Здоровье Беременность Красота

Занятие как рубашка в поле выросла. Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Как рубашка в поле выросла

Программное содержание :

1. Познавательные задачи : развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие о русском национальном костюме; познакомить с технологией изготовления тканей в прошлом и настоящем, уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, вызывать интерес и бережное отношение к одежде. 2. Развивающие задачи : расширять кругозор, развивать память, воображение и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм). 3. Речевые задачи : развивать речь, обогащать словарь детей. 4. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к прошлому нашей страны, культуру общения, уважение к труду взрослых, желание больше знать. Предварительная работа : Беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», экскурсии в мини-музей «Русская изба», на мини-выставку тканей, в Егорьевский историко-художественный музей. Материалы и оборудование : видеофильмы «Как рубашка в поле выросла» по рассказу К.Д. Ушинского, «Как делают льняную ткань», презентации «Как лен растет», «Как рубашка в поле выросла: из чего и как делают одежду».

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, просто загляденье: чистая и опрятная одежда всегда выглядит нарядно. Вы знаете, где берут одежду?

Дети: Ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель : А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Вы хотите узнать, почему так говорили? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена.

Просмотр видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».

Воспитатель : Ну что, поняли, как рубашка в поле растет?

Про какое растение говорилось в фильме? (Про лен).

Просмотр презентации «Как растет лен». (см. категорию "Презентации")

Слайд 1. Воспитатель : Это - семена льна. Их сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен: руками из лукошка.

Слайд 2. Он рос, становился зеленой травкой,

Слайд 3. а когда зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Физкультминутка «Цветы» (выполнение движений в соответствии с текстом)

Раз, два, три — выросли цветы!

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел - Стебелёк закачал:

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко,

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок, улетай, улетай,

Ты цветочки не ломай.

Слайд 5. - Когда лен достают из земли? (Когда цветы льна опали.)

Слайд 7. Потом лён молотят - выбивают из метёлок зёрна, отделяют коробочки от стеблей.

Слайд 8. - Что делали со льном, когда он просох? (Опустили в воду, камнем прижали.)

Слайд ы 9, 10. - Когда вынули лен из воды, что с ним делали? (Стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем.)

Слайд 12. А потом отец принес ткацкий станок, стали на нем ткать полотно.

Слайд 13. - Что делали с полотном? (Его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался.)

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно запомнили. Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Вырастим лён». Дети идут по кругу и имитируют действия в соответствии со словами: сеют, растут (присели-встали), цветут (цветок из ладоней), выдергивают, снопы складывают, топят в речке, колотят (на колене), чешут, прядут, ткут, расстилают, водой брызгают, режут (ножницы), шьют.

Слайд 14. Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Рубаха была древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков. Женская рубаха была длинная, до полу. Впереди на ней посередине горловины делали разрез. Низ рубахи, рукава и горловину украшали вышивкой. Кроме того, у старинной мужской рубахи часто ворот (разрез) расположен сбоку (не прямо по центру, а вкось). Поэтому такую рубаху называют косовороткой. Мужская рубаха короче женской, только до колен.

Слайд 15. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен появилось выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое-как.

Слайд 16. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: «Какова пряха - такова и на ней рубаха».

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Недаром о труде у нас сложено много пословиц. Постарайтесь запомнить эту: «Терпенье и труд всё перетрут» (повторение хором и индивидуально). Слайд 17. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда изо льна не только красива, но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.

В современном мире лен сеют не руками, а машинами. Давайте посмотрим, как в наше время изо льна делают одежду.

Просмотр видео «Как делают льняную ткань»: https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали, на себя надевали». (Лён) Увидев красивые льняные вещи, вспомните, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца. Поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей! Понравилось вам наше занятие? Интересно было? Сегодня перед сном я прочитаю вам сказку Г.Х.Андерсена «Лён».

Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди. — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые!

И они жалобно заскрипели:

— Вовсе не конец! — сказал лён, — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в своё удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

«Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и бельё износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

«Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой.

