Здоровье Беременность Красота

Принцип работы йоги с телом и сознанием. Раджа йога: классическая методика для начинающих Содержимое ума реализуется неизбежно

Раджа йога (царская йога) — это наука об управлении умом. Хатха-йога, наука управления телом, — лишь ступень на пути к более высокому искусству Раджа йоги. Управление телом исправляет его искривления — последствия дурного мышления. Управление умом исправляет вашу реальность на стадии ее создания.

Как мы творим свою жизнь

Ум выбирает мысли. Сердце (если оно не работает, то более грубые источники — нижний и средний дань-тянь) наполняет эти образы энергией эмоций. В соединении мысли и энергии рождается реальность. Пока идеи генерируются спонтанно, а эмоции неуправляемы, наша жизнь представляет собой кашу из случайностей, или же скучное болото из «серых» дней и одинаковых событий.

Содержимое ума реализуется неизбежно

«Горе — от ума» — это не аллегория. Сказано прямо и в лоб! Реализуются все мысли, которые занимают наш ум. Часто ли вы говорите: «Вот этого я и боялся...»? Я слышу от людей часто... И это очень важно, потому что страхи — самые навязчивые из мыслей, потому что якобы «защищают» нас, подготавливая к худшему.

Однажды, играя со мной, 5-летняя племянница заявила мне: «Не думай! Только не думай! Будешь думать — попадешь в темницу. Ты уже в темнице!» Эти слова поразили меня своей точностью.

Скорость реализации мысли зависит от ее интенсивности

Когда мыслей очень много, каждая из них реализуется по чуть-чуть. И это даже хорошо: если бы сразу сбывалось все, что попадает в наши головы, не прожить бы этому миру и минуты с нашими страхами! Умение выбирать и наполнять энергией только «полезные» мысли — и есть Раджа йога.

Мы виноваты в войнах и терроре

Страшно в этом механизме то, что совершенно не важно, нравится ли вам ваша мысль. Если вы думаете о войне, теракте, насильниках на улице — вы даете этим образам свою творческую энергию. Именно поэтому мать Тереза сказала: «Я никогда не присоединюсь к антивоенному движению. Позовите меня, когда появится движение за мир ».

Если вы еще не заметили, как реализуются ваши помыслы, если все еще обвиняете в своих несчастьях правительство, соседей, родных — значит, вы еще не наблюдали за содержимым вашей головы. А вы попробуйте! Возьмите прямо сейчас ручку и листок. Только честно! Пишите все ассоциации, импульсы и ощущения, не вычеркивая «некрасивые». Много нового узнаете о себе!

Как Раджа-йога учит творить жизнь

Раджа йогу можно рассматривать как верхние ступени йоги это практики, тренирующие способность выбирать мысли и концентрироваться на них, либо вообще останавливать мысли (чтобы не творить лишнего). Обычно такие способности становятся доступными после того, как вы пройдете нижние ступени йоги — научитесь наблюдать за своими мыслями и поступками, контролировать тело и энергию.

Учат люди, которые пробуют приступать к контролю ума сразу же... Но учителя (в том числе мои учителя) говорят, что если тело не готово полноценно кормить по-новому, более мощно работающий мозг, может быстро истощиться и даже умереть.

В заключение скажу, что в отрыве от духовной практики «мыслетворчество неизбежно ведет «вниз». Такую практику можно назвать «колдовством», потому что она способна вредить окружающим. Почему и как — расскажу в одном из ближайших постов. А может у вас тоже есть мысли на этот счет?

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

УДК 159.923.2+159.96

Психология йоги: ступени йоги и уровни сознания человека

С. С. Корнеенков

Представлен краткий психологический анализ ступеней йоги. Согласно йоге развитие сознания человека может происходить всю жизнь, если следовать проверенным практикой правилам. Йога имеет свои практические методы исследования сознания и перехода с уровня обыденного состояния сознания на более высокие его уровни. Достижение наивысшего уровня сознания (высшего «Я») связано с состоянием самадхи, когда эго полностью трансформируется и исчезает.

Ключевые слова: психология; йога; уровни сознания; медитация; саморазвитие; сверхсознание; духовное развитие; внутренний мир.

В сегодняшнем мире существует разрыв в научных и практических знаниях между Востоком и Западом. Однако, несмотря на различия в культурах, идеологиях, обычаях, между ними можно наблюдать постоянный взаимообмен знаниями и ментальное взаимопроникновение. Одним из показателей гармонизации отношений между этими культурами служит закрепившаяся на Западе тенденция активного применения достижений йоги в качестве важнейших составляющих в интеллектуальном и духовном развитии человека. И это естественно, поскольку йога, направленная на познание самого себя, переход на новые уровни сознания, познание внешнего мира, является прекрасным психотерапевтическим средством.

Задачи данной статьи - обратить внимание на значение и перспективы применения методов йоги, знакомых человечеству с незапамятных времен; показать, что йога фактически является методологическим основанием, на котором строится современная практическая психология и психотерапия.

