Здоровье Беременность Красота

Инфантильные дети: почему они не хотят взрослеть? Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания Детский инфантилизм что делать как помочь.

Несамостоятельность в принятии решений, добровольное снятие с себя ответственности, эгоизм – вот далеко не полный перечень качеств, отличающих родительский инфантилизм . В своем крайнем выражении он очень опасен, так как приводит не только к изъянам в воспитании, но и может нанести серьезный ущерб здоровью и жизни ребенка.

Проявления родительского инфантилизма

По определению, став родителями, люди должны повзрослеть внутренне, ведь теперь им предстоит растить и развивать маленького человека – своего сына или дочь, служить для них примером, обеспечивать безопасность, окружать любовью и заботой.

Сегодня, к сожалению, психологи констатируют появление феномена: инстинкт размножения у молодых пар срабатывает, а отцовский, материнский – запаздывают. Отсюда отношение к детям, как к живым игрушкам. Старинное выражение о том, что «первый ребенок – это последняя кукла» в их случае понимается буквально.

Мамочкам нравится наряжать деток, позировать с ними перед фотоаппаратами и видеокамерами, дефилировать по аллеям парков с дорогими колясками… Но бросается в глаза их равнодушие к детям. Далеко не все женщины разговаривают с ними, играют. Им гораздо интереснее пообщаться с подружками, может быть, даже пофлиртовать с интересными мужчинами, «повисеть» в соцсетях. Малыш при этом остается предоставленным самому себе.

Другой пример родительского инфантилизма : папа, придя домой с работы и наскоро поужинав, бросается не к ребенку, который ждал его весь день, а к компьютеру, чтобы поиграть с друзьями в популярную «стрелялку», или к телевизору.

Я уже не говорю о детях, «забытых» на ночь в колясках на балконе и замерзших там: а не надо было мешать своим плачем «родителям» кино смотреть! О малышах, которым «взрослые» не вызвали «скорую», так как не поняли, что не всегда температуру можно сбить парацетамолом, и потеряли их. Чудовищное равнодушие или неумение просчитывать последствия? Наверное, и то, и другое.

Что такое инфантилизм?

Первые серьезно заговорил об этом явлении К. Г. Юнг. Он описал «инфанта» как незрелую внутренне личность, живущую в иллюзорном мире. Ему достаточно представлений о самом себе и жизни, а реальных усилий по достижению счастья он прикладывать не готов. Лучше плыть по течению.

Юнг обосновал отличия инфантильных людей от прочих, систематизировав эти отличия. Вот как они проявляются у инфантильных взрослых:

  • Неумение учиться на своих ошибках: не разбираются, на какие грабли наступали, а какие «новые, не хожены»
  • Интерес к готовым рецептам. При наблюдается отсутствие критики при выборе подходов в воспитании: ребенка стремятся отдать разом во все развивающие центры, научить всем языкам, привить ему любовь к танцам и водят на фигурное катание. А если бы в сутках было больше часов, то отправили бы еще в музыкальную и художественную школы! А все потому, что «зависают» на сомнительных интернет-форумах и проникаются «передовыми педагогическими идеями, гарантирующими надежный результат»
  • Кредо инфантов – «так принято». Они не заморачиваются объяснением детям, почему что-то разрешено или запрещено. Им самим нравится кому-то подражать: «глянцевым личностям», соседке, начальнику. Не быть, а казаться – этого вполне достаточно. Этого они требуют и от детей
  • Инфанты практически не развиваются как личности. Дети быстро перерастают их интеллектуально и морально. Такой дисбаланс приводит к трагическим конфликтам поколений в семьях, где взрослые «тормозят» развитие детей

Опасен тем, что при нем взрослые не хотят встречаться с трудностями лицом к лицу, стараются уйти от них, боятся принимать решения, ищут оправданий, лгут. С такой позицией невозможно воспитать детей, адекватно относящихся к жизни. Если чудо происходит, то не благодаря, а вопреки такому «воспитанию».

Инфантилизм - это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?

