Здоровье Беременность Красота

Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни Что умеет ребенок на 11 месяце жизни

Ребенок в 11 месяцев продолжает развиваться физически и психически. Младенец уже многое умеет, некоторые малыши могут порадовать родителей первыми словами или шагами. Продолжается формирование личностных качеств, расширяется спектр доступных эмоций. Дети в 11 месяцев хорошо владеют своим телом, поэтому их действия становятся более уверенными. Для нормального развития ребенка в 11 месяцев родителям нужно заниматься с малышом, помогать ему в освоении новых и закреплении полученных навыков.

Фото с сайта vseodetyah.com

Набор веса ребенка в 11 месяцев заметно замедляется. В среднем ему удается набрать всего 300-400 г, но это не мешает развиваться физически. Мышечный аппарат достаточно развит, чтобы выполнять сложные движения. Средняя масса тела, независимо от пола, 8,5-10,5 кг, конечно, девочка должна весить меньше, нежели мальчик. Нормальный вес для девочки в 11 месяцев – 8,5-9 кг. Для мальчика эти показатели выше – 9,5-10,5 кг. Однако все дети индивидуальны, необходимо учитывать особенности развития.

Прибавка роста ребенка в 11 месяцев также немного замедляется. Кроха вырастает на 1-1,5 см. Средний рост ребенка в этом возрасте – 72-76 см.

Пропорции тела ребенка уже больше напоминают взрослые, так как объем грудной клетки превышает размер головы.

Таблица с нормами роста, веса, окружностей

В таблице приведены нормальные показатели окружностей, веса и роста.

В таблице приведены нижние и верхние границы.

Психическое и эмоциональное развитие

Благодаря развитию мелкой моторики пальцев ребенка в 11 месяцев, усовершенствуется сенсорное восприятие, которое важно для познания окружающего мира. Малыш ощупывает предметы, изучает их форму, фактуру и размер. Кроме этого, кроха обязательно пробует их на зуб.

На протяжении одиннадцатого месяца происходит скачок в эмоциональном развитии, формируются личностные черты, продолжает вырабатываться манера поведения. Ребенку доступен широкий спектр эмоций, он активно ими пользуется, поэтому плач слышен все реже.

Грудничок умеет хитрить, знает, как привлечь внимание родителей.

Интеллектуальное развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Кроха понимает взрослых, подражает их действиям, подключает смекалку, если ему нужно обойти препятствие, чтобы добраться до цели.

Малышу в 11 месяцев присуща настойчивость и целеустремленность. Девочки и мальчики в равной степени любят похвалу за свои достижения, радуются вниманию со стороны родителей. Забота – важная составляющая для нормального развития детей. Одиннадцатимесячные малыши еще сильно привязаны к своим родителям.

Что умеет

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев:

  • точно указывает на интересующий его предмет;
  • знает команду «нельзя», однако не всегда ее воспринимает;
  • понимает речь родителей;
  • выполняет некоторые просьбы, например, пойдем со мной, иди на ручки, подай игрушку;
  • знает названия большинства предметов;
  • произносит 2-3 слова (мама, папа) или выражается слогами;
  • озвучивает голоса животных.

Ребенку в 11 месяцев легче общаться с родителями, так как он может озвучивать свои просьбы. Если захочет кушать, то может сказать «ам-ам».

Как развивать

На протяжении одиннадцатого месяца ребенка необходимо изучать такую информацию:

  • знакомить с предметами, которые его окружают, с их назначением;
  • рассказывать о природных явлениях, животных;
  • продолжать изучать цвета;
  • тренировать командам «можно» и «нельзя».

Необходимо тренировать память ребенка. Для этого подойдут развивающие занятия, детские потешки, песни, стишки. Незаменимы в этом возрасте сортеры, благодаря им развивается логическое мышление, дети пытаются подобрать подходящий по форме и размеру предмет. Для игр также можно приобрести разные по величине ведерки, коробочки и другие емкости, мячики.

Малыш в 11 месяцев развивается, когда рассматривает книги, где есть яркие картинки. Пускай он сам перелистывает страницы. Для развития внимания и интеллекта полезны поисковые игры. Например, можно предложить грудничку найти и подать мячик, который находится в коробке с игрушками.