Йога на Востоке, психоанализ, психосинтез, парапсихология на Западе имеют дело с необъяснимыми феноменами психики, сверхъестественными явлениями, которые нельзя объяснить с помощью современных научных теорий. Наука ищет объяснение феноменов природы и сознания в изучении материальных законов бытия, полагаясь на ум и интеллект. Но ни одна ветвь знаний не может объяснить все явления природы и человека, поэтому необходим интегральный подход. Термин наука должен служить обозначением всех форм знаний от физики до метафизики. Что неизвестно физике, то доступно йоге и парапсихологии. Выводы науки гипотетичны, законы и закономерности постоянно пересматриваются, поскольку в мире все относительно. Наука держится на эксперименте, парапсихология изучает психические явления через осмысление возможностей медиумов и сенситивов, йога использует методы сосредоточения (концентрации), медитации, самадхи, путь прямого получения знаний [Мишра Рамамурти, 2003].

В нашем анализе психологии йоги за основу взяты работы Шри Ауробиндо, Рамамурти Мишра, Т. К. Дешикачара, Б. К. С. Айен-гара, Йогананды Парамахамса, В. С. Бойко, Свами Вивекананды, Ошо, Рамачарака, Свами Сатьянанды Сарасвати, Свами Шива-нанды, К. Г. Юнга. Общая цель йоги заключается в постепенном овладении телом, чувствами и умом путем слияния с высшим сознанием. В йоге говорится, что есть три источника познания: прямое восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство [Мишра Рамамурти, 2003, с. 78]. Наука доверяет последним двум источникам. Система йоги представляет практический аспект всех

философий, это единственная система, в которой нет места спорам, она представляет практический путь анализа и синтеза физической и метафизической Вселенной. Йога представляет древнейший практический способ физического, нравственного и духовного освобождения от зависимостей невежества, это поиск истинного сознания и счастья [Мишра Рамамурти, 2003, с. 246]. Она основана на общих психофизиологических принципах человеческого организма, так что многие могут прийти к одним и тем же описанным традицией результатам.

Человек не может стать йогом без знания анатомии, физиологии, психологии, философии, семантики и грамматики, он не может быть безразличным к самопознанию [Мишра Рамамурти, 2003, с. 82]. Философия и психология йоги формировалась мудрецами, которые на личном опыте проверяли все положения йоги.

Сознание нельзя измерить квалиметрическими методами, но можно сравнивать один его уровень с другим. В йоге ключевая роль отводится процессу мышления. В основе этого учения лежит положение о том, что формирование личности имеет последовательные этапы. Оно начинается с ощущений, и далее происходят преобразования:

Что мы ощущаем, то и думаем;

Что думаем, то и говорим;

Что планируем и говорим, то и делаем;

Что делаем, тем и становимся.

Йог не устраняется от внешней или внутренней деятельности, наоборот, он проходит путь интенсивной сознательной деятельности, где теория и практика представляют единое целое. Йога есть практический метод развития ума, увеличения напряжения сознания с целью его объективизации, поднятия в самадхи. «Йога - это единство индивидуума с Богом. Йога означает конец двойственности и учит, что индивидуальная душа (джива) и Брахман не разделе-

ны, но едины» [Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, 2006, с. 197]. Бодрствующее сознание (наша психика) всегда двойственно, субъективно, ум осуществляет свое движение от неведения к более высокому знанию. Чистое сознание не имеет двойственности, оно несет в себе объективную истину.

Согласно йоге, истинные знания являются результатом опыта и практики. Всякий, кто практикует какие-либо проверенные жизнью техники, может установить связь с Богом, поэтому он является йогом, - отмечает Йогананда [Йогананда Парамахамса, с. 243]. Не принимая ничего на основании эмоций или веры, йог практикует тщательно продуманные упражнения. Научные знания и знания йоги доступны любому человеку, любого времени и воспитания, будь он жителем Востока или Запада. Йога составляет одну из шести систем индийской философии (Санкхья, Йога, Веданта, Мимамса, Ньяйя, Вайшешика) и включает не только теоретические положения, но практические упражнения. Существует множество великих людей, которые не слышали о йоге, но в своей жизненной практике они так или иначе следовали практикам, близким йоге. Либо они осознанно выбрали бескорыстное служение людям, либо имели способность сильного сосредоточения, либо целью своей жизни определили достижение самоконтроля. Зная йогу, они смогли бы перейти на еще более высокие уровни сознания. Йога развивает интуицию, соединяя обыденное сознание со сверхсознанием. Йога постоянно утверждает, что близко то время, когда наука внутреннего самоконтроля станет такой же необходимой, как и наука покорения природы. Человеческий разум может освободить энергии более великие, чем те, что находятся в расщепленном атоме.

Наблюдать движение внешних вещей, явлений сравнительно легко, мы привыкаем концентрировать внимание на внешнем мире, эту функцию выполняет анализаторная система. Но наблюдать движение сознания, его сужение и расширение, подъем и погружение,

прилагать усилия к тому, чтобы осмыслить, как оно управляет жизнью и психикой, очень непросто. Внутренние психические процессы являются «подпороговыми», для их восприятия сила внимания должна быть большей. Внутреннему сосредоточению помогает не только сила напряжения ума, но и устранение привычных для ума внешних сигналов. Необходимы метод, способ и способность наблюдения внутренних событий. На приобретение такой способности можно потратить всю жизнь и не достигнуть результата. Концентрация, медитация относятся к экспериментальным методам познания внутренних состояний психики, эти методы доступны для каждого человека.

