Здоровье Беременность Красота

Обучение плаванию до 1 года. Раннее плавание

Регулярные занятия ребенка плаваньем благотворно воздействует на детский организм, укрепляет иммунитет и развивает личностные качества ребенка. О том, как именно влияет плавание на организм ребенка, чему стоить учить детей в воде в разном возрасте и насколько часто устраивать походы в бассейн, рассказывают ведущие специалисты, спортсмены, имеющие опыт работы с детьми.

Татьяна Гавриленко

Старший тренер Premier Palace Fitness Club , инструктор по плаванью и аквааэробике, мастер спорта по триатлону и полиатлону, чемпионка Украины, призер кубков Европы и мира

Воздействие водной среды и водной гимнастики на организм грудного ребенка

Плавание в раннем возрасте имеет массу положительных моментов и благотворно влияет на детский организм. На грудничков плавание оказывает укрепляющее действие - укрепляются мышцы спинки, животика, шейки, ручек и ножек. Кроме того, грудничковое плавание стимулирует кровообращение, развивает сердечную мышцу и тонизирует кожу малыша.

Немаловажным является и то, что грудничковое плавание помогает избавиться от проявлений гипертонуса и гипотонуса, анемии и рахита. Те крохи, которые регулярно занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, а также раньше начинают ползать и ходить. Также занятия плаванием снимают напряжение, способствуют более глубокому сну и улучшению аппетита, служат профилактикой против простуды, сколиоза, сутулости, нарушений осанки, мышечной дистонии.

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма

Дыхательная система

Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание - мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения

Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат

В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система

Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция

Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится менее подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система

При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка

Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом и заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности

Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения, более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни. Водные занятия закаливают ребенка, помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения. Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы они были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье. Квалифицированные тренеры по плаванию в фитнес-клуба «Премьер Палас» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

У плавания есть противопоказания:

  • врожденный порок сердца,
  • кожные заболевания, которые сопровождаются нарушением целостности кожного покрова (та же экзема), заразные кожные инфекции (чесотка)
  • насморк, острые вирусные инфекции. Занятия стоит пропустить и в том случае, если у ребенка поднялась температура
  • что касается профессионального плавания – чтобы быть принятым в секцию, малыш должен быть абсолютно здоров.

Елена Марченко

Инструктор по плаванию Premier Palace Fitness Club, мастер спорта международного класса по подводному плаванию. Многоразовая чемпионка и рекордсменка Украины, Европы и мира.

Плавание с малышами 1,5-3 года

Если вы решили приобщить ребенка к воде в этом возрасте, будьте готовы к тому, что возможно, на первых занятиях ребенок не захочет заходить в воду, будет напряжен и скован, очень беспокоен или будет плакать - это боязнь воды. Чем позже ребенок начинает осваивать водную среду, тем дольше длится период водной адаптации ребенка. Здесь не стоит торопить малыша, не нужно его заставлять. Ребенок должен войти в воду добровольно. Игра - самый лучший способ познания нового и преодоления страхов. На первых занятиях тренер и родители, играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне. Но на это может уйти не одно и не два занятия.

Занятия нужно проводить регулярно, не реже 2-3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде. Малышей не обучают кролю на спине или на груди, в таком возрасте невозможно научить согласованию дыхания с движениями рук или ног. Про обучение спортивным стилям плавания можно говорить только в 5-6 лет, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению. Главное в возрасте до трех лет – это контакт с водой, положительные эмоции, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.

Если малыш не знаком с «грудничковым» плаванием, то с 1,5-3 лет ребенок обучается самому простому:

  • не бояться воды,
  • безбоязненно играть и плескаться,
  • делать попытки лежать на воде,
  • осваивать выдох в воду.

Если же к полутора годам малыш уже опытный «грудничковый пловец», то он может свободно нырять и плыть под водой, учится держаться в воде, учиться скользить на воде. Ближе к 2,5-3 годам можно приучать к плавательным очкам, маске с трубкой.

Плавание с детьми 3-4 лет

К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Во время занятий тренер по плаванию:

  • знакомит ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению рук и ног, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном плохо),
  • учит открывать глаза под водой,
  • задерживать дыхание,
  • держаться на воде и скользить по ее поверхности,
  • научит «чувствовать воду»,
  • правильно набирать и выпускать воздух во время плавания,
  • выполнять правильные движения ногами вверх - вниз.
  • Все эти занятия подготавливают малыша к спортивным и прикладным способам плавания.

Плавание с детьми 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают осваивать более сложные координационные действия, способны лучше концентрировать свое внимание на выполняемых ими движениях и хорошо усваивают указания взрослых. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать. С детьми 4-5 лет тренер проводит занятия и игры, помогающие ребенку обрести определенную степень свободы в водном пространстве:

  • научиться передвигаться под водой;
  • плавать спортивными и прикладными способами плавания;
  • научиться нырять в глубину и длину;
  • освоить подводное плавание с маской, очками, ластами, трубкой;

Ближе к 5 годам дети способны тренироваться любыми стилями, однако развитие техники плавания ребенка находится в начальной стадии, и его движения будут лишь напоминать правильные.

Только начиная с 5-6 летнего возраста ребенок становится способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде. Если хотите чтобы он стал отличным пловцом, в 5-6 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию. Учтите, что для достижения результатов ему придется несколько раз в неделю (в начале - 3 дня, позже - 5-6 дней) заниматься, причем это будут целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения - все это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. А если так… Возможно, он станет чемпионом!

Возможно, у вас есть знакомые "плавающие младенцы", и пример - их и их родителей - кажется вам достойным для подражания.

Возможно, начать занятия ранним плаванием с вашим малышом посоветовал врач.

А может быть, вы сами так любите воду, что не мыслите без нее детства своего малыша?

