Здоровье Беременность Красота

Доп на тему "моделирование и конструирование для детей младшего школьного возраста". О пользе моделирования Программа «Начальное техническое моделирование»

Агинский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Новоорловский Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД «Новоорловский ДДТ»

______________ /Н. Б. Мункуева/

«__» _____________ 20 год.

Рассмотрена и принята

решением педагогического совета

протокол №__

« »_____________20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Моделирование и конструирование»

для детей 7-12 лет

Срок реализации программы: 3 года.

Елина Елена Васильевна

Педагог дополнительного образования

I квалификационная категория

Образование средне-специальное

Педагогический стаж-31 год

пгт. Новоорловск

1.Пояснительная записка

2.Учебно - тематический план 1 года обучения

3. Содержание программы 1 года обучения 4.Учебно - тематический план 2 года обучения

5. Содержание программы 2 года обучения

6.Учебно - тематический план 3 года обучения

7. Содержание программы 3 года обучения

8. Методическое обеспечение программы:

8.1. список литературы для педагога;

8.2. список литературы для детей и родителей;

Приложение:

Словарь специальных терминов к программе.

Тесты.

Пояснительная записка

Направленность общеразвивающей программы

Мы живем в эпоху социальных перемен и нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслящие личности. А формировать такую современную личность с творческими способностями, помогают занятия моделированием и конструированием. Уникальность моделирования и конструирования заключается в том, что, начиная с элементарного превращения плоского листа бумаги, в объемную композицию не оставляет равнодушным не только детей, но и взрослых. И не сложные приемы работы с разным материалом, дают возможность привить у детей младшего школьного возраста интерес к творчеству. Именно здесь предоставляется детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, труд, окружающего мира, математике, а также использовать свои собственные наблюдения. Первые шаги детей в самостоятельности, по созданию макетов и моделей, основано на желание сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать по – своему, лучше. Здесь он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие не видят; у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Интерес к познавательной деятельности требует особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Конструкторско-изобретательская, художественная деятельность формирует в ребенке то самое чувство мироощущения, мировосприятия не только вокруг, но и внутри самого. Позволяет увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломинки, кусочке бересты…..

Работа над моделями, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным усилиям, тренирует и закаливает нервно - мышечный аппарат ребенка. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями. Украшая свое изделия, дети приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, макеты, конструкции, но невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного мышления, не стандартного мышления. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, наслаждения, их радостного общения,поведения в коллективной созидательной деятельности. Коммуникативная способность детей находит вербальное отражение в оценке творчества друг друга, своей самооценки. Нередко бывает так, что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становится любимой игрушкой, затмевая дорогостоящие покупные.

Программа «Моделирование и конструирование» модифицированная, реализует техническую, художественную направленность . Является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединение « Моделирование и конструирование» выпускники могут продолжить обучение, по программам технической направленности более высокого уровня.

За основу данной программы частично взята типовая программа А.П.Журавлева «Кружок начального технического моделирования», « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Технология. Трудовое обучение. М. Просвещение.1988».

Труды выдающихся педагогов 20-х, 30-х годов: А. В, Луначарского, С.Т. Шацкого, Н.Л. Гродзенской, М. А. Ромер, Н.И, Сац, Г.Л. Рошалем.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования;

Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Типовое положение « об образовательном учреждении дополнительного образования детей»(в ред. Постановлений ПравительстваР. Ф.от)01.02. 2005 года.

Актуальность программы: Программа гармонизирует развитие детей, формирует базовые математические, художественные способности, развивает техническую изобретательность, художественную-изобразительную одаренность, талант, индивидуальность, увлечение.

Подготавливает обучающихся к планированию и проектированию разно уровневых проектов, умению работать с литературой, интернет ресурсами, к культурному наследию родного края, традициям, этикету, принимать участие в народных праздниках, играх.

Развивает познавательную мотивацию, к разным видам деятельности (радиотехника, авиа моделирование, дизайн) что позволит в дальнейшем повлиять на мир общения, самовыражение, этику, выбора будущей профессии.

Новизна образовательной программы «Моделирование и конструирование» заключается в интеграции разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, художественное конструирование, моделирование).

Педагогическая целесообразность. Особенности программы.

В младшем школьном возрасте происходит становления личности, самоопределение, осознание своего «Я» к познаваемому окружающему миру, Здесь важно помочь ребенку самоутвердиться, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме. Включение в программу регионального компонента способствует раскрытию детям, всю глубину культурного наследия края, прошлого и настоящего времени – даст то нравственное, духовное, осознанное основание на котором формируется личность.

Цель программы : Развитие творческих способностей детей посредством изготовления макетов и моделей.

Задачи:

Образовательные:

    Формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами.

    Обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей.

    Расширять политехнический кругозор обучающихся;

    Пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам.

    Знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями.

Развивающие:

    Развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;

    Развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой и проектной деятельности;

    Развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, культуру организации труда.

    Развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;

Воспитательные:

    Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность, самоорганизацию.

    Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

    Воспитывать духовно – нравственные качества личности, чувство патриотизма, гражданственности.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 8 до12лет. Срок реализации 3 года.

Этапы программы:

1этап программы: начальный уровень « Ищу себя»

1 год обучения 144 часа – занятия 2 раза в неделю, количество детей 12 в возрасте 7-8 лет, по 2 часа с перерывом. 2 этап программы «Мое увлечение».

2 год обучения 216 часов – занятия 3 раза в неделю, количество детей 8-10 человек, по 2 часа с перерывом, возраст 9-10 лет. 3 этап программы «Я сам»

3 год обучения 216 часов -3 раза в неделю, количество детей, по 2 часа с перерывом, возраст 10 -12.

С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуются поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения (Ознакомительный 1 год) у детей формируются начальные знания, умения и навыки, изучают первые модели жизненного окружения,построенные на пространственных законах. Дети работают по образцу. На основном этапе (Познавательно – развивающий 2 год) продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний и навыков. Задания направлены на активизацию образной активности, умение пользоваться различными материалами, качество выполнения изделий, несложные композиции, макеты, сооружения.

На завершающем этапе (познавательно - творческий 3 год) воспитанники могут работать по собственному замыслу, над созданием собственного проекта и его реализации. Совершенствуются навыки по изготовлению сувениров, макетов, конструкций. Проект но – исследовательская деятельность

Занятие состоит из теоритической и практической деятельности. В программу включен комплекс практических работ(эксперименты - опыты), которые обеспечивают усвоение новых теоритических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, шило, циркуль) а также с разными материалами (бумага, картон, бросовый и природный материал). Анализ работ позволяет вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенного опыта и знаний. Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, изобретателям исследователям, художникам, местным мастерам и умельцам. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины, родного края, поселка.

Принципы:

- систематичность

- последовательность

-наглядность и доступность

- от простого к сложному

-индивидуальность

-доверия и поддержки .

Методическое обеспечение программы

Формы обучения : Инструктаж, коллективно - творческая игра, беседа, индивидуально – дифференцированный подход. Методы обучения: - словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, дискуссия, консультация, диалог;

Наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;

Практические: практическая и самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;

Метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;

Метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии.

Методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;

Метод оценки: анализ, самооценка, взаимоконтроль;

Метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами.

Метод проектов и исследовательских работ Виды занятий - практическое занятие;

Занятие с творческим заданием;

Занятие – опыт;

Игра - путешествие; встреча с интересными людьми;

Занятие – мастерская;

Занятие – соревнование;

Конкурс;

Выставка;

Праздники

экскурсии

Методы воспитания.

1 Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид, дежурство). 2 Метод организации воспитывающей деятельности (доверительный и уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу). Воспитательная работа.

Программой предусмотрены:традиционные мероприятия, в объединении планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Праздник русского валенка», «Вот и стали мы на год взрослее». Экскурсии в краевой музей, на районные выставки творческих работ учащихся и педагогов, конкурсы - соревнования ко дню защитника Отечества: «На страже Родины», «Молодой боец», ко дню Победы: «Подвигу народа - жить в веках», «День Победы», «Милая берёза», ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия». Персональные выставки.

Работа с родителями

Учебно-воспитательные задачи программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года в Дом детского творчества проводится день открытых дверей для детей и родителей, где они знакомятся с режимом работы, программой учебного объединения, даются рекомендации родителям. Посещение родительских собраний в объединении, совместные обсуждения с педагогом помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития. Работа с родителями проводится в форме:

Индивидуальных и тематических консультаций с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;

Обсуждения результатов продвижения ребенка по образовательному маршруту и перспективу его развития

Образовательные события на проблемные темы

Экскурсии (музей, природу, по памятным местам)

Круглый стол

Просмотр фильмов

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитар но – гигиеническим требованиям;

стол педагога – 1шт;

ученическая доска – 1шт;

музыкальный центр, телевизор, компьютер, мультимедиа, видеомагнитофон, фотоаппарат, интерактивная доска;

инструменты и материалы: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей - карандаш, клей момент, проволока, шило, циркуль, стиплер, канцелярский нож, бумага (цветная, самоклеющаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал.

Дидактическое обеспечение

С учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста, широко применяются:

Методическая литература; методические разработки и планы - конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;

Детская литература, журналы(стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания) журналы «Я дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»;

Технологические и инструкционные карты. Наглядно-демонстрационный материал: (иллюстрации, открытки, журналы, буклеты, видеофильмы, электронные презентации, готовые образцы поделок).

Схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны;

СД диски с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.

Механизм оценки получаемых результатов

Контроль ЗУН обучающихся проводится в следующих формах: самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс, выставка творческих работ. Методы: тестирование, наблюдение, экспресс - опрос, самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль.