Традиционная психология полагает, что внутренний мир есть тонкая копия внешнего мира, что внешний мир и культура являются причиной образования и развития психики и сознания. В психологии йоги другой подход, он основан на положении, что внешний мир есть следствие, а внутренний - причина, что внутренние и внешние силы есть два аспекта единой реальности [Мишра Рамамурти, 2003, с. 95]. Отыскав единую реальность, йог может управлять внутренней и внешней природой, ее силами и энергией. Все великие открытия, логические и эмпирические знания имеют один источник -сверхсознание. Ум, настроенный на сверхсознание, способен получать самые точные данные (знания) о нашей реальности.

Существуют различные йогические системы с учетом уровня развития сознания человека, именно поэтому йогой может заниматься каждый. Для деятельного, волевого человека это карма-йога, для эмоционального - йога преданности и любви (бхакти-йога), для любящего умственный труд - йога знания (джняна-йога). Хатха-йога начинается с асан и пранаямы, что укрепляет тело и психику, успокаивает ум, приносит новые знания о себе. Раджа-йога начинается там, где заканчивается хатха-йога (т. е. с контроля ума) и заканчивается состоянием самадхи - нирваны. В йоге индивид ищет

способы включения в высшее сознание с целью достижения самад-хи. Интегральная йога вбирает в себя все ветви йогических практик, и достижение самадхи служит лишь отправной точкой, за которой следует супраментальное сознание. Цель интегральной йоги -не только достижение нирваны и супраментального сознания, но и возвращение с этим сознанием в физический мир в целях его трансформации.

Эволюция человека связана с саморазвитием сознания, что приводит к раскрытию новых способностей. Йога создает благоприятные условия для саморазвития сознания путем освоения различных практик. Сущность йоги состоит в том, чтобы перейти от эгоистического состояния сознания, поглощенного внешней жизнью, к универсальному сознанию, которое вливается в индивида и пробуждает его. Йогические практики основаны на четырех средствах. Первое -это знание истины, сил и принципов действия природы. Второе (и главное) - терпеливое и упорное личное усилие в приобретении правильных знаний. Сила воли, ума, решительность в применении энергии являются непременным условием для достижения успеха. Третье - знания и усилия в области духовного опыта, помощь учителя. Четвертое - время, так как всякая вещь имеет свой цикл действия. Йога основана на принципе: никакая истина не может быть передана уму, если она не пребывает в скрытом виде в человеческой душе. Это относится также и ко всем способностям человека. Всякое обучение и саморазвитие связано с раскрытием тех или иных потенциальных качеств души [Шри Ауробиндо Гхош, 1992, с. 47] в эмпирической личности.

Рассмотрим подробнее, что представляют ум, эго и интеллект с точки зрения психологии йоги. Ум управляет телом и чувствами посредством собирания всех ощущений [Мишра Рамамурти, 2003, с. 144]. Анализаторная система питает ум информацией. После рассмотрения сигналов ум посылает свою энергию для движения, под-

держания жизни, защиты тела и органов. Психическая энергия ума, при помощи которого человек мыслит, называется манасом [Миш-ра Рамамурти, 2003, с. 144]. Манас с тремя его функциями (умом, эмоцией, волей) «собирает» ощущения, формирует память, мысли и идеи. Если желания не удовлетворяются, ум начинает формировать воображаемые картины исполнения желаний (голодный видит воображаемую еду; сексуально озабоченный - эротические сны и т. д.). Но эти вызываемые состояния отличаются от реальности внешнего и внутреннего миров. Работу ума корректирует эго, оно стремится вычеркнуть нереальное и воспринять реальность. Цель эго - не допустить бессмысленной траты энергии на желания, которые нереальны. Эго развивает манас, эмоции, мышление и волю, защищает тело и психику от враждебных сил, страхов, стрессов, неудовлетворенности. Эго восполняет то, что не может сделать манас. Если манас не способен отличить субъективный мир от объективного, то этой способностью обладает эго. Развитое эго легко отличает внешние процессы от внутренних. Функции разума (интеллекта) заключаются в поиске истины, интеллект проводит разграничение между относительной и безусловной истиной. Множественность и дуальность мира являются истиной до тех пор, пока не видна высшая реальность. Когда разум воспринимает высшую реальность, мир множественности исчезает [Мишра Рамамурти, 2003, с. 146]. В бодрствующем состоянии видимый мир воспринимается умом как истинный, но приходит сновидение или глубокий сон, и внешний мир исчезает. Мир сновидений так же исчезает, кода приходит бодрствование. Разум посредством интуиции поднимается выше этих миров и способен созерцать их со стороны.

