Здоровье Беременность Красота

Ты хочешь быть прав или счастлив? Ты хочешь быть правой или счастливой? Быть правым или счастливым.

Это первый вопрос, который я вам задам, когда вы займете место в моем кабинете. Я буду поражать вас своей тупостью и дальше, задавая его снова и снова...Я очень нудный однообраз)))!

А мысли мои про мир между Счастьем и справедливостью.

Ну или между смирением и гордыней....

И это все по мотивам моих последних пары групп: алгоритма и марафона.

Итак о смирении и гордыне.

Предполагаю, что многие в этом месте зевнули и потянулись рукой к "мышке" – читать об этих "церковных" словечках нет никакого интереса.

Мне лично чужда религиозность. Я ближе к вульгарному материализму и из-за советского воспитания, и по моему первому, естественнонаучному, образованию (биология-химия), и по профилю деятельности.

Я понимаю эти слова – гордыня и смирение – не как религиозные (православные, мусульманские, иудейские или буддийские) понятия, а как общечеловеческие категории и психотерапевтические инструменты.

С этими категориями (гордыня-смирение) я сталкиваюсь на каждом тренинге, на каждой семейной и индивидуальной консультации. По большому счету, любую семейную ссору, любое выяснения отношений и даже просто высказывание можно отнести к проявлению гордыни или смирения.

– Они должны были поступить не так;
– Меня подставили;
– Мой муж делает все не правильно;
– Моя мама всегда считает, что я неправа;
– Я должна была сказать ему это.
и пр., пр., пр....

В ответ на такие описания я всегда задаю вопрос: ты хочешь быть прав или счастлив?

Правота, поиск справедливости, стремление победить суть выражения гордыни.

Ощущение счастья относится к другой категории – к смирению.

"Смирение" – быть "с миром" в одной размерности, в одном ритме, в одной матрице, если хотите.

Не в контексте добра и зла, а в контексте миросозерцания, миропринадлежности.

Смирение в моем понимании, это некий универсальный инструмент, ключ к решению любой проблемы.

Ключ, способный вывести за пределы справедливости, правоты, победы, и таким образом подняться над конфликтом.


Если любой конфликт, например, черных с белыми, поднимать вверх, на уровень общечеловеческих ценностей, то он теряет смысл.

Конфликт подразумевает противопоставление "мы, белые, хорошие, они, черные, плохие". Мы – это кто? Люди. А они? Люди. Мы любим детей и хотим быть счастливыми, а они? Любят детей и хотят быть счастливыми.

Противопоставления на этом уровне нет. На уровне вопроса "кто я?" конфликт "мы-они" распадается.

В психологии это называют аутфрэйминг – выйти за рамки конфликта в более широкую рамку.

Рискуя показаться излишне религиозным, позволю себе предположить, что бог вне конфликта, потому что его рамки намного шире наших!

Парадигма столкновения, борьбы, конфликта, сравнения себя с другими (неважно, в лучшую или худшую сторону) – это гордыня.

Люди соглашаются, что столкновения между народами и расовая борьба объясняются национальной и расовой гордостью (гордыней).


Она же, гордыня, сильнейший мотиватор к достижению. Так есть ли что-то сильнее, важнее, ценнее достижений?

Но любой словарь скажет вам, что гордыня – это противоположность смирению.

Смирение – как целостное восприятие Жизни, такой, какая она есть.

Обе эти парадигмы (гордыни и смирения) в той или иной мере доступны каждому человеку.
Они постоянно представлены среди критериев принятия решения.

Проще говоря, принимая решение, мы руководствуемся и гордыней, и смирением, вопрос лишь в соотношении.

Гордыня – это способ совершения невозможного, преодоления непреодолимого.

Примером девиза этой парадигмы может быть "Вижу цель, не вижу препятствий".

Смирение – это позиция, выраженная в известной молитве, приписываемой царю Соломону и другим мудрецам: "Господи! Дай мне мужество изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".

Если говорить о конкретных примерах, то можно взять трагедию потери (смерть, развод).

Ушел близкий человек и на протяжении долгих месяцев твоя гордыня шепчет тебе во снах и наяву: "Ты должен был поступить так и так, верни его".

Под эгидой парадигмы гордыни проходит бОльшая часть траура, острого горя, неспособности, неготовности смириться с очевидным.

В свой черед человек устает от борьбы с происшедшим, неотвратимым, существующим.