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Мониторинг личностной и поведенческой сферы, познавательных способностей обучающихся проводится два раза в год в начале и конце учебного года. Для мониторинга применяется диагностическая карта. Проводится диагностика: сформированных представлений об индивидуальных и коллективных ценностях. Результаты отслеживания заносятся в карту обучающихся. Проводятся тесты: уровня удовлетворенности родителей от сотрудничества «педагог-ребенок-родитель».

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, (2 балла – минимум, 5 баллов – максимум).

1 год обучения:

Оригинальность поделки.

Аккуратность и точность выполнения работы.

Умение работать с инструментом.

Правильность разметки по шаблонам.

Знание правил ТБ.

Знание способов обработки разных материалов.

Экономная разметка материала по шаблонам и линейке.

Творческая самостоятельность в оформлении поделки.Декор.

2 год обучения:

Приёмы разметки с помощью линейки, циркуля.

Навыки самостоятельности, творчества.

Умение усовершенствования поделки, конструкции.

Выбор способов соединения деталей.

Навыки работы с графическими изображениями, чертежными инструментами.

Гармоничность цветовых сочетаний, эстетичность.

3 год обучения:

Эстетичность и аккуратность оформления работы.

Способы изготовления разных поделок.

Уровень графических умений и навыков.

Приёмы складывания из геометрических фигур силуэта желаемого технического объекта.

Правильность и оригинальность выбора материала для разных конструкций.

Соответствие способа соединения выбранному материалу.

Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющихся технических возможностей и материалов.

Соответствие конечного результата деятельности поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.

Ожидаемые результаты 1 года обучения.

Знать:

Правила безопасного пользования инструментами;

Линии на чертежах;

Виды соединений на модели;

Способы изготовления моделей;

Основные термины в технике, моделирование;

Название материалов, ручных инструментов, приспособлений;

Правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой и другими ручными инструментами;

Правила разметки по шаблонам, линейке;

Общие сведения разных материалов (свойства и возможности, способы их обработки);

Основные техники работ с бумагой (вырезание, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование);

Названия и назначение техники, используемой человеком; - названия геометрических фигур;

Историю оригами;

Уметь:

Соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно пользоваться клеем;

Экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;

Самостоятельно по образцу изготовить изделие;

По собственному замыслу сделать и оформить поделку, проявлять творчество и фантазию в оформлении;

Владеть основными приёмами работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);

Последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);

Складывать простейшие поделки из бумаги (оригами); находить линии сгиба.

Выполнять аппликации в разной технике и из различного материала, изготавливать силуэтные игрушки;

Составлять из геометрических фигур по собственному замыслу домик, животных, человека и др.;

Изготавливать поделки из готовых форм (коробок и т.д.)

Ожидаемые результаты 2 года обучения.

Знать:

- Правила безопасного пользования инструментами

Линии на чертежах;

Виды соединения на моделях;

Основные термины в технике, моделировании;

Способы обработки различных видов бумаги и картона;

Правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

Способы соединения деталей;

Понятия гармоничность, цветовые сочетания, этика и эстетика;

Графические обозначения, операции разметки;

Различные техники, историю;

Знать основы проектной деятельности.

Уметь:

Правильно пользоваться ручными и чертежными инструментами;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

Организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

Разбирать, рационально использовать и экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки и угольника;

Подбирать материал для моделей;

Усовершенствовать конструкцию по собственному замыслу;

Понимать простейшие графические изображения (определить название материала, форму, размер);

Самостоятельно планировать свою деятельность;

Составлять мини – проекты;

Ожидаемые результаты 3 года обучения. Знать:

Правила безопасного пользования чертежными инструментами;

Профессии людей;

Историю развития разных технологий(оригами, квиллинг, папье-маше, торцевания) способы изготовления;

Историю развития различной техники, космонавтики;

Уметь:

Соблюдать технику безопасности;

Пользоваться чертежными инструментами;

Изготавливать простые развертки;

Выполнять сложные модели;

Находить рациональный способ использования материала;

Находить способы соединений в моделях;

Работать с литературой;

Изготавливать изделия в разных техниках;

Самостоятельно выбирать дизайн модели;

Конструктивно работать в коллективе;

Ожидаемые результаты:

Наличие положительной мотивации к обучению и творчеству;

Проявление устойчивого интереса к технике, знаниям, устройству технических объектов.

Знание основных сведений об истории развития отечественной мировой техники, ее создателей.

Знания различных технологий, способы изготовления

Учебно-тематический план.

1 год обучения

28

1

Оригами. История. Базовые формы. Основные приемы складывания.

1

1

2

16

2

14

3

10

1

9

2раздел: Природный материал

10

1

2

1

1

2

Конструирование и моделирование.

8

1

7

3 раздел: Бумага. Картон.

62

1

История. Виды бумаги, картона. Производство. Бумагопластика. Изготовление поделок из бумаги, картона.