Рассказ о труде для школьников средних классов. Рассказ о том, что для того чтобы надеть одежду нужно много потрудиться, вырастить лён, собрать и сшить одежду.

Константин Ушинский. Как рубашка в поле выросла

I

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, батюшка, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

II

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

Ill

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

Цели и задачи:

Дать представление детям о работе в крестьянском быту (сель-скохозяйственные работы, рукоделие);
- познакомить детей с традиционным русским народным костюмом;
- расширять представления детей об окружающем мире.

- формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность;

Воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность, прививать интерес к русским традициям.


Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть:

Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, а где родители берут одежду? (ответы детей: в магазине, на рынке и т.д.)

У кого из вас родители шьют или может быть вяжут одежду сами?

Дети, как вы думаете раньше когда не было магазинов, где люди брали одежду? (ответы детей: дома шили).

Молодцы, раньше всю одежду шили на дому, поэтому её и называли домотканой. Чтобы сшить рубашечку люди ткали холст, а из него уже кроили и шили. На все это требовалось очень много времени и сил, но русский народ очень трудолюбив, отсюда и пословица:

А как вы думаете, рубашечка, например, может в поле вырасти? (ответы детей: нет).
II. Основная часть
1. Работа с мультимедийным оборудованием.

Давайте, мы с вами посмотрим сказку, которая называется: «Как рубашка в поле выросла» (просмотр сказки)
2. Беседа по вопросам .

Так, как же рубашка появилась на свет? (ответы детей)

Что же Таня увидела в поле? (как отец лен сеял)

Что делали с травкой? (пололи, выдергивали, вязали в снопы, чтобы высушить, топили в реке, снова сушили, колотили, чесали, чтобы была мягкой, затем пряли нитки, ткали ткань, и только после этого раскроили, и сшили рубашечку).

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка? (почти два года).

Действительно, посев, выращивание и обработка льна были процессом длительным и трудоёмким. А рубашечки были очень красивыми, ведь каждый мастер, вышивая ее вкладывал в работу все мастерство, любовь и тепло своих рук. Рубашечки получались необыкновенной красоты, поэтому и появилась в народе пословица: «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость».
3. Рабата с иллюстрацией.

Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков была рубаха. (показ иллюстрации ).

(показ иллюстрации)

Как вы думаете, чья это рубаха? (ответы детей: это женская рубаха).

Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.

Детская одежда(показ иллюстрации ) в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересно то, что сшита она была не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от беды.

Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. «Каков мастер - такова и работа»

Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Мужская рубаха короче женской, только до колен. (показ иллюстрации ). А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало крылатое выражение «Работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как.

Во время рассказа об изготовлении одежды в давнее время, посмотрите, сколь пословиц мы вспомнили.
4. Словарная работа с пословицами.

А какие вы еще знаете пословицы о труде? (ответы детей

«Кому работа не в тягость, тому доступна и радость»

« Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Какова пряха, такова на ней и рубаха»

«Рядись, не стыдись, а работать не ленись»

«Умелые руки, не знают скуки»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

«На Бога надейся, а сам не плошай»

«Труд кормит, а лень портит»

«Терпенье и труд -всё перетрут»)

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Во время труда он всегда пел песни.
5. Физминутка

На одном из наших музыкальных занятий в детском саду, мы выучили старинную русскую песню. А называется она: «Я посеяла ленку».

Давайте ребята споем песню про лен.

«Я посеяла ленку»

Я посеяла ленку

При дорожке, при ярку

Ой, лен ты мой лен 2р.

Лен кудрявый земной!

Я помяла, потрепала,

Помочила, посушила

Ой, лен ты мой лен 2р.

Лен кудрявый земной!

Нитки пряла и чесала

Полотно я расстилала

Ой, лен ты мой лен 2р.

Лен кудрявый земной!

Полотно я расстилала

И рубашку вышивала

Ой, лен ты мой лен 2р.

Лен кудрявый земной! (3-5 мин.)

Молодцы ребята!
III. Продуктивная деятельность:

А как вы думаете, если мы постараемся, у нас получится рубашечку сшить? (ответы детей: да)

Хотите попробовать?

