Здоровье Беременность Красота

Внедрение национального регионального компонента в доу. Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)

Целью реализации программ является процесс, который предполагает :

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

Приобретение умений и навыков в работе с картой;

Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки :

Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

способствовать физическому развитию и оздоровлению

Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)

Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :

В тематический план программ включены следующие темы:

Географические характеристики:

Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.

Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.

Рельеф Сочи и горные породы.

Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

-История Хосты и Сочи

Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия

Наш край

Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».

Моя семья и род.

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.

Чёрное море.

Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.

Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.

Растительный мир Сочи.

Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.

Животный мир .

Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.

- Музейная педагогика .

Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.

Повторение материала.

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

Самостоятельная деятельность с детьми;

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков

7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность

(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Прогнозируемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать:

Критерии здорового образа жизни;

Название края и краевого центра;

Чем славится Краснодарский край;

Название города, в котором живешь, название районов,

Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

Особенности растительного и животного мира города;

уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

Свободно устанавливать и собирать палатку;

Правильно выбирать здоровую пищу;

Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

Выполнять правила гигиены юного туриста;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

Выполнять общие правила и обязанности участника похода;

Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

Проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Условиями реализации этих задач являются:

Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;

Взаимосвязь теории с практической работой;

Наличие достаточного количества туристского снаряжения.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная область

Методические приемы

Познание

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Краснодарского края; с народными приметами.
  • Знакомство с флорой и фауной Черного моря
  • Сбор гербария; опытническая работа.

Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями города, пешие экскурсии по городу, походы в лесо-парковую зону, театр, парк, сквер, музей, цирк и т.д.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город – самый лучший», «Черное море» , « Сочи - столица Зимних Олимпийских игр «Сочи -2014», «Сочи – город-курорт», «Сочи-город-госпиталь» и др.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями Хосты, Сочи, которые живут с дней основания нашего города, знакомы с их историческими моментами.
  • консультации для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка»

Выступление на семинаре

«Национально-региональный компонент в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель Метуданова А.О.

Набережные Челны, 2013

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:

1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.

2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.

Т. национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

Обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

Способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

Позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

Создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

Способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

Формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:

  • интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
  • кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)

Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

  • интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
  • интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  • интерес и уважение к культуре и традициям татарского народа;
  • интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
  • восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.


Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)

На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.

Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей Амурской природы, сборники музыкальных произведений .

3 слайд 11

В феврале прошел конкурс «Краеведческих уголков».

В каждой группе были оформлены краеведческие уголки. В них собран материал для работы с детьми. Воспитатели групп подошли к созданию уголков творчески. В уголках есть макеты с достопримечательностями города, игрушки редких диких животных Дальнего востока, альбомы, карта Амурской области, кукла казачка и казак, геральдика, коллекции семян злаковых культур, выращиваемых у нас в области, книги про Благовещенск альбомы про быт предков, фотоальбомы, географические карты, рисунки и поделки детей и т.д.

Работа с семьей (2 этап)

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы.)

12 слайд

2 июля походил праздник « Люблю березку Русскую» для всех возрастных групп.

Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Для праздника родители шили детям костюмы, учили стихи, создавали поделки и рисовали рисунки, для конкурса «Семейные фотографии с березкой» организовали фотосессии. На празднике дети играли в русские народные игры, пели песни, водили хороводы, гуляя в берёзовые рощи расколдовывали русские березки, заколдованные бабой ягой отвечая на вопросы о русских березах. Провели конкурсы: для мальчиков «Кавалер для березок», для девочек «Костюм для березки». Познакомили детей с русским народным обрядом и провели его повязывали цветные ленточки загадывая желания на счастье, удачу. Праздник прошел удачно, дети были активны, получили удовольствие, заряд энергии и бодрости. На празднике присутствовало очень много родителей, которые были активными помощниками. Все участники получили призы, дипломы и сертификаты. На память остались фотографии.

Как большая кошка он

Грациозен и умен

Но не любит разных игр

Полосатый грозный … тигр

13 слайд

29 июля Международный день тигра. К этому дню при участии управления образования города Благовещенска был организован праздник для всех детей детского сада «День тигра». Полосатый символ Приморья так еще называют тигра. Дети получили знания о жизни тигра. Родители с детьми рисовали рисунки, делали поделки, шили костюмы. Педагоги детского сада организовали флэш-моб, дефиле, выставку рисунков и поделок. Творческая группа оформили презентацию по итогам праздника.