10

2

8

2

12

2

10

3

Ракеты. Военная техника. Изготовление различных моделей по шаблону.

24

2

22

4

Аппликация. Изготовление поделок к праздникам.

16

2

14

4 раздел: Декоративная лепка

24

Соленое тесто. Пластилин. Глина. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.

2

1

1

22

1

21

5 Раздел: Бросовый материал.

16

6

1

5

10

1

9

Итоговое занятие.

2

1

1

итого

144

20

124

Учебно-тематический план.

2 год обучения

36

1

Оригами (2-ой уровень сложности) Базовые формы. Основные приемы складывания.

1

1

2

Юный техник. Авиамодели. Судомодели.

18

3

Изготовление технических объектов в технике оригами

2раздел: Природный материал

1

Материалы и инструменты. Способы заготовки. Хранение.

2

Конструирование и моделирование из готовых форм.

26

3 раздел: Бумага. Картон.

92

1

Технические термины. Графические понятия. Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования.

2

Юный изобретатель. Элементы конструирования Художественное конструирование.

30

3

Моделирование из бумаги. Автомодели. Ракеты. Военная, специальная техника.

4

4

Торцевание, квиллинг, папье-маше, бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.

4 раздел: Декоративная лепка

32

Соленое цветное тесто. Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б. Раскрашивание изделий.

2

1

1

Моделирование и конструирование игрушек - сувениров.

30

1

29

5 Раздел: Бросовый материал.

22

Моделирование конструирование из бросового материала

2

1

1

Изготовление выставочных моделей.

20

1

19

Заключительное занятие

2

1

1

итого

216

24

192

Учебно-тематический план.

3 год обучения

36

1

Оригами. (3-ий уровень сложности) Базовые формы. Модульное оригами. Оригамные обозначения на чертежах. Основные приемы складывания.

1

1

2

Юный техник. Авиамодели. Судомодели.

18

2

16

3

Изготовление технических объектов в технике оригами

14

2

12

2раздел: Природный материал

30

1

Материалы и инструменты. Камыш. Способы заготовки и хранение бересты. Рисунки на бересте. Основные замки. Берестяные чудеса.

2

1

1

2

Конструирование и моделирование объемных изделий из бересты.

28

2

26

3 раздел: Бумага. Картон.

92

1

Технические термины.

6

2

4

2

Юный изобретатель. Работа конструктора и конструкторского бюро. Способы изготовления разверток. Элементы конструирования Художественное конструирование.

30

4

26

3

Ракеты. Человек и космос. Изготовление космических объектов.

30

4

26

4

Торцевание. Квилинг. Папье-маше. Бумагопластика. Изготовление поделок к праздникам.

26

2

24

4 раздел: Декоративная лепка

32

Соленое тесто. Холодный форфор.Инструменты и материалы. Обжиг и сушка. Правила Т. Б.

2

1

1

Моделирование и конструирование изделий.

30

2

28

5 Раздел: Бросовый материал.

22

Моделирование конструирование из бросового материала

2

1

1

Изготовление выставочных моделей.

20

1

19

3

Итоговое занятие.

2

1

1

итого

216

26

190

Моделирование из бумаги для детей. Автомобили

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ из бумаги для детей младшего школьного возраста.
Мастер - класс по рукоделию. Модель автомашины.

Южанинова Людмила Гаязовна, учитель начальных классов МАОУ "СОШ № 40" , города Перми.
Назначение: изготовление поделок своими руками.
Цель: развитие художественно - творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развивать эстетические чувства, композиционные умения;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, усидчивость;
-Воспитывать экономное отношение к бумаге..
-Учить создавать модели автомобилей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию идею изготовления моделей автомобилей. Ведь девчонки и мальчишки очень любят играть с машинками, а особенно придумывать свои модели. Данная работа позволит развить творческие способности, воображение, фантазию.

Необходимые материалы:
- картон
-цветная бумага
-клей
-ножницы


Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадки:
1)Закручу, зажурчу,
под небеса улечу(Аэроплан)
2)Что за лошадь, что за пёс,
ест дрова, а не овёс?(Паровоз)
3)До чего народ доходит:
самовар по речке ходит?(Пароход)
4)Полотно, а не дорожка,
конь - не конь, сороконожка,
по дороге той ползёт,
весь обоз везёт.(Железная дорога)
- Как можно назвать это одним словом?(Средства передвижения)
Раньше люди ездили на каретах, а сейчас люди отправляются в полёт на космических кораблях. (Можно показать книгу "От кареты до ракеты" или картинки, как изменились средства передвижения).
А сегодня на уроке мы будем делать модель... А для того, чтобы узнать, нужно отгадать ещё одну загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.(Автомобиль)
-Какие бывают автомобили?
-Для чего они нужны?
Информация для учителя:
Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в1896 году Фрезе и Яковлевым.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
АвтоВАЗ - крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
КАМАЗ - находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков.
Группа ГАЗ: ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод».
Соллерс: ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Соллерс-Набережные Челны», ООО«Соллерс-Дальний Восток», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО Заволжский моторный завод
ЗИЛ - Завод имени Лихачёва: АМО ЗИЛ, Саранский автоагрегатный завод (СААЗ)
Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) - один из ведущих производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России.
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей
Последовательность выполнения:
-Приготовить шаблоны