Тогда не теряйте времени. Наибольший эффект достигается при начале обучения раннему плаванию в первый-второй месяцы жизни - с возрастом врожденный рефлекс задержки дыхания, на котором основано младенческое плавание, начинает угасать. Хорошо, если в начале каждого этапа освоить упражнения вам поможет опытный инструктор по раннему плаванию.

Чем же полезно раннее плавание для малышей с точки зрения здоровья ребенка?

Во-первых, есть реальная возможность улучшить обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптировать его к окружающей среде.

Во-вторых, плавание для детей до 1 года помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний.

В-третьих, при правильном проведении занятий в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания - при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами во время родов.

В-четвертых, во время занятий плаванием, выравнивая внутригрудное давление, вы обеспечиваете оптимальное состояние сердечно-сосудистой системы малыша. Значительно снижается потребность в медикаментозном лечении (если эта потребность была, разумеется).

В-пятых, воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечной колики.

Водное пространство - мощная природная сила, правильно пользуясь которой, можно достигнуть оптимального развития и здоровья. Человек так устроен, что некоторые жизненно важные органы завершают свое развитие к 5 годам: мозг, железы внутренней секреции, печень. Занятия, движения в воде способствуют их гармоничному дозреванию. Особенно привлекательно раннее использование водных упражнений для физиологически незрелых и недоношенных детей.

Не ищите пока бассейнов. Первый, самый лучший бассейн есть у вас дома - ваша большая ванна. Если домашняя ванна внушает гигиенические опасения, возьмите прозрачную полиэтиленовую вымытую пленку, пометьте ту сторону, которая всегда будет "к ребенку", и проложите, закрепив скотчем, в вашу ванну. Индивидуальный детский бассейн готов.

Раннее обучение детей плаванию: что приготовить

В ванной комнате и непосредственно около ванной вам ничего не должно мешать (шампуни, стиральные порошки, грязное белье). Вымойте ванну детским или хозяйственным мылом, можно содой. На дно положите специальный резиновый коврик на присосках или стандартные резиновые рифленые коврики, тщательно вымытые щеткой с мылом, кипятком. Залейте воду до верхнего стока. Температура помещения - обычная. Температура воды должна быть комфортной и зависит от возраста и состояния ребенка: для новорожденного и недоношенного - 37°С, для остальных - 36°-36,5°С. В воду добавьте отвар череды (2 большие прессованные таблетки на большую ванну) или растворите в ней 300-400 г морской соли. Плавать с ребенком можно только спустя час после еды или за час до еды при его общем здоровье.

Первое занятие

Раздев ребенка на пеленальном столике в детской, подготовьте кожу и мышцы малыша к плаванию. В течение 1-2 минут проделайте поглаживающие движения всего тела: от пальчиков рук и ног - к туловищу, от позвоночника - к плечикам, круговые движения животика по часовой стрелке.

Накройте младенца банным полотенцем и отнесите в ванную. Полотенце положите на нагреватель, малыша строго вертикально опустите в воду. Во время занятий группируйтесь с ребенком. Переведите его в положение "ухват" (см. фото 1): правая рука поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу), а левая проделывает массажные движения в воде - разминает ягодицы, гладит спинку, разминает мышцы ножек и ручек. Вообще эта позиция отдыха и расслабления. В такое положение младенца можно переводить после каждого упражнения. Само нахождение в воде является лечебным. Даже если вы не все задуманное успели проделать в ванне, то обеспечили своему малышу состояние расслабления и комфорта. Допустимый в этом возрасте гипертонус благодаря вашим занятиям уменьшается и постепенно "уходит".

После вступительных массажных движений начинается "ходьба" по дну ванной (см. фото 2). Для этого переведите ребенка в вертикальное положение, командуя "Иди!", и следуйте за шаговыми движениями младенца. Если шагового движения нет, слегка "потанцуйте" с малышом на месте, раздражая рифленой поверхностью коврика его стопы. Любое движение окрашивайте эмоционально, у "пловца" должен быть стимул - например, яркая игрушка в руках папы, до которой надо "доплыть". "Ходите" 1-2 длины ванны, если ему нравится. Повторяемость и длительность каждого упражнения зависит от настроения ребенка и вашей уверенности.

Фото 1 Фото 2 Фото 3

После "ходьбы" переходите к "двойной ручной поддержке" с переводом ребенка в горизонтальное положение (см. фото 3). И в этом положении медленно проделывайте проводки "восьмерками" (см. рисунок). Возьмите за правило на середине ванны поворачивать ребенка движением к себе. Во время проводки большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку, слегка покачивайте правой кистью, стимулируя гребковые движения у малыша. Для первого раза достаточно 1-3 проводки. Не торопитесь и не бойтесь. Если малыш беспокоен и плачет, переведите его в положение "ухвата", левой рукой поглаживайте и успокоительно похлопывайте по спинке. Улыбайтесь младенцу, тихо разговаривайте с ним, хвалите. В это время вы и малыш успокаиваетесь.

Ныряй!

Самым ценным элементом первых занятий (от рождения до одного месяца) является "полив". Техника проведения: в положении "ухвата" левая рука зачерпывает воду (см. фото 4) и одновременно с командой "Ныряй!" поливает на лоб ребенка (см. фото 5). После полива проделайте проводку "восьмеркой" медленно, одобрительно разговаривая с малышом. Если ребенок абсолютно здоров, то занятие заканчивается "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Фото 4 Фото 5

Вынув малыша из воды, заверните его в полотенце, отнесите в детскую комнату. Обычные гигиенические процедуры - туалет ушек, носика, складочек тела, особенно в паху, лучше производить здесь. Во время переодевания включите спокойную музыку. Говорите с малышом спокойным, ласковым голосом, еще раз похвалите его за упражнения в вашем домашнем "бассейне" грудничка. Он у вас молодец!