14 слайд - 16

С 25 января по 1 февраля 2016 года в детском саду проходил КОНКУРС «ОТЧИЙ ДОМ – ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ»

Для конкурса было разработано положение в нем были прописаны все условия (сроки, место проведения, форма проведения, состав жюри). Конкурс походил 1 неделю, в нем принимали участие родители, дети и педагоги. Родители совместно с детьми делали поделки, рисунки в которых были отражены характерные особенности земли Амурской (лотосы, космодром восточный. Райчихинский разрез, достопримечательности города и т.д). Была организована выставка работ. Подведение итогов и награждение прошло 2 февраля. Все участники получили грамоты, победители дипломы.

17 слайд 18

Награждение.

Накопив материал, мы постепенно подошли к

непрерывной образовательной деятельности (3 этап)

с 4 по 8 апреля прошла неделя педагогического мастерства по внедрению регионального компонента в непрерывную образовательную деятельность.

Во всех группах прошли занятия:

«Моя семья» - младшая группа

«Дикие животные Амурской области» - средняя группа

«Волшебный лотос» - средняя группа

«Лекарственные растения Амурской области» - старшая группа

«Родина моя» - Подготовительная группа

О некоторых расскажу чуть подробней.

Крепкий камень, не гранит Зимой в печках он горит … Согревая каждый угол, Это чёрный камень.. (уголь)

19 слайд

«Добыча угля в Амурской области»

(средняя группа)

Цель 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности. 3. Развивать сенсорные ощущения.

4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы. 5. Дать представления как добывают каменный уголь в Амурской области, как он используется человеком. 6. Познакомить с месторождениями каменного угля в Амурской области

7. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»

Дети отправились в «детскую научную лабораторию», где проводили опыты с углем. Дети узнали, что уголь прочный но не настолько как мрамор, что при ударе он рассыпается т.е он рассыпчатый, хрупкий. Рассмотрели уголь при помощи лупы и сделали вывод, что он пористый как дерево. Опустив в воду он опускается на дно и появляются пузырьки это выходит. Дети сделали вывод, что уголь тяжелый и в нем много пор т.к выходил воздух. Дети увидели, что вода становится мутной и при помощи палочки проверили, что он не растворяется. Для знакомства детей с месторождением каменного угля педагоги использовали презентацию.

З агорелся огонёк,

Но не греет и не жжёт,

На воде он плавает

Красотой нас радует!

Ответ: Лотос

20 слайд 21

« Лотосы из бумаги своими руками»

(старшая группа)

Задачи:

  • Познакомить детей с одним из семи чудес Приамурья – лотосом.
  • Учить детей создавать выразительные аппликативные образы цветов.
  • Совершенствовать технику объемной аппликации.
  • Совершенствовать умение работать ножницами.
  • Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изготовлению поделки своими руками.
  • Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.

Для ознакомления детей с лотосом педагог использовала презентацию. Дети узнали, что лотос – одно из самых древнейших цветов на земле, что он один из семи чудес Приамурья. Дети были селекционерами и выводили разные сорта лотоса для это использовали разные цвета бумаги. Учились конструировать из бумаги цветок.

Пахучий кустарник на кочке растет,
Не ярко, но пышно летом цветет.
Название он рододендрону дал,
А сам незнакомцем для жителей стал.
(Багульник)

22 слайд

«Багульник»

(старшая группа)

Задачи:

познакомить детей с красной книгой, с охраняемыми растениями Амурской области, включенных в региональную Красную книгу.

Развитие познавательного интереса к природе Амурской области, мыслительной способности, логического и творческого мышления.

воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора.

На данном занятии детей познакомили с красной книгой Амурской области. Педагог познакомил детей с кустарником, внесенным в красную книгу. Предложили детям создать в группе свою красную книгу с первой страничкой рисунком кустарника Багульник. Воспитатель использовала нетрадиционную технику рисования раздувание кали краски при помощи трубочки, а цветы на кустарнике рисовали ватными палочками - тычком, зеленые листики пальчиком.