-Обвести на цветной бумаге (цвет выбираем любой)


-Вырезать все детали


-Приклеиваем колёса и "окна"


- Дорисовываем детали автомобиля фломастером


У вас получился автомобиль. Но я предлагаю вам сделать такой, чтобы он был единственным в мире, только вашим. Пофантазируйте.
Выставка работ




Также можно на другом уроке сделать модели гоночных автомобилей.
Трафарет гоночной машины.


Выставка готовых работ




Желаю творческих успехов!

Моделирование, конструирование

Трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы конструирование и моделирование .

Конструирование - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструировать можно по образцу, по условиям и по замыслу. При конструировании используются чертежи, рисунки, расчеты.

Моделирование - вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты - изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник.

Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала. Модели могут быть полные (полное подобие), неполные (неполное подобие) и приближённые (некоторые стороны объекта не моделируются совсем).

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Адаптированная программа дополнительного образования.

Техническое направление.

Техническое моделирование и конструирование «Самоделкин».

Для группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Уровень реализации программы – обучаемые 5 – 8 лет.

Срок реализации – 3 года.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Работа в кружке «Самоделкин» проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Конструирование и моделирование привлекательное для детей старшего дошкольного возраста занятие. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, поэтому нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений. Такими играми являются игры с кубиками, конструирование из синельной проволоки, игры с магнитным конструктором, конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

На занятиях программы «Самоделкин» обучаемые знакомятся с основами конструирования и моделирования, занятия содействуют развитию творческих способностей и наглядно- образного мышления, развитию всех познавательных процессов, в том числе и мелкой моторики, способствуют формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников; развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Методологической основой программы являются концепция деятельностного подхода и теория социализации.

Рабочая адаптированная программа технического моделирования и конструирования «Самоделкин» разработана в соответствии с введением в действие Федеральным ГОС дошкольного образования.

Цель программы: дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Приоритетные направления деятельности

Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящий из простых геометрических фигур, затем появляются и первые механизмы. Кабинет технического моделирования и конструирования «Самоделкин» оборудован для проведения занятий и расположен на 4 этаже здания ДОУ. Мы имеем достаточное количество деревянных строительных наборов, из которых строим ракеты, мосты, качели и пр., магнитный конструктор, мягкий конструктор, наборы для постройки лабиринтов, домиков. В ходе работы происходит знакомство с простейшими свойствами геометрических тел, их форм, площадей и объемов, развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения технического характера.

Конструкторы собирательного типа «Мой город», «Флора » развивают фантазию, креативное мышление, воображение. При этом дети совершенно не следуют предложенным производителем схемам, они находит десятки собственных, индивидуальных решений.

Магнитные конструкторы - это новый вид конструкторов. Они развивают мелкую моторику, помогают реализовать творческий потенциал, дают возможность получить множество новых знаний в области физики и геометрии, логики. Детали этого конструктора универсальны, а результат творческой деятельности безграничен. Это могут быть и фигуры на плоскости, объемные, различные животные, машины. В играх с данным строительным материалом у детей формируется интерес к технике.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе, умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.

С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, как следствие проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитываю у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.

Правильно организованные игры со строительным материалом способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».

Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления как анализ и синтез, умение сравнивать, еще очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в наблюдаемых сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки, заставляют ребенка прибегать к сравнению, анализу и синтезу, установлению сходства и различия, приучают не удовлетворяться случайным решениям конструктивной задачи, а находить более целесообразное.

1.3. Задачи конструирования и моделирования

Рабочая программа по «Техническому моделированию и конструированию» в области «Познание» направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

  • коррекция и развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста;
  • приобщение к изобразительному искусству (умение читать схемы, технологические карты, создавать образы окружающего мира);
  • создание условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; вовлекать в игровую деятельность всех детей (Социализация) ;
  • развитие конструирования из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображение вариантов различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой (Художественное творчество) ;
  • продолжение систематизирования представлений детей о свойствах объектов: анализ устройства различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; постановка перед детьми задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развитие оценки длины непрямолинейного объекта; введение понятия меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнение расположения групп однородных объектов в пространстве (на плоскости) (Художественное творчество) ;
  • развитие и корректирование наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования;
  • развитие исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: выявление и анализ начала процесса, середины и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Социализация, Труд, Безопасность) ;
  • развитие наглядно-образного мышления: решение задач в наглядном плане, совершение преобразования объектов, оценка последовательности взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; дети учатся строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами ситуации с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе; развивать представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; развивать у детей умения обобщать, классифицировать один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям;
  • создание условий для развития проектной деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение) .
Образовательные области Задачи в соответствии с ФГОС,

которые решаются с помощью конструктора

Речевое развитие Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи;
Познавательное

развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях).
Физическое развитие Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Социально-коммуника-тивное развитие Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности.
Художественно-эстетическое развитие Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей

Программа ориентирована на решение следующих задач:

1-ый год обучения:

Старшие дошкольники (5-6 лет):

Образовательные:

  1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
  2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
  1. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.
  1. Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  2. Учить подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  3. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  4. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  5. Учить работать по готовым чертежам.