Возможно, то занятие, которое описано выше, полностью получится у вас через 2-3 недели. Это не страшно, торопиться не нужно. На следующем этапе вы научите малыша нырянию и новым упражнениям в воде.

Этап второй

На первом этапе (предполагаемый возраст ребенка - 1 месяц, длительность этапа - около месяца) маленький пловец постепенно привык к занятиям, он чувствует себя в воде (и в ваших руках) свободно и уверенно. Скорее всего, малыш уже освоил "ходьбу" по дну ванной и проводки "восьмерками", а вы овладели "двойной ручной поддержкой" и самым ценным элементом первых занятий - "поливом". Переходим к следующему "плавательному" этапу - нырянию.

Занятия плаванием в домашней ванне могут быть ежедневными, тогда их можно совмещать с гигиеническими водными процедурами. Возможно, вам удобнее чередовать плавание и мытье ребенка. Или же для обучения малыша плавательным упражнениям вы отведете специальное время днем. В любом случае домашним плаванием нужно заниматься не реже 2-3 раз в неделю, чтобы малыш не успевал забыть предыдущий водный "урок".

Как "нырнуть" ребенка

Первые (не только для вашего малыша, но и для вас) ныряния нужно выполнять энергично и аккуратно одновременно. При команде "Ныряй!" замените полив водой на лобик погружением ребенка в воду. Итак: левой рукой наклоняем голову ребенка, а правой погружаем малыша под воду примерно на секунду, сразу после команды "Ныряй!". Ведущая правая рука контролирует правильное погружение и выведение из воды. Если все сделано правильно, малыш в большинстве случаев спокоен, и можно сразу же "плыть" "восьмерку" дальше, не забывая при этом хвалить юного пловца. Если малыш при нырянии поперхнулся или закашлялся, ничего страшного. Действуйте быстро и весело (ваше беспокойство - первое, что чувствует самый маленький ребенок!): в положении ухвата свободной левой рукой проделываете мягкие похлопывающие движения рукой по спинке, с последующим проведением приема "эмбриона в воде" (см. фото 6). Этим упражнением хорошо пользоваться несколько раз в течение всего занятия, так как оно хорошо расслабляет малыша. За занятие проделываете от 3-4 ныряний с интервалом в одну минуту.

Фото 6

После ныряний - повторный массаж в воде с акцентом на мышцы спины, ягодицы. Повторите "потанцовывание", помогите младенцу обрести радостное настроение. Вспомните, что первый массаж - вступительный, проделываем тотчас после правильного погружения ребенка в воду вертикально в самом начале занятия. Вступительный массаж включает поглаживающие и разминающие движения вначале ручек по типу "надеть перчатку" - от кончика каждого пальца до ладошки проводите "одевающие" движения. Далее - веселые упражнения, названия которых говорит само за себя: "похлопать по водичке", "раскрыть кисть". Затем - массаж животика по часовой стрелке, разминающий массаж ножек, от стоп к голени по типу "надеть чулочки", от первого пальчика к пяточке, разминания в области Ахиллова сухожилия, ласковый нажим на область пяточки с последующим потряхиванием поочередно правой и левой ножки (поддерживаете ножку ребенка рукой за голеностопный сустав). Массажные движения ножек делайте правой рукой, левой же - поддерживайте малыша за плечики, шею и частично затылочек. В таком положении ноги находятся в "свободном плавании".

После этого переходите к поглаживающим и разминающим движениям спины, а также к глубокому массажу ягодиц. После этого - ходьба по дну ванны, которая устлана рифленой поверхностью резинового коврика. Завершается каждое занятие в домашней ванне "холодным пятном": откройте холодную воду и во время "восьмерки" проведите ребенка в месте "холодного пятна".

Схема занятия 2, которое вы проводите в течение 1 месяца:

  1. Вступительный массаж.
  2. Ходьба по дну - 2-4 длины ванны.
  3. Проводки "восьмерками" - 2-4 длины ванны.
  4. Упражнения с поливом - 2-4 раза.
  5. Ныряние с правильным интервалом в 1-2 минуты - 2-4 раза.
  6. Повторный массаж.
  7. "Танцевальная" ходьба по дну ванны (потанцовывание).
  8. Гармонизация малыша, создание положительного настроя после плавания.

Обливаемся

При слове "обливание" не вздрогнет только самая смелая мама. Однако многие согласятся с тем, что в современном понятии "здоровый человек" не последнее место занимает составляющая "закаленный человек". Предлагаем начать с малого, но очень важного. А именно с обливания младенца прохладной водой.

Налейте в ковшик 200-500 мл воды комнатной температуры, еще лучше - родниковой или минеральной типа "Ессентуки-4". Произнесите команду "Ныряй!" и вылейте воду на голову (темя) ребенка. Вы держите малыша под мышки вертикально, поливает опытный ассистент - папа или бабушка. Или наоборот: вы поливаете, а ассистент держит закаленного малыша.

Обливание всегда сопровождайте словами восхищения и одобрения. Любой человек, ребенок в том числе, впервые почувствовав холодовой дискомфорт, будет недоволен. Как маленький ребенок может выразить недовольство? Он заплачет или даже закричит. Но, поверьте, очень скоро привыкнет к "холодному пятну" в конце каждого занятия. Больше того, через некоторое время вы постепенно будете снижать температуру воды, а защитные ресурсы детского организма будут постепенно повышаться. Обливание или "холодное пятно" - прекрасная форма закаливания маленького ребенка. А прочувствовать весь истинный смысл этой процедуры вы сможете, если будете обливаться вместе с малышом.

После каждого обливания, особенно в самом начале, гармонизируйте своего малыша: он должен успокоиться в воде и "выйти" из ванны только с положительными эмоциями.

