Здоровье Беременность Красота

Дети от 0 до 1 года. Календарь развития ребенка по месяцам

Когда вы берете первый раз на руки этот комочек счастья, вы испытываете просто неописуемый восторг. Дети от 0 до 1 года развиваются стремительней, чем в любом другом возрасте, именно поэтому первый год развития ребенка считается самым важным.

Уход за крохой

Уход за ребенком до 1 года обязательно включает в себя купание и остальные гигиенические процедуры. Многие родители начинают теряться перед купанием. Чтобы сделать ритуал приятным, необходимо придерживаться определенных правил:

  • купать лучше всего не позже 22.00 часов перед вечерним кормлением;
  • в помещении температура воздуха должна быть не ниже 24 градусов, а воды - около +36;
  • в зависимости от возраста, в первый год жизни ребенка можно начинать купать в детской ванночке, постепенно переходя на взрослую ванну;
  • проводить закаливание следует постепенно и только после того, как малыш достиг 7 месяцев.

Детки до года обычно носят памперсы, и чтобы защитить его нежную кожу от опрелостей, необходимо во время смены подгузников каждый раз очищать тщательно все складочки и ягодицы крохи, так как на них скапливаются ороговевшие клетки и потовые железы.

Мы растем

Рост и вес ребенка в первый год жизни меняется крайне стремительно. Педиатры имеют огромное количество вариантов оценки развития малыша, однако они все являются довольно относительными. При оценке по формулам принято считать, что в первые шесть месяцев своей жизни кроха должен каждый месяц прибавлять по 600-800 грамм, а начиная со второго полугодия - примерно 400 г в месяц. Принято считать, что к 5 месяцу вес малыша должен удвоиться по сравнению с весом при рождении, а к концу года - утроиться. Но отклонение в 10% в обе стороны является нормой. На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только вес и рост, но также обхват груди и головы крохи - сопоставление данных параметров говорит о грамотном развитии малыша. До трех месяцев в среднем голова растет быстрее грудной клетки, но уже на 5-7 месяце грудь начинает расти быстрее. Хотя и в этом случае могут быть варианты: бывают абсолютно здоровые дети с головой больше грудной клетки.

Психологическое развитие

Психология ребенка первого года жизни стоит чуть ли не на первом месте. Следует выделить главные достижения в психологическом развитии, которые должен достигнуть ребенок до года:

  • складываются две первые формы общения со взрослыми, происходит освоение манипулятивной деятельности с разными предметами;
  • возникают первые социальные эмоции крохи, направленные на взрослых людей, происходит формирование потребностей в постоянном общении с ними, также появляется первое «предличностное» новообразование - активность;
  • в области познания появляются представления о предмете, как о существующем в пространстве, постоянном предмете. Развитие памяти малыша позволяет ему расширить границы опыта, начиная его формировать. Ему становится интересно, что будет, если сделать то-то и то-то, появляется любопытство.

Учимся новому

Развитие ребенка до 1 года, особенно в первые 3 месяца, напоминает настоящий круговорот. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш достигает новых успехов в навыках и физическом развитии . Некоторые главные моменты включают:

  • умение поддержки своего веса обеими руками, он уже может поднимать голову и грудь от пола;
  • умеет переворачиваться задом наперед;
  • сидеть с поддержкой родителей, а возможно и без нее;
  • перекладывает из одной руки в другую игрушку, стучит ими;
  • способен следить за объектами движения, определять насколько близко они расположены;
  • наслаждаться звуком собственного голоса;
  • поворачивать голову в сторону шума.

В возрасте от 6 до 9 месяцев у крохи происходят отличные достижения в зрении, слухе и мобильности . Они должны совпадать со следующими показателями:

  • переворачивание задом наперед и спереди назад;
  • самостоятельно сидеть, дотягиваться до лежащих рядом игрушек;
  • умеет ползать;
  • зрение почти на том же уровне, что и у взрослого;
  • распознает простые фразы и слова;
  • появляются индивидуальные вкусовые предпочтения.

В последние три месяца первого года жизни своего малыша вы можете увидеть следующие этапы его развития:

  • слух и зрение, как у взрослого;
  • передвижение с помощью мебели, также возможна самостоятельная ходьба;
  • способность вставать без помощи родителей и предметов.

Воспитываем правильно

Воспитание детей до 1 года особенно важно, так как в это время формируются, как негативные, так и позитивные привычки. Так при условии надлежащего воспитания с первых дней жизни, можно приучить малыша быстро засыпать в определенное время без укачивания, играть не только с участием взрослых, но и самостоятельно, а также есть с аппетитом. В первые месяцы жизни для крохи становится потребностью общение со взрослыми . Поэтому родителям необходимо не только правильно и своевременно удовлетворять потребности ребенка (гулять, укладывать спать, вовремя кормить), но создавать оптимальные условия для бодрствования, а также специально заниматься с ним, воспитывая его. Появление потребности в общении является одной из самых важных особенностей данного возрастного периода. Такая потребность заставляет ребенка искать активно контакт с родителями. Это позволяет формировать начало эстетического и морального воспитания самых маленьких. Проявление любви и внимания, ласка, нежность, ласковое прикосновение и обращение - это все способно обогатить ребенка, и играет особенную роль в развитии его сопереживания, восприимчивости и эмоциональности. Поэтому родителям необходимо не только разговаривать с крохой, но и читать ему потешки, и петь песни, которые смогут вызвать первые его чувства.

После первых 6 месяцев характер общения родителей и ребенка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором родители будут стимулировать кроху к совместным действиям. Родители должны развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать интерес малыша к окружающему: игрушкам, животным, детям, другим взрослым, предметам, воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним.

Как вводить прикорм?

Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное - соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.5 месяцев жизни - овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного). Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.

Второй прикорм можно вводить через месяц после первого - различные каши на половинном молоке (5%), другими словами - количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой. Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества. В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.

Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.

Прививки от полиомиелита - их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза - это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз - живая вакцина в каплях в рот.

Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша - делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.

Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году. Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов. Главная цель такой прививки - предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.

Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори . Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.

Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.

