Здоровье Беременность Красота

Как развивать мышление у ребенка. Развитие логического мышления у детей

Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.

Задача – заинтересовать ребёнка в развитии в любое время года

В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:

    Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты. На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать. Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.

    Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.

    Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.

    Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.

    Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.


Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.

Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:

    качественные материалы;

    современные технологии производства;

    износостойкость;

    яркий дизайн;

    приемлемая цена;

    многофункциональность.

Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться


Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.

Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.

Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания. В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг. Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.


Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей

Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:

    наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,

    помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,

    обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,

    проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).


Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса.
Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь.
В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Взрослейте вместе с удовольствием!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Тренируйте соответствие. Игры на соответствие могут повысить перцептуальное рассуждение за счет развития способности у детей распознавать и сравнивать визуальную информацию. Существует практически бесконечное число способов тренировать соответствие, но, для начала, попробуйте:

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Поработайте над способностью выявлять различия. Часть образного мышления включает способность на лету различать и определять, что относится к определенной группе предметов, а что – нет. Существует много простых тренировок, которые могут помочь детям развить эти навыки. Например:

  • Попробуйте использовать картинки "Найди лишний". Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов - скажем, три яблока и карандаш - и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.
  • Тренируйте визуальную память. Покажите детям картинки, затем скройте все или часть из них. Попросите их описать, что они видели. В качестве альтернативы, покажите детям какое-то количество предметов, отложите в сторону и попросите назвать столько, сколько они смогут.

    • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.
  • Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

    Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

  • Учите детей, где право, где лево. Ориентация в том, где право, где лево, является частью перцептуального и зрительного восприятия. Объясните разницу между левой и правой стороной на руках ребенка, беря за основу ту, которой он пишет. Укрепите знания, попросите ребенка взять предмет в левую руку своей или помахать правой рукой – используйте все, что приходит на ум.

    • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.
  • В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

    Представьте, у вашего ребенка:

    • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
    • потрясающие познавательные способности;
    • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
    • рассуждает логически правильно;
    • взвешенно принимает решения.

    Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

    Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

    Как развивать логическое мышление школьника?

    После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

    Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

    Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

    Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

    Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

    Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

    Делаем выводы!

    • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
    • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
    • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

    Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

    Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

    Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

    Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

    Когда и как начинать развитие мышления у детей?
    Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных родителей. Как научить ребенка думать? Кто-то считает, что эту задачу должна решать школа. А кто-то, наоборот, стремится напичкать малыша полезными знаниями как можно раньше. Данная статья поможет родителям понять особенности мышления детей разного возраста и грамотно направить развитие интеллектуальных способностей.
    Способность думать – одно из важнейших качеств человека. Подтверждением тому служит существование множества синонимов понятия «мышление»: ум, разум, сообразительность, логика, смекалка, интеллект, догадливость. Народная мудрость выражается в многочисленных пословицах и поговорках о дураках и умниках. Согласно одной из них: чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Это утверждение показывает феноменальную восприимчивость детского мозга.

    Малыш обладает интеллектом с самого рождения. Развитие мышления у детей младенческого возраста называют сенсомоторной стадией. Карапуз познает мир при помощи простейших действий, таких как сосание, рассматривание и хватание. А это значит, что окружающую среду необходимо наполнить разнообразными стимулами: обои с рисунком, цветастые подушечки, изображения на потолке и подвижные мобили.
    Пустое помещение с нейтральными стенами и белым потолком – значительно обедняет развитие интеллектуальных способностей ребенка. Уважаемые родители! При оформлении детской комнаты отдайте предпочтение картинам известных художников, а не мультяшным персонажам. Воспитывайте вкус ребенка к классической музыке. Младенцам очень нравятся концерты Вивальди и 5 симфония Бетховена.

    Как можно чаще берите ребенка на руки, поглаживайте и обнимайте его. Это активизирует тактильные ощущения. Психологи рекомендуют использовать подобные способы общения не только мамам, но и папам. Разговаривайте с ребенком. Он пока не понимает смысла, но все слова прочно отпечатываются в его мозге. Не стоит сюсюкаться с карапузом. Детский лепет – это не признак умственной несостоятельности, а этап развития речевого аппарата.
    Малышу полезно видеть родителей, наблюдать за их действиями. Никогда не ссорьтесь и не выясняйте отношения дома. Интеллект младенцев чувствителен к негативным эмоциям. Адекватные приемы развития мышления должны предотвратить появление несчастных детей. Стимулируйте безграничные потенциальные возможности ребенка естественными средствами, чтобы малышу было интересно и радостно жить. Любой ребенок вырастет сообразительным, если ему дать то, что нужно и сделать это вовремя.