Он опускает голову и смиряется. Острое горе в его душе понемногу сменяется светлой печалью, а в его сердце возвращается мир. В начале пусть горький и скорбный, но жизнь продолжается.

Наверное, очень важно пройти эту "мертвую петлю" отрицания, отдавая долг своей любви, своему страданию, своему горю, своей невосполнимой потере.

Может быть, есть возраст гордыни и есть возраст смирения.

Было время, когда только гордость давала мне силы остаться самим собой.

Надеюсь, сегодня я меньше нуждаюсь в силе такого рода (гордости), поскольку больше владею мудростью.

У человека живого, выбирающего жизнь, выбирающего продолжение, у человека терпимого, принимающего, мудрого, бездонного в своей мудрости и не всесильного в своей силе, жизнь продолжается.

"Смириться" – это жить с миром.

Вот такая маленькая мудрость, освоенная мной в первой половине моей жизни.

А может быть, во второй я придумаю что-нибудь еще?

Часто на консультациях и в жизни по поводу межличностных отношений от женщин и мужчин я слышу - ведь я права (прав), вот так правильно, правда на моей стороне, я права...

В таких случаях я обычно задаю вопрос - ты хочешь быть правой или счастливой?

Раньше я его задавал автоматически (встречал во многих книгах и считал его априори правильным), а потом задумался - так ли это? И пришел к выводу, что, похоже, так и есть.

Давайте порассуждаем на эту тему. Фактически пытливый читатель может задаться вопросом - а что, нельзя совместить эти два слова с точки зрения отношений? Правый и счастливый - это как? Почему в отношениях нельзя эти два понятия совместить?

Итак, что такое правда, и как это - чувствовать, что я прав.
Когда речь идет о каких то предметах, вещах, тут в принципе все понятно.
Вот это черный цвет - да, ты прав. Вот это мясо, а это тесто - ты и здесь прав.

А вот когда речь идет об отношениях - тут возникает множество нюансов.
Например: женщина пришла с работы уставшая, замученная, а муж говорит - приготовь еду. Кто прав?

Муж, который, возможно, работал так же много (а может и нет, просто сидел дома и вынашивал идею, как развить свой бизнес. Хотя где здесь больше работа - тоже вопрос) сейчас голодный, нуждается в поддержке, в тепле и заботе со стороны своей жены.
Или жена, которая не меньше нуждается в этом?

Вот здесь очень большой вопрос по поводу правоты. И по большому счету в данной ситуации категория "правота" отступает на...надцатый план, поскольку партнер, оказавшийся в данной ситуации правым, автоматически делает неправым другого.
И поверьте, крепче отношения от этого точно не становятся. Скорее наоборот, быть неправым не так уж и приятно.

А как иначе? Иначе - это разговаривать и договариваться.
Причем в каждой ситуации фактически заново, или принять какое-либо правило для ваших отношений - например, когда один из партнеров говорит, что это для него сейчас очень важно, то другой идет ему навстречу.
А если обоим очень важно - то опять разговаривать и договариваться.

Почему так? Почему слабо работают в современном мире общепринятые ценности?
Да потому, что каждые отношения по-своему уникальны. И что для одних хорошо, приемлемо, то для других будет смертельно.

В отношения вступают два очень разных человека со своими иногда полярными представлениями о жизни и о семейной жизни в частности. И от того, какие они смогут вместе выработать правила совместной жизни, как они смогут наладить контакт друг с другом, будет зависеть их будущее.

Что такое правота - это какой-то концепт, который основан на кем-то принятых моральных, этических, юридических, общечеловеческих нормах.

Сам он по себе хорош, этот концепт. Как интеграция каких-то человеческих ценностей.
Однако основной его недостаток - не универсальность.
Особенно для отношений. Здесь работают другие правила.
Любая попытка засунуть все отношения в общепринятые нормы, на мой взгляд, обречена.

Да, можно директивно запретить разводы или еще какие-то вещи в отношениях, но тогда они перестают быть отношениями двух свободных людей. А превращаются в какие-то директивно прописанные правила поведения. Это само по себе не плохо, важно здесь понимать, что правила пишутся в интересах конкретных людей, и совсем не в интересах супругов.

Поэтому мое твердое убеждение: для счастливой жизни каждая семья самостоятельно находит, устанавливает такие правила, вырабатывает свои собственные нормы и способы контактирования, которые подходят именно им. Причем регулярная проверка данных норм на вшивость только приветствуется.

Итак, резюмирую сказанное. Быть правым - это значит четко следовать выработанным правилам и нормам поведения.

