Здоровье Беременность Красота

Веселые чистоговорки. Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Из этой статьи вы узнаете

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заниматься не только родители или логопеды, но и воспитатели в детском саду. Тогда малыш быстрее начнёт говорить все необходимые звуки, а впоследствии и буквы.

Для чего нужны чистоговорки и скороговорки

Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое.

Педагог должен не только чётко произносить звуки, но и менять интонацию. Ведь для детей очень важно понимать суть стихотворения или чистоговорки. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. В статье рассмотрим скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет на самые сложные звуки.

Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на от которого зависит произношение отдельных звуков, слов и впоследствии предложений. Чтобы у малыша с каждым днём улучшалось развитие речи, необходимо заниматься с раннего возраста.

Чистоговорки для детей: простые звуки

Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.

Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.

1. Ал-ал-ал - заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол - там морковку он нашёл,

Ил-ил-ил - друг его попросил,

Ал-ал-ал - и он морковку другу дал.

2. Ан-ан-ан - мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян - принесли нам баян,

На-на-на - музыка написана,

Та-та-та - она играет тра-та-та.

3. То-то-то - скоро наступит лето,

Ти-ти-ти - весело гуляют дети,

Ту-ту-ту - мы возьмём монету,

Ту-ту-ту - купим большую конфету.

Усложнённые чистоговорки

Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки. Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать.

Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.

1. Аш-аш-аш - дети построили новый шалаш,

Ош-ош-ош - получился дом хорош,

Шо-шо-шо - как в доме нашем хорошо,

Ша-ша-ша - пришла к нам наша Маша,

Аш-аш-аш - помогла строить шалаш.

2. Чу-чу-чу - я на улицу хочу,

Ча-ча-ча - у меня задача,

Че-че-че - надо кушать, не иначе,

Чи-чи-чи - поешь и на улицу скачи.

3. Цо-цо-цо - нашёл Коля яйцо,

Цу-цу-цу - потом увидел курицу,

Цо-цо-цо - понял, чьё яйцо,

Це-це-це - снова отдал курице.

4. Ро-ро-ро - наступит зима скоро,

Ра-ра-ра - снег будет из серебра,

Ри-ри-ри - дети гуляют до зари,

Ре-ре-ре - игра в самом разгаре.

Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки - это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка. Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух.

1. Са-са-са - вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками. Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить.

Игры для развития речи

Для детей полезно играть не только в чистоговорки или скороговорки. Ещё необходимо проводить с детьми игры, которые очень важны для развития речи. Благодаря им можно проводить занятия немного дольше назначенного времени.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает к нему прилагательное. Например, кошка - какая? Дети подбирают: белая, серая, пушистая, мягкая, добрая, нежная, ласковая и т. д. Такие вопросы можно задавать по любому предмету.

Игра «Описание животного»

Воспитатель показывает детям карточку с коровой и просит её по очереди описать. Один ребёнок пусть скажет, какой цвет животного, другой малыш вспоминает, как оно разговаривает.

Можно детей ещё спросить, кто доит корову и что она людям даёт, чем питается и т. д. Таких карточек может быть очень много. Это морские животные, лесные или домашние.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель всех детей сажает в круг, а сам становится по центру. Затем педагог бросает мяч ребятам по очереди, при этом называет предмет. Например, стул. Если он несъедобный, малыш не ловит мяч. А если воспитатель назвал, например, яблоко, ребёнок должен поймать мячик. Такая игра для детей не только познавательная, но и очень интересная. Если ребёнок в 3 года не совсем понимает смысл, то в 4 года с удовольствием поиграет.

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Заключение

Мы рассмотрели чистоговорки для детей 3-4 лет. В детском саду картотека таких игр большая, и есть возможность уделить каждому ребёнку достаточно внимания, чтобы у него улучшилось развитие речи.

Многие воспитатели и родители сами придумывают скороговорки и чистоговорки. Можете к такому занятию приобщить и детей. Ведь тогда у них лучше развиваются фантазия и смышлёность.

Чистоговорки для детей бывают как сложные, так и простые. Всё зависит от звуков и знаний малыша. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны малышей, прекратите с ними игры подобного рода. Лучше продолжите в следующий раз, когда поймёте их готовность.

Учите своих карапузов, но помните, что для них очень важен интерес. Поэтому не забывайте проводить все занятия только в игровой форме.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.