Мария Дробот, детский психолог:

Ко мне на консультацию пришла Татьяна Ковалева, мама десятилетнего Павлика. Я выслушала ее - история оказалась не такой уж необычной.

Поначалу родители радовались, что их ребенок так легко общается со всеми, но потом стали замечать, что его непосредственность переходит всякие границы. На улице он мог подойти к незнакомому человеку и вдруг начать ему что-то рассказывать. "Нам прямо страшно стало, люди ведь всякие бывают, столько ужасных историй вокруг. Объясняли ему, что не надо так делать. Как будто не слышал, хотя головой кивал", - объясняла встревоженная мама.

Гораздо больше проблем появилось, когда сын пошел в школу. Он совершенно не мог внимательно слушать учительницу, начинал громко разговаривать посреди ее объяснения, а то и вообще мог встать и начать ходить по классу среди урока. Домашние задания его совершенно не интересуют. Когда его спрашивают, почему он не делает уроки, тут же горько плачет.

Эта история, на мой взгляд, весьма типична и прекрасно иллюстрирует проблему, довольно часто наблюдаемую сегодня психологами, - детский инфантилизм. Многие родители отмечают странное нежелание своих детей взрослеть, выполнять поручения, пусть элементарные, брать на себя ответственность за учебу.

Зачастую заботливые папы и мамы объясняют это явление сложностью современной жизни, пугающей нынешних детей, желанием отсидеться за родительской спиной. Родители или умиляются: "Пусть подольше побудет ребенком, успеет повзрослеть еще!", или начинают излишне драматизировать ситуацию, выясняя у врачей, нет ли у ребенка задержки в развитии. Крайняя мера - бесконечные походы по врачам и попытки вылечить ребенка непонятно от чего. И первое и второе объяснение приводит к неправильным поступкам, зачастую травмирующим ребенка.

Попробуем разобраться, что происходит с ребенком, каковы причины, проявления и последствия инфантилизма и каковы должны быть действия родителей.

Феномен инфантилизма

Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин "инфантилизм" используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств.

Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе. В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями. Это гиперопека - одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка. И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности.

Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.

Эмоциональность или неадекватность?

Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.

Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.

Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его "почтальон Печкин" из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось - он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.

Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Во-вторых, сильно осложняет работу воспитателей и учителей, которые вынуждены уделять все внимание такому инфантильному ребенку, в то время как остальные дети остаются без присмотра.

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это.

Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, - это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о "хорошем ученике". Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его "вызвали"!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: "вечно маленький" ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Инфантильный возраст

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период - младший подростковый возраст - инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее.

Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Родители Павлика, обратившиеся ко мне за помощью, когда ребенку было 10 лет, сумели изменить поведение своего ребенка вовремя. Возможно, их опыт и мои рекомендации помогут и другим семьям.

Программа для родителей

Во-первых , покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может , внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Во-вторых , система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.

Ребенок любит играть , значит, воздействие на него может быть через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", причем в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя, кого-то спасающего или кем-то руководящего. В такой игре подспудно высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и так далее. А ребенок учится действовать соответственно обстановке.

Учитывая , что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.

Избегайте так называемого отрицательного внимания - окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия - спорт, туризм, чтение.

Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при .

Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, лучше задержите его на год и в восемь лет отправьте в школу с уже сформировавшейся позицией школьника. Неплохо начать с подготовительных индивидуальных занятий, во время которых сначала на легком, доступном материале будет постепенно формироваться желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность. Успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

И помните , для таких детей особенно вредны расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых. Не проглядите собственного ребенка, помогите ему повзрослеть.

Ребенок защищает свою самобытность. Он хочет сохранить свое естество, дарованное ему природой. Он хочет быть только собой и никем другим.

Примерно 150 лет назад медики впервые описали особое расстройство, которое назвали психический инфантилизм. Инфантилизм (от лат.infantilis - детский) - задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу; нередко взрослые умиляются непосредственностью и «детскостью» своего чада. Школа сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках. Застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины для них часто непосильные: они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляют никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает их успеваемость и вскоре выталкивает в разряд требующих коррекции.