Ныряем без полива

Через месяц после освоения второго занятия, главное упражнение которого - ныряние, переходите к "нырянию без полива". Данное занятие аналогично второму, однако после ныряния с поливом через интервал в одну минуту сгруппируйтесь с ребенком, произнесите команду "Ныряй!" и тотчас погрузите ребенка в воду на одну секунду.

В течение месяца проделывайте ныряния по такой схеме:

  1. Упражнения с поливом.
  2. Ныряние с поливом.
  3. Ныряние без полива (в промежутках между ныряньями - "эмбрион в воде", потанцовывание).

Этап третий

На первых двух этапах вы и ваш малыш (в течение первых трех-четырех месяцев жизни) освоили первые упражнения по обучению плаванию в домашней ванне: познакомились с техникой проведения "проводок восьмерками", "ручной двойной поддержки", "полива" и собственно ныряния (на команду "Ныряй!"); узнали, что такое "ухват", "ходьба", "потанцовывание", "эмбрион в воде". Также мы подробно рассказывали о закаливающих процедурах в конце занятия (так называемое "холодное пятно"), массаже в воде.

Торпеда

Если все предыдущие упражнения освоены, переходите к новой поддержке при нырянии - "торпеда". Мягко, но надежно удерживая малыша с двух сторон за грудную клетку (см. фото 7), группируйтесь с ним, произносите команду "Ныряй!" и погружайте ребенка в воду вперед лбом на 1-2 секунды. Постепенно увеличивайте продолжительность "торпеды" - но только при положительных эмоциях малыша! Через несколько занятий на втором или третьем нырянии при поддержке "торпеда" отпускайте руки на 1 секунду на середине проплыва. Затем мягко подхватывайте малыша, опять же поддержкой "торпеда" (см. фото 8). При выходе из ныряния не забудьте похвалить своего ловкого, смелого ребенка. Если у грудничка хорошая и спокойная реакция, не вытаскивая его из воды, проплывайте дальше за игрушкой. То есть практикуйте непрерывное плавание: нырнули, выплыли, поплыли дальше.

Фото 7 Фото 8

Схема занятия 3:

  1. Массаж в воде.
  2. Гимнастика в воде включает следующие упражнения:
    • одной рукой поддерживаем ребенка в положении "ухвата", другой рукой берем руку ребенка и выполняем движения по всей амплитуде плечевого сустава, имитируя плавание кролем;
    • "маятник" (см. фото 9) - поднимаем малыша за вытянутые руки на разную высоту. Проделываем 4-6 раз.
    • вкладываем свою руку в кисть ребенка и выполняем упражнение "полощем белье" (см. фото 10) - маятникообразные движения корпусом ребенка "вперед-назад".
  3. Ходьба по дну ванны.
  4. Проплыв "восьмерками".
  5. Ныряние "торпеда".
  6. В промежутках между ныряниями - "эмбрион в воде", потанцовывание.
  7. Ходьба по дну ванны.
  8. Заключительный массаж.
  9. "Холодное пятно" или обливание.
  10. Гармонизация малыша (ласковые слова, похвалы, восхищение ребенком).
Фото 9 Фото 10

Ребенок должен успокоиться только в воде, иначе отрицательная память зафиксирует неприятный момент, и в следующий раз малыш начнет плакать, уже только увидев ванну.

Пора в бассейн

Наступает время перехода в бассейн детской поликлиники (или аналогичный) - домашняя ванна становится ребенку мала. Необходимые условия для плавания в бассейне: малыш освоил ныряние "торпедой"; ему не меньше 6 месяцев; удовлетворительные результаты анализов кала на энтеробиоз и яйца глистов . Если вы будете находиться в воде с малышом (существуют разные конструкции детских бассейнов, в одних это возможно, в других - нет), от вас тоже потребуются справки, какие именно - уточнит инструктор бассейна.

Иногда для того, чтобы вас записали в бассейн поликлиники, необходимо направление от педиатра или невропатолога. Не поленитесь - получите его. Малышей с кожными проблемами (атопический дерматит, детская экзема, пищевая аллергия и т.д.) нужно проконсультировать у дерматолога. Ошибочно заранее считать, что состояние кожи ребенка непременно ухудшится от занятий в воде. Все очень индивидуально.

Увы, вода любого бассейна хлорируется (без этого нельзя!), поэтому заведите правило обливать малыша в конце каждого занятия "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 л воды). Смывать такую воду вкуса слезы не нужно. Исключение - дети с очень чувствительной кожей. Их лучше обливать принесенным из дома овсяным отваром, минеральной или родниковой водой (0,5-1 л будет достаточно).

Почему я настоятельно советую посещать детский бассейн?

Во-первых, это дает возможность ребенку научиться плавать по-настоящему, что в условиях домашней ванны невозможно. Формируется очень полезный навык, который пригодится в течение всей жизни. Глубина бассейна позволяет вплотную подойти к подводному плаванию, а это очень полезно для растущего детского организма.

Во-вторых, в бассейне более мощный закаливающий фактор, чем дома, в ванне.

В-третьих, именно здесь малыш приобретает первые навыки группового физического развития, соревнования, подражания, общения в коллективе.

Что же делать в бассейне? Этим мы займемся на следующем этапе.

Этап четвертый

Вашему малышу уже около полугода. На предыдущих этапах вы с ним научились различным поддержкам, гимнастике и массажу в воде; освоили ныряние с поливом, а также ныряние “торпедой“. Надеемся, и закаливание с помощью “холодного пятна“ и обливания идет успешно.

Пора учиться плавать по-настоящему. Для этого необходим бассейн - такой, как в детской поликлинике. Если же середина первого года вашего малыша пришлась как раз на лето - начать можно в надувном бассейне на даче.

Как подготовить дачный надувной бассейн

Надувные бассейны с мягким дном должны быть обеспечены надежным поддоном - на землю постелите солому, дерн, брезент, только на такое покрытие можно устанавливать бассейн.