Детям раздаются выкройки рубашечек, иголки с нитками, ножницы. Предлагается выполнить стежки на заготовках рубашек.

Молодцы ребята, и у вас получились замечательные рубашечки.

НОД в старшей группе по познавательному развитию

Тема: «Как рубашка в поле выросла»

(по мотивам сказки К.Д.Ушинского)

Воспитатель: высшей категории Цапенко С. В.

Программные педагогические задачи:

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты:

Проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относятся к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Словарная работа:

Веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.

Подготовительная работа:

Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Сегодня, ребята, мы поговорим, о стариной одежде: и выясним, чем она похожа и чем отличается от нашей современной одежды. Разобраться в этом нам помогут, мой волшебный сундучок и кукла Дуся.

(показывает куклу)

Скажите, ребята, во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки.

    Один вход – три выхода. (Рубашка)

    Днем как обруч, а ночью как уж (Рубашка)

    В липовом корытце живое тело шевелиться (Рубашка)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчишки и девчонки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Что бы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Рассказ воспитателя о показ иллюстраций.

Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:

Что ты, тятя делаешь?

А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.

Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка.»

Переход к рассказу об уборке льна.

Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…

«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.

Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка»

Следует на протяжении всего рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (Этапы роста льна). Все операции по уборке льна педагог показывает в движениях. Можно использовать видеофильм «Ленок »

Когда лен подсох, то стали у него головки отрезать, а потом топили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху придавливали, чтобы не всплывал…

Недели через две, вынимали лен из речки, просушивали и стали колотить доской…. Про нее говорят: «Стой Арина - рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она пережует стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движение мялки, приносят при этом поговорку; «Мни лен доле, полотна будет боле»

А затем кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом . А что бы девушкам работалось полегче, в его ручку засыпали горох, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа - веселой.

Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт работы детей, воспроизводящих на этот раз работу трепальщицы льна.

Часто дарил трепало, понравившейся девушке парень. Тогда он стремился вырезать на этом деревянном ноже узоры, что бы показать, он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.

Чаще всего дети узнают в этих узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует объяснить детям, что завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые блаженства, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат - символ Земли). Эти изображения были призваны помочь в работе, сделать ее удачной.

Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он сделается мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка» - опять сказала Тане сестра.

Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стебельками.

На что она похожа?

Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку.»

Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани стали изо льна нитки прясть. «Это нитки – думает Таня, - А где же рубашечка?

А без ниток можно сделать рубашечку?

Рассматривая ее, дети определяли назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движение пряхи или накручивать на веретено, специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на котором хранятся нитки.

Скачу по горнице с работою моей, чем больше кручусь, тем больше толстею .(веретено)

Скорчиться с кошку, растянется в дорожку. (нить и веретено)

Прошли зима, весна, лето, наступила осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити, - основу для ткани, и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как выходит из ниток холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает.

Рассматривая ткацкий станок, дети должны найти речку (нити основы), рыбку - челнок, лед – холст, и правильно их назвать. В конце все вместе проговариваем название станка – «кросна»

Но какого цвета холст? (серого)

Будет ли Таня рада такой рубашке? (нет)

Что же делать?

Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывать его по травке на солнышке и сбрызгивать водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег рубашечки.

Детям показывают рубашку из льняного полотна.

Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался по росту мастерицы. Рубаха, так считали наши предки, хранила силу и здоровье своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась – создавали «границу», «Порог» - расшивали подол, рукава, горловину, узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Игра «Подбери, что нужно для работы»

Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в сарину. Нити и полотно наделялись волшебными свойствами и, кА считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.

Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна – лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свое счастье.

Игра «плетем пояс»

Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то толстая, то тонкая – много будет огорчений. Ниточка, полотно, воспринимали как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливым. И чтобы ваша дорога была ровной и гладкой, прощаясь с нами, машет в след платочком.

Дети прощаются с куклой Машей и машут ей след куклой.

В помощь учителю методические разработки уроков

Конспект № 1.