Согласно одному из положений интегральной йоги, человек имеет внешнее и внутреннее сознание. Внешнее сознание «закрыто» в теле, пользуется небольшим участком ума, органами чувств, видит только внешние объекты. Внутреннее сознание видит мир

за объектами, осознает игру сил. Когда человек начинает осознавать себя, он различает ступени (уровни) сознания: физического, витального, умственного, душевного, спиритуального. Все уровни неразрывно взаимосвязаны. Обычный человек погружен в витальное и, реже, умственное (ментальное) сознание, и только единицы осознают свою душу.

В йоге для достижения здоровья и счастья выделяют восемь ментальных дисциплин, или ступеней йоги: яма, нияма, асана, пра-наяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Первые пять ступеней легче принять и практиковать, чем следующие три, которые возникают как следствие раскрытия сознания. Дадим краткую психологическую характеристику этим ступеням йоги.

1. Яма - отношение человека к внешним вещам и другим людям; воздержание от лживости вслух или в уме. Любые отношения сопровождаются обменом мыслями, идеями, материалом и деньгами. Неправильные взаимоотношения приводят к привязанности и развитию всевозможных пороков. Яма включает пять принципов. Первый принцип этой ступени называется ахимса и подразумевает отсутствие насилия, доброту, дружелюбие, внимательное и разумное отношение к людям и вещам, доброту к себе, внимание к своему телу. Вредоносные помыслы убивают естественную силу и приносят вред и хозяину мысли, и всему его окружению. Насилие может быть физическим, словесным, ментальным, энергетическим. Второй принцип - сатья (праведность): мы должны учитывать, что говорим и как это повлияет на окружающих. Если правда повредит человеку, то лучше промолчать. Третий принцип - астея («неворов-ство», т. к. стея - ‘воровать’): не брать ничего, что нам не принадлежит. Когда йог утверждается в неворовстве, он обретает все внутреннее богатство. Четвертый принцип - брахмачарья (движение к сути, контроль над половыми влечениями). Когда человек тверд в половом воздержании, он приобретает физическую, ментальную

и духовную крепость. Невоздержание включает в себя: слушание разговоров о сексе, чтение эротической литературы, беседы о сексе, флирт, мысли о сексе, просмотр порнографических и эротических фильмов, близкое общение с сексуально озабоченными людьми, совершение половых актов. Все эти виды деятельности требуют колоссального количества психической энергии. Сохранение энергии защищает тело и психику от болезней. Пятый принцип - апариграха (нестяжательство): брать и приобретать только то, что необходимо для жизни, не делать запасов, что означает непривязанность к материальным вещам. Следует научиться разумно употреблять свою собственность по мере ее поступления. Пять названных принципов становятся частью повседневной жизни и способствуют очищению ума (психики).

2. Нияма - внутренние отношения с самим собой; это чистота, удовлетворенность, самодисциплина, самообучение, преданность Всевышнему. Различают чистоту физическую, эмоциональную, словесную, ментальную. Нияма так же, как и яма, имеет пять принципов. Первый принцип ниямы - шауча (чистота), она имеет внутренний аспект (здоровье и чистота ума) и внешний (чистоплотность). Второй - сантоша: скромность, умение довольствоваться тем, что есть, смирение. Третий - тапас: поддержание тела в хорошей форме. Это возможно при условии, сели человек внимателен к положению тела, пище и типу дыхания. Четвертый - свадхьяна (изучение, исследование, приближение к чему-либо): приближение к самому себе, изучение самого себя. Пятый - ишварапранидхана (связан с принятием установки «подносить все свои действия к стопам Бога»). Эти две ступени (яма, нияма) не являются предметом практики, это не упражнения и не действия, которые можно изучать, это образ жизни.

3. Асана - поза (оставаться, быть, сидеть, находиться в определенном положении). Асана есть устойчивое, неподвижное, удобное

и приятное положение тела. В системе йоги считается, что тело не менее важно, чем ум. Индивидуум в равной степени управляется двумя силами - физиологическими и психическими. Психические силы олицетворяют Пурушу (душу), субъект, единство, руководят сознательными состояниями. Физиологические силы олицетворяют Пракрити (материю), объект, множественность, действуют на бессознательном, подсознательном уровне. Примером физиологических сил являются биохимические и биологические силы, силы мышц. Психологические силы включают в себя ум и сверхсознание. Существуют основные асаны и вспомогательные. Асана развивает тело и ум, способствует концентрации, преодолению психогенных заболеваний, психоневротических расстройств, повышает энергетический тонус. В результате выполнения асаны человек получает доступ к огромному количеству энергии, которую можно использовать для саморазвития. Существует множество причин и форм беспокойства, общей причиной является напряжение. Страх, тревога не могут действовать без напряжения тела и ума. Посредством асан напряжение сублимируется в различные виды энергии, и таким образом достигается расслабление.