Бассейн промойте хозяйственным мылом или содой, залейте обычной водой (не кипяченой), добавьте отвар трав (ромашка, череда, мята, зверобой и т.д.). В течение одного дня (не дольше) используйте одну и ту же воду, в перерывах между плаванием надежно закрывая бассейн полиэтиленовой пленкой (приклейте скотчем). Каждый раз перед началом плавания контролируйте температуру воды (не ниже 34 С), а также освежайте бактерицидным травным отваром. В конце купания вместо "холодного пятна" проводите обливание "морской водой" (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 воды) комнатной температуры, приготовленной заранее в кувшине.

С бортика - в воду

Вот новое упражнение, которое добавляется в ваш "арсенал" в бассейне с бортиками. Вы находитесь в воде (конечно, если позволяет состояние здоровья; не забудьте также о предварительных гигиенических процедурах). Придерживая малыша, аккуратно посадите его на бортик бассейна. Держите за ручки, вложив большие пальцы в ладонь ребенка. По команде "Ныряй!" плавно потяните малыша на себя - он соскользнет с бортика и попадет к вам в объятия.

После того как малышу понравится "падать" с бортика, учите его "проплывать" некоторое расстояние в воде. Добиться этого можно, не вынимая ребенка сразу из воды. Держите его за руки и как бы "на буксире" слегка "тащите" по воде. Эту игру повторяйте несколько дней, малышу она наверняка понравится.

Еще через несколько дней к вам на помощь приходит ассистент - папа, старший ребенок, бабушка. Ассистент держит малыша в положении "торпеда" у бортика бассейна. Вы находитесь в середине бассейна и руками маните ребенка к себе. Ассистент, группируясь вместе с малышом, произносит команду "Ныряй!" и погружает малыша в воду в положении "торпеда" (см. рис. 3). Ребенок, устремляясь к вам, совершает плавательные движения руками и ногами, открывает глаза в воде, "координированно" достигает вас. А ваша задача - помочь юному пловцу вынырнуть, попадая в ваши объятия. Чем привычнее для ребенка становится ныряние, тем дальше мама отходит от ассистента.

Рис. 3

Если по каким-то причинам вы не можете находиться в бассейне (ваше состояние здоровья не позволяет или бассейн очень маленький), то занятия с малышом будут называться "Поймай своего ребенка" (см. рис. 3): вы пускаете грудничка в "свободное плавание" с одного бортика, ассистент "вылавливает" его с другой стороны бассейна.

В бассейне поликлиники

Его посещают младенцы с 3-5 недель вместе с мамами. Инструктор по плаванию 1-2 раза в месяц в специальной большой ванне показывает упражнения, которые потом нужно делать дома. Через месяц - новая "порция" упражнений.

Плаванье непосредственно в бассейне начинается ближе к 6 месяцам. При этом есть отдельные программы для уже ныряющих детей и для тех, кто занялся плаванием только что. Записываясь в бассейн, обратите внимание инструктора на то, чему ваш малыш уже научился, плавая в домашней ванне. Предлагая вам новые упражнения, инструктор учтет эти умения, даже если программа, принятая в этом бассейне, несколько отличается от той, что освоили мы с вами.

Но бывает и так, что инструктор занимается только с самыми маленькими грудничками и их родителями, а на "старшеньких" может не хватать времени. Что в этом случае делать в бассейне?

План занятия 4:

  1. Массаж, гимнастика в воде (проконсультируйтесь у инструктора, если что-то забыли).
  2. Ныряние из положения "торпеда" с коротким отпуском рук. По мере адаптации к "большой воде" и задержке дыхания допустимо нахождение ребенка под водой 5-7 секунд. Если реакция на ныряния хорошая, допустимы два ныряния подряд.
  3. Улучшение плавательных способностей с помощью ласт. Купите детские резиновые (и только резиновые, пластмассовые не годятся!) ласты самого маленького размера и с помощью незамысловатых действий у вас получатся отличные ласты конкретно для вашего пловца (см. рис. 4).
  4. Упражнение "С бортика - в воду" (описание см. выше).
  5. Игры в воде: "спаси утонувшую игрушку", ныряние с бортика в надувной круг, ныряние с бортика "солдатиком", соревновательные игры на воде (кто быстрее доплывет до бортика и т.д.).
Рис. 4

А нужен ли чепчик?

Несколько слов о так называемых автономных поддержках - пенопластовых чепчиках, "крыльях Нептуна", резиновых кругах, нарукавниках, шейных держателях ("ноги слона") и т.д. Все вышеперечисленные "плавсредства" вы обязательно увидите в детском бассейне. На мой взгляд (который может не совпадать с мнением инструктора вашего бассейна), все виды автономной поддержки имеют свою отрицательную сторону. Рассчитывать на чужие силы вредно в любом возрасте. При пассивном нахождении на воде, когда держаться "на плаву" помогают круг или "нарукавники", ребенок теряет правильное восприятие воды. Однако "плавсредства" удобны при проведении лечебного массажа отдельных частей тела в воде, а также для отдыха в воде, отработки отдельных элементов плавания, лечебной гимнастики.

Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории

Если подросшие ребятишки с удовольствием занимают себя на пляже сами (был бы водоем!), то маленькие купальщики нуждаются в постоянном участии взрослого. А что делать с малышом в воде и как играть, родители могут придумать не всегда.

Ребенок в море

Знакомство с морем – очень важный момент первого летнего отдыха с ребенком . От того, насколько комфортным и приятным оно будет, может зависеть и дальнейшее отношение малыша к морским купаниям. Поэтому постараемся не сделать ошибок, чтобы привить малышу любовь к играм в воде и плаванию.