Развивающие:

  1. Формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  3. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
  4. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  5. Способствовать развитию внимания, памяти.
  6. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

2-ой год обучения:

Старшие дошкольники (6-7 лет):

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Учить использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  3. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  4. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  2. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  3. Продолжать воспитывать умение совместно работать коллективно.

3-ий год обучения:

Старшие дошкольники (7-8 лет):

Образовательные:

1. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы), входящие в состав строительных наборов или конструкторов. Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.

2. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

  1. Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.

Развивающие:

1. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура.

  1. Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
  2. Продолжать воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

1.4.Педагогические принципы конструирования в ДОУ

Технологии технического конструирования и моделирования разработаны на следующих принципах:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предполагает такой подход, при котором открывается перспектива художественно-эстетического развития каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей;

Принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

Принцип интеграции различных видов искусств и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

Принцип доступности предполагает управление темпами и содержанием развития ребёнка посредством организации обучающего воздействия;

Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

Принцип взаимосвязи художественно-творческой деятельности детей с воспитательно-образовательной работой создает условия для формирования разнообразных представлений и расширяет опыт восприятия, стимулирует развитие воображения и творчества;

Принцип вариативности и спиралевидности. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми позволяет осуществить познание ценности искусств в разных видах деятельности и разными путями, от частного – к общему, от общего – к частному;

Принцип результативности предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.

1.5. Предполагаемые результаты

Прогнозируемые результаты и критерии оценки:

Прямыми критериями оценки служат успешное усвоение воспитанниками программы по годам обучения, а так же повышение их теоретических знаний и практических навыков конструирования и моделирования, а так же проявление творчества. Косвенными критериями служат создание дружного коллектива воспитанников, инициативность и активность детей на занятиях.

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим , обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре . Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам , различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в том, что он умеет фантазировать вслух, может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

В конце первого года обучения дети должны:

Знать и правильно подбирать материалы для конструирования;

Уметь различать геометрические фигуры;

Уметь находить замену одних деталей другими;

Уметь работать по готовым чертежам;

Уметь создавать элементарные постройки и поделки.

В конце второго года обучения дети должны:

Уметь работать с различными материалами для конструирования

Уметь составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

Научиться аккуратно работать с различными материалами и инструментами, в частности, с ножницами.

Уметь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

Уметь выделять образ в различных геометрических телах.

2.1. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию

2.2 Формы организации моделирования и конструирование. Виды конструирования.

2.3 Тематическое планирование

2.1 Особенности обучения.

Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок., обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

2.1 Формы организации моделирования и конструирование

1. Конструирование по образцу .

Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.

2. Конструирование по модели.

Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме. (Например - транспорт)

Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.

5. Конструирование по замыслу : это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование . Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала.

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам . Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из строительных наборов.
  • Конструирование из конструкторов.
  • Конструирование из природного материала.
  • Конструирование из бросового материала.
  • Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика):
    • оригами;
    • объемное бумажно-картонное моделирование.
  • Реалистичное конструирование.
  • Стилизованное.
  • Абстрактное.

По характеру деятельности детей:

Индивидуальное.

Коллективное.

По назначение:

Конструирование, имеющее практическое назначение.

Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага, природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные только для конструирования материалы - это строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования:

  • Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).
  • Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определённых видов построек).
  • Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приёмы конструирования:

  • закрепление частей на основе
  • соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
  • приклеивание (обучение с раннего возраста);
  • заклеивание (обучение с младшей группы);
  • склеивание (обучение с младшей группы);
  • пришивание (обучение со старших групп);
  • прокалывание (обучение со старших групп);
  • закручивание (обучение со старших групп);
  • зажимание (обучение со средней группы);
  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
  • сложение (обучение с младшей группы);
  • разворачивание (сворачивание);
  • скручивание (раскручивание);
  • обматывание (обучение со старших групп);
  • примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала , дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

В конструировании могут использоваться и готовые формы , в зависимости от задач обучения.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создаётся впечатление, что ребёнка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нём что-то новое, сложное, интересное. Но в этом изобразительном конструировании всё же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребёнок не использует поделку в свое практике, то, создавая её, он старается отобразить в неё по возможности всё, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании. При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребёнок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребёнок допускает больше условностей. В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолёте, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев сиденья для лётчика. Неважно, что построенный самолёт выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребёнок стремится показать различные типы самолётов. Тогда дети выполняют их с особой конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей. Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - выполняют те или иные роли. Поэтому конструктивную деятельность иногда называют и строительной игрой. Вид материала, который используют в детской конструктивной деятельности, определяет и вид конструирования.