Как правило, у деток 6 лет уже большой словарный запас, но некоторые дети все еще могут иметь трудности с выговариванием тех или иных звуков. Обычно проблему составляют такие звуки как р, глухие и шипящие. Чтобы навыки речи постепенно, но верно формировались, и можно было проследить четкое ее развитие, стоит использовать скороговорки. Для деток 6 лет они звучат больше как шутки, но для развития речи произнесение той или иной чистоговорки просто необходимо.

Чистоговорки на разные звуки продолжение.Читаем и учим звуки вместе

Как нас всем известно, любой вариант скороговорки можно и нужно читать быстро. Но если у ребенка есть проблема, он торопиться и проглатывает некоторые звуки, то та же скороговорка научит его произносить тот или иной звук четко и ясно. Это и будет главной ступенькой в формировании речи малыша. Он научится проговаривать слова полностью, не будет проглатывать концовку и окружающие будут его понимать.

Боровик растет в бору, боровик беру в бору.

Братцы-бобры, будьте добры
Вырубить да выдолбить
Из дуба – будку, из бука – дудку!

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.

Звук В

Некоторые скороговорки для детей выглядят как стихи. Это очень важно для ребенка 6 лет, так как такие упражнения имеют смысл, детям легче проследить связь слов и прочувствовать связь между словосочетаниями. У детей появляется возможность понять значение и смысл слов, а значит – подойти более осмыслено к тому, что они произносят. В этом разделе представлены варианты на звук «В».

Повторюшка кот Том. Чистоговорки со звуками В и Ф

Звук Г

Уча детей выговаривать чистоговорки, вы сможете не только способствовать тому, чтобы происходило развитие речи ребенка, но также научите малыша внимательно слушать. Этот нужный и полезный навык позже пригодиться ребенку в школе.

У ребенка выработается навык концентрации внимания в нужный момент и на нужном слове. Малыш научится понимать смысл слов, которые он произносит, будет вдумываться в них, проводить ассоциации и параллели. В этом разделе представлены стихи и варианты скороговорок на звук «Г».

Звук Д

Обучая детей 6 лет произнесению скороговорки, в том числе и той, которая представлена как стихи, помните, что это всего лишь развлечение и игра. Развитие речи – нужный и важный навык, но не стоит настаивать, если у ребенка плохое настроение или нет желания повторять за вами слова. Лучше отложить тренировку на другой день.

Звук Ж

Уча с детьми стихи для четкой и понятной речи, старайтесь, чтобы детям было интересно. Подбирайте интересные стихи, представляйте ситуацию в картинках. В саду детки могут нарисовать сами рисунки в скороговорке, могут вылепить героев из пластилина или вырезать из бумаги.

Чистоговорки звук Ж, стишки на звук Ж, детские стишки

Звук З

Обычно стихи для четкой речи для детей 6 лет базируются на сказках или на сказочных героях. Не составляет труда пользоваться готовыми скороговорками, но еще интереснее придумать свои, пусть и очень коротенькие. Также можно представить ситуацию в картинках, разучивая тот или иной звук.

Звук К

Все варианты скороговорок, в том числе и стихи, звучат как безобидные, но смешные и интересные шутки. Вполне нормально, если детки будут придумывать свои варианты на тот или иной звук. Постарайтесь поощрять деток к подобному творчеству.

Звук Л

Для деток 6 лет, тренируя тот или иной звук, очень важно знать, что они все делаю правильно. Поэтому не забывайте хвалить малышей за то, что они тренируются и делают свои первые успехи.

Чистоговорка для автоматизация звука Л

Звук Х

Пусть занятие по чистоте выговаривания звуков превратиться в соревнование. Кто красивее и четче скажет звук, тот получит приз. Соревновательный момент имеет очень важное значение для деток 6 лет.

Звук С

Старайтесь привлекать малыша к тренировкам в виде игры, а не обязательного занятия. Для всех будет лучше, если тренировки будут легкими и непринужденными, тогда малышу захочется тренироваться снова и снова.

Звук Ш

Разучивание скороговорок может стать неплохим развлечением во время ожидания на вокзале или в пробке. Детки смогут заняться чем-то и время ожидания пройдет очень быстро.

Шапка да шубка – вот весь Мишутка.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Нашей Маше дали мало каши.

Чистоговорки со звуком Ш

Звук Щ

Постарайтесь заниматься со своими малышами регулярно. Тогда хороший результат и чистая речь без изъянов не заставит себя долго ждать.

Щеголеватый банщик щеголял в плаще.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Для ухи нужны лещи, а щавель – на щи.

14 90 041 0

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.