Для первого купания ребенка в море желательно выбрать подходящие условия. Если в 1 день вашего пребывания на пляже погода ветреная и прохладная, с купанием лучше повременить. Не стоит окунать ребенка в море при температуре воды ниже 20°С. Вообще, для первых купаний оптимальная температура воды от 22–24°С, а воздуха – не ниже 25°С. Слишком холодная вода может не только стать причиной переохлаждения, но и напугать малыша. Если ребенок будет некомфортно себя чувствовать, купание может ему не понравиться. Первые «заплывы» не должны превышать 2–3 мин. В последующем продолжительность игр в воде можно увеличивать до 5–7 мин, а при очень теплом море и до 10.

Прежде чем отправиться купаться, малыш должен посидеть в тени около 10 мин, чтобы чуть-чуть остыть. Если окунать в воду ребенка , слишком разгоряченного жарким солнышком, можно легко получить простуду. Между купаниями тоже делайте достаточный перерыв, чтобы малыш как следует согрелся.

При знакомстве с морем непременно учитывайте эмоциональное состояние крохи. Нельзя приводить ребенка на пляж , если ему нездоровится. Не нужно вести его в воду, когда он не в настроении и капризничает. Дождитесь, когда маленький «бука» станет более сговорчивым. Не стоит купаться натощак, но и сразу после приема пищи тоже не нужно. Оптимально – через 1–1,5 часа после еды.

Итак, начинаем знакомство с морем! Сначала просто понаблюдайте за малышом. Одни бесстрашные ребятишки сразу же пытаются добраться до воды. С такими обычно проблем не возникает. Другие опасливо стоят в сторонке. Не настаивайте и не спешите. Сначала просто поиграйте с ребенком у воды, пусть набегающая волна дотрагивается до ручек и ножек малыша. «Посмотри, какая волна ласковая, она тебя погладила, давай и мы ее погладим!» Потрогайте, погладьте волну, помочите в море ручки. Походите с малышом по кромке воды, высоко поднимая ноги, как аисты. Побегайте, представляя себя лошадками. Потом можно зайти в море по колено, потопать ножками, создавая брызги, поиграть с водоплавающими игрушками. Если кроха не возражает, возьмите его на руки и занесите в море. Обязательно при этом эмоционально разговаривайте с ним, говорите что-нибудь радостное! Малыш должен видеть и чувствовать, что купаться – это весело! Если ребенок начинает сопротивляться или просит, чтобы вы не заходили дальше, не настаивайте. Пусть привыкает к купаниям постепенно. Попрыгайте с малышом на руках, погружая его в воду по плечики, покружитесь с ним в воде. Если кроха не против, возьмите его под мышки или в области запястий и покачайте в воде вверх-вниз и из стороны в сторону. Старайтесь, чтобы первое время брызги не попадали ребенку в лицо, крепко его держите и, конечно, внимательно прислушивайтесь к его ощущениям. Они обязательно должны быть позитивными!

Детская пляжная одежда

Маленькому купальщику, точно так же, как и взрослому, необходима удобная пляжная одежда . Сейчас можно отыскать в продаже специальные одноразовые подгузники для купания и непромокаемые трусики , которые помогают уберечься в воде от «детских неожиданностей». Но их лучше оставить для бассейна. А в естественных водоемах вполне можно обойтись самыми обычными трусиками. Стоит написать про купальные костюмы с длинными рукавами, чтобы в воде ребенок не обгорел.

Купаться и играть на пляже без трусиков не рекомендуется. Песок, попадая в область половых органов и промежности, может стать причиной воспалительных заболеваний, да и просто раздражать нежную кожу ребенка. Особенно это касается девочек.

Неплохой и современный вариант детского купальника – закрытый купальник с рукавами. Он надежно закрывает самые нежные и «обгораемые» части тела крохи – спинку и плечики. А еще есть купальники для малышей с УФ-защитой. Они сделаны из особого материала, который задерживает вредные солнечные излучения. Такие купальные костюмы особенно хороши для самых маленьких курортников. Благодаря им можно свести к минимуму использование солнцезащитного крема, который постепенно смывается в воде. Из УФ-защитной ткани можно приобрести и панамки, закрывающие не только голову, но и шею.

Пока ребенок еще не умеет самостоятельно держаться на воде, ему пригодятся всевозможные «плавсредства». С ними купание будет веселее и разнообразнее. Безопаснее всего надевать на малыша детский надувной жилет . Внимательно подберите его по размеру, чтобы жилет плотно облегал тело малыша и надежно фиксировался шнуровкой или застежками. Малышу от 1,5 лет можно надевать надувные нарукавники. Только не забывайте, что нарукавники лишь слегка поддерживают ребенка на воде, но не обеспечивают его безопасность. Так что без поддержки сильных и любящих рук крохе никак не обойтись!

Надувной круг – тоже хороший помощник на воде. Плавать с ним гораздо веселее! Но классический круг покупайте только подросшим ребятишкам от 1,5–2 лет. Ребенок должен понимать, что за круг нужно придерживаться руками. Самые крошечные пловцы могут просто-напросто выскользнуть из него. Круг тоже нужно подбирать по размеру: чем младше ребенок, тем меньше диаметр внутреннего отверстия круга. В идеале круг должен сидеть на маленьком пловце достаточно плотно. Для самых маленьких пловцов в возрасте от 9 месяцев до 1,5–2 лет можно купить круг со «штанишками». Особое внутреннее сидение круга не позволит малышу выскользнуть. Но будьте осторожны: такой круг может перевернуться.

Современная творческая мысль не стоит на месте! И кроме классических, привычных с детства кругов для плавания появляются совершенно новые их виды! Сейчас можно отыскать специальные надувные круги SwimTrainer, с помощью которых вы сможете безопасно играть на воде даже с грудничком и обучать его плавать. Конструкция этого изделия, во-первых, не позволит ребенку выскользнуть из круга, а, во-вторых, поможет маленькому пловцу принять правильную горизонтальную позу для плавания, но при этом не позволит наклоняться слишком сильно вперед и наглотаться воды.