Витамины для детей

Витамины детям до 1 года необходимы, но не все. Для нормального развития иммунной системы малышу необходим витамин А , с его помощью кроха сможет легче перенести такие заболевания, как ветряная оспа и корь. По последним данным, витамин А напрямую связан с гормоном роста, поэтому нехватка его в детском организме способна стать причиной остановки роста. Витамин А укрепляет челюстные кости, и предотвращает развитие у малыша неправильного прикуса, а также повышает устойчивость десен к воспалениям и инфекциям. Уже давно известно благотворное влияние витамина А на зрение, молочные продукты, помидоры, тыква, шпинат и морковь крайне богаты на этот витамин. Важно то, что даже после прохождения тепловой обработки этот витамин сохраняется в продуктах. К основным признакам авитаминоза у малыша можно отнести шелушение и сухость кожного покрова, частые простудные заболевания, замедленный рост. Суточная норма потребления витамина А для детей до года равна 0.04 мг.

Также ребенку до года важно потреблять витамин В2 . Он отвечает за хорошее зрение, здоровую кожу, заряд энергии, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы. При его нехватке малыш становится капризным «всегда без настроения» - так обычно говорят про такого ребенка. Кроме нервозности, у крохи может появиться расстройство желудочно-кишечного тракта - частые поносы, проблемы с кожей - кожная сыпь и сухость, может наблюдаться остановка в росте. Плохой аппетит крохи, зачастую принимаемый родителями за капризы, также может свидетельствовать о нехватке этого витамина. Большое количество витамина В 2 находится в рыбе, мясе, яичном белке, крупах (овсяной и гречневой), а также молочных продуктах (твороге, йогурте, молоке и сыре). Суточная норма витамина В2 для детей до года составляет 0.4 мг .

Плановый осмотр

Диспансеризация крайне важна для малыша в первый год его жизни. Плановый - крохи начинают проводить еще в роддоме, а продолжают уже после выписки его домой. В первый год жизни врачи тщательно следят за его весом, ростом, психологическим и физическим развитием, ведь именно в этот период проще всего увидеть возможные отклонения и справиться с ними. Ко всем перечисленным выше врачам, на 12 месяце жизни добавляется еще и ортопед, и стоматолог, наблюдающие за осанкой и прикусом крохи.

Осторожно с антибиотиками

По мнению врачей, антибиотики для лечения детских заболеваний в первые 12 месяцев их жизни необходимо принимать в исключительном случае, ведь они могут принести малышу непоправимый вред. По данным проведенных исследований, прием антибиотиков в первый год жизни значительно повышает вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы, так что будьте крайне внимательны и осторожны с ними.

Сегодня подробно рассмотрим развитие ребенка по месяцам до 1 года (12 месяцев), что должен уметь малыш (мальчики, девочки) на каждом этапе развития, когда можно считать его навыки и умения соответствующими возрасту, а когда пора бить тревогу и бежать к врачу. Но читая статью помните — все дети индивидуальны, каждый развивается в своем темпе, так что то что для одного считается нормой, для другого нет.

В течение первого года жизни новорожденный из крохотного беспомощного младенца превращается в малыша, который уже может самостоятельно передвигаться, управляет своими ручками и осмысленно относится к окружающим его людям, предметам и явлениям

Родителям необходимо отслеживать постепенное развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь каждый мальчик и девочка, указано в стандартных нормах роста, но не всегда соответствует действительности.

В целом же, это показатель физического роста и интеллектуальных способностей, поэтому важен каждый этап жизни маленького человека. Ниже мы вам предлагаем подробный календарь развития ребенка от рождения до года по месяцам — мальчиков и девочек.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: что должен уметь мальчик девочка

Быстрее всего, новорождённый малыш развивается в первый год, и к концу этого важного периода имеет множество впечатляющих достижений. Одновременно с тем, что он может ползать и ходить, существенно развивается его мозговая деятельность – это позволяет ему играть не только в ролевые, но и в более сложные, настольные игры. Кроме того, малыш произносит свои первые слова, знает своих родителей и родственников, способен проявлять настоящие взрослые эмоции.

Чтобы процесс освоения окружающего мира и собственных возможностей протекал успешно, папам и мамам нужно регулировать развитие ребенка до года по месяцам, занимаясь с ним обучением и полезными играми. Для этого надо знать основные параметры формирования детей, характерные для каждого месячного этапа.

Первый месяц

На протяжении 30 первых дней после появления на свет важной задачей детского организма является приспособление к новым условиям жизни. Сначала малыш избавляется от избыточной жидкости, а затем, адаптируясь к новому виду питания, начинает прибавлять в весе по 20-30 г за день.

Перестройка организма, привычным для которого являлось осуществление всех функций внутри материнской утробы, приводит к следующим важным переменам:

В самостоятельном режиме начинает работать эндокринная система;
ребенок учится дышать и лёгкие его расправляются;
меняется состав крови и устанавливается более интенсивное кровоснабжение органов;
вследствие употребления молока матери, в организме формируются колонии полезных бактерий, формируется иммунная система и налаживается пищеварение.

К месяцу вес ребенка достигает 3,5-4,5 кг при росте 50-53 см.

Формирование психики и моторной функции

Осязательные, зрительные и слуховые органы малыша есть у него с рождения, и благодаря этому, развитие ребёнка в 1 месяц дополняется совершенствованием нервной системы и мозговых полушарий. В связи с этим, он может двигаться, сосать молоко, наклонять головку, сгибать ручки и ножки. Разумеется, такой активности способствуют и рефлексы, присутствующие у новорожденного.

Читайте также:

Особенности первого месяца

Родителям следует знать основные моменты, важные для первого месяца жизни:

Все действия младенец совершается рефлекторно;
спит от 16 до 20 часов и питается до 12 раз в сутки, в том числе, и ночью;
учится , находясь на животе;
воспринимает звуки и запахи;
умеет фокусировать взгляд на статичных объектах на несколько секунд.

Ребенок позитивно реагирует на присутствие матери, определяя её присутствие по запаху, голосу и прикосновениям.

Второй месяц

Анатомо-физиологическое развитие

Изменения, которые происходят в детском организме, касаются многих органов и систем:

У них улучшается пищеварительная функция, благодаря синтезу ферментов;
изменяется строение сердца и кровообращение;
происходит формирование слюнных желез, поэтому младенец лучше сосёт грудь и, при этом, почти не заглатывает воздух;
более расслабленными становятся его ручки и ножки, поскольку идёт угасание гипертонуса.