Тема занятия. "Как рубашка в поле выросла" (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского).
Содержание. Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

Вступление

Педагог . Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам поможет кукла Дуся. (Показывает куклу.) Во что она наряжена?

Назвать вещи детям помогут загадки:
Один вход - три выхода. (Рубашка)
Днем как обруч,
А ночью как уж. (Пояс)
В липовом корытце
Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Педагог . Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка" (см. прил. VI, с 161-167) и читает отрывок, где идет речь об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Педагог . Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву - лен и из него делали ниточки, из ниточек - полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду "выращивали". Ребята, вы видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Часть I. Обработка льна

Далее педагог рассказывает о севе льна.
Педагог . Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:
- Что это ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.
Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!"

Педагог переходит к рассказу об уборке льна.
Педагог . Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками... "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. - Но рубашечек таких я ни на ком не видела".
Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем... На работу они вышли в особой одежде - расшитой узорами рубахе "Ленек", собирались, как на праздник, и говорили Тане: "Славная у тебя будет рубашечка!"

Следует на протяжении рассказа показывать детям фотографии, на которых запечатлены этапы роста льна, или представлять настоящий лен: зеленый без цветов, с цветочками, с созревшими семенами - коробочками. Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает движениями.

Педагог . Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли... Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской... Про нее говорят: "Стоит Арина - рот до ушей". Это - мялка. Своим зубастым ртом она "пережует" стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ - помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку. "Мни лен доле, полотна будет боле".

Педагог . А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось "музыкальным", а работа - веселой.

Педагог берет в руки погремушку - шаркун - и гремит им в такт "работе" детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.
Педагог. Часто трепало дарил понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну. А какие узоры вы видите на этом трепале?

Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить ребятам, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг - символ солнца, квадрат - символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.

Педагог . Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. "Славная у тебя будет рубашечка!" - опять сказала Тане ее сестра.
Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стеблями и ответить, на что она похожа.
Педагог. Но Таня подумала: "Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку".

Часть II. Прядение и ткачество

Педагог . Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. "Это нитки, - думает Таня. - А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?"

Педагог показывает детям прялку. Рассматривая ее вместе с педагогом, ребята определяют назначение деталей: донце - на него садилась мастерица, "чтобы работа не убежала"; "зеркало" - к нему привязывали кудель. Девочек "присаживают" за прялку, "чтобы были хорошими мастерицами". Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Педагог сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.

Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею.
(Веретено)
Скорчится - с кошку,
Растянется - с дорожку. (Нить и веретено)
Дети ответ на загадку дают все вместе.

Педагог . Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити - основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка:
Речка течет, рыбка играет, А за нею лед замерзает.

Рассматривая с педагогом ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы), рыбку (челнок), лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка - "кросна".

Педагог . Но какого цвета холст? Серого. Будет ли рада Таня такой рубашке? Нет. Что же нам делать?
Стали холст на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым...
Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.
Педагог показывает детям рубаху из льняного полотна, заостряет их внимание на деталях традиционного кроя.

Педагог . Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался "по росту" мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали "границу", "порог" - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

В игровом занятии надеть рубаху доверяют тому, кто победит в конкурсе: "Кто быстрее смотает полотно?" Для этого потребуются: две палочки, яркий лоскуток и длинная лента. Концы ее следует прикрепить к палочкам, а середину отметить, пришив лоскуток. Двое участников конкурса, взявшись, каждый за отдельную палочку, растягивают ленту. Затем, по команде педагога, наматывая ленту на палочку, продвигаются; навстречу друг к другу. Тот, кто первым доберется до цветного лоскутка, - победитель.

Когда на победителя надета рубаха, он должен, прохаживаясь по залу, показать ее всем. И, конечно, показать достойно. Поэтому педагог обращает внимание на осанку ребенка, на ритм его движений, указывая на то, что одежда диктует стиль поведения. Затем рубаху снимают.

Заключение

Педагог . Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка", где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Педагог . Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получалась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая - много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вослед платочком.
Дети прощаются с куклой Дусей, помахивая своими платочками или рукой.