23 слайд

«Жизнь и быт наших предков»

(подготовительная группа)

  1. Формировать первоначальное представление о своей стране.
  2. Познакомить детей с историей родного края, с жизнью наших Предков.
  3. Развивать историческую память детей, познавательные способности.
  4. Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам.
  5. Активизация словаря: племена, крестьяне, переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда, предметы быта.
  6. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.

Дети совершили путешествие в далекое прошлое нашего Родного края. На машине времени они попали в музей. Познакомились с жизнью и бытом наших предков. Воспитатели для ознакомления детей с жизнью предков использовали презентацию. Была продуктивная деятельность. Дели из глины лепили утварь «Глиняные горшки». Дети получили большой объем знаний по данной теме.

Педагогический совет

24 слайд

Задачи:

  1. Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению.

Вопросы для игры были связаны с Амурской областью. Вопросы были в разных формах: видео вопрос, блиц опрос и естественно была музыкальная пауза. По результатам игры выбирали «Знатока Амурской области». Все участники игры получили сертификаты.

ВЫВОД: Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс Слайд 2

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский. « Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» «Конвенция о правах ребенка», статья 29

Краеведческие уголки групп Старшая группа

Младшая группа

Подготовительная группа

Старшая группа

Младшая группа

Старшая группа

Средняя группа

Средняя группа

Конкурс «Люблю березку Русскую»

День Тигра

Конкурс «Отчий дом – земля Амурская»

Награждение участников конкурса «Отчий дом – земля Амурская»

Непрерывная образовательная деятельность тема «Добыча угля в Амурской области» средняя группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Лотосы из бумаги своими руками » с таршая группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Багульник» с таршая группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Жизнь и быт наших предков» п одготовительная группа

Задачи: Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению. Педагогический совет тема: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ» в форме игры «Что? Где? Когда?»


Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;

Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Специально организованные занятия

Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.

Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.

А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).

Взаимодействие с родителями .

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

По социально-коммуникативному развитию воспитанников»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.


Слайд 2

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.

Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

С сентября 2014 года наше учреждение является Ресурсным центром по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и мы движемся в данном направлении.

Слайд 3

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.


Слайд 4

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Слайд 5

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Знакомить с именами знаменитых земляков;

Формировать знания о живой и неживой природе города;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Слайд 6

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:


  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

  • использование программ и технологий по краеведению;

  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;

  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 7

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:


  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 8

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:


  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ



  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

Слайд 9
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент)


3-4года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители.

Знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города в котором он живет.

Знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников.

Имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города.

Слайд 10

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Слайд 11

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п. Наше ДОУ сотрудничает с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства). Среди детей и педагогов популярна выездная программа «Музей в корзинке», «Школа ремёсел». В музее накоплен определённый опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, воспитателями детских садов и методистами. Программа «Прикоснись к музею» рассчитана именно на эту аудиторию. Для реализации программы привлекаются различные специалисты: научные сотрудники и методисты Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, преподаватели художественно-графического факультета ЛГТУ, народные мастера, художники. В рамках реализации программы в музее особое место отводится семейному воспитанию. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства предлагает различные формы сотрудничества:

Обзорные (по всем залам музея) и тематические экскурсии (по заказу), данную форму мы взяли для себя основой.

Интерактивные музейные занятия (по заказу) в помещении музея и на

выезде. Так же проводятся мастер – классы для детей:


  1. «Тряпичная кукла».

  2. «Плат узорный» (техника набойки).

  3. «Птички» (лоскутное шитьё).

  4. «Романовская игрушка».

  5. «Ткачество. Фенечки».

  6. «Вырезанки», работа с бумагой

Слайд 12

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Слайд 13

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в нашем ДОУ в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:


  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Д. Маханева);

  • «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитаний (под общ. ред. Т, И. Оверчук)

  • С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. (Под ред. Л.А. Кондрыкинской)

  • Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

  • Ботякова О. А. Солнечный круг: Детский народный календарь.