Двухмесячный малыш представляет собой очаровательного пухленького ангелочка с круглыми щечками, но в дальнейшем облик его будет меняться из-за возрастания времени бодрствования и активного движения.

К двум месяцам прибавка в весе у детей составляет до 700-800 г, и в зависимости от наследственности, они вырастают до 54-60 см.

Совершенствование двигательной функции и интеллекта

В два месяца у детей формируется более отчетливое зрение, и они способны хорошо видеть на близком расстоянии. Они уже умеют проявлять эмоции, которые написаны у них на личике, радуются и улыбаются, когда к ним подходят родители, при недовольстве могут закричать или заплакать. Теперь свои действия они сопровождают первым детским лепетом – гулением.

Читайте также:

Особенности второго месяца

Нормальное развитие ребенка в 2 месяца предусматривает наличие некоторых навыков:

Ненадолго приподнимать головку, лежа личиком вниз;
поворачиваться со спины на бок;
сжимать ручки в кулачки;
удерживать легкие предметы в руке;
играть с висящими над кроваткой игрушками, притягивая и отталкивая их;
рассматривать лица близких людей;
оборачиваться на посторонние звуки.

Для малышей в два месяца важны массаж, воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе, для развития мышц шеи – выкладывание на животик.

Третий месяц

Трехмесячный малыш активен, жизнерадостен и нуждается в постоянном общении. Рефлексы постепенно угасают, за исключением сосательного и двигательного, которые нужны для развития. Более осознанной становится деятельность детей.

Анатомо-физиологическое развитие

Малыш продолжает расти, у него увеличивается объём грудной клетки и окружности головы, формируются потовые железы, поэтому водные процедуры в это время должны быть регулярными. Слюнные железы ребенка ещё не развиты полностью, поэтому, не надо, слишком часто, протирать ему ротик, так как сухие слизистые оболочки подвержены травмам.

оли в животике ещё причиняют детям страдания, в этой ситуации помогает тёплая пелёнка и массаж лёгкими круговыми движениями. Улучшается управление пальчиками.

Моторика и психическое состояние

Благодаря развитию зрительной функции, младенцы могут некоторое время следить за движущимся предметом, различают основные цвета, более отчётливо могут рассматривать игрушки и лица. Благодаря совершенствованию координации, дети способны хватать предметы, держать их, тянуть на себя.

Постепенно в гулении прослеживается появление отдельных букв. Трёхмесячные дети эмоционально реагируют на приближение к ним знакомых людей и родственников, сучат ножками и ручками, улыбаются.

Читайте также:

Основные моменты в развитии

Для третьего месяца характерны следующие изменения:
совершенствование речи;
быстрая реакция на различные звуки и свет;
умение перевернуться со спины на правый и левый бок;
изучение собственных ножек;
расправление кулачков.

Некоторые младенцы уже умеют смеяться, держать головку, иногда наблюдается раннее появление молочных зубов.

Развитие ребенка в 3 месяца связано с ростом умственных способностей, вследствие этого они всё активнее познают мир вокруг себя.

Четвертый месяц

За предыдущий месяц дети набирают около 700 г веса и вырастают на 2 см. При этом окружность головы и груди у них в этом возрасте одинаковые.

Анатомо-физиологическое развитие

Развитие ребенка в 4 месяца – это новые изменения и большие возможности:

У ребёнка начинают расти ногти и образуются волосяные луковицы;
появляется острота зрения;
формирование слухового аппарата приводит к тому, что у малышей проявляется повышенный интерес к человеческим голосам и другим звукам;
улучшается координация и сила в ручках и ножках.

Теперь своё плохое настроение малыш может озвучить настоящим плачем со слезами (у него сформированы слёзные железы).

Психомоторное развитие

Основные достижения в этом плане – имитация услышанных звуков, оживление при виде знакомых лиц, настороженность, если в комнате присутствует посторонний человек. Негативные эмоции ребёнка, как правило, связаны со страхом (незнакомец, громкий шум или яркий свет), голодом, отсутствием матери. Радость он проявляет, когда с ним рядом родные.

Читайте также:

Характерные особенности возраста

Родителей искренне радуют успехи, которых достигают их детки в этом возрасте:

Первые попытки садиться и ползать, лёжа на животике;
интерес к собственным частям тела и внешности (разглядывание себя в зеркале);
умение следить взглядом за движения людей и неживых объектов.

Развитие ребенка до года по месяцам – это важный процесс, в ходе которого дети познают возможности своего тела и окружающую действительность, и взрослым необходимо следить за всеми происходящими переменами. Любые отклонения нужно выявлять и обращаться за помощью. Вообще, самое главное, проводить с детьми как можно больше времени.

Пятый месяц

У пятимесячных детей из-за того, что спят они гораздо меньше, появляется возможность больше двигаться и играть, что, конечно, важно для совершенствования разных умений.

Анатомо-физиологическое развитие

Постепенно укрепляется мускулатура ребёнка, у него вытягиваются ножки, прибавка в массе тела остаётся такой же, что и в 4 месяца – 700 г. Теперь тело младенца выглядит более гармонично и пропорционально, и к этому времени расстройство мышечного тонуса у него проходит. У детей улучшается зрение, по этой причине они уже различают мелкие детали вещей.

Нервно-физическое развитие

В возрасте 5 месяцев закладывается социальный аспект личности маленького человека. Малыши хорошо знают своих близких, пытаются копировать их манеры и интонации. Благодаря более совершенной моторике рук, интенсивно развивается и детская речь – они произносят отдельные слоги, сопровождают свой лепет мимикой и жестами. Тактильные ощущения детей тоже находятся на, довольно, высоком уровне, и они способны различать фактуры разных материалов.

Читайте также:

Специфика возраста

Физиологическое и психическое развитие ребенка в 5 месяцев даёт необыкновенные результаты:
дети лучше управляют своими ручками, могут держать по игрушке в каждой руке;
уверенно переворачиваются, а многие начинают ползать, чаще всего, по-пластунски;
у них появляется навык самостоятельной игры.

Развитые малыши делают попытки сесть, и такие действия нужно контролировать, особенно, в отношении девочек.