Следует учить ребенка в 11 месяцев разговаривать. Именно в этом возрасте формируется не только пассивная, но и активная речь. Ни в коем случае нельзя сюсюкать и коверкать слова. Выражаться нужно четко и медленно, как можно больше общаться с крохой.

Двигательная активность

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Движения рук и ног грудничка становятся более скоординированными и точными. Развивается пинцетный захват, когда ребенок может захватывать пальчиками крупинки или хлебные крошечки.

Малыш умело распоряжается своим телом, усовершенствуются его умения, например, ползанье, сидение. Некоторые дети делают первые самостоятельные шаги.

Что умеет

Что должен делать малыш в возрасте 11 месяцев:

  • сжимать резиновые игрушки;
  • удерживать мелкие предметы двумя пальчиками;
  • катать мяч по полу;
  • вкладывать мелкие предметы в крупные;
  • стоять без опоры;
  • вставать на ножки, держась и подтягиваясь за опору;
  • подолгу сидеть или ползать;
  • садиться или опускаться на четвереньки из положения стоя;
  • наклоняться, приседать или сидеть на корточках;
  • залезать на стул и доставать желаемый предмет;
  • выполнять разные движения обеими руками, например, одной держаться за кроватку, а второй брать игрушку.

Некоторые умеют делать первые шаги. Они сохраняют равновесие, благодаря балансировке рук. Ребенок умеет выстраивать башенку из кубиков, но после он обязательно ее развалит. Также он собирает пирамидку на 4-5 колечек.

Ребенок в 11 месяцев умеет расшнуровывать обувь, стягивать колготки, снимать и натягивать носки. Из-за этого родителям бывает трудно одеть кроху на улицу. Он может пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды. Благодаря этому ребенка в 11 месяцев можно научить самостоятельности.

Как развивать

Фото с сайта whqwl.com

Физическое развитие малыша будет прогрессивнее, если помочь ему. Нужно усовершенствовать навыки ребенка, в частности, побуждать его к ходьбе. Чтобы кроха забыл о страхе, можно использовать игрушку, мячик, шарик. Необходимо заманить младенца. Сделав несколько шагов самостоятельно, он поймет, как это здорово.

Для тренировки вестибулярного аппарата и развития чувства балансировки можно приобрести лошадку-качалку или ослика-попрыгунчика. Ребенок будет стараться, чтобы не упасть.

Можно поиграть в игру: добраться до цели, пройдя все преграды. В процессе прохождения дистанции важно, чтобы ребенок не только полз, но и приподнимался на ножки и обходил препятствия.

Медицинские вопросы

Если введены все вакцины согласно прививочному календарю, то прививки в 11 месяцев не делаются. В противном случае нужно доделать недостающие. Если ребенок не ходит или не стоит, то стоит показать его ортопеду, чтобы исключить патологию.

Образ жизни

Для нормального развития родители обязаны поддерживать правильный образ жизни и распорядок дня 11-месячного малыша.

Режим

Для 11-месячного ребенка характерно изменение распорядка дня. Он меньше спит, больше бодрствует. Ребенок переходит на разовый дневной сон, однако некоторым детям такого отдыха бывает недостаточно, поэтому они ложатся спать дважды.

Малыша в 11 месяцев тяжелее уложить спать. Стоит играть с ним до тех пор, пока он не устанет.

Насильно укладывать спать нельзя, но и затягивать со сном тоже. Перевозбуждение чревато капризами и плохим ночным отдыхом.

Кормление

У ребенка в 11 месяцев есть 6 зубов, поэтому он может жевать. Необходимо уменьшить количество перетертой пищи. Можно не измельчать продукты в блендере, а переминать вилкой.

Пищу ребенку все же стоит готовить отдельно, переходить на взрослый стол еще рано. Кормить грудничка следует 5-6 раз в день, 2 кормления должны быть грудным молоком или молочной смесью.

Объем съедаемой пищи без учета жидкости – 1-1,2 л.

В рационе грудничка в 11 месяцев должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты, а также сдоба, печенье, хлеб. Что касается молока и яичного желтка, то их присутствие также желательно, если у ребенка нет аллергии.

Сон

Режим сна может отличаться. Если ребенок в 11 месяцев спит один раз, то продолжительность отдыха до 3-4 ч. Двухразовый дневной сон длится по 1,5-2 ч. Ночью кроха спит около 10 ч., может проснуться, чтобы перекусить.