Однако поскольку в нашей жизни далеко не все однозначно, очень много возникает различных нюансов, то слепое следование правилам скорее губительно для отношений, чем полезно. Это как если бы вы плыли в лодке и гребли по строго заведенным правилам, но река обмелела, а вы все еще пытаетесь грести, хотя давно уже следовало взять лодку на плечо и идти пешком (или вообще ее выбросить).

Поэтому для счастливой семейной жизни очень часто важно быть адекватным конкретной жизненной ситуации, и даже если ваш партнер по всем статьям неправ, иногда гораздо полезнее поступить так, как хочет он. Полезнее для ваших отношений, вполне возможно, что ваше действие воздастся вам в будущем сторицей.

  • 7 Октября, 2018
  • Стиль жизни
  • Лилия Пономарева

Для движения по жизни человеку необходимы ориентиры. Нужно понимать, что плохо, а что хорошо, что является правильным, а что ввергает в заблуждение. В какой-то момент мир делится на белое и черное, а для того, чтобы заметить полутона, нужно отстраниться и посмотреть с другой точки зрения. Встает закономерный вопрос: "Ты хочешь быть прав или счастлив?"

Осознание важности другого мнения

Иногда кажется, что суть ясна, что кто-то поступил несправедливо. После же получения дополнительной информации становится очевидно, что человек не мог поступить иначе. Приходит осознание того, что жизнь многогранна, полна сюрпризов. Появляется понимание того, что если человек поступил именно так, то у него однозначно были на это причины. Прежде чем осуждать его, следует спросить себя о том, что важнее, быть счастливым или быть правым. Ведь проявляя несправедливость к другим, сложно быть счастливым.

Однако для принятия мира во всем многообразии необходимо развитое мировоззрение, психика, способная воспринять мир таким, какой он есть. Способность не судить людей, не доказывать свою правоту, а просто быть счастливым, уважая право окружающих жить так, как им хочется, характеризует зрелую полноценную личность. Сформированная гармоничная личность никому ничего доказывать не будет, т. к. знает, что все приходит к человеку тогда, когда он внутренне к этому готов.

Кто-то может проснуться утром и внезапно осознать, что его родные любят его искренне, а проявление самого светлого чувства далеко не всегда в словах. Часто жизнь играет злую шутку, когда люди, доказывая чью-то вину, осуждая кого-то, чуть позже оказываются в аналогичной ситуации. Один и тот же объект поворачивается другой стороной, показывая все грани, давая прочувствовать неприемлемость категоричных мнений. Человек имеет право быть счастливым и жить так, как считает нужным.

Патологическое неприятие чужой правды

Есть категория людей, не способных к восприятию другой точки зрения. Постоянные споры, активное доказывание правоты и неприемлемость другого мнения говорят о патологии психического восприятия реальности. Такие люди не признают право каждого быть счастливым, предъявляя ко всем свои требования.

Хотя правота сама по себе является парадоксом, ибо основана на субъективном восприятии конкретного человека и не может существовать в принципе. Но человек, доказывая свою правоту, чувствует себя выше других, поддаваясь страху оказаться неправым, уязвленным и несовершенным. При этом забывает, что гораздо лучше быть счастливым, чем правым. Споры же и осуждения забирают долю спокойствия и счастья из жизни.

Ошибка подтверждения

В основе стремления быть правым во всех аспектах лежат комплексы несостоятельности. Дело здесь не в обмане, а в принципах работы мозга, который устроен так, что манипулирует аргументами для доказательства своих убеждений. "Ты хочешь быть прав или счастлив?" - этот вопрос не возникает при наличии патологии.

Человек видит прежде всего то, во что верит или во что хочет верить. Данный феномен назван термином "ошибка подтверждения" и основан на том, что базовым принципом восприятия является поиск фактов, подтверждающих уже имеющуюся систему установок, а не поиск новых мнений, которые могут разрушить сложившиеся стереотипы.

Основы привычки быть правым

Корень всего психологи видят в культуре, когда с детства прививается мнение о том, что ошибаются только глупые. Далее человек стремится избежать ошибок, не осознавая, что именно в процессе жизни, а не боязни ошибиться, приобретается самый ценный опыт, дающий возможность достигать целей и воплощать мечты. На самом же деле кто счастлив, тот и прав.