Шестой месяц

В полгода малыш разительно отличается от новорождённого. Он проявляет признаки самостоятельности, характера, двигается ползком и уже не столь зависим от родителей.

Анатомо-физиологическое развитие

Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет ему садиться без чужой помощи и даже вставать, держась за опору, поскольку обладает более сильной мускулатурой и крепким позвоночником.

Пищеварительная система детей теперь способна синтезировать ферментативные вещества, необходимые для разложения белков. Формирование зрительной функции, фактически завершено, и дети видят предметы и людей, предельно, чётко.

Психическое и интеллектуальное развитие

В шесть месяцев дети хотят и могут много общаться, поскольку они достигли определённого уровня психической и умственной зрелости. Кроме того, они, крайне, быстро схватывают любую информацию и готовы к обучению.

Читайте также:

Возрастные особенности

Данный аспект детской личности представлен новыми, важными качествами:
у ребёнка появляются свои собственные черты характера;
повысилась координация движений, усилилась память и внимание малышей;
груднички осваивают новые для себя мыслительные процессы (причина, следствие);
знают своё имя и имена домочадцев.

Также в этом возрасте происходят ещё два серьёзных события – у детей , и их начинают прикармливать.

Важно понимать, как происходит развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш на определённом этапе. Это даёт возможность направлять его активность в нужное русло, устранять причины отставания, поддерживать физическое и умственное здоровье в безупречном состоянии.

Седьмой месяц

К 7 месяцам ребёнок заметно подрастает, в его психике и работе нервной системы наблюдается значительный прогресс. Всё это даёт больше возможности для его активного познания мира.

Анатомо-физиологическое развитие

Анатомическое развитие ребенка в 7 месяцев, в том числе, мозга, способствует расширению психоэмоциональных способностей, в это время происходит определение главенствующей роли рук, то есть, малыш будет правшой или левшой.

Активно прорезываются молочные зубы, поэтому важно введение полутвёрдых продуктов. В 7 месяцев слуховой и зрительный аппарат завершают своё формирование, а мускулатура позволяет быстрее двигаться. Малыш продолжает набирать вес и, в то же время, худеть из-за активного времяпровождения.

Интеллект и двигательная функция

Рост умственных способностей, а также совершенствование органов чувств, приводит к тому, что малыш становится более коммуникабельным, отличается логичностью мышления, делает успехи в совершенствовании речи.

Читайте также:

Главные результаты развития

Перемены касаются многих сфер жизни детей:
они уже могут проявлять отрицательные и положительные чувства;
искренне переживают за своих близких людей и боятся, когда их нет рядом;
слоги у многих ребятишек уже складываются в простые слова.

В семь месяцев приветствуются любые занятия с карапузом – зарядка, тренировка на фитболе и массаж, игры, предназначенные для пальчиков и ручек. В рацион детей родители уже могут включать диетические сорта мяса.

Восьмой месяц

Несмотря на повышенную активность работы двигательного аппарата, в 8 месяцев происходит замедление роста детей, связанное с их генетической программой. Не стоит пугаться, этот процесс индивидуален, а малыши при этом продолжают оттачивать свои умения и приобретать новые навыки.

Анатомо-физиологическое развитие

Благодаря укреплению мышечных тканей рук, ног и увеличению прочности позвоночного столба, ребёнок способен самостоятельно сеть, встать и даже ходить, правда, пока с помощью опоры или поддержки взрослых. Число движений вырастает, благодаря более качественной координации. В семь месяцев дети прекрасно видят, слышат, у них может быть до шести зубов, но из-за этого нарушается сон.

Новые качества мышления и психики

Психическое состояние детей находится на той ступени, когда они хорошо различают своих и чужих людей, однако не могут прожить ни дня без общения, искренне расстраиваясь, когда кто-то из родителей не может уделить им время для игр.

Читайте также:

Итоги развития в семимесячном возрасте

В плане всевозможных навыков малыши, ощутимо, преуспели:
они способны несколько минут поддерживать сидячее положение;
уже освоили подъём и спуск на две ступеньки;
умеют по-разному ползать, причём, делают это, довольно, быстро.

Развитие ребёнка в 8 месяцев, если он здоров и деятелен, превосходит все ожидания – малыш самостоятельно пьёт из кружки, может брать вещи двумя пальцами, увлечённо играет без чьего-либо участия 5-10 минут.

Девятый месяц

Многие детки в девятимесячном возрасте уже ходят, но, невзирая на это, им требуется и дальше наращивать мышцы и укреплять связки, вот почему на этом этапе, чрезвычайно важно качественное питание.

Морфологические изменения

В основном, все жизненные системы малыша уже сформированы. Ребёнок хорошо различает предметы на близком и дальнем расстоянии, улавливает любые звуки. Но пищеварение малыша ещё не успело приспособиться к прикорму, поэтому необходимо грамотно сбалансировать питание, чтобы избежать нарушения работы кишечника и излишков жировой ткани. За месяц дети прибавляют в весе пол килограмма и подрастают на 1-2 сантиметра.

Новые свойства психики и мышления

В психоэмоциональном плане могут выражать самые разнообразные чувства, прекрасно понимают, что от них просят или требуют родители, проявляют интерес ко множеству предметов. Двигаются все дети по-разному – одни уже сами делают первые неуверенные шаги, другие перемещаются при помощи специальных устройств.

Физическое развитие ребенка до года определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди. Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра.

Центильные таблицы и их расшифровка

Принято считать, что за год ребенок вырастает на 25 сантиметров, его рост соответствует возрасту, а вес росту. Когда крохе исполняется год, он весит в среднем 10 кг, причем вес считается нестабильным показателем и зависит от многих факторов (отсутствие аппетита, нарушение сна, болезнь и т. д.). До достижения четырехмесячного возраста окружность головы малыша должна больше окружности груди на пару сантиметров. После 4 месяцев окружность груди всегда будет больше окружности головы.

В статье мы будем ссылаться на центильные таблицы, которые содержат нормы физического развития ребенка до года: ими руководствуются педиатры. Они показывают распределение большого количества осмотренных детей по физическим показателям роста, веса, окружности головы и груди.