    Интеллектуальные способности ребенка раннего возраста
    Первые три года жизни – важнейшее время, определяющее все последующее развитие интеллектуальных способностей ребенка. Именно в этот период наиболее активно зарождаются связи между клетками мозга. К 3 годам формируется 80% всех возможных соединений. Дальнейшее развитие мышления у детей будет опираться на эту базу. Родители, которые пропустили закладку надежного фундамента, будут пытаться научить детей хорошо работать на плохом компьютере.
    В раннем детстве (от 1-3 лет) основное занятие ребенка – предметно-манипулятивная деятельность. Малыш уже не просто уверенно хватает различные предметы, но и совершает с ними разнообразные действия. Сначала бросает, потом постукивает одним кубиком о другой, пытается составить пирамидку, подбирает детали по форме и размеру. Так формируется наглядно-действенное мышление.

    Особенности мышления детей на данном этапе связаны с тем, что карапуз познает мир методом проб и ошибок. Манипулируя предметами, ребенок сталкивается с первыми задачами, требующими размышления. Мяч закатился под диван, интересный предмет находится за дверкой шкафа, телевизор перестал показывать любимый мультик. Озадаченный малыш с энтузиазмом приступает к практическим пробам. Пытается достать мячик рукой, привлекает подручные средства.
    Чересчур расторопные родители тут же спешат на помощь, лишая чадо удовольствия самостоятельного поиска. Дорогие мамы и папы! Не спешите решать малышовые проблемы. Не торопите и не подталкивайте малышей, которые испытывают свои возможности. Дайте карапузу время разобраться с принципом действия того или иного механизма, уловить связь или последовательность. Не мешайте будущему гению!

    Приемы развития мышления детей раннего возраста:

    - «Свобода самовыражения!» . Активные малыши рисуют на обоях, рвут книжки, пачкают одежду. Это первые акты детского самовыражения. Ребенку сложно понять, почему нельзя оставить отпечаток ладошки на стене. Излишние пристрастие мам к наведению чистоты вредит развитию творческого мышления. Вы можете вырастить очень чистоплотного и аккуратного человека, но он совершенно точно не предложит миру ни одной оригинальной идеи.

    - «Подбрось идею!» . У малышей раннего возраста пока нет осознанного отношения к решению мыслительных задач. Они действуют интуитивно, руководствуясь случайными способами и подвернувшимися инструментами. Заметив, что дите никак не может добиться успеха, ненавязчиво обратите его внимание на более перспективный вариант. При этом избегайте прямых указаний, действуйте по принципу: «А что, если…».

    Особенности мышления детей дошкольного возраста
    Многие родители надеются, что развитие мышления детей-дошкольников полностью обеспечивают познавательные занятия в детском саду. Действительно, малыши, посещающие детское дошкольное учреждение, демонстрируют обширные познания в области природных явлений, времени года, живой и неживой природы и т.д. Все это прекрасно, но не стоит забывать о том, что усвоение суммы знаний – это не мышление как таковое.
    Думающий дошкольник не просто запоминает факты, а оперирует информацией: сравнивает предметы, находит общее и различное, устанавливает причины и следствия. В этом возрасте ребенок приобретает способность представить действие до его осуществления. Сначала проговорить, потом выполнить. Такое мышление является наглядно-образным. В детском саду этому не учат.

    Методы развития мышления дошкольника:

    - «Ассоциативные цепочки» . Ассоциации, связывающие предметы и явления по сходству, смежности и контрасту, составляют основу мышления. Развитие интеллектуальных способностей детей будет происходить быстрее, если научить их сравнивать, находить похожее в разном. Бросайте ребенку мячик и называйте любой предмет. Пусть дошкольник в свою очередь называет что-то похожее (по цвету, форме, размеру, весу).