4. Пранаяма - искусство контроля над дыханием; дыхательные упражнения. Само слово состоит из двух частей: прана и аяма. Прана - энергия, то, что есть повсюду, что поддерживает жизнь, жизненные силы. Аяма - растяжение, расширение. Асаны и пранаяма

Это практические упражнения, направленные не только на осознанное успокоение тела, ума, но и на накопление энергии. Жизнь живых существ невозможна без энергии, ее необходимо беречь и накапливать. Пранаяма - это замена неосознаваемого типа дыхания на осознаваемое, регулируемое дыхание. Центр дыхания находится в отделе головного мозга, называемом продолговатым мозгом, откуда происходит рефлекторная регуляция дыхания. Человек может силой воли менять ритм дыхания и получать больше энергии,

которая питает тело, мозг, нервную систему и приводит к ускоренному развитию сознания. Ментальная активность может снизиться до нуля, начинает работать импульсное мышление (интуиция).

5. Пратьяхара - воздержание от всего, что питает чувства. Это значит, что наши чувства не должны зависеть от внешних социальных стимулов и притягиваться ими. Пратьяхара приводит к трансформации низших энергий в высшую энергию.

6. Дхарана - поддержание однонаправленности внимания, концентрации, сосредоточения на выбранном объекте; состояние, когда ум полностью фокусируется на одной точке. Дхарана может выполняться без пранаямы. Концентрация есть самособирание сил (энергии) ума в одной точке, что способствует достижению универсального сознания, при этом ум становится максимально сильным. Большую роль в концентрации имеет внимание: кто внимателен, тот быстро овладевает концентрацией. Для полной концентрации необходим фундамент: правильное поведение, правильная поза тела, правильное дыхание, отвлечение от внешнего мира, отсутствие в течение дня скандалов, конфликтов, стрессов, аффектов, чувственных впечатлений и мыслей. Концентрация сознания на внешнем объекте проводится с открытыми глазами, на внутреннем объекте - с закрытыми глазами. Очень хорошо, когда удается мысленно представить любой объект, это помогает концентрации. Без способности к концентрации духовного прогресса не бывает. Концентрация возможна и при выполнении любой деятельности, если она выполняется с любовью и полным вниманием. Правильная концентрация помогает уму наполниться саттвической энергией (гармонией). Человеку раджического типа очень трудно овладеть концентрацией, особенно внутренней, в силу большой подвижности ума. Тамасический ум слишком ленив, вял, инертен и легко засыпает, что мешает концентрации, а затем и медитации. Техника концентрации представляет научный метод «отведения внимания от всех отвлекающих объек-

тов и удержания его на чем-то одном в течение конкретного периода времени» [Свами Сатьянанда Сарасвати и др., 2002, с. 593]. Природой творения является движение, природа Духа - отсутствие движения [Там же, 2002, с. 212]. Поэтому для единения с Духом необходимо сосредоточение, неподвижность ума, что приводит к полной созвучности ума с высшим сознанием. Нужно избегать блужданий на подсознательном плане, оно полно воображаемых духовных переживаний. Подлинный духовный опыт можно приобрести только в сверхсознательном состоянии.

7. Дхьяна (связь, созерцание, медитация) - погружение в определенный объект, когда между умом и объектом устанавливается связь. Шри Сатья Саи Баба отмечает: «Однонаправленная концентрация на Боге - вот истинная медитация. Она означает растворение ума в мыслях исключительно о Боге. <...> Единственный путь достичь концентрации - растворить ум в <...> целостном осознании Я» [Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, 2006, с. 202]. Созерцание - это мысленное рассмотрение конкретного объекта, образа, идеи, которое приводит к тому, что знание об этом объекте, образе, идее возникает естественным образом. Состояние созерцания хорошо известно не только йогам, но и христианским мистикам. Духовный философ И. А. Ильин указывает, что для правильного развития сознания необходим не только талант, но творческое созерцание, творческое вынашивание, чтобы не создавать пустую красивость. Талант и творческое созерцание часто несовместимы в одном человеке. Одному дается талант, дар выражать и изображать, но не дается сила творческого созерцания, другому дается сила творческого созерцания, духовное прозрение, что выше таланта. Дар созерцания предполагает повышенную впечатлительность Духа, что приводит к обостренной отзывчивости, интуитивному познанию. Как отмечет И. А. Ильин, все великое в науке было создано из сочетания таланта и духовного созерцания, мгновенного прозрения, озарения. Сочета-

ние этих двух сил определяет творческую судьбу человека [Ильин, 1996, с. 350].

8. Самадхи (слияние, сонакладывание, состояние внутренней свободы) - быть самим собой, когда личностные характеристики полностью исчезают. Самадхи есть наивысшее состояние бытия, с достижением самадхи происходит полная трансформация личности, открываются трансцендентальные знания и истина. Самадхи, так же как и пратьяхару, дхарану, дхьяну невозможно практиковать, они возникают в ответ на созданные условия от предшествующих практик, при этом все процессы, происходящие в уме, затихают. Если ум активен, то войти в медитацию невозможно. Самадхи - это название такого состояния феноменального сознания, в котором присутствует совершенное осознание абсолютного единства индивидуальной Души и Универсальной Души и в котором наблюдается полное растворение всех ментальных процессов. За концентрацией следует созерцание, медитация и самадхи. Состояние, когда эти четыре процесса постоянно связаны только единым объектом, называется саньяма. Саньяма на один объект приводит к обретению исчерпывающего знания обо всех аспектах этого объекта. У опытного йога эти процессы происходят одновременно и моментально. Овладев саньямой, мы сами выбираем, использовать ли свой отточенный ум для приобретения глубокого знания в той или иной области или стремиться к истинной свободе.