  • Опыт работы ДОУ №118 и №103 г. Липецка по теме « Региональный компонент содержания образования детей в ДОУ»

  • Программа патриотического воспитания «Патриот» (для детей старшего дошкольного возраста) воспитателя ДОУ №29 Чистяковой Л.А
Любовь к родному городу прививаем детям с младшего возраста.
Слайд 14

Творческой группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:


  1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТО РИЯ

  2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА

  3. МИР ПРОФЕССИЙ

  4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ
5 . ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы.
Слайд 15, 16
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ»

Задачи

Темы и формы работы

Формировать знания о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях

Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала


Тема «Где мы живем»


  • «Мой дом, моя улица»

  • «Любимый детский сад»

  • «Улицы родного города»

  • «Жизнь города»
Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы:

  • вокруг детского сада, к зданиям, по улице города.
Сюжетно-ролевые игры:

  • Семья

  • Улица города
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы как достопримечательности города»

  • День открытых дверей


Расширять знания детей о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях.

Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города.

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала.


Старший дошкольный возраст

Тема «Где мы живем»


  • Мой родной город, край

  • Символика города

  • Памятные места

  • Путешествие в прошлое города

  • Липецк - город будущего
Экскурсии:

  • Азбука пешехода

  • К местам боевой славы

  • В Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства
Сюжетно-ролевые игры:

  • Дом-семья

  • Улица города

  • Стройка
Конкурсы:

  • Рисунков «Липецк-город будущего»

  • Изготовление макетов о родном городе»
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы свой город»

  • День открытых дверей

  • Стенд «История одной фотографии»

  • Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми

  • Семейный проект «Семейные традиции»

Слайд 17, 18
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»


Задачи

Темы и формы работы

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ.

Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу



Младший и средний дошкольный возраст


  • «Деревья вокруг нас»

  • «Труд в природе»

  • «Как птицы в городе готовятся к зиме»

  • «Подкормка птиц»

  • «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо»
Акции

  • Трудовые прогулки-акции

  • Покормим птиц

Содружество с семьей


  • Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края.

Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её


Старший дошкольный возраст

Тема «Добро пожаловать в экологию»


  • Беседа о домашних и диких животных

  • Кто живет в реке Воронеж?

  • Доктора леса. Для чего человек сажает лес? («Лесное хозяйство Липецка»)

  • «Живая, неживая природа города Липецка»

  • «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе»

Конкурс. Акция. Выставка


  • «Фантазия» /поделки из природного материала/

  • Акция «Вторая жизнь бросового материала»

  • Выставка рисунков «Природа родного города»

Содружество с семьей


  • анкетирование «Что я знаю о природе Липецка»

  • конкурс семейных традиций

  • туристические походы

  • субботник «Озеленение участков д/сада»

Слайд 19, 20
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ»


Задачи

Темы и формы работы

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей.

Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.)

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых.

Младший и средний дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /пом.воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз.руководитель, дворник/

  • Зачем люди трудятся на кухне

  • Хочу быть как мама, хочу быть как папа

  • Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/
Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)

  • Кто построил этот дом

  • В парикмахерскую
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Салон красоты

  • Почта

  • Магазин

  • Детский сад

  • Поликлиника
Встреча с :

  • Наш милый доктор

  • Главный повар

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе

развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых.

Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Липецка.

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов.

Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.


Старший дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/

  • Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/

  • Кто построил новый город

  • Мебельная фабрика

  • служба «01», «02», «03» всегда на страже города

  • Кем ты будешь, когда станешь взрослым

  • Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/
Экскурсии:

  • В школу, библиотеку
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Школа, библиотека

  • Железнодорожный вокзал

  • Ателье мод

  • Улица города

Встреча с интересными людьми:


  • Семейная династия
Содружество с семьей:

  • Сбор материала о профессиях родителей

  • Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

  • Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

Слайд 21, 22
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»


Задачи

Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города.


Младший дошкольный возраст


  • Знакомство с фольклором

  • В гости к нам пришли матрешки

  • Чудесный русский сундучок

  • Ярмарка

  • Лавка ремёсел

  • Бабушкина сказки

  • Дедушкины золотые руки
Старший дошкольный возраст

Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»


  • Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа)

  • Мастера народных ремёсел

  • Традиции русского народа

  • Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

  • Культурные и спортивные центры города

  • Спорт-это здоровье

  • Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

Слайд 29

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 30

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:


  • Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

  • Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

  • Определяет свою социальную роль;

  • Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

  • Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

  • Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

  • Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

  • Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 31

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 32
Литература:
1.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1965.

3. А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.

4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1974.

5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.

6. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.

7. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

8. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.

9. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.