    - «Носки и лампочки» . Дети любят фантазировать. Для детского мышления нет ничего невозможного. Покажите дошкольнику два предмета, не связанных между собой. Например, носок и лампочка. Совместными усилиями опишите основные свойства каждого объекта. А затем пробуйте перенести свойства одного предмета на другой. размышляйте, что из этого может получиться.
    Не правда ли, светящиеся носки было бы очень удобно находить под кроватью. А шерстяные лампочки никогда бы не разбивались. Такие приемы развития мышления способствуют формированию гибкости и оригинальности интеллекта, творческих способностей. Ребенок привыкает видеть необычное в обычном, сочетать несочетаемое, продуцировать нестандартные идеи.

    Развитие мышления у младших школьников
    Усилия воспитателей детского сада вполне могли оставить дошкольника равнодушным. Но уж школа то просто обязана повлиять на развитие интеллектуальных способностей детей. Уверенно владея речью, проникая в тайны родного языка, осваивая арифметические действия, младший школьник вступает в пору словесно-логического мышления. Уже совсем скоро он будет довольно свободно сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности, выявлять скрытые свойства и связи.
    Родители, которые, не покладая рук, последовательно формировали особенности мышления детей от рождения до поступления в школу, могут передохнуть. Но не слишком долго. Интеллектуальные способности ребенка младшего школьного возраста без должной тренировки могут быстро зачахнуть. Перегрузив детский мозг новыми требованиями и обязанностями, можно напрочь отбить всякое желание думать.

    Приемы развития мышления младшего школьника:
    - «Кубик Блума» . Используется бумажный куб, на гранях которого написано: «опиши», «объясни как?», «объясни почему?», «оцени», «предложи», «придумай». Ребенок бросает кубик и в зависимости от выпавшей стороны описывает свойства, механизм действия, причины, плюсы и минусы, дает оценку, предлагает свое решение. Развитие интеллектуальных способностей детей при помощи данного метода можно проводить как в школе, так и дома.

    - «Системный эффект» . Окружающий мир состоит не только из отдельных предметов. Если объединить несколько объектов - получится система, выполняющая определенные функции. Системами являются автомобиль, компьютер, телефон. И даже обычная швабра – тоже система, состоящая из множества ворсинок. Учите детей находить полезные системы в природе и в человеческой деятельности: семья, стая птиц, диван-кровать, железобетон.

    Методы развития мышления подростка
    Мозг подростка можно сравнить с довольно мощным процессором. На протяжении данного периода полным ходом идет развитие абстрактного теоретического мышления. Подростки обожают выдвигать гипотезы, обосновывать и опровергать, спорить и доказывать. Они могут абстрагироваться от конкретной ситуации, прорабатывают комбинации, меняют пропорции.
    Подростки не доверяют взрослым и общаются преимущественно со сверстниками. Родителям вряд ли удастся оказать существенное влияние на особенности мышления детей на пороге взрослости. Ведущая роль здесь принадлежит старшему товарищу или авторитетному педагогу, который смог стать для подростка наставником. Довольно часто это бывает тренер спортивной секции или руководитель кружка.

    Методы развития мышления подростка:
    - «Умный вопрос» . Работа мысли - путь от вопроса до ответа. Для того, чтобы легко и быстро проанализировать какое-либо явление, приучите подростка находить ответы на 5 основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Интеллектуальные способности ребенка проявляются и в самом умении задавать вопросы. Учите подрастающее поколение правильно формулировать уточняющие, проблемные, рефлексивные, наводящие и другие типы вопросов.

    - «Морфологический ящик» . Этот прием развития мышления помогает тщательно проанализировать сложные системы и не упустить ни одного варианта решения. Для начала необходимо выделить в изучаемом объекте или явлении все важные признаки (части, свойства, особенности) и записать на листе бумаги по горизонтали. По вертикали записываются все возможные варианты существования или исполнения (формы, размеры и т.д.).

    Допустим, вы задумали составить портрет идеального человека. По горизонтали записываем: глаза, нос, уши и т.д. По вертикали: форма, цвет, размер и т.д. Последовательно заполнив все клетки образовавшейся таблицы, получим наиболее полное описание изучаемого явления. Морфологический ящик используется при решении большого круга мыслительных задач. Главное – четко сформулировать проблему и правильно определить графы таблицы.

    Заключение: Развитие мышления у детей не преследует цели формирования гениев. Воспитывайте ребенка добрым, ответственным и улыбчивым. А гибкий ум и здоровое тело – это естественные состояния человеческого организма. Старайтесь их всячески поддерживать!