Психологическое сопровождение. Психологическое сопровождение воспитанников доу, как технология сбережения психического здоровья дошкольников Психолого педагогическое сопровождение в детском саду темы
Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Сотина О.Ю., педагог-психолог.Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Описание работы: в статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Проводятся индивидуальные занятия со специалистами;
предусмотриваются услуги тьютора (для ребенка со сложным нарушением);
организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
на основании рекомендаций ТПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
***
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до трех раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.
Рисование на световом столе.
Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Лепка фигур из цветного кинетического песка.
Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения.Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.
Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.
Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.
Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».
Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.
Тактильные книги, книги с пазлами.
Тактильные книги и книги с пазлами развивают мелкую моторику ребенка, мыслительные процессы, стимулируют речевую активность детей.
Бизиборд для развития мелкой моторики.
Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память,внимание, восприятие.
Интерактивная пузырьковая колонна.
Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.
Фиброоптический светильник.
Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.
На подгруповых занятиях создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Дети с ОВЗ принимают участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями принимают участие в конкурсах.
Таким образом, успешное психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ
Борзило Лилия Вениаминовна
Педагог-психолог
МДОУ - Детский сад
Комбинированного вида №58
«Красная шапочка» г. Нерюнгри,
Республика Саха (Якутия)
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.
Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специалистов направленной на создание социально-психологических условий для спешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Работа с детьми строится по следующим направлениям:
Ø Психодиагностика
Ø Психокоррекция
Ø Психопрофилактика
Ø Взаимодействие с педагогами и родителями
Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей личности ребенка:
1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;
2. Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно - развивающего процесса;
3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;
4. Определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
Структура и формы:
Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагностика уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов помогает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Диагностика осуществляется в форме плановой или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического консилиума.
Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины
развития ребенка:
1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;
2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Психокоррекция
Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личностному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Психокоррекция это - это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные занятия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.
Структура и формы:
В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.
Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).
3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
Дополнительно:
Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).
Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Ожидаемые результаты:
При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.
Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождениях.
Взаимодействие с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
1. Работа по адаптации детей к условиям новой социальной среды:
2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
6. Проводится работа по просьбе родителей и педагогов - индивидуальная диагностика умственного развития ребенка, его индивидуальных особенностей;
7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, имеющих детей с проблемами в развитии, и поведении;
Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Структура и формы:
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:
Возрастные особенности детей;
Условия, необходимые для полноценного психологического развития;
Готовность к школе и т. д.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Важной профилактической процедурой в работе является сопровождение периода адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полного анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.
Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.
Понимая степень занятости родителей, также используются такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой записки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показываются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфункции какого-либо компонента воспитания.
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
Уровни адекватности запроса могут различаться:
Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;
во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);
Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;
Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;
Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).
Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.
В результате оказываются возможными:
Дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;
Определение состояния психологического здоровья ребенка;
Выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
Изучение особенностей личности;
Выявление содержания внутреннего конфликта.
II этап. Уточнение проблемы
В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются:
Дифференциальная психологическая диагностика
с целью
выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.
В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:
а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);
б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.
III этап. Решение проблемы
Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:
Уровень его воспитуемости и обучаемости;
Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.
Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:
Катамнеза ребенка;
Организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;
Организации взаимодействия с родителями и их обучения.
Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.
Рассмотрим последние подробнее.
Факторы, препятствующие эффективной работе
На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».
Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитателей, типичными будут следующие проблемы:
1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в процессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.
2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.
С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.
3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации.
Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:
Соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах 1 (работа допускается только после получения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований);
Использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса;
Предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагогические работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому возникает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.
2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недостатки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического коллектива ДОУ и родителей детей.
3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.
Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.
Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передавать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в должной степени не владеет.
Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.
Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.
Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процесса решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.
Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы.
1. Проблемы разработки программ индивидуального пси
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред
нестатистической и функциональной норме.
К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату.
К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.
При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:
Когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;
При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социальному статусу).
1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.
2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».
3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.
Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».
3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).
Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.
4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обычно осуществляется в режиме «скорой помощи».
Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем консультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние».
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.
2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.
3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.
4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1
Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи-
психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).
2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).
6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7.Коррекционная работа (Форма № 7).
8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются:
План работы;
Заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме);
Журнал консультаций;
Журнал учета групповых форм работы;
Карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку;
Программа работы педагога-психолога с группой;
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
Аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы.
Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию:
Карту психологического обследования ребенка;
Журнал планирования и учета групповых занятий;
Журнал планирования и проведения индивидуальных занятий;
Планы работы с семьей ребенка;
Программы групповой работы;
Перспективный план работы на год и на квартал;
Отчет о результатах психологической работы за год.
Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Первый этап работы педагога-психолога
На ПМПК 1 представляются следующие документы:
Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или - муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первичное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;
Педагогическое представление (характеристика);
Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.
1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) развития
F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)
F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)
F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией
F81.0 - Дислексия
F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями
F84.5 - Синдром Аспергера
F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
F90.0 - Нарушение активности и внимания
F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения
F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД))
F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство
F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 - Социализированное расстройство поведения
F91.9 - Нарушение поведения неуточненное
F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.0 - Депрессивное нарушение поведения
F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)
Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой
F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте
F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте
F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества
F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте
F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное
F94.0 - Элективный мутизм
F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания)
F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу
F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)
F95 - Тики (отдельных мышечных групп)
F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы
F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)
F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)
F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)
F98.0 - Энурез неорганической природы
F98.1 - Энкопрез неорганической природы
F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия)
Р98.5 - Заикание
Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.
В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении:
Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и
Социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника).
В ПМПК ведется следующая документация:
Журнал записи на ПМПК;
Журнал учета детей, прошедших обследование;
Карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением;
При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;
Список специалистов и расписание их работы;
Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.).
Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к
школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.
«Словарь - справочник по
психологической диагностике»;
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И.
«Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;
«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;
«Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;
ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;
ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;
Марцинковская Т. Д.
«Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;
Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л.
«Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;
Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А.
«Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;
ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;
ШванцараИ. «Диагностика психического развития».
Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Подснежник»
Доклад на тему «Психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель Вакулина И.Ю.
Абакан 2016 г.
В системе дошкольного образования произошли большие изменения.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.
Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.Кого слушать?Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.Учить для жизни, а не для школы!
Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
дети;
воспитатели, педагоги;
родители.
Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. диагностический;
2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;
3. коррекционно – развивающий;
4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.
Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.
На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:
социально – коммуникативное
познавательное
речевое
художественно – эстетическое
физическое
Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.
Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.
При детском саде существует клуб «Гнездышко», где родители могут получить индивидуальные консультации по вопросам адаптации своего ребенка.
На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.
По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.
На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:
Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»
И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»
И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»
Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.
Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.
Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:
1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) ;
2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) .
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;
При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.
Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.
Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира.
Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.