Какие причины возникновения инфантилизма? Патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. - наиболее распространенные. Они действовали всегда, но еще никогда не было так много инфантильных детей, как в наши дни. Дело, стало быть, не только в биологических дисгармониях, но и в социальных воздействиях, недостатках воспитания. Повышение напряженности толкает наших детей на раннее взросление. Чтобы скрасить жестокое для многих детство, родители стараются возместить недостатки родительской любви разовыми и нечастыми, а поэтому очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, в результате чего развитие идет рывками, в нем совершается много нелогичных переходов, остается много пробелов, ведущих к инфантилизму. Инфантилизм возникает также при плохих бытовых условиях, отверженности детей взрослыми. Несогласованность, противоречия воспитательных воздействий приводят к тому, что дети становятся как бы более зрелыми, но в то же время остаются какими-то наивными, беспомощными. Среди социальных причин на первое место следует поставить феминизацию воспитания. Женщины с их мягким характером, своеобразной логикой, повышенной эмоциональностью легко портят неокрепший характер. Поэтому инфантилизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Со временем у инфантильных мальчиков, подростков чаще развиваются неврозы, алкоголизм, наркомания.

Инфантилизм бывает гармоничный и дисгармоничный; границ определенных между ними нет. Наиболее часто встречается гармоничный инфантилизм, при котором ребенок ведет себя соответственно более младшему возрасту. Отставание в созревании эмоционально-волевой сферы обычно заметно до 15-летнего возраста, потом различия или сглаживаются, или остаются навсегда. Гармоничный инфантилизм нельзя рассматривать как патологию. Это всего лишь задержка развития.

Дисгармоничный инфантилизм сочетается с эмоциональной незрелостью. Отставанием в созревании эмоций (выпячивание, преувеличение) является односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У одних на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других - неустойчивость и слабоволие, у третьих - склонность к фантазированию, вранью, выдумкам. В любом случае это резко нарушает школьную адаптацию. Дети, страдающие этой формой инфантилизма, своими безудержными фантазиями хотят привлечь к себе внимание, возвыситься в собственных глазах.

Что еще свойственно инфантильным детям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и т. д. По этим признакам учитель безошибочно определит инфантильного ребенка. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываются над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удовольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя соответственно возрасту. Если у детей имеется биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она выявляется, усиливается, обостряется, становится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания.

Как корректировать инфантилизм? Коррекционные влияния должны идти в направлении формирования внимания, возбуждения интереса. В основе специально организованный и посильный труд, который сочетается со специальными физическими упражнениями. Детей систематически приучают подчинять свое поведение определенным требованиям. Им крайне необходим твердо установленный распорядок дня, требование полного его выполнения.

Необходимо создать для инфантильных детей специальную коррекционную подгруппу. Таким образом, может образоваться несколько подгрупп - для первоклассников, второклассников и т. д. Для каждого возраста на один год необходимо разработать специальную программу, в которую должен быть включен комплекс действий, развивающих и укрепляющих эмоции, волю, сознательную регуляцию своего поведения. Необходимо, чтобы ученик понял, что нужно строго выполнять, а потом и самому сознательно регулировать распорядок собственной деятельности. Распорядок дня в этих подгруппах должен быть напряженным и выполняться неукоснительно.

Обнаружив инфантильных детей, учитель будет оказывать им посильную помощь. Установит твердый индивидуальный план взросления, будет вместе с ребенком преодолевать его нелегкие ступени.

Профессиональные советы

Дети любят видеть, как растут их успехи. Сделайте результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим питомцем будете обозначать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения - неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.

Составьте различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики. Предупредите их, что оценка за работу выставляться не будет.

Составьте различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т. д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.

Бывает так, что мы оказываемся вовлеченными в какое-то дело намного сильнее, чем нам хотелось. Как же это случается? Эксперименты показывают, что если мы желаем получить от кого-то существенную помощь, сначала надо побудить их к маленькой любезности. Например, когда школьников просто попросили прийти в школу в 7 час. утра, пришло только 24%. Когда же школьников попросили поливать цветы и они согласились, а потом им сказали, что для этого нужно быть в школе в 7 час. утра, пришли 53%. Безобидная вначале любезность ведет потом к крупной уступке. Учителям нужно хорошо усвоить эту зависимость и постоянно пользоваться ею в коррекционных целях.