3.Организационный раздел

3.1 Материально-техническая база

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.

Виды конструкторов:

1. Магнитный конструктор SMARTMAX

Комплект предназначен для организации коллективных и индивидуальных игр и позволяет создавать как полноростовые сооружения, так и сюжетно-тематические настольные конструкции.

Конструктор состоит из достаточно крупных продолговатых магнитных элементов, крепящихся между собой с помощью шаров.

Такой способ крепления создает условия для строительства самых разнообразных сооружений, высота которых может превышать рост самого ребенка. Дополнительные элементы конструктора, такие как широкие изогнутые трубы, машинки, нисходящие треки, значительно расширяют вариативность игр. Изогнутые трубы позволяют строить треки для прокатывания шаров, нисходящие треки становятся трассами для скатывания машин с верхнего уровня на нижний, специальные модули превращают конструктор в мини-город. При помощи магнитного конструктора можно решить такие образовательные задачи, как развитие у ребенка представлений о цвете, форме, величине, а также поможет формированию и развитию математических представлений, навыков счета и чтения. Таким образом, конструктор будет интересен и мальчикам, и девочкам и позволит вовлечь в игру всю группу.

2. Тактильный игольчатый конструктор.

Это оригинальный набор-конструктор, предназначенный как для творческого конструирования, так и для развития сенсорного восприятия детей от 2-х лет. Необычные элементы конструктора, оснащенные "игольчатыми" сторонами, не только легко соединяются между собой практически в любой плоскости, но и нежно массируют кончики пальцев. Привлекательность материала стимулирует познавательную и творческую активность детей, а также превращает простые игры на внимание, память, мышление в увлекательную игру.

Комплект предназначен для организации групповых и индивидуальных игр по конструированию объемных поделок из пластиковых элементов конструктора. Конструктор подходит для решения таких образовательных задач, как формирование пространственных представлений,представлений о форме, величине, цвете. Таким образом, варьируя условия, выбирая различное содержание инструкций в работе с данным материалом педагоги получают возможность осуществлять психолого-педагогическую деятельность по широкому спектру направлений.

В состав комплекта входят также небольшие фигурки людей и животных, которые позволяют организовывать сюжетные игры и сделают игру увлекательной и разнообразной. Большой выбор различных конструктивных элементов позволяет строить мосты, транспортные средства, домики и делает комплект интересным как для девочек, так и для мальчиков.

3. Конструктор "Лего"

Конструктор позволяет решать многие задачи из разных образовательных областей. Его можно считать универсальным. Одно из огромных преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно разработанного методического обеспечения по использованию каждого набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает многофункциональностью, вариативностью применения, учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали). Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию как у детей, так и у взрослых.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость (можно использовать конструкторы, аналоговые «Лего» – они намного дешевле, но у них нет методического обеспечения); трудности замены деталей при их потере, или поломке; некорректное с точки зрения науки (в некоторых случаях) название деталей.

К достоинствам конструктора «Тико», так же как и «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.

4. Коврик - трансформер (мягкий цветной) Напольный конструктор

Одной из разновидностей детских конструкторов являются детские напольные пазлы в виде коврика или мозаики. Играть с ними можно только на полу из-за больших размеров деталей.

Напольные пазлы имеют следующие преимущества:

  • детали крупные, поэтому их могут складывать даже малыши;
  • развивают аккуратность и внимательность, усидчивость;
  • представлены в широком ассортименте;
  • их можно использовать как теплый коврик для игр в детской комнате.

Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

6. Игра-конструктор «Домик для гномика » сделан из безопасных экологичных материалов, поэтому Вы можете без опасений предложить поиграть с бревнышками даже малышу.

Помогает развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), творческих способностей, художественных способностей, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

Этот необычный конструктор идеален для дошкольников, которые только начинают пробовать свои силы в создании 3d-проектов. Игрушка научит ребенка новому типу конструирования - вместо привычных кирпичиков здесь Вы найдете цилиндрические детали в виде миниатюрных бревен. Наглядные пошаговые иллюстрации помогут маленькому строителю преуспеть в создании 3 разных избушек, главное - внимательно следовать инструкциям.

Бревнышки крепко сцепляются друг с другом, если малыш точно совместит пазы, поэтому домик можно с успехом использовать для театрализованных постановок и ролевых игр. В наборе Вы найдете и сказочных обитателей для созданных ребенком построек - забавных сказочных гномиков. Играя с конструктором «Домик для гномика» Вы не заметите, как пролетит время, и поможете малышу развить пространственное и логическое мышление, сделать движения рук более ловкими, четкими и скоординированными.