Таким образом, йога представляет собой строго определенную систему теоретических и практически знаний. Она не только исследует, но и показывает путь перехода сознания человека из обыденного состояния на более высокие его уровни, которые с большей достоверностью отражают внешний и внутренний мир человека. Более высокие уровни сознания несут не только новые и более достоверные знания, но и большие силы, энергию, что благоприятно сказывается на психосоматическом здоровье человека.

Литература

1. Айенгар Б. К. С. Йога-сутры Патанджали: прояснение: пер. с англ. / Б. К. С. Айенгар. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2008. - 392 с.

2. Бойко В. С. Йога: искусство коммуникаций / В. С. Бойко. - Н. Новгород: Деком, 2008. - 496 с.

3. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Сатья Саи говорит / С. С. Баба Бха-гаван Шри.- Москва: Амрита-Русь. - Т. XXV: Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в течение 1992 года. - 2006. - 384 с.

4. Вивекананда Свами. Йога идет на запад / С. Вивекананда. - Санкт-Петербург: Афина, 2008. - 224 с.

5. Вивекананда Свами. Четыре йоги / С. Вивекананда. - Москва: Прогресс-Академия, 1993. - 528 с.

6. Гхош Шри Ауробиндо. Синтез йоги: переводное издание / Ш. А. Гхош. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1992. - 666 с.

7. Дешикачар Т. К. Сердце йоги: совершенствование индивидуальной практики / Т. К. Дешикачар. - Киев: София; Москва: София, 2003. - 272 с.

8. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 томах / И. А. Ильин. - Москва: Русская книга. - Т. 6. - Кн. 2. - 1996. - 672 с.

9. Йогананда Парамаханса. Автобиография йога / П. Йогананда. - Москва: Сфера, 1995. - 508 с.

10. Йогананда Парамаханса. Вечный поиск / П. Йогананда. - Москва: Саттва, Трансперсональный ин-т, 2004. - 606 с.

11. Мишра Рамамурти. Психология йоги: учебник: с точным переводом и разъяснением «Йога-сутр» Патанджали для всестороннего использования в современных психологических дисциплинах / Рамамурти Миш-ра (Шри Брахмананда Сарасвати) ; [Пер. с англ. М. Осиновского]. - Киев: София, 2003. - 478 с.

12. Ошо Раджниш. Йога - Альфа и омега: беседы по сутрам Патанджали / Ошо (Раджниш Бхагаван Шри). - Москва: Нирвана, 1997. -228 с.

13. Рамачарака. Раджа-йога: учение йогов о психическом мире человека: перевод / Йог Рамачарака; подготовка текста, предисловие и комментарий Йога Раманантаты. - Москва: Айрис-Пресс, 2005. - 320 с.

14. Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха-иога Прадипика: прояснение хатхи-иоги / С.С. Сарасвати, С. М. Сарасвати. - Москва: Ишвара; Саттва, 2002. - 664 с.

15. Шивананда Свами. Золотая книга йоги: энциклопедия Богопозна-ния, самореализации и мудрости [Электронный ресурс] / С. Шивананда

[пер. с англ. Сурендра Мохана]. - Москва, 2004. - 353 с. - (Духовное наследие Индии). - Режим доступа: http://www.klex.ru/4g8.

16. Шивананда Свами. Йога и сила мысли / С. Шивананда; [пер. с англ. И. Митрофановой]. - Киев: София: Гелиос, 2002. - 286 с.

17. Шивананда Свами. Концентрация и медитация: [пер. с англ.] / С. Шивананда. - Москва: София, 2003. - 368 с.

18. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. - Москва: АДИТИ, 2005. - Книга 1. Ч. 1. - 192 с. - Книга 1. Ч. 2. - 272 с. - Книга 1. Ч. 3. - 224 с.

19. Юнг К. Г. Йога и Запад: сборник: [пер. с нем.] / К. Г. Юнг. - Львов: Ыщатива; Киев: Airland, 1994. - 230 с. - (Паломничество в страну Востока).

© Корнеенков С. С., 2012

Yoga Psychology: Yoga Stages and Levels of Person"s Consciousness

The article presents a short psychological analysis of the yoga stages. According to yoga, development of the person"s consciousness can be lifelong if the person follows the practice-proven rules. Yoga has its own practical methods of consciousness exploration and transition from the everyday state of consciousness to its higher levels. Achievement of the highest consciousness level (the highest "I") is connected with the Samadhi state when the ego is totally transformed and disappears.

Key words: psychology: yoga; levels of consciousness; meditation; personal development; superconsciousness; spiritual development; the inner world.

Корнеенков Сергей Семенович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток), [email protected]

Korneenkov, S., PhD in Psychological Sciences, associate professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University (Vladivostok), [email protected].