Уход

Уход за ребенком в 11 месяцев остается прежним. Это водные процедуры, зарядка, стирка одежды. Особое внимание стоит уделять выбору обуви. Лучше приобрести ортопедическую. Она не только удобная, но и поддерживает стопу в анатомически правильном положении.

Немаловажна интимная гигиена. Количество мочеиспусканий уменьшается, однако объем выделяемой мочи увеличивается. Необходимо следить за наполненностью памперса, чтобы ребенок длительное время не был мокрым. Лучше, если он 3-4 ч. в день побудет без подгузника. В 11 месяцев можно высаживать его на горшок.

Купание

Ребенок в 11 месяцев уверенно сидит. Чтобы сделать купание интересным, можно добавлять в ванну игрушки. Родителям нужно поддерживать ребенка за грудную клетку. После такого интенсивного купания ему будет легче уснуть.

Прогулки

Грудничок готов к продолжительным прогулкам. Ему интересно рассматривать все вокруг. Дети в 11 месяцев могут проситься ходить. Им хочется бегать, а не сидеть в коляске.

Гулять с ребенком нужно 2 раза в день по 1,5-2 ч.

Массаж, гимнастика

Массаж и гимнастика являются неотъемлемой частью развития ребенка в 11 месяцев. Они помогают развиваться физически, избавиться от лишнего напряжения и перевозбуждения.

Во время купания можно делать водный массаж, после разминать ноги, руки, стопы, пальчики. В утреннее время желательно делать зарядку. Необходимо тренироваться сидеть, шагать, наклоняться вперед, тянуться к игрушке.

Игры

Для девочек и мальчиков в возрасте 11 месяцев интересны сюжетно-ролевые игры. Дети в этом возрасте также охотно занимаются с карточками Домана. С их помощью можно развить речь. Хорошо на развитии сказываются сказки, песенки.

С ребенком можно поиграть в такие игры:

  • «Кто это?». Можно показывать картинки в книге или доставать предметы из коробки, проговаривая их названия.
  • «Угадай, что спрятано». Нужно показать закрытую коробку, потрясти ее, достать предмет и сказать, что это.
  • «Как говорит животное?». Можно заниматься как с карточками Домана, так и по картинкам в книге. Показывать животное и произносить, как оно говорит.

Девочке в 11 месяцев будет интересно рисовать пальчиками или карандашами, делать пирожные в песочнице с помощью формочек.

Возможные проблемы

В 11 месяцев возможны такие патологии развития:

  • ребенок не ползает на четвереньках, сам не садится, сидит только с опорой под спину, не стоит на ножках – причина в неврологических нарушениях или болезнях опорно-двигательного аппарата, нужно проконсультироваться с неврологом и ортопедом;
  • грудничок не понимает речь родителей, не выполняет просьбы, имеют низкую концентрацию внимания, например, не может отыскать спрятанную при нем игрушку – психические отклонения, необходимо обратиться к психологу;
  • ребенок использует предметы не по назначению (например, погремушку не трясет, а катает как мяч), не знает применение обычных бытовых предметов (ложки, чашки), не умеет собирать пирамидку, ставить кубики друг на друга – скорее всего, виной выступают расстройства психики.

Чтобы вовремя выявить проблемы развития, необходимо знать о навыках, которые должен освоить одиннадцатимесячный ребенок. При любых отклонениях нужна консультация специалиста.

Развитие ребенка в 11 месяцев во многом зависит от наследственности и темперамента. Спокойные малыши медленнее осваивают новые навыки. Шустрые и подвижные груднички обгоняют своих сверстников.

Мне нравится!

Раннее детство - это уникальная пора в жизни человека. Именно в первый год закладывается базовый фундамент, который становится основой на всю жизнь. В этот период важно все: питание, соблюдение режима, хороший сон, регулярные прогулки, игры, достижения малыша. Родителям важно знать, что должен уметь маленький кроха на каждом этапе своего развития, чтобы вовремя исправить недостатки.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Ребенок в возрасте одиннадцати месяцев находится в особой поре - он уже не беспомощный малыш, но еще не вполне самостоятельный человечек. Родителям все интереснее становится наблюдать за ним. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается тем, что оно включает в себя множество аспектов. В преддверии первого дня рождения маленький человечек уже может похвастаться многочисленными достижениями. На что же обратить родителям особое внимание, как понять, гармонично ли развивается малыш? Что должен уметь ребенок в 11 месяцев, и как научить его необходимым навыкам?