Проверим себя

1. Каковы причины возникновения неуспеваемости?

2. Какие причины могут вызвать задержку развития?

3. Охарактеризуйте нестандартного ребенка.

4. Каковы причины школьного невроза?

5. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

6. Перечислите типы неуспевающих учеников.

7. Охарактеризуйте интеллектуально неразвитого ученика.

8. Каких детей относят к функционально несозревшим?

9. Как работать с ослабленными детьми?

10. Какие ученики относятся к системно отстающим?

11. Какими факторами определяется школьная зрелость и как она диагностируется?

12. Как скорректировать обучение медленно думающих детей?

13. Какие существуют способы коррекции неуспевающих?

14. Какие преимущества и недостатки имеют классы выравнивания?

15. Какие новые варианты решения проблемы предлагают специалисты?

16. Как обнаружить отставание ребенка в учебе?

17. Какие способы коррекции отставания применяются учителями?

18. Как развивать самостоятельность детей?

19. Как развивать активность детей?

20. Как улучшать отношения с отстающими учениками?

21. Как помочь инфантильным детям?

Прочитаем дополнительно

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком. Как? М., 1995.

3. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.

4. Волков ИЛ. Цель одна - дорог много. - М., 1990.

5. Воспитание трудного ребенка. / Под ред. М.И. Рожнова. М., 2000.

6. Игры, обучение, треннинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

7. Иванов ИЛ. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.

9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

11. Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

12. Сартан Г.Н. Треннинг самостоятельности у детей. М., 1998.

13. Соловейчик С.П. Педагогика для всех. М., 1987.

14. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

15. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.

ольга корниенко
Консультация «Психический инфантилизм»

В наше время довольно часто встречаются инфантильные дети . Проводя психопрофилактическую и психопросветительскую работу с родителями и педагогами старшей и подготовительной групп, необходимо обратить внимание на данную проблему. Особенно это касается большего числа родителей, которые считают,что умея читать, считать - их дети готовы к обучению в школе. Консультация может быть проведена вначале года для родителей детей подготовительной и старшей групп. В старшей группе рекомендую проводить консультацию параллельно консультации "С 6 или 7 лет идти в школу", где будет затронута тема о школьной зрелости детей.

Психический инфантилизм

Инфантилизм - отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Внешне - взрослый, а ведет себя, как ребенок. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений .

ИНФАНТИЛИЗМ – (от лат. Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Инфантилизм - разновидности и характеристики.

1. Физиологический инфантилизм . В медицине понятием "инфантилизм " обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период Беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма, впоследствии, как правило, компенсируется.

2. Психологический инфантилизм . Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому, что другие всё решают за них.

В раннем возрасте признаки инфантилизма , снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, подменяя реалии бытия вымышленными образами, отделяя таким образом человека от реальности. То есть в инфантилизме человека , родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны и самостоятельны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Психологический инфантилизм первого типа (по В. В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо» , чувства дистанции в отношениях с взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» - ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

И вот результат : инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм , по Г. Е. Сухаревой) касается не только психического , но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения : психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все! К 10-12 годам дети, как правило, выправляются.

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма . Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь : после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма , развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок : может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует. При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.

С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка. Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок.

3. Социальный инфантилизм . Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов Социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.

Возможно, что распространение социально-обусловленного гомосексуализма в современном "обществе потребления" связано с одной из форм проявления инфантилизма - нежеланием мужчин брать на себя ответственность за воспитание детей, в браке с женщиной. В этом случае в сексуальном поведении таких мужчин происходит вытеснение полового чувства, перенос нормального полового влечения на партнёров своего пола, с соответствующим резким снижением объёма необходимых взаимных обязательств, и уменьшением риска возникновения Психологических проблем .

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития : дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психический инфантилизм представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

При таком развитии эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.