Физическое развитие оценивается в соотвествии с возрастом так:

  • С отставанием от нормы - показатели в пределах 3-10 центиля.
  • Соответствующее возрасту - все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.
  • Опережающее - показатели в пределах 90-97 центиля.

Центили в таблицах ниже расшифровываются следующим образом:

  • До 3 центилей - показатели здоровых детей в 3% случаев. Требуется обследование или консультирование врача.
  • 3-10 центилей - встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
  • 10-25 центилей - встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
  • 25-75 центилей - встречаются у здоровых детей в 50 % случаев.
  • 75-90 центилей - встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
  • 90-97 центилей - встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
  • Более 97 центилей - встречаются у здоровых детей в не более чем 3 % случаев. Требуется обследование или консультирование врача.
Нужно понимать, что все дети разные и их физическое развитие отличается. Один ребенок рождается худым, при этом с прекрасным аппетитом и спокойным характером, а другой при рождении большой, но имеет повышенный тонус, что заставляет его вздрагивать от каждого шороха.

Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае, но родители должны внимательно наблюдать за малышом и при малейшем беспокойстве обращаться к врачу за консультацией. Только доктор сможет правильно определить уровень физиологического развития ребенка до года.

Длина тела (рост)

Процесс роста подчиняется следующим закономерностям:

  1. Увеличение длины тела отражает гармоничность развития организма в целом. Медленный рост скелета всегда сопровождается замедлением развития мышц и внутренних органов.
  2. С возрастом скорость роста уменьшается. Интенсивнее всего он происходит в утробе матери.
  3. Ребенок растет скачками, которые чередуются с увеличением веса.
  4. Быстрее всего растут удаленные от головы части тела, что делает туловище пропорциональным.

Измерить рост можно и в домашних условиях. Для этого лопатки крохи, пятки и крестец должны быть плотно прижаты к твердой поверхности. Возможно, придется слегка надавить на колени, чтобы выпрямить ноги. Измерение производится рулеткой или сантиметром. В медицинских учреждениях для этого используются ростомеры.

Таблица физического развития ребенка по месяцам до года (прибавки в росте):

Возраст, мес Ежемесячная прибавка в росте, см
1−3 3
4−6 2,5
7−9 1 - 2
10−12 1

Центильная таблица помесячного роста мальчиков до 1 года в сантиметрах выглядит так:

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 46.5 48.0 49.8 51.3 52.3 53.5 55.0
1 49.5 51.2 52.7 54.5 55.6 56.5 57.3
2 52.6 53.8 55.3 57.3 58.2 59.4 60.9
3 55.3 56.5 58.1 60.0 60.9 62.0 63.8
4 57.5 58.7 60.6 62.0 63.1 64.5 66.3
5 59.9 61.1 62.3 64.3 65.6 67.0 68.9
6 61.7 63.0 64.8 66.1 67.7 69.0 71.2
7 63.8 65.1 66.3 68.0 69.8 71.1 73.5
8 65.5 66.8 68.1 70.0 71.3 73.1 75.3
9 67.3 68.2 69.8 71.3 73.2 75.1 78.8
10 68.8 69.1 71.2 73.0 75.1 76.9 78.8
11 70.1 71.3 72.6 74.3 76.2 78.0 80.3
1 год 71.2 72.3 74.0 75.5 77.3 79.7 81.7

Длина тела (рост) девочек от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 45.8 47.5 49.8 50.7 52.0 53.1 53.9
1 48.5 50.3 52.1 53.5 55.0 56.1 57.3
2 51.2 53.3 55.2 56.8 58.0 59.3 60.6
3 54.0 56.2 57.6 59.3 60.7 61.8 63.6
4 56.7 58.4 60.0 61.2 62.8 64.0 65.7
5 59. 1 60.8 62.0 63.8 65.1 66.0 68.0
6 60.8 62.5 64.1 65.5 67.1 68.8 70.0
7 62.7 64. 1 65.9 67. 5 69.2 70.4 71.9
8 64.5 66.0 67.5 69.0 70.5 72.5 73.7
9 66.0 67.5 69.1 70.2 72.0 74.1 75.5
10 67.5 69.0 70.3 71.9 73.2 75.3 76.8
11 68.9 70.1 71.5 73.0 74.7 76.5 78.1
1 год 70.1 71.4 72.8 74.1 75.8 78.0 79.6

Показатели веса

Масса тела ребенка характеризуется влиянием тех или иных условий в течение всего дня. С помощью показателя можно определить зависимость текущего состояния малыша от изменений окружающих условий.

Для новорожденных детей физиологическая потеря веса является нормой и может составить до 8%. В первые дни жизни кроха выделяет меконий (кал) и теряет жидкость. Спустя 10 дней от рождения вес должен восстановиться.

Оценить полученный результат можно по таблице прибавок веса:

Возраст, мес Прибавка в весе, грамм
1 600
2 800
3 800
4 750
5 700
6 650
7 600
8 550
9 500
10 450
11 400
12 350

Или с помощью центильных таблиц для мальчиков и девочек. Масса тела мальчиков, кг:

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 2.7 2.9 3.1 3.4 3.7 3.9 4.2
1 3.3 3.6 4.0 4.3 4.7 5.1 5.4
2 3.9 4.2 4.6 5.1 5.6 6.0 6.4
3 4.5 4.9 5.3 5.8 6.4 7.0 7.3
4 5.1 5.5 6.0 6.5 7.2 7.6 8.1
5 5.6 6.1 6.5 7.1 7.8 8.3 8.8
6 6.1 6.6 7.1 7.6 8.4 9.0 9.4
7 6.6 7.1 7.6 8.2 8.9 9.5 9.9
8 7.1 7.5 8.0 8.6 9.4 10.0 10.5
9 7.5 7.9 8.4 9.1 9.8 10.5 11.0
10 7.9 8.3 8.8 9.5 10.3 10.9 11.4
11 8.2 8.6 9.1 9.8 10.6 11.2 11.8
1 год 8.5 8.9 9.4 10.0 10.9 11.6 12.1

Масса тела девочек, кг:

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 2.6 2.8 3.0 3.3 3.7 3.9 4.1
1 3.3 3.6 3.8 4.2 4.5 4.7 5.1
2 3.8 4.2 4.5 4.8 5.2 5.5 5.9
3 4.4 4.8 5.2 5.5 5.9 6.3 6.7
4 5.0 5.4 5.8 6.2 6.6 7.0 7.5
5 5.5 5.9 6.3 6.7 7.2 7.7 8.1
6 5.9 6.3 6.8 7.3 7.8 8.3 8.7
7 6.4 6.8 7.3 7.7 8.4 8.9 9.3
8 6.7 7.2 7.6 8.2 8.8 9.3 9.7
9 7.1 7.5 8.0 8.6 9.2 9.7 10.1
10 7.4 7.9 8.4 9.0 9.6 10.1 10.5
11 7.7 8.3 8.7 9.3 9.9 10.5 10.9
1 год 8.0 8.5 9.0 9.6 10.2 10.8 11.3

Окружность головы

Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев - по 0,5 см ежемесячно.

Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 32.8 33.7 - 35.2 - 36.7 37.6
1 34.6 35.5 36.3 37.1 38.0 39.1 40.3
2 36.5 37.4 38.2 39.0 40.0 41.0 42.0
3 38.2 39.0 39.7 40.6 41.5 42.5 43.3
4 39.5 40.2 40.9 41.8 42.8 43.6 44.4
5 40.5 41.2 41.9 42.7 43.8 44.6 45.4
6 41.5 42.0 42.8 43.9 44.8 45.5 46.3
9 43.4 44.0 44.8 45.8 46.7 47.4 48.0
1 год 44.6 45.3 46.2 47.1 48.0 48.6 49.3

Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 31.7 32.5 - 34.1 - 35.5 36.3
1 34.2 35.0 35.8 36.6 37.4 38.1 39.0
2 35.7 36.7 37.4 38.2 39.0 39.8 40.7
3 37.1 38.0 38.7 39.5 40.4 41.2 42.0
4 38.3 39.1 39.9 40.7 41.4 42.2 43.0
5 39.5 40.3 41.0 41.7 42.5 43.2 44.0
6 40.6 41.5 42.0 43.0 43.4 44.2 45.0
9 42.3 42.9 43.5 44.6 45.6 46.4 46.8
1 год 43.5 44.2 44.9 45.7 46.5 47.3 48.0

Обхват груди

Этот вспомогательный показатель помогает определить пропорциональность развития малыша. Проводить сантиметровую ленту нужно по нижним углам лопаток и нижним краям ореолов (околососковых кружков).

В возрасте 1−6 месяцев ежемесячная прибавка должна составлять 2 см, в 6−12 месяцев - 0,5 см. Также можно воспользоваться центильными таблицами. При оценке результатов всех измерений необходимо помнить об индивидуальных особенностях малютки.

Окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 31.7 32.3 33.5 34.8 36.6 36.8 37.8
1 33.3 34.1 35.2 36.5 37.9 38.9 40.2
2 35.0 35.7 36.9 38.3 39.8 40.8 42.0
3 36.5 36.5 37.2 38.4 39.9 41.6 42.7
4 37.9 38.6 39.8 41.4 43.4 44.6 45.9
5 39.3 40.1 41.2 42.9 45.0 45.7 47.6
6 40.6 41.4 42.5 44.3 46.3 47.6 49.0
7 41.7 42.5 43.6 45.5 47.5 48.9 50.1
8 42.7 43.5 44.6 46.4 48.5 49.9 51.1
9 43.6 44.4 45.4 47.2 49.3 50.8 52.0
10 44.3 45.1 46.1 47.9 50.0 51.4 52.8
11 44.8 45.6 46.6 48.4 50.6 52.0 53.5
1 год 45.3 46.1 47.0 48.7 51.0 52.5 54.1

Окружность грудной клетки девочек от 0 до 12 месяцев, см

Возраст, мес / центиль 3 10 25 50 75 90 97
0 31.0 32.0 32.8 34.0 35.2 36.0 37.0
1 33.0 34.0 34.9 35.9 37.1 38.1 39.0
2 34.6 35.6 36.6 37.7 38.8 39.9 40.9
3 36.3 37.3 38.3 39.4 40.5 41.4 42.8
4 38.0 38.9 39.8 40.9 42.1 43.0 44.3
5 39.5 40.3 41.2 42.3 43.5 44.5 45.7
6 40.7 41.6 42.4 43.5 44.7 45.8 47.1
7 41.8 42.7 43.6 44.6 45.8 47.2 48.5
8 42.8 43.7 44.6 45.7 46.9 48.3 49.8
9 43.6 44.5 45.5 46.6 47.8 49.3 50.9
10 44.3 45.2 46.2 47.2 48.6 50.1 51.7
11 45.0 45.8 46.8 47.8 49.3 50.8 52.3
1 год 45.5 46.3 47.2 48.3 49.9 51.4 52.8

Процесс развития по месяцам

У новорожденных есть следующие врожденные рефлексы:

  • Пищевой (сосательный);
  • Ориентировочный (поворот головы за стимулом);
  • Оборонительный (громкий крик при действии раздражителей).

При этом ребенок двигается всем телом; руки, глаза и ноги движутся не упорядочено.

Спустя месяц от рождения движения малыша становятся скоординированными, он может приподнять голову лежа на животе. При громком звуке ребенок разводит руки в стороны и резко поджимает их к себе, сжимая кулаки.

В возрасте 2 месяцев глаза движутся скоординировано, малыш поворачивает голову на звук, трогает и пытается схватить интересующие предметы. Лежа на животе, он удерживает голову около минуты. Улыбается в ответ на улыбку.

На 3 месяце своей жизни малыш, лежа на животе, опирается на локти и предплечья. Может делать поворот набок со спины и обратно, крутит головой по сторонам, держа ее вертикально. Когда малыша берут на руки, он подтягивается, а при обращении к нему - отвечает, агукает или смеется.

В 4 месяца ребенок узнает знакомые лица и простые предметы, легко переворачивается со спины на живот. Хватает интересующие его предметы и тянет их в рот. Постоянно требует маминого внимания.


На 5 месяце малыш уже пытается сидеть, но еще нуждается в поддержке спины, узнает родные голоса и повторяет звуки. Если его держать за подмышки, он будет стоять на ногах.