В этом возрасте дети хорошо ориентируются в среде, которая их окружает, и с удовольствием учатся чему-то новому. По тому, что умеет и знает ребенок на каждом этапе своей жизни, врачи оценивают его психическое и физическое развитие. Вот почему родителям важно знать, какими навыками должен обладать малыш.

Физическое развитие

Для правильной оценки развития ребенка важно обращать внимание на параметры его физического здоровья. Ничто не должно быть упущено из виду родных и врачей. Практически самостоятельный человечек, который уже многое знает и умеет, - это ребенок 11 месяцев. Рост, вес, другие параметры малыша имеют главное значение в оценке его здоровья и развития на этом этапе. Родители тщательно следят за крохой и ориентируются по этим показателям.

Рост ребенка в 11 месяцев составляет в среднем 72-75 см, у мальчиков этот показатель несколько выше. Малыш в этом возрасте весит около 9-11 кг, причем вес полностью зависит от способа вскармливания и физической активности. Те детишки, которые много времени проводят на руках у родителей и много играют в спокойные игры, весят больше своих ровесников-непосед. В среднем, ребенок набирает по 400 г каждый месяц, а рост за данный период увеличивается на 1-1,5 см. Но эти показатели сугубо индивидуальны: они зависят от генетики, питания, физической активности, сопутствующих заболеваний малыша.

В 11 месяцев «выравнивается» вес ребенка: ранее накопленные излишки активно тратятся в то время, когда малыш ползает или начинает осваивать первые шаги. Он умеет виртуозно ползать, садиться из любого положения, переступать ножками у опоры, нередко даже ходить самостоятельно.

Сенсорные способности и координация движений

Моторика детских пальчиков развита настолько, что малыш может с легкостью выполнять даже «трудные» задачи. Что должен уметь ребенок в 11 месяцев, как он может играть, и как разнообразить его досуг? На помощь родителям приходят классические игрушки: мяч, пирамидка, неваляшка, а также толокары, различные сортеры, кубики и музыкальные книжки.

Ребенок в 11 месяцев уже может складывать мелкие игрушки или предметы в емкость, пробует играть с сортером, подбирая нужные детали. Он с удовольствием собирает и разбирает пирамидку, строит «замки» из кубиков, играет с неваляшкой и нажимает на кнопочки, ожидая в награду знакомую мелодию. Мастерство одиннадцатимесячного ребенка еще не отточено, но с каждым днем движения становятся все увереннее и точнее.

Познавательная активность

Ребенок в 11 месяцев - это «полноправный» член семьи, который должен иметь свою территорию. Малыш еще не умеет себя обслуживать, но он уже способен осмысленно производить определенные действия. Во время кормления он уже старается сам управляться с ложкой, легко пережевывает твердую пищу, откусывает фрукты, пьет из чашки.

В этом возрасте высаживание на горшок дает положительные результаты: малыш начинает понимать, что нужно делать и может контролировать процесс мочеиспускания. Это далеко не все, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ведь каждый развивается по своему собственному "сценарию". Так что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Таблица ниже показывает элементарные навыки и умения малыша, характерные для его возраста.

Подвижность

Стоит без поддержки

Ходит с поддержкой

Садится из любого положения

Присаживается на корточки, чтобы достать нужную вещь

Свободно владеет двумя руками

Сенсорные способности и

познавательная активность

Повторяет простые действия взрослых

Собирает и разбирает пирамидку

Строит башни из кубиков

Эмоции и социальное развитие

Понимает значение слов «нет», «нельзя»

Выполняет некоторые действия по просьбе взрослых

Способен сосредоточиться на одном деле долгое время

Произносит простые слова

Эмоции и социальное развитие

Ребенок понимает ценность человеческого общения и не хочет оставаться один в комнате. Ему интереснее играть со взрослыми, чем одному. Родителям самое время начать изучать с ним азы живописи, музыки, так как малыш в 11 месяцев воспринимает основные цвета, простые формы, различает тональности мелодий и способен подражать простым «танцевальным» движениям. Полезно прослушивать детские или народные песни, классическую музыку. Развитие ребенка в 11 месяцев таково, что позволяет начать посещать специализированные занятия для самых маленьких.

