начинает проявлять агрессию, своеволие, упрямство, негативизм. Это период становления личности и отделения себя от взрослых. Пройдя его, ребенок станет более самостоятельным, у него сформируется самооценка, и малыш будет готов к новым этапам развития.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 года

В четыре года ребенок в состоянии спокойно переносить длительное отсутствие взрослого. Малыш все лучше самостоятельно справляется со стрессом с или проговаривания проблемы. Все чаще выражает собственную точку зрения и свои предпочтения в отношении какой-то ситуации. Ребенок начинает сравнивать себя с другими.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

В четыре года ребенок продолжает разбираться в причинах чувств и начинает понимать, что разные люди могут чувствовать разные эмоции в одной и той же ситуации. Игра остается главным инструментом, с помощью которого малыш моделирует различные ситуации и пробует различные варианты решения проблемы. Это помогает ему накапливать опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций и все лучше понимать и контролировать свои эмоции.

Варианты проведения игр на развитие эмоциональной сферы вы можете увидеть в этом видео:

Четырехлетки все больше интересуются развитием дружеских отношений со сверстниками, пытаются им угодить. Ребенок успешно входит в группу других детей, активно инициирует и участвует в коллективных играх. В спорных ситуациях предлагает варианты решения проблемы, при этом все еще ожидает помощи взрослых.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 лет

В пять лет ребенок может управлять чувствами и ситуацией с большей независимостью. Он использует все более сложные речевые обороты, для того чтобы назвать свои чувства и их причину. Например, может рассуждать: «Я вроде бы и хочу покататься на этих качелях, но мне страшно, потому что они высокие». Также глубоко рассуждает, чтобы продемонстрировать осведомленность, понимание и заботу в отношении окружающих. Например, подходит к ребенку, чья постройка рухнула и говорит: «Не расстраивайся, Маша. Я тебе сейчас помогу построить новый домик, и мы сможем вместе поиграть».

Ребенок все больше осознает свои умения и поднимает самооценку, хвастаясь новыми навыками. Малыш использует свои физические, творческие и познавательные ресурсы в кризисной ситуации. Способен самостоятельно успокоиться и контролировать выражение своих эмоций.

Любит общаться с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте ребенок уже имеет более широкий репертуар навыков для «вхождения в группу». Играет в более сложные и длительные коллективные игры, в том числе разыгрывает спектакли. Продолжает устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, ищет подтверждения дружбы, спрашивает «Мы же с тобой друзья?». Пятилетки используют различные варианты ведения переговоров и установления компромисса для разрешения конфликтов. Тем не менее, периодически они тоже сталкиваются с трудностями и нуждаются в помощи взрослых.

Задачей родителей на протяжении всего дошкольного периода является:

  • научить ребенка идентифицировать свои эмоции,
  • контролировать их и выражать социально приемлемыми способами,
  • показать не агрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • помочь ребенку устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Все эти навыки не приходят одномоментно и в полной мере, ребенок ими овладеет только в школьном возрасте. Но целенаправленное их развитие и помощь со стороны родителей помогут ребенку развить свой и быть успешным в разных сферах жизни.

А как вы занимаетесь эмоциональным развитием своих малышей? Расскажите в комментариях!

Малыш? В три года дети очень подвижны и активны, развитие интеллекта позволяет им составлять логические предложения из трех-четырех слов.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Трехлетний ребенок любит двигаться. Он залезает на унитаз, на стол и стулья, заползает под кровать, чтобы уже через некоторое время загадочным образом оказаться внутри шкафа! Его можно найти везде. Малыш с удовольствием танцует и участвует во всех играх, в каких только можно. Он очень подвижен, и, несмотря на все увеличивающиеся порции пищи, малыш хотя и вырос примерно на 10-12 см, он почти не прибавил в объемах. К концу третьего года он весит примерно 14-15 кг, рост составляет около 98-100 см. Если масса тела заметно увеличилась в последнее время, убедитесь, что у вашего ребенка нет избыточного веса.

  • Старайтесь ограничивать количество сладкого – как родитель вы должны знать всю правду о сладостях. Содержащийся в них сахар не только плохо влияет на состояние зубов, но и подавляет аппетит, нарушая режим правильного питания. Хорошим правилом является употреблять сладости только в один день недели – например, в субботу. Помните, что шоколад, хотя он и хуже усваивается, полезнее леденцов и сахарной ваты.
  • Обратитесь к врачу, если ваш трехлетний ребенок еще не умеет бросать мяч вперед , стоять на одной ноге хотя бы пару секунд и самостоятельно мыть руки. Отсутствие этих навыков может быть нормальным явлением, но стоит проконсультироваться со специалистом.

Рост и вес в 3 года

  • Мальчики в среднем имеют вес - 14-15 кг., рост - 98-100 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 13,5-14,7 кг., рост - 96-98 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

Ребенок в 3 года точно знает, что такое день рождения, и с энтузиазмом ждет его. В этом году стоит устроить настоящий праздник на день рождения малыша, который запомнит его на несколько месяцев. Он может сам составить список гостей. Скорее всего, именно в этот период наступит эра „головоногих": трехлетние дети с энтузиазмом рисуют „рожицы", то есть окружности с точками, а к ним дорисовывают две длинные черточки – „ножки"! Понаблюдайте, как меняются навыки рисования ребенка год за годом.

В возрасте трех лет малыш уже знает около 900 слов и составляет логические предложения из трех-четырех слов! Трехлетний ребенок уже способен сосредоточиться на первых играх – настольных и карточных, хотя для него правила „Монополии" или „Питера Пэна" являются достаточно сложными. Ему скорее нравятся более простые варианты типа „Войны", где сначала ходит он, а потом его противник. Можно также играть в „Китайца" – такие игры любят целые поколения родителей, бабушек и дедушек, они отлично помогают обучению счету и прогнозированию событий.

Трехлетний ребенок может в течение нескольких минут заниматься одной игрой. В такие моменты он чаще всего рисует, собирает конструктор, занимается с куклами или ездит машинками по трассе.

  • Составьте сценарий празднования дня рождения своего подрастающего ребенка . Шумный праздник может очень утомить малыша. Вместо того, чтобы планировать дюжину развлечений, лучше сосредоточиться на нескольких разноплановых вариантах – желательно, чтобы игры подвижные игры чередовались с рисованием или лепкой из пластилина. От того, как вы устроите празднование, зависит, найдет ли виновник торжества силы, чтобы развлекать гостей до конца мероприятия.
  • Хорошей идеей подарка на день рождения будут наборы кубиков, пазлы, интересные игры. Если вы ищете что-то оригинальное, можно выбрать модели из картона, дизайнерские или необычные игрушки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе.Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность,не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора" со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.

Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.

  • Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка" , не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.

Третий год жизни ребенка – что может вас беспокоить?

У ребенка ночью болят ножки.

В конце третьего года жизни он может просыпаться посреди ночи с плачем и жаловаться на боль в ногах. Это, скорее всего, боли роста – такие симптомы являются нормальными для ребенка в возрасте между третьим и пятым годом жизни. Обычно они ощущаются в икре, коленке и бедре, но исключительно в ночное время и являются непродолжительными. Боли роста касаются 25-40% детей. Если ваш малыш жалуется на неприятные ощущения, стоит воздержаться от повышенной физической нагрузки – бега и прыжков.

Частые простуды.

Ребенок, особенно если он начал ходить в детский сад, может довольно часто страдать от насморка, потому что ему легко заразиться от других детей в группе, которые возвращаются в детский сад недолеченными после болезни. У некоторых малышей также проявляется аллергия, симптомом которой может быть насморк. Иногда это реакция на пыльцу.