В 6 месяцев малыш может сидеть без поддержки, ползает и произносит простые слоги. Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Крепко держит игрушки и тянется к маме, когда она появляется в его поле зрения. Быстро развивается мелкая моторика. Ребенок хватает предметы и бросает их, наблюдая за тем, что с ними происходит. На этом этапе начинают резаться зубы, чаще всего первыми появляются нижние средние резцы.

На 7 месяце малыш уже уверенно ползает, сидит и может наклонять туловище вперед. Внимательно слушает взрослых и пытается запоминать слова. Лучше глотает, так как умеет перемещать еду в заднюю часть рта. Плачет, когда игрушка пропадает из виду.

В 8 месяцев ребёнок встает у опоры. Пытается ходить за руку и активно играет с игрушками, бросая и хватая их. Уверенно сидит. В этом возрасте обычно появляются два верхних резца.

На девятом месяце кроха уже ходит с опорой, реагирует на свое имя и выполняет простые задания типа «подай», «положи». Держит предметы «пинцетным захватом» (указательным и большим пальцами).

На десятом месяце ребенок может стоять без опоры. Он пытается говорить простые слова и слоги, ищет предметы по просьбе взрослых. Никому не отдает любимую игрушку. В этот период у большинства детей появляются верхние боковые резцы.

Спустя 11 месяцев со дня рождения кроха уже знает названия большинства окружающих его предметов и частей тела. В этом возрасте хорошо развита мелкая моторика. Малыш пытается самостоятельно ходить и прекрасно ориентируется в пространстве.

В возрасте 12 месяцев малыши обычно ходят и даже могут нагнуться. Они прекрасно понимают все, о чем им говорят, и выполняют просьбы. Крохи пытаются сказать первые слова. В этом возрасте появляются нижние резцы. В год у ребенка должно быть 8 зубов.

На физическое развитие могут также влиять генетика, воспитание и социальная среда. Для полноценного и своевременного развития ребенка его родители должны прилагать к этому максимум усилий и ежедневно заниматься с крохой. Немаловажным фактором является любовь и внимание близких, ведь малыш очень нуждается в этом.

Рождение ребенка – огромная радость для всей семьи. Долгое девятимесячное ожидание осталось позади, впереди надежды на счастливое будущее малыша и тревоги о его здоровье.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок нормально развивался, был здоровым и активным. Но правильно отнестись к такой задаче новоиспеченным родителям бывает трудно.

Предложенная статья расскажет об установленных нормах в развитии ребенка: на что стоит обратить внимание, и на каких этапах развития чего следует от него ожидать.

Многие родители слышали определение «коридор развития», у большинства это понятие вызывало недоумение и растерянность.

Но ничего страшного в нем нет – это общепринятое понятие этапов физического развития ребенка.

Немного о том, существует ли разница в физическом развитии на первом году жизни между мальчиками и девочками.

Согласно антропометрической экспертизе, развитие детей обоих полов мало чем различается.

Все зависит от:

  • Индивидуальных особенностей.
  • Генетической наследственности.
  • Врожденных заболеваний.
  • Условий жизни и питания.

Учеными-исследователями ВОЗ выведена усредненная таблица норм физического развития ребенка по месяцам до года, его рост и вес.

В таблице также указана норма прибавки показателей по месяцам:

Возраст ребенка до года (месяцы) Рост, см Прибавка в росте, см Вес, кг Прибавка в весе, гр
Новорожденный 50-52 Нет 3,100 – 3,500 Нет
Один 53-56 4 3,700 – 4,150 650
Два 57-60 4 4,500 – 4,850 700
Три 61-63 4 5,250 – 5,650 800
Четыре 63-65,5 2,5 6,000 – 6,300 650
Пять 65-68 2,5 6,450 – 6,900 600
Шесть 67-70 2 7,000 – 7,500 600
Семь 69-72 2 7,550 – 8,100 600
Восемь 71-74 2 8,150 – 8,650 550
Девять 72,5-75,5 1,5 8,650 – 9,100 450
Десять 74-77 1,5 9,100 – 9,550 450
Одиннадцать 75,5-78,5 1,5 9,500 – 9,950 400
Двенадцать 76-80 1,5 10,000 – 10,350 350

Как видно из таблицы:

  1. Самый активный рост ребенка приходится на первый триместр жизненного цикла. В этот период организм перестраивается на самостоятельное функционирование.

    Малыш пассивен и проводит в состоянии сна до двадцати часов в сутки.

  2. Во втором триместре рост и вес возрастают медленнее, малыш больше времени бодрствует, реагирует на внешние раздражители, постепенно адаптируется к внешнему миру.
  3. Третий триместр – ребенок ведет активный образ жизни, продолжительность сна постепенно уменьшается, временные интервалы между кормлениями увеличиваются.

    Начинается этап познания мира. Прирост физических показателей падает.

  4. Четвертый триместр – самостоятельный человек. Ребенок пытается подражать взрослым, ведет себя осознанно, активно.

    Питание смешанное, в рацион добавляется твердая пища. Характерен наименьший прирост показателей.

Обратите внимание! В таблице представлены усредненные значения, параметры могут отличаться от индивидуальных показателей в зависимости от особенностей организма.

Что должен уметь ребенок: календарь развития по месяцам

Многих новоиспеченных родителей интересует вопрос, что должен уметь делать ребенок на каждом этапе первого года жизни.

Ниже приводится календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев:

  • Первые дни и недели жизни малыш преимущественно спит, а в минуты бодрствования плачет, заявляя о голоде, мокрых памперсах, плохом самочувствии.

    Естественная для младенца поза – лежать на спине, поджав по бокам ножки и вскинув вверх ручки.

    Родителям надо самостоятельно переворачивать его на животик, слегка массируя спинку. В таком положении у малыша будут отходить газы и укрепятся мышцы спины, живота и шеи.

    К концу первого месяца ребенок, лежа на животике, начнет слегка приподнимать головку, стараясь ее удержать.

    Нормальному психологическому и физиологическому развитию помогут: общение с родными – ему надо петь песенки и включать классическую музыку.

    Прогулки на свежем воздухе – организм, обогащенный кислородом, нормально функционирует.

    После каждого пробуждения необходимо делать крохе массаж и совершать гигиенические процедуры, ежедневно купать новорожденного, добавляя в воду отвар череды и ромашки.