В этом возрасте малыш начинает активно проявлять свой характер. Он явно и бурно выражает радость, недовольство, страх, обиду. Внимательные родители, которые прислушиваются к своему чаду, понимают его эмоциональное состояние и настроение. Ребенок в 11 месяцев может выделять любимое блюдо, игрушку или занятие.

Важным условием социализации маленького человечка является общение со сверстниками. Грудной ребенок 11 месяцев положительно реагирует на других деток, пробует с ними играть, учится простейшим навыкам и продуктивному взаимодействию.

Речь

Речь малыша в возрасте 11 месяцев еще не развита, но уже появляются ее «зачатки». Ребенок может произнести первые простые слова: мама, папа, дай. Малыш с удовольствием подражает животным, копирует интонацию взрослого.

Для развития крохи важно продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр, которые стимулируют развитие речевого центра головного мозга.

Навыки и умения

Так что должен уметь ребенок в 11 месяцев? Он в этом возрасте хорошо понимает интонацию взрослого, выражает свое настроение с помощью многочисленных разнообразных звуков. Логопеды утверждают, что до года ребенок может не произносить отдельные слова, но многие детки уже осилили некоторые простые слова.

Малыш по просьбе взрослого ищет глазами знакомые предметы, дает в руки и берет сам игрушки, с удовольствием «бежит» к маме или папе. Он пробует самостоятельно справляться с ложкой, пьет из чашки, умеет грызть твердые фрукты и сухарики.

Физические способности ребенка «на высоте»: он отлично ползает, садится из любого положения, встает, переступает у опоры, некоторые начинают первые шаги.

Все умею, все могу!

Это далеко не все, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Вернее, он никому ничего не должен: каждый малыш развивается по индивидуальной, заложенной на генетическом уровне программе, которая легко корректируется родителями и педиатрами. Мамам и папам важно помнить, что ребенок - это личность со своими потребностями и возможностями, поэтому недопустимо сравнивать своего малыша с другим. Любовь, помноженная на терпение и труд, - залог счастливого детства и здорового малыша!

11 месяцев – это возраст подведения итогов, достижений в развитии ребенка и в освоении умений и навыков. Малыш становится более эмоциональным, его многие действия осознанные и планомерные, он проявляет личностные черты характера и радует родителей успехами в речевом, физическом и психологическом развитии.

Физическое развитие в 11 месяцев

Физические показатели малыша за этот месяц могут увеличиться на 1-1,5 сантиметра в росте и на 300-400 граммов в весе и составлять к концу одиннадцатого месяца в среднем от 8,5 до 10,5 килограммов и от 70 до 80 сантиметров.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

  • Окрепшие ножки малыша позволяют ему уверенно стоять, ходить, придерживаясь за опору и даже делать первые самостоятельные шаги без поддержки.
  • Малыш может подолгу сидеть, уверенно держа спинку и подолгу ползать на четвереньках.
  • Из положения стоя ребенок может сесть и наоборот.
  • Малыш показывает указательным пальчиком на интересующую его игрушку, предмет или человека.
  • Кроха проявляет интерес к сбору пирамидки или построению башни из кубиков, может с легкостью брать мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Во время принятия пищи малыш пытается кушать самостоятельно ложкой и пить из чашки, придерживая ее двумя руками.
  • К этому возрасту дети имеют в основном 4 передних зуба – 2 верхних и 2 нижних, но все происходит у каждого ребенка индивидуально. У некоторых возможно и большее количество зубов, а у других, наоборот, их пока нет. Консультация с детским стоматологом необходима при отсутствии зубов у малыша при достижении ним возраста одного года.

Продолжается формирование речевых навыков пополняется словарный запас, появляются в лексиконе короткие слова. Малыш все активнее пытается повторять услышанные звуки и слова взрослых. Ребенок умеет попросить еду или питье (например, «ам-ам»), озвучить голоса животных (например, «ав-ав).

Малыш понимает просьбы взрослых, может подать или взять нужный предмет, бросить игрушку. Слушая разговор взрослых, может повторять отдельные слоги или слова (например, «дай», «нет»), понимает и показывает покачиванием головы «да» и «нет».