Ближе к 3 годам можно предложить ребенку дощечку для плавания. Кроха сможет грести ручками и ножками, лежа на дощечке или отрабатывать с ее помощью самые первые плавательные движения.


Детский страх

Многие родители уверены, что все дети без исключения обожают плескаться в воде. Но это не совсем так. Есть немало малышей, которые по каким-то непонятным причинам боятся воды и категорически отказываются заходить в ласковое море. Ну, это оно нам может казаться ласковым, а вот ребенку нередко внушает страх. Отчего же это может происходить?

Во-первых, многие дети относятся с опаской ко всему новому. Первые купания в море, реке или бассейне могут вызывать у них не столько страх, сколько опасение: как-то оно все будет? И это совершенно нормальная реакция. Очень важно знакомить таких детей с морем постепенно и ни в коем случае не заносить в воду насильно. Только попробуйте так поступить, и кроха убедится в том, что его опасения действительно были не напрасными… Весьма вероятно, что его осторожность перерастет в стойкое нежелание играть в воде. И может пройти несколько лет, прежде чем малыш переменит свое отношение к купанию в море.

Во-вторых, море может пугать ребенка своей темнотой, тем, что там совсем-совсем ничего не видно. А если не видно, детское воображение начинает додумывать и рисовать самые разные картинки: а вдруг там, на дне, крошечные ножки подстерегает огромная кусачая рыба или какое-нибудь невиданное чудовище? Особенно, если кто-нибудь уже успел напугать малыша «крабом с клешнями» или «акулой-каракулой». Причем, такие ребятишки обычно охотно соглашаются поплавать в бассейне, а вот в открытом водоеме отказываются. И это понятно: бассейн просматривается до самого дна, и сразу видно, что никакой опасности там нет. Как себя вести с такими маленькими трусишками?

Очень подробно рассказывать и объяснять, что ничего страшного под водой у берега нет. Там только песочек, камешки, ракушки и крошечные добрые рыбки. Показывать это на собственном примере и на примере радостно купающихся детей : «Видишь, они не боятся! Им весело!» По возможности выбирайте для первых купаний мелкое море с чистой, прозрачной, спокойной водой и без водорослей у берега. Кстати, водоросли тоже часто пугают малышей, учитывайте это. Если крохе будет видно дно, он станет заходить в воду гораздо охотнее. Если малыш уже умеет задерживать на несколько секунд дыхание, можно надеть ему маску и предложить поглядеть, что творится под водой. Для этого не нужно заплывать далеко, достаточно зайти в воду по пояс и опустить лицо в маске в воду. Убедившись, что под водой нет ничего страшного, малыш в скором времени перестанет упорствовать.

В-третьих, страх может быть связан с неудачным первым купанием ребенка . Может, кроху накрыла волна, и он глотнул воды. Может, папа слишком активно играл в воде с сыном или дочуркой, и малыш испугался. В этом случае не настаивайте на том, чтобы ребенок заходил в воду. Малышу понадобится время, чтобы доверие к воде вернулось. А пока пусть плещется в надувном бассейне на берегу, играет у воды, бросает в море камешки. Придумывайте для крохи всевозможные игры с водой, заманивайте его сначала просто помочить ножки, потом помыть коленочки. Пусть запускает в море кораблики и другие водоплавающие игрушки, роет колодцы, строит запруды… Просите малыша набрать и принести ведерко воды для ваших построек. Делайте все ненастойчиво, постепенно, без давления. И через время кроха обязательно вновь полюбит купание.

Чтобы свести подобные проблемы к минимуму, желательно готовить ребенка к купанию в море заранее, когда вы еще находитесь дома. Рассказывайте ребенку, даже самому маленькому, разные интересные истории о море, о том, как вы будете там купаться и отдыхать, чем будете заниматься, во что играть. Можно даже целый ритуал придумать: например, выделить для таких рассказов определенное время. Скажем, перед сном. Читайте малышу книги морской тематики: сказки, стихи, рассказы. Рассматривайте на картинках корабли и морских животных. Смотрите вместе мультфильмы о море. Все рассказы обязательно должны быть светлыми и радостными, позитивными. Так у малыша заранее создастся положительный настрой на отдых. Он полюбит море заочно. А потом будет с нетерпением ждать встречи с ним.

Пока ребенок не умеет плавать и не может развлекать себя самостоятельно, необходимо придумывать для него в воде всевозможные игры. И, конечно, участвовать в них вместе с маленьким купальщиком. Это несложно и весело!

Чтобы малыш не боялся заходить в воду, предложите ему доставать со дна моря небольшие игрушки. Нужны такие предметы, которые тонут. Сначала кладите игрушки у самого берега и просите малыша принести их вам. Потом можно класть их чуть дальше от берега при условии, что вода прозрачная и малыш может их видеть.

Можно собрать на берегу обточенные морем цветные стеклышки или ракушки и разложить их на дне у самого берега. Пусть это будут сокровища с затонувшего корабля. Задача малыша – собрать сокровища и погрузить их на кораблик.

Зайдите с малышом в воду по щиколотку, лягте на живот. Сначала просто полежите у берега, чтобы волны легонько покачивали вас. Затем скажите малышу, что вы – два крокодильчика. Покажите ребенку, как можно ходить по дну на руках, при этом ноги выпрямлены назад и не касаются дна.

Если малыш не боится воды, можно немножко с ним побрызгаться. Покажите крохе, как шлепать ладошками по воде, чтобы получались брызги. На самых маленьких игроков брызгайте совсем чуть-чуть, с малышами постарше можно устроить морской бой посерьезнее. Игра поможет малышу не бояться брызг, научит спокойно относиться к тому, что вода может попасть в лицо.