    Ближе к концу первого месяца малыш начинает фокусировать взгляд, находя движущиеся предметы. Он четко узнает маму по запаху и расстраивается, когда ее долго нет рядом.

  • Ко 2-му месяцу ребенок уже узнает близких людей и осмысленно улыбается, издает протяжные звуки, пытаясь выразить свои ощущения, ищет глазами и находит знакомые предметы.

    В этот период важно уделять внимание развитию малыша, занимаясь несложной гимнастикой и массажем.

  • В 3 месяца кроха начинает жить активной жизнью. Он твердо держит голову, самостоятельно переворачивается со спины на живот и наоборот.

    Учится управлять конечностями, пытаясь удержать понравившийся предмет в руках, выражает радость, произнося слитные слоги.

    Продолжительность фазы бодрствования и интервалы между кормлениями значительно увеличиваются.

  • К 4 месяцам малыш четко знает своё имя, хорошо различает знакомых и незнакомых людей.

    Понимает и различает человеческую речь, вступает в общение, любит играть с движущимися предметами, выделяя любимые.

  • В 5 месяцев – полностью владеет своим телом, передвигаясь на горизонтальной поверхности. Способен легко взять понравившуюся вещь, потянув ее в рот.

    Грудничок пытается ползать, найдя опору для упора ног, делает усилия прессом, стараясь принять вертикальное положение. Реагирует на общение, принимает в нем живое участие.

  • 6-ти месячный малыш проявляет интерес ко всему цветному и яркому, активно играет игрушками и погремушками, вышвыривая их из кроватки.

    Он самостоятельно становится на четыре конечности и пытается ползти. Если находит твердую опору – старается подняться во весь рост, опускаясь на пятую точку.

    Очень любит, когда ему читают книжки, показывая цветные картинки. Издаваемые им звуки носят осмысленный характер и напоминают односложные слова или песни.

  • К 7-ми месяцам появляются первые зубки, и кроха тянет в рот всевозможные предметы. Игры приобретают осмысленный характер.

    Малыш с удовольствием играет в сороку, ладушки, прятки и др., активно ползает, уверенно сидит, передвигается в ходунках или по манежу.

    В этот период ребенок начинает осмысленно впитывать новую информацию, перерабатывая ее.

  • Восьмимесячный карапуз активно познает мир, он абсолютно бесстрашен и полон различных идей.

    Родителям нужно постоянно быть начеку. Сон сокращается до двух раз в день, он много играет и проявляет интерес ко всему новому.

    Малыш прекрасно ориентируется в пространстве, идет на контакт, выражая мысли многосложным лепетанием, отождествляет своих от чужих, понимает и выполняет поставленные задачи.

  • В 9 месяцев ребенок крепко стоит на ножках, делает первые шаги, держась за опору.

    Начинает копировать действия взрослых. Уверенно держит предметы в руках, выполняя заданные действия.

  • Десятимесячный кроха полностью копирует мимику и жесты старших, произносит первые несложные слова, активно участвует в жизни семьи, интересуется сверстниками.
  • В 11 месяцев ребенок активно разговаривает, называя предметы и действия своими словами и сердится, если его не понимают.

    Хитрит и выражает нежелание делать то, что ему не хочется. Старается завоевать расположение, понравившегося человека, начинает улыбаться и строить рожицы.

    Хорошее настроение выражает пританцовыванием и хлопками в ладоши. Старается начать самостоятельно кушать, пить, снимать обувь, произносит имена близких по слогам.

  • В 12 месяцев ребенок полностью самостоятелен. Он уверенно залезает на диван, кровать, стулья и слезает с них, ходит, держась за руку взрослого, самостоятельно кушает, садится на горшок, открывает и закрывает дверцы шкафа.

    Малыш играет в сложные игры, складывает кубики, возит машинку, укачивает куклу или мягкую игрушку. Каждый этап жизни ребёнка по-своему интересен и незабываем.

Развитие недоношенных детей

Недоношенные дети – малыши, родившиеся с двадцать первой по тридцать седьмую неделю беременности.

Они существенно отстают в развитии от сверстников, нуждаются в дополнительном уходе и ласке.

  • В первый месяц ребенок плохо набирает вес из-за неразвитого сосательного рефлекса, ему тяжело сосать материнское молоко. Выход – сцеживание и кормление через специальный зонд.

    Поскольку у малыша ещё не развита терморегуляция, ему крайне опасно переохлаждаться или перегреваться. В этот период крохе важно находиться постоянно с мамой, ощущать её запах, тепло и любовь.

  • На втором месяце жизни сосательный рефлекс остается слабым, но ребенку надо его развивать, поэтому рекомендуется кормить малыша из бутылочки.
  • На третьем месяце жизни появляется интерес к еде, сну, грудничок начинает следить глазами за движущимися предметами, пытается поднимать головку, захватывать игрушки.
  • На четвертом месяце кроха самостоятельно держит голову, издает звуки, интересуется игрушками.

    Важно регулярно два раза в день проводить массажные процедуры, улучшающие тонус мышц, разрешается выносить на свежий воздух.

  • На пятом месяце грудничок уже удерживает в руках игрушку, хорошо различает звуки, поворачивая голову в их сторону, узнаёт материнский голос.

    Определяется начало нервно-психического развития, появляется первая осознанная улыбка.

  • На шестом и седьмом месяце ребенок самостоятельно переворачивается на животик. Его уже тяжело отличить от сверстников, проявляет активность. Рекомендован прикорм.
  • На восьмом месяце малыш пытается самостоятельно садиться, интересуется окружающим миром, понимает речь, начинает общаться со взрослыми, любит сказки, стихи, песни, яркие картинки, пытается ползать.
  • Девятый месяц – прорыв в развитии. Кроха нуждается в общении. С ним следует разговаривать, объяснять все действия, закладывать азы поведения, играть с игрушками. Малыш пытается произносить первые слова.

    Дальнейшее развитие недоношенного ребенка мало чем отличается от развития доношенных сверстников. К концу первого года ребенок ни в чем не отстает от других.

Как видно из представленного материала, родителям необходимо уделять больше времени развитию ребенка, контролируя его показатели, общаясь с малышом.

Необходимо учитывать, что здоровье крохи во многом зависит от образа жизни мамы при беременности и внимания родителей к своему ребенку.

Полезное видео

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о