Умеет хитрить, понимает, как привлечь внимание взрослых. Может начать хныкать, чтобы на него обратили внимание или взяли его на руки.

Во время игры проявляет настойчивость в достижении цели. Например, долго и упорно складывает кубики один на другой или кладет мелкие предметы в большую емкость. Любит похвалу и реагирует на нее улыбкой.

Ребенок проявляет сообразительность при манипуляциях с предметами. Он может высыпать из большой коробки все предметы, чтобы найти нужную игрушку или мячом сбить другую игрушку.

Проявляется интерес к сюжетно-ролевым играм. Ребенок кормит или качает куклу или мягкую игрушку, прижимает ее к себе, чтобы пожалеть, причесывает ее, катает на машинке или в игрушечной коляске.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Основные навыки ребенка – ползание на четвереньках, уверенное и самостоятельное сидение и твердое стояние у опоры.
  • Проверка внимания ребенка проводится методом игры. Попробуйте несколько раз класть и вынимать игрушку в коробку и из коробки и закрывать ее крышкой. Сможет ли ребенок сообразить, что игрушка находится в закрытой коробке.
  • Малыш должен знать назначение обычных бытовых предметов таких, как ложка, чашка, расческа, мочалка и уметь показать движениями, как ними нужно пользоваться.
  • Ребенок должен уметь нанизывать колечки на стержень пирамидки, и ставить кубики один на другой (хотя бы 2-3 кубика).
  • Малыш должен уметь выбрать по просьбе взрослых одну игрушку из большого количества предметов. Например, попросите его подать вам машинку или мячик. Хорошо даже если ребенок просто указывает пальчиком на нужный предмет.

Питание детей в возрасте 11 месяцев

Режим питания в этом возрасте остается пятиразовый. К этому времени в рацион детского меню введено большее количество продуктов из общего стола. Исключение пока составляют некоторые напитки (кофе, черный чай, коровье молоко) и такие продукты, как грибы, шоколад, все виды орехов и пчелиный мед. Некоторые овощи и фрукты (манго, мандарины, апельсины и томаты) могут вызывать у ребенка аллергическую реакцию. Поэтому с ними нужно быть очень осторожными. Все блюда должны готовиться способом варки, тушения или запекания с минимальным количеством сахара, соли и без приправ.

Теперь нет необходимости готовить детские блюда отдельно от взрослых. Единственное, что необходимо делать обязательно, это измельчать на блендере приготовленную пищу для ребенка. Средний объем потребляемой малышом в сутки пищи составляет от одного литра до литра двухсот граммов плюс к этому жидкости в виде соков, воды и молока. Кстати, молоко может быть грудное и давать его ребенку можно не только в утреннее и в вечернее время, но и по требованию, если вы не планируете отказываться от грудного вскармливания в ближайшее время.

В детское меню должны входить овощные блюда в сыром виде, а также в тушеном, вареном, в виде рагу и в составе супов и запеканок. Большое значение для питания малыша имеют каши и разнообразные супы, кисломолочные продукты (особенно творог и кефир), а также вареное мясо и отварная рыба.

Режим дня

Наиболее приемлемый распорядок дня для ребенка, а конкретно сон и бодрствование, напрямую зависит от биоритмов крохи. Если мама будет их учитывать в режиме дня, то у малыша не будет проблем с настроением или аппетитом. У каждого ребенка может быть свой индивидуальный график дневного и ночного сна. Одни дети любят ложиться спать попозже и бесполезно их укачивать и петь колыбельные до этого времени. Другие, наоборот, рано начинают капризничать и засыпают. Важно, чтобы в этом возрасте дневной сон по-прежнему оставался дважды в день по 1,5-2 часа, а ночной – не менее 10 часов с 1-2 пробуждениями для кормлений. Так постепенно малыш приучится к распорядку дня, который очень пригодится при посещении детского сада в будущем.

Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.

Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.

Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки. Все придет в свое время.

Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.