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем. На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления. По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки. Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума. Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • , также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума. Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих». Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц. Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники. Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов. Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис. Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис - достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа - это царь царей. Таким образом, раджадхираджа йога - это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой - частью всемирного разума. Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей - руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух. Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности. Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства. Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию. В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить при помощи только асан или пранаям не удастся. Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже - излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение - задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап - максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень - медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения. При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

Тогда ум начинает вести себя якобы очень интеллигентно, но это чисто инстинктивная реакция: ум толков, как собака, кошка, птичка, инстинктивно знающие, где найти пищу и приют. Мы говорим: Посмотрите, какое сообразительное животное! . Но это лишь инстинкт, который есть и внутри нас, и который проявляется со всеми своими трюками, как только мы начинаем сознательно обуздывать свой ум. Осознание своих инстинктов – это часть самопознания, оно позволяет постепенно сублимировать их, не впадая в крайности, избегая революционных настроений, и поддерживая внутренний покой. Как только мы впадаем в крайность, внутри вспыхивает революция – и нам придется начинать все сначала. Это происходит, если мы плохо осведомлены и пытаемся быстро продвинуться вперед. В таком случае происходит обратная реакция, проявляющаяся в виде какого-либо пристрастия.

С тапасом , или самодисциплиной, нужно работать очень осторожно, в соответствии со своими способностями. Это так же как принятие теплой ванны – нужно сначала потрогать воду, прежде чем залазить в ванну – вдруг она окажется слишком горячая. Проверив температуру воды, можно добавить еще горячей или холодной воды. Это относится и ко всем упражнениям в аскезе. Не бросайте все свои привычки разом: ни алкоголя, ни мяса, ни рыбы, только салаты, асаны по 2-3 часа каждый день, подъем в 5 утра, медитация в 6, а потом на работу. Вскоре ваши коллеги спросят:

Что с тобой? Ты такой бледный, еле дышишь – что ты делаешь?

О, я занимаюсь йогой .

От вас отвернутся с мыслью: ну вот, еще один фантик. Он, наверное, в секту попал . Потом ваш коллега идет к боссу, а через месяц вы получаете дружелюбное письмо, сообщающее, что в связи с развитием фирмы Ваша должность закрывается.

Пожалуйста, будьте очень осторожны! Самодисциплину следует практиковать через одно из пяти чувств: слух, зрение, вкус, обоняние или осязание. К счастью, их только пять, иначе бы у нас было больше проблем. Избегайте крайностей.

Наименование статьи Автор
Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма Васильев Т. 29813
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25898
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 15296
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 10238
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6472
Управление мышлением через Йогу 6125
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 6064
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5467
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3604
Что такое карма? 2798
Бог в системе Йоги 2570
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2258
Йога - современная концепция древнего учения 2228
Айенгар о Йоге Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 2008
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1837
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1794
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1673
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1645
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1529
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1460
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1410

Управление сознанием

1. Дхарана представляет собой перенос сознания на объект. Объектом может быть предмет, действие или желание получить ответ на вопрос. Находясь в состоянии чистого сознания, Йог превращает затем свое сознание в этот объект.

Чем меньше будет посторонних мыслей, тем точнее выйдет копия. Чем меньше будет усилие, тем лучше эффект.

Когда сознание примет форму объекта, тогда оно само превратится в этот объект, и Йог сольется с исследуемым предметом.

2. Дхияна получается при получении знаний об объекте. Вскрыв сознание объекта как свое собственное, Йог узнает его истинное содержание, прошлое, настоящее и будущее.

3. Третьим вариантом движения сознания является состояние Самадхи. Существует всего четыре состояния сознания: обычное состояние, сон со сновидениями, сон без сновидений и Самадхи. Различаются они процессом информации.

В обычном состоянии процесс познания имеет три фазы - это созерцаемое, созерцающий и процесс созерцания, то есть источник, приемник и канал передачи информации. Поэтому, имея два промежуточных звена, созерцающий может получить четыре состояния:

а) есть и созерцаемое, и процесс созерцания. Это состояние бодрствования, при котором сознание как бы отделено от окружающего мира самим процессом познания, видит мир не напрямую, а через некую «линию связи». Считается, что в этом состоянии человек находится под гипнозом энергии невежества, майи, которая подобно кривому зеркалу искажает реальность и, что самое главное, не дает сознанию вмешаться в ход событий, будучи преградой на его пути. Если в состоянии бодрствования человек не может поднять камень, это значит, что он не видит способа этого сделать.

б) есть процесс созерцания, но нет созерцаемого. Это сон со сновидениями. Активные чувства изучают пустоту, щупают, видят, слышат ее. Пощупав «ничто», сознание принимает его форму и получает сон (см. 1: 10).

в) нет ни созерцаемого, ни процесса созерцания. Это сон без сновидений. Разум находится в состоянии покоя и отдыхает, принимая свою собственную форму. В памяти не остается ничего, ибо не было видоизменений.

г) есть созерцаемое, но нет процесса созерцания. Это состояние Самадхи. При этом источник информации объединяется с приемником, и все содержимое источника без посредников передается приемнику.