Слова для запоминания:

веретено, кросна, кудель, лен,
мялка, нить, полотно, прялка,
прясть, рубаха, ткань, ткать,
ткачество, трепало, челнок, холст.

Конспект № 2.

Тема занятия . "Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна".

Занятие проводится в музее на экспозиции музея льна, однако с равным успехом может быть воспроизведено и в игровой комнате детского сада при условии наполнения ее необходимым материалом (прялка, веретено, волокнистые растения, вата, шерсть, нити, карандаши).

Вступление

Педагог . Здравствуйте, дети. Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?
Обобщая ответы детей, педагог называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

Педагог . Это - древнейшие и очень нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. И мы с вами сегодня будем учиться плести поясок в подарок любимой кукле.

Часть I. Знакомство с техникой прядения

Педагог . Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется "прясть".
Педагог разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

Педагог . Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна? Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с "катышами", рыхлые или тугие?
Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

Педагог . Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. На нижний надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Педагог садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Лети наблюдают за его работой и слушают рассказ об устройстве прялки, о способах ее украшения, "посиделках", а также разгадывают загадки о прялке, веретене, процессе прядения, разучивают коротенькие стишки или песенку соответствующего содержания и так далее (в зависимости от подготовленности и реакции группы).

Педагог . Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.
Педагог помогает детям освоить вращательное движение. Практические задания неизбежно вызывают затруднения (при "прядении" нити рвутся, при вращении "веретена" карандаши падают). Однако мы не ставим задачу научить ребенка прясть. Дети выполняют задание на операционном, а не на исполнительском уровне. Важно, чтобы они почувствовали, "пропустили" весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию, что вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

Часть II. Витье и плетение

Педагог . Итак, ниточку человек получил с помощью кручения - вращения веретена и свивания волокон. А потом он решил покрутить готовые ниточки, перевить их. Делимся на пары, получаем ниточки. Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины. У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули жгутик пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы! Как получился? Мы его свили. А теперь сплетем поясок из других ниточек так, как девочки косички плетут.
Пока дети осваивают технику плетения, педагог рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа (обязательная часть костюма, атрибут свадебных обрядов, магическая защита человека, желанный подарок и т.д.). Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные, вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

Часть III. Проведение игры "Плетем поясок"

Игра закрепляет полученную информацию, снимает утомление, развивает двигательную активность.
Дети делятся на группы с нечетным количеством участников, например по пять человек. Педагог держит в руках пять разноцветных полосок ткани шириной два сантиметра, длиной один метр. Дети берут их за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив педагога. Ребенок, который является крайним справа, первым пробегает под двумя полосками ткани и становится в центре полукруга. Затем под двумя полосками ткани бежит крайний левый и становится рядом с первым ребенком Остальные дети отодвигаются от центра, занимая освободившиеся места. Движение происходит по схеме плетения косы из пяти нитей. Игра продолжается, пока не будет сплетен поясок.

Заключение

В этой части занятия дети получают на память "продукты" своего труда и домашнее задание: приготовить подарок для любимой куклы - сплести поясок.

Слова для запоминания:

вышивка, плетение, прядение, пряслице, свивать, шитье

Конспект № 3.

Тема занятия . "Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельице".
Содержание . Знакомство с традиционным видом женского рукоделия - ткачеством. Освоение детьми техники ткачества.

Занятие проводится на экспозиции "Русские. Традиционное жилье" или в игровой комнате детского сада. Для занятия необходима модель ткацкого станка.

Вступление

Педагог . Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы научились плести поясок. Сегодня продолжим наше знакомство с женским рукоделием и будем учиться ткатъ, то есть так переплетать ниточки, чтобы получить из них ткань, или полотно. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.

Часть I. Ткачество

Педагог . Поможет нам в работе детская игрушка, которая так и называется - "ткацкий станок". Самое важное в нем - рама. На раму натягивают нити - это основа будущей ткани.