Стадии проявления привычки быть правым

Формирование патологического стремления к правоте проходит следующие стадии:

  • ‌человек не прав и не имеет смелости в этом признаться даже самому себе;‌
  • происходит осознание ошибки под влиянием аргументов других людей;
  • отрицание неправоты и поиск оправдывающих аргументов.

На последнем этапе человек может выйти из спора номинально правым, но в глубине сердца будет знать, что это не так. Данная ситуация ранит самолюбие и эго не меньше, добавляя ощущение обмана окружающих и самого себя.

Инструменты правоты

Писательница К. Шульц, автор книги про феномен правоты, выделяет следующие аргументы для отстаивания правоты перед самим собой, наиболее часто применяемые сознанием, не желающим рушить устоявшиеся стереотипы и воспринимать другую точку зрения в ущерб собственному самолюбию:

  • Невежество других (возникает убеждение о низком уровне образования и опыта других людей, отсутствии какой-то важной информации, что является причиной их мнения). В данном случае наступает спокойствие, человек не сомневается больше в своей исключительной правоте, стараясь объяснить другим их заблуждения.
  • Неправильные суждения окружающих, их низкие умственные способности (при одинаковой информационной среде другие не видят самого главного, возникает ощущение, что они не способны разобраться в ситуации по причине отсутствия способностей обработки информации, делается логичный вывод о том, что люди с низкими умственными способностями ошибаются).
  • Злонамеренность других (уверенность, что другие тоже знают правду, но стараются очернить оппонента по причине злого умысла).

Как видно из перечисленных аргументов, все они относятся к окружающим людям. Существует мнение, что стремление к правоте является признаком вульгарного ума. Отчасти это так, ведь только высокий уровень самоосознания способен заставить сомневаться в себе, задавать вопрос "ты хочешь быть прав или счастлив?".

Опасность перфекционизма правоты

Приняв тот факт, что каждый является живым человеком, имеет право на собственные решения, человек выводит себя на новый уровень познания себя и мира. Новый уровень основан не на праве делать ошибки, а на отсутствии права судить о том, что является правым, а что - ошибочным.

Объективность - иллюзия, которую сформировали люди для внесения хотя бы видимого порядка в жизнь. Но она имеет коварные качества. Стремление к перфекционизму сводит поведение человека к узким рамкам, регламентированным со всех сторон.

Данное положение вещей закрывает дорогу к постоянному развитию, что заложено в основе вселенной. Закон философии "все течет, все изменяется" касается всего вокруг. Наука, техника, политическая и литературная мысль, мода, культура - все эти сферы проходили множество этапов развития. Одна правота сменяла другую, тем самым двигая развитие общества. Для совершения революционного шага вперед было необходимо сломать существующую систему стереотипов, это проходило болезненно, с жертвами и страданиями, но в этом развитии и движении вся жизнь.

То же происходит с человеком, когда он принимает мир с его несовершенством и позволяет ему развиваться, эволюционируя вместе с ним.

Преимущество неправоты

Осознание собственной неправоты и признание своего права на поиск истины совместно с окружающими требует практических усилий.

Неправота имеет ряд преимуществ:

  • осознание себя человеком;
  • признание своего несовершенства и избавление таким образом от давления общественных и внутренних стереотипов;
  • осознание своих недостатков и адекватная самооценка, способность работать над собой и развиваться;
  • формирование мировоззрения познания мира, совершенствования и обучения, выстраивание приоритета саморазвития, а не репутации.

Тренировка способности быть неправым

Ты хочешь быть прав или счастлив? Ответ каждый выбирает сам. Если есть желание быть счастливым, нужно учиться отказываться от вечной правоты.

Неправым может признать себя только смелый самодостаточный человек. Людям закомплексованным, с нарушениями мировоззрения принять свое несовершенство и взглянуть открыто на недостатки и страхи гораздо сложнее. Учитывая тот факт, что быть неправым является навыком, соответственно, он поддается тренировке.

Выработать способность адекватного восприятия мира со всеми его достоинствами и недостатками помогут следующие методики:

  • проиграть спор - вступление в спор и намеренное его проигрывание поможет признать право на существование другой точки зрения, прочувствовать многогранность мира и мнений;
  • поддержать другую точку зрения;
  • принять чуждое мнение как истину - на некоторое время смотреть на мир глазами противоположного мнения, ища ему подтверждения в окружающих событиях;
  • поставить в приоритет в отношении к другим сострадание, а не правоту;
  • открыться иным мнениям, менять собственное, что вовсе не станет предательством по отношению к себе, а ознаменует личностный рост.