Игры для речевого развития

  • Используйте на различную тематику, показывайте их ребенку ежедневно.
  • Игра – лучший способ для развития речи и пополнения словарного запаса. Обязательно проговаривайте все свои действия в игре и названия предметов. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять некоторые слова или звуки вместе с вами. Помните, что обучение необходимо начинать с коротких существительных.
  • Поиграйте с малышом в игру «А что это?» или «А кто это?». Для этого потребуется небольшая коробка, в которую нужно поместить различные знакомые для крохи бытовые предметы или любимые игрушки. Доставая их поочередно, спрашивать, кто это и проговаривать четко слово – ответ.
  • Читайте малышу сказки, вместе просматривайте яркие красочные картинки в книжке, называйте предметы и указывайте на них детским пальчиком.
  • Для развития детского челюстного аппарата рекомендуется давать ребенку морковку или хлебный сухарик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Детям нравится «рисовать» пальчиками по мелкой крупе. Для этого нужно насыпать в неглубокий поднос или тарелку манку или муку и поводить пальчиком ребенка, рисуя солнышко, рыбку, цветочек и т.п. В дальнейшем позволяйте крохе самостоятельно рисовать свои картины.
  • Мелкая моторика развивается при рисовании тонкими карандашами, цветными мелками или пастелью, а также при лепке пластилином (или специально приготовленным соленым тестом). Толстые карандаши и фломастеры использовать нежелательно. Из пластилина можно научить ребенка раскатывать колбаску, разрезать ее на небольшие кусочки и формировать из них маленькие шарики.
  • При помощи небольших пластмассовых формочек (пасочек для песка) малыш может пересыпать семечки или овсяные хлопья из одной посуды в другую. Это отлично развивает координацию движений и укрепляет мышцы рук. Такую же игру – занятие можно повторять и во время вечернего купания. Дети очень любят переливать воду или наполнять ней емкость.
  • Покажите ребенку, как можно нанизывать пластмассовые колечки себе на запястье, а потом снимать их. Можно, чтобы малыш надевал колечки и на руку взрослого.

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

В тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия. есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

В 11 месяцев ребенок начинает более активнее проявлять самостоятельность. Он стремится познавать окружающий мир — передвигается по всей территории квартиры или дома, заглядывает во все углы и с огромным любопытством изучает найденное. Задача родителей не запрещать ему делать это, боясь, что кроха навредит себе тем самым. Необходимо просто обезопасить жилье — закрыть все острые углы, розетки, заблокировать двери, дверцы шкафов, благо сейчас в магазинах продаются специальные защитные аксессуары для этого, и, конечно же, спрятать повыше все предметы, которые могут нанести крохе вред.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 11 месяцев начинает манипулировать взрослыми. Он понял, что на его плач родители быстрее реагируют и подходят к нему. Заметив такие уловки, следует пресекать их, так как такое поведение в дальнейшем может привести к непослушанию и постоянным капризам. Конечно, полностью игнорировать ребенка нельзя, просто не стоит реагировать на крики и слезы молниеносно. Обычно через несколько неудачных попыток многие дети перестают командовать.

В этом возрасте ребенок без труда может встать из положения сидя и некоторое время стоять, держась за опору. Многие детки начинают уверенно ходить, держась за опору или руку взрослого, а более активные малыши уже делают первые самостоятельные шаги. Деткам нравится танцевать под музыку, они активно приседают и раскачиваются из стороны в сторону.

На этом этапе развития совершенствуются функции рук. Теперь ребенок замахивается перед тем, как бросить какой-либо предмет. И это занятие ему доставляет огромное удовольствие. Он учится пить из чашки и кушать самостоятельно.

Малыш овладевает новыми действиями — одевает, снимает кольца с пирамидки, строит башни из кубиков, листает книгу с плотными страницами, открывает коробку, складывает в нее небольшие игрушки и закрывает обратно. Ему очень нравится играть в прядки, прячется за шторой и громко смеется, когда его находят.

Карапуз легко может залезть на невысокий диван и слезть с него обратно, он легко преодолевает на четвереньках небольшую лестницу.

Ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и с удовольствием выполняет их — приносит мишку, дает ручку, показывает части тела, выбрасывает мусор в ведро и т. д. Исключение лишь составляет слово «нельзя», малыш его прекрасно понимает, но выполнять почему-то не спешит.

На этом этапе жизни у крохи появляется чувство юмора. Увидев или услышав что-то смешное он начинает громко смеяться.