Бумажный кораблик . Если мама или папа вспомнят свое детство и смастерят для малыша несколько бумажных корабликов, у вас получится замечательная забава. Кораблики можно просто пускать на воду, сажать в них пассажиров, грузить камешками, дуть на них, заставляя двигаться в нужную сторону. После плавания пусть корабли просохнут на солнышке – и они снова готовы к плаванию!

Непременно захватите на пляж или в бассейн вместительную пластмассовую лодочку и несколько мелких игрушек-пассажиров. Малыш сможет посадить пассажиров на кораблик и катать их по волнам, зайдя в воду по пояс. Кстати, роль пассажиров могут играть камешки и ракушки.

Маленький плот . Если у вас есть дощечка для плавания или детский надувной матрас, можно использовать их как плот и катать на них игрушки. Можно положить кроху на матрас, посадить рядом игрушки и отправиться в плавание всем вместе под внимательным наблюдением папы-капитана.

Купаем куклу. Предложите малышу выкупать резинового пупсика или любую другую подходящую игрушку. Можно даже машину вымыть! Подобные нехитрые игры будут помогать крохе безбоязненно заходить в воду.

Морской бой. Пустите в плавание формочку для песка и предложите малышу бросать камешки таким образом, чтобы попадать точно в «кораблик». Бросать камешки можно до тех пор, пока кораблик не потонет. Стремясь точнее попадать в формочку, малыш будет заходить все дальше в воду. Такая забава особенно хороша для маленьких трусишек, боящихся воды.

Детская лейка . Игра с лейкой даст возможность малышу быстро освоиться с водой в открытом водоеме. Чтобы набрать в нее воду, нужно зайти в море хотя бы по колено. Вот и пусть кроха набирает воду, а затем поливает ею песок, камешки, маму с папой и, конечно, себя самого. При этом можно приговаривать:

Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растет
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
(Г. Лагздынь)

Вместо лейки можно использовать пластиковую бутылку. Пусть кроха набирает в нее воду, наблюдая за смешными пузырьками воздуха, затем выливает воду и снова набирает.

Надувной мяч . Поиграйте с малышом в воде небольшим надувным мячиком. Если кроха уже умеет ловить мяч, перебрасывайте игрушку друг другу. Только следите, чтобы во время игры малыш не заходил в воду дальше, чем по пояс: он может потерять равновесие и «нырнуть». Если кроха еще не может ловить мяч, просто бросайте мячик на мелководье, пусть малыш вылавливает его из воды и приносит или бросает вам.


Детские стишки

Маленьким ребятишкам нравится, когда их повседневные дела и игры сопровождаются стишками. Со стишками и купаться веселее, и со страхом воды легче справиться!

Баба сеяла горох! Наверное, и вы сами в детстве забегали в море под эту веселую приговорку. В детстве было страшно первый раз окунаться в прохладную воду, и стишок в этом помогал. Чтобы отвлечь малыша от возможных неприятных ощущений, берем его на руки (если он не возражает), заходим в воду по пояс, а затем ритмично рассказываем стишок и в конце приседаем:

Баба сеяла горох
И сказала деду: «Ох!»
А потом расскажем другой вариант стишка и попрыгаем в воде:
Баба сеяла горох –
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок –
Прыг-скок, прыг-скок!

Следующий детский стишок тоже замечательно подходит для игры в воде. Под него можно окунать малыша в воду, держа под мышки или за запястья, слегка бултыхать в водичке, вытаскивать и снова окунать.

Пришел медведь к броду,
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!

Можно поиграть с волнами, приговаривая стишок Э. Машковской. Мама берет кроху за ручку, и вместе они бегут к морю:

Море, я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне!…

Если малыш не боится воды, смело забегаем в море. Если же он пока еще опасается купаться, добегаем до кромки воды, встречаемся с волной и быстренько отбегаем назад. Так повторяем до тех пор, пока игра интересна ребенку. Эту забаву тоже можно использовать для первого знакомства малыша с морем.

А теперь поиграем с морем под стишок С. Капутикян. Только немножко переделаем его. Все-таки мы не в ванной будем купаться, а в настоящем море! Попробуйте выполнять разные движения под стишок – хлюпайте ладошкой по водичке, болтайте ножками, прыгайте:

Кто тут будет – куп, куп,
По водичке – хлюп, хлюп,
В море быстро – прыг, прыг,
В море ножкой – дрыг, дрыг?
Будут волны пениться,
И страх куда-то денется…

Безопасное купание

Даже если море совсем мелкое и спокойное, даже если вам кажется, что кроха – вполне сознательный ребенок и сам никогда не полезет на глубину, никогда не забывайте главное правило безопасности на воде : малыш должен находиться возле водоема и в воде только вместе со взрослым! Не оставляйте его без присмотра ни на минуту!

Если у вас есть небольшая надувная лодочка или матрас, будьте крайне осторожны, плавая на них вместе с малышом. Конечно, покачаться на волнах с папой или мамой – дело приятное и веселое! Но подобные «плавсредства» небезопасны: лодочки легко переворачиваются даже от небольшой волны, с матраса можно без труда соскользнуть в воду, да и сдуться он может… Поэтому, если берете в плавание кроху, обязательно надевайте на него надувной жилет (не круг!) или нарукавники. Так, даже если малыш случайно упадет за борт, он не нырнет под воду, а удержится на поверхности. И, конечно, не заплывайте с ребенком далеко от берега. В целях безопасности, пока ребенок мал, лучше плавать на мелководье.

Купаясь в море с ребенком , старайтесь держаться в стороне от резвящихся в воде ребятишек постарше и подростков. Они могут нечаянно толкнуть ребенка и даже сбить его с ног. Если вы во время купания держите малыша на руках, не заходите слишком глубоко в воду. Важно, чтобы вы уверенно стояли на ногах и не потеряли равновесие.

Возможно, вам будут интересны статьи

Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить ().
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

Правила плаванья с грудничком


Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.

Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды

Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.


  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.


Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!