Как такое может быть? Здесь весьма поучителен пример прыгуна в воду. Вот он стоит на вышке и смотрит вниз. Есть он, есть вода и есть расстояние до нее. Он видит воду, но не может сказать ничего о ее качествах, ибо до воды далеко. Конечно, если ему принесут снизу ее в кружке, то он сможет кое-что узнать, но уж повлиять на воду внизу никак не сумеет - разве что плюнет.

Но вот он прыгнул. Расстояние сокращается. Вот он в воде. Чему равно расстояние от него до воды? Нулю. Нет расстояния. И он сразу почувствовал все качества воды. Она и мокрая, и плотная, и вязкая, и многое другое. И самое важное то, что он может влиять на нее, например, побрызгав ею, или пустить волну. Он и вода - единое целое и в то же время различны, ибо нет лишнего посредника - расстояния.

Так и сознание может слиться с предметом в одно целое, получив Самадхи.

Из книги Материалы Алого Круга - Серия «e2012» автора Хоппе Джефри

Шоуд 1: «Живя своим сознанием" Адамус через Джеффри Хоппе Представлено на Алом Круге 6 августа 2011 Перевод: PavelMhttp://www.crimsoncircle.com/ruЯ Есть что Я Есть, Адамус, ваш духовный Лучший Друг Навсегда (BFF – Best Friend Forever – прим. пер.). (cмех и аплодисменты) Большая Веселая Семейка! (ещё один

Из книги Град Светлый автора Шапошникова Людмила Васильевна

8 "…СО СТАРЫМ СОЗНАНИЕМ НЕ ВОЙТИ В НОВЫЙ МИР" Свет стоит над Родиной. Людские чаяния и ожидания расходятся с решениями космическими. Письмо Елены Рерих от б сентября 1948 г. Россия - творческая задача, поставленная перед всечеловечеством, ценность, обогащающая мировую

автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Манипуляция сознанием Это один из способов подавления воли человека и достижения господства, вариант насильственного изъятия психической энергии, который действует как в отношениях между двумя людьми, так и на уровне целых толп. Обычно она осуществляется скрытно.

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

РАСТЕНИЯ ОБЛАДАЮТ СОЗНАНИЕМ Оказывается, не только человек умеет испытывать эмоции и мыслить. Психические способности растений были известны уже нашим далеким предкам. Однако долгое время это считалось преувеличением и не рассматривалось в

Из книги Йога-сутра автора Фальков Андрей

Управление сознанием 1. Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект.2. Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта.3. Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, а сумма всех его качеств, называется

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Практические советы по духовной работе над сознанием Избавление от недостатков. Ведение дневника 29.08.34 Мой первый совет вам будет выписать из книг учения те качества, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником. Затем, углубившись в свою

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

Учимся пользоваться энергиями и Сознанием Творца КЛЮЧ 303 70 ОФАНИМ являются посланниками Света из высших небес Отца, уникально расположенными на перекрёстках пространств в качестве сети для управления имплантации «новой реализации». Когда пророки древних цивилизаций

Из книги Мы сменили свою простую одежду на божественную автора Климкевич Светлана Титовна

Звёзд достичь можно только сознанием = Имя ЯХВХ закодировано в каждой биохимической функции нашего тела, особенно в жизнедающей ДНК-РНК матрице = «Книга Знания: Ключи Еноха» 22.12.2010 г.Я Есмь Манас! Приветствую тебя, Владыка!Светлана, как хорошо, что ты уже заговорила о ЯХВХ

Из книги Тайны человеческого мозга автора Попов Александр

Глава 9. Манипуляция сознанием: как это работает XX век стал революционным практически во всех областях знания: человек научился передвигаться по воздуху, самые захолустные уголки осветились электричеством, лошадей заменили автомобили… Даже не перечислишь всего, что

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги Искусство управления миром автора Виногродский Бронислав Брониславович

Управление состояниями Управление в отсутствии сложностей Если стремишься к здоровому состоянию духа, то в управлении собой применяй простые способы, и не будет возникать сложностей и трудных задач.Когда опираешься на сложные знания, используешь изощренный ум,

автора

Из книги Влияние [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. III ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Шаг 11 Использование конструкций для управления чужим сознанием Сочетание намерения и желания называется конструкцией. Конструкция – один из базовых элементов человеческой психики. Ее роль чрезвычайно велика не только в процессе осознания человеком своего желания, но

Из книги Четырнадцать уроков раджа-йоги автора Шивананда Свами

Урок четвертый. Сознание и управление сознанием ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?1. Сознание - это атма-шакти (энергия Высшего "Я").2. Именно в сознании Бог проявляется как вселенная.3. Сознание сформировано из тонкой материи.4. Сознание - это тонкая энергия.5. Прана вибрирует в сознании, и в

автора Рерих Елена Ивановна

Что происходит с сознанием человека после смерти? Неправильно предполагать, что «за порогом смерти мы оставляем наши огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь» и что «мы нарождаемся вновь и вновь без этих качеств на земле, чистыми и

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Практические советы по духовной работе над сознанием Избавление от недостатков Мой первый совет вам будет выписать из книг учения те качества, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником. Затем, углубившись в свою сущность, отметьте в себе свои