Словарный запас ребенка не особо обогащается по сравнению с прошлым месяцем. Однако некоторые детки уже осмысленно начинают произносить простые слова — мама, папа, баба, дед. Кроха может сообщить маме, что он голоден, указав на стол, где лежит печенье, произнеся слово «ам-ам». Тем же словом он может объяснить, что делает собачка. Он может покачать головой, сказав тем самым «да» или «нет». Следует продолжать заниматься с малышом — рассказывать про окружающие предметы, читать книги, постоянно разговаривать.

Чтобы крохе было проще адаптироваться к окружающему миру, необходимо посещать с ним развивающий центр. Если по каким-либо причинам это невозможно, то подойдет и детская площадка. Так малыш будет обеспечен общением с другими детьми. Умение играть вместе, дружить, делиться вещами, значительно упростит его вливание в коллектив.

Важно помнить, что развитие всех малышей происходит по собственному графику. Поэтому, если ребенок еще не начал ходить, говорить, то это не значит, что он отстает в развитии, просто эти навыки проявятся немного позже.

Рост и вес

В среднем рост и вес ребенка в 11 месяцев составляет:


Режим дня малыша

У большинства деток в 11 месяцев меняется режим сна — теперь они спят значительно меньше, многие переходят на одноразовый 2-2,5 часовой дневной сон. Длительность ночного сна составляет около 10 часов.

Важно придерживаться режиму дня — прием пищи, сон, прогулки должны быть строго в одно и тоже время. Так малыш не будет испытывать проблем с аппетитом, пищеварением и будет быстро засыпать.

Ребенку по-прежнему трудно засыпать вечером. Поэтому не рекомендуется перед сном включать телевизор, играть с ним в активные игры. Также следует продолжать приучать малыша к горшку, ежедневно высаживая его после сна.

Питание малыша в 11 месяцев

В этом возрасте кроха начинает иначе относиться к еде — становится более разборчивым. Малыш настолько подрос, что уже может получать практически все виды пищи (мясо, каши, фрукты, овощи, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия). Однако ему по-прежнему нельзя давать цитрусовые фрукты, цельное молоко, орехи, жаренные, острые, жирные, копченные блюда, соленья, обычные рыбные, мясные консервы, различные сладости. Пища готовится на пару либо отваривается без добавления каких-либо специй.

Режим питания ребенка в 11 месяцев остается пятиразовым. На завтрак карапузу дается каша из овсяной, кукурузной, пшеничной, рисовой или гречневой крупы. Ее можно варить самой или использовать специальную готовую молочную или безмолочную кашу, которая разбавляется теплой кипяченной водой). В нее можно добавить яичный желток.

На обед малышу обычно дают овощной суп на мясном бульоне, фрикадельки или паровую котлету из рыбы либо нежирных сортов мяса. На гарнир - пюре из овощей (кабачка, картофеля, моркови, тыквы, цветной капусты, брокколи). Хорошо подойдет и салат из свежих овощей (мелко порезанный помидор и натертый огурец или просто натертая морковь), заправленный растительным маслом. Можно приготовить фруктово-овощной салат (протертая морковь с яблоком) и заправить его йогуртом. Также на гарнир можно отварить овощи и порезать их на небольшие кусочки.

На полдник малышу можно предложить детский кефир с печеньем, пюре из груши, яблока, сливы, персика, творогом или каким-либо свежим фруктом (банан, яблоко, персик, груша).

На ужин карапузу дается любая каша, вермишель, макароны или творог с салатом из свежих овощей, фруктов либо пюре. А перед сном - детский кефир, грудное молоко или молочная смесь.

Если какое-то блюдо не вызывает у ребенка симпатии, то не стоит заставлять его насильно есть. Лучше отказаться от него на некоторое время, а потом предложить вновь.

Меню малыша в 11 месяцев

Примерное меню выглядит следующим образом:

  • 06:00 - грудное молоко или молочная смесь;
  • 10:00 — каша, яичный желток, фруктовое пюре, чай;
  • 14:00 — суп с фрикадельками, хлеб, салат из овощей, сок;
  • 16:00 — детский творожок, печенье, кисель;
  • 18:00 — вермишель, овощное пюре, чай;
  • 21:00 — грудное молоко, молочная смесь или кефир.
Просмотров: 25409 .