Для переплетения берем другую нить, намотанную на челнок. Она сматывается с челнока, как бы "утекает", и называется "уточная нить", "уток". Главный рабочий инструмент - бердо (гребенка с зубчиками и отверстиями в них для ниток). Бердо то поднимают, то опускают, поэтому ниточки меняются местами, а в пространство между ними пропускают челнок.
Педагог сопровождает рассказ показом рабочих деталей станка и демонстрирует принцип его действия, а затем помогает детям освоить практические движения по изготовлению полотна. Происходит фиксация внимания и тренировка памяти детей при отработке направлений движения (бердо - вверх, челнок - влево, бердо - вниз, челнок - вправо).

Часть II. Полотенце в жизни людей и в мире сказки

Педагог . Вот мы и освоили самый простой способ тканья. Что можно сшить из ткани, из полотна? Рубаху, платок и другие нужные вещи. Например, полотенце. Как без него обойтись? Вспомним каждый свое полотенце, которым мы вытираем лицо и руки. А теперь сравним наше полотенце со старинным из музея. Чем они отличаются? Удобно ли таким (музейным) вытираться? Не жалко ли? А может быть, его лучше использовать как-то иначе?
Сравнивая два, казалось бы, похожих по назначению и названию предмета, ребенок начинает понимать разницу между ними, чувствовать скрытую "тайну" музейного экспоната. Система опорных вопросов со стороны педагога моделирует проблемную ситуацию. В сознании детей возникает противоречие между знанием и не знанием - мотив для восприятия нового материала. Далее занятие строится по типу вербального сообщения об эстетической, утилитарной и обрядовой функциях вещи, в данном случае полотенца.

Педагог . Раньше словом "полотенце" называли только длинные (около трех метров) полотнища ткани. Они были белого цвета с вышитыми узорами на концах. Полотенца использовали для украшения жилища (в этом случае их называли "божник", или "накрючник"). Полотенце могло быть частью праздничного костюма (головной убор, пояс). Полотенце было необходимо при проведении праздников, обрядов (крестильное полотенце, свадебное). Хитромудрые узоры на их концах были не просто для красоты. Давайте вместе попробуем отгадать, о чем могла думать мастерица, когда вышивала красной ниточкой по белому холсту коня, птицу или растение.

Рассматривая характерные узоры, дети перечисляют наиболее часто повторяющиеся мотивы. Предложение педагога о самостоятельной дешифровке знаков детьми дает возможность активизировать их интеллектуальную деятельность. Однако не следует подробно останавливаться на семантике орнаментальных мотивов, учитывая возрастные особенности аудитории. Логичнее, применяя тематическую классификацию, выделить в ходе занятия геометрический, растительный и зооморфный орнаменты. Это лучше сделать в виде следующего практического задания.

Педагог . Сейчас я раздам каждому из вас по нескольку карточек. На них вы увидите узоры, которые мастерицы чаще всего вышивали на полотенцах. Карточки нужно разделить на три группы: в правой руке держим те, на которых изображены кресты, ромбы, прямые линии, то есть геометрические фигуры; на коленях те, на которых изображены цветы, деревья; в левой руке те, на которых изображены птицы, животные, люди. Кто сделает это быстрее всех?
Включение в занятие задания соревновательного характера способствует стимулированию у детей активного познавательного процесса, а педагогу дает возможность проверить уровень развития у ребенка аналитического мышления, умения расчленять целое на части и делать сравнения, умозаключения, выводы. В случае необходимости педагог может откорректировать действия ребенка.

Заключение

Закончить занятие рекомендуется чтением сказки "Баба Яга". Обращение к сказочному сюжету позволит разбудить детскую фантазию, перейти к ознакомлению с мифологическими воззрениями русского народа и объяснить на доступном ребенку уровне принципы наделения обычных вещей "волшебными" свойствами (то есть указать на их скрытые культурные значения).
Педагог. В давние времена люди верили, что полотенце может спасти человека от болезни, разных неприятностей, а в сказке - даже от Бабы Яги. Помните, девочка, спасаясь от погони, бросила сзади себя полотенце, и "сделалась река, такая широкая-широкая..."

Слова для запоминания:

бердо, полотенце, ткацкий станок, уток