Состоит из круглых плоских фигур с прорезями для соединения. Фигуры четырех цветов в количестве 80 штук по 20 каждого цвета.

Конструкторы - это занимательные развивающие игры на восприятие цвета, формы и величины у детей, начиная с раннего возраста. Развивают комбинаторные способности и пространственное воображение.

Материал: полиэтилен.

Может использоваться как в детских дошкольных учреждениях, досуговых центрах, игровых зонах, детских площадках, так и в домашних условиях. Конструктор может использоваться как внутри помещения, так и на улице. В процессе игры дети развивают воображение и креативные идеи.

Блоки конструктора достаточно большие, поэтому дети могут создавать большие объекты максимально быстро и просто. При этом конструирование из блоков абсолютно безопасно.

Количество игровых форм, которые можно собрать из набора или из нескольких наборов – безгранично.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц Тема Часы Программное содержание и задачи
Сентябрь 1 Презентация кружка «Самоделкин» Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка
2 Приглашение в мир мастерства и красоты Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание мастерить своими руками
Октябрь 3 Геометрические фигуры (магнитный конструктор, мягкий конструктор) Задания на развитие конструктивной деятельности. Собрать конструкцию по образцу: круг, треугольник, квадрат, ромб и др.
4 Забавные фигуры (магнитный и игольчатый конструктор, лего) Задания на развитие процессов восприятия, внимания, памяти. Сортировка деталей по цвету, форме, величине.
5 Разноцветные цифры и буквы Закрепление зрительных паттернов (образ цифр и букв)
Ноябрь 6 Мышка из конструктора Лего Учить детей строить по схеме, выбирать правильную деталь. Игра с поделкой.
7 Самолёт из конструктора Лего и игольчатого конструктора Задание на развитие зрительно-моторной координации, закрепление цвета, формы и размера конструкции. Чтение стихотворения А. Барто «Самолёт»
8 Змейка, заборчик (магнитный конструктор) Задание на развитие логического мышления. Составление последовательности из деталей (закончи последовательность/ дополни недостающей частью)
Декабрь 9 Собачка из конструктора Лего Познакомить детей с новой поделкой из конструктора, учить конструировать по инструкции с помощью воспитателя. Играть с поделкой.
10 Черепаха из конструктора Лего Познакомить детей с новой поделкой из конструктора, учить конструировать по инструкции с помощью воспитателя. Игра с поделкой.
11 Поделка по замыслу Задания на развитие речи. Выполнение заданий по вербальной инструкции в парах.
Январь 12 Ёлочка (магнитный конструктор, мягкий конструктор, конструктор-мозаика) Задание на развитие конструктивной деятельности. Игры с поделками.
13 Мой подарок лучшему другу (конструктор Лего, игольчатый и магнитный конструктор) Задание на развитие логического мышления и развитие речи.
Февраль 14 Мебель для куклы Кати (игольчатый конструктор) Задания на развитие игровой деятельности. Учить детей конструировать из определённого набора деталей. Игры с поделками.
15 Машина для папы (игольчатый и магнитный конструктор, конструктор Лего,) Задания на развитие воображения, стимуляцию творческой и речевой активности.
16 Коврик-трансформер Задания на развитие логического мышления.
Март 17 Лабиринт (динамический конструктор лабиринт с шариками) 2 Задания на развитие мышления и координацию.
18 Цветы для мамы (конструктор-мозаика, конструктор Лего) 2 Учить строить по предложенной схеме, инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавать особенности предмета средствами данного конструктора.
Апрель 19 Домики и гаражи (конструктор Лего) Учить видоизменять образец, данный воспитателем, по определённым условиям.
20 Забавные цифры (магнитный конструктор) Задания на закрепление числового ряда, навыка счета и представления о числе.
21 Парк аттракционов (магнитный конструктор, динамический конструктор-лабиринт) Задания на развитие игровой деятельности, воображения, мышления.
22 Мой дом (игольчатый конструктор, конструктор Лего) Учить детей творчески мыслить, уметь создавать поделки по собственному замыслу.
Май 23 Я-фантазёр (магнитный конструктор) 2 Задания на развитие воображения, творческой активности. Учить конструировать из определённого набора деталей.

Список используемой литературы:

  1. Колесникова Е.А. Решение проблемы нехватки технических кадров на современном рынке труда России [Электронный ресурс] /Е.А. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/Economy 05.11.2013.pdf (дата обращения: 23.06.2016).
  2. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: docs.cntd.ru›document/422448790 (дата обращения 23.06. 2016).
  3. Косминская В.Б. Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности [Текст] /В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 220с.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.
  5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.
  6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз, 1998. – 115с.
  7. Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.
  8. Куцокова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала М.: 2006г
  9. Венгер А.Л. «Развитие» программа для дошкольников
  10. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника М.: «Просвещение», 1973г
  11. Паромонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.