Здоровье Беременность Красота

Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам. Мозг ребенка Что нужно делать для развития мозга младенцу

Никакие знания о свойствах центральной нервной системы не дают возможности видеть процессы, происходящие в головном мозге только что появившегося на свет младенца. В тот момент, когда впервые мама и малыш встречаются взглядами, образуется связь между нейроном сетчатки ребенка и тем нейроном в коре головного мозга, что отвечает за зрительную функцию. Соединение нейронов подобно вспышке, а в результате лицо мамы навсегда отпечатывается в детской памяти. Мы не можем наблюдать за такими преобразованиями, но важно понимать, что еще много лет будет длиться этот процесс роста, развития, создания новых узлов связи, обеспечивающих маленькому человеку способность чувствовать и мыслить, запоминать и учиться делать все, чего никогда не делал раньше.

Мозг ребенка нужно развивать

Только недавние исследования убедили ученых в том, что полноценная мозговая деятельность определяется не врожденными особенностями ребенка, а теми впечатлениями, знаниями, опытом, которые малыш получает уже после своего рождения. Формирование главных сложнейших нейронных схем, от которых зависят будущие способности малыша, происходит именно в период активного роста. Родители должны знать, как развивать умственные способности у ребенка, чтобы своевременно и правильно начать процесс обучения разным навыкам, стимулировать познавательный интерес крохи. Упражнения для развития мозга ребенка нужны обязательно, ведь без них невозможно создание синапсов (нейронных узлов). Как выученное стихотворение, если его не повторять время от времени, может через какое-то время забыться, так и не нашедшие применения синапсы ослабевают, а со временем и вовсе не смогут быть восстановлены. На деятельность головного мозга ребенка в возрасте до 10 лет затрачивается очень много энергии – намного больше, чем нужно для работы мозга взрослого человека. При такой активности гимнастику для головного мозга детей нужно проводить как можно чаще. С этой целью лучше использовать рядовые жизненные ситуации, включать обучающие моменты в игру, поскольку просто изложенная информация никогда не будет воспринята ребенком так глубоко, как преподнесенная в контексте переживаемых эмоций.

Какие упражнения использовать?

Поскольку мозг человека состоит из двух полушарий и наиболее эффективно функционирует при условии синхронной работы обеих половинок органа, главная задача обучения – это развитие полушарий мозга у детей. Существует много упражнений для развития мозга ребенка. Приведем некоторые из них:
  1. Визуализация (игра с воображением). В процессе такого занятия малыш может создавать в уме определенные картинки, сюжеты, изменять цвет предметов, их форму. В общем-то, каких-либо границ применения фантазии не существует.
  2. Ухо – нос. Деткам такая игра очень нравится. Нужно, чтобы малыш взялся левой рукой за кончик носа, а правую руку положил на левое ухо. Затем нужно сделать хлопок в ладоши и быстро поменять положение рук на противоположное (теперь за нос держится правая рука, а левая должна лежать на правом ушке).
  3. Колечко. Это зарядка для пальчиков, которая положительно влияет на мелкую моторику рук и одновременно активирует соответствующие центры в коре головного мозга. Нужно по очереди соединять в колечко большой палец с указательным, потом со средним, безымянным и, наконец, с мизинчиком. Сначала можно проделать упражнение одной рукой, затем другой, а затем одновременно двумя руками и пытаться перебирать пальчиками как можно быстрее.
  4. Зеркальное рисование. Упражнение выполняется двумя руками – нужно одновременно рисовать симметричные знаки, рисунки, буквы. Во время рисования происходит гармонизация работы полушарий, и значительно повышается эффективность умственной деятельности.

Метод «Соробан»

Существует методика, которая объединяет в себе разные упражнения, полезные для развития у детей мышления. Она позволяет раскрыть потенциал детских интеллектуальных способностей, талантов, кроме того она является одним из лучших способов, как научить ребенка быстро считать в уме. Методика «Соробан» пришла к нам из Японии – страны, которая признана одной из наиболее интеллектуально развитых в мире. Обучение устному счету основано на работе с японскими счетами «абакус». Почему мы проводим параллель между методом «Соробан» и специальными развивающими упражнениями?
  1. Использование двух рук. Малыши производят вычисления на счетах сразу двумя руками, что позволяет не только развивать каждое полушарие, но и оптимизировать их взаимодействие.
  2. Визуализация. Постепенно реальный счетный инструмент заменяется его невидимым аналогом в детском воображении. Малыши представляют числовые примеры не в виде цифровых знаков, а в виде изображений с определенным положением костяшек на воображаемых счетах.
  3. Пальцематика. Пальчики рук используются даже тогда, когда ребенок начинает считать в уме. С их помощью малыш передвигает невидимые счетные костяшки.
  4. Умение управлять своим мозгом. Ребятишки, которые осваивают устный счет в школе «Соробан» могут одновременно выполнять математические упражнения в уме, совершать действие пальцами рук и использовать свои творческие способности (рисовать, читать с выражением стихи).
Регулярные правильно организованные занятия развивают креативное и логическое мышление, способности к познанию, коммуникативные качества. У детей развивается феноменальная память, наблюдательность, гибкость ума, способность концентрироваться, анализировать и оценивать, делать выводы, быстро принимать решения. С такими данными легко учиться, добиваться поставленных целей. Детский мозг готов развиваться, но мы должны ему в этом помочь, поскольку упущение даже самой незначительной доли способностей становится безвозвратной потерей для интеллекта.

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком...

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!), но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца - в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, - через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один - это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан! опубликовано

С самого рождения мы взвешиваем ребенка и меряем его рост: ага, плюс 4 сантиметра. Мы замечаем, как он развивается. Мы покупаем новую одежду, не стараясь натянуть маленькую. А если покупки оказались велики, мы аккуратно складываем их в шкаф и оставляем «на вырост». Однако у нас нет таких же простых инструментов, как весы или измерительная лента, чтобы оценить психоэмоциональное взросление ребенка. Как меняется мозг ребенка из года в год и как это сказывается на поведении.

Любые проблемы во взаимоотношениях с детьми, на мой взгляд, идут от незнания. Мы не понимаем, почему дети нас не слышат, не слушаются, зачастую делают всё назло, не реагируют на жесткое «нет» или кричат тогда, когда всё, казалось бы, в порядке. Кажется, маленький человек сходит с ума, хотя вы все делаете правильно.

Многие проблемы в воспитании детей идут от непонимания того, как развивается мозг человека. Часто ребенок физически или психологически не способен к тому, что мы от него требуем, или наоборот, хочет сделать то, что ему в это время делать интересно, а нам кажется, что еще рано.

Если бы в роддоме выдавали книжку с описанием разных стадий развития мозга человека, множества конфликтных ситуаций можно было бы избежать. Родители, которые понимают, как развивается мозг ребенка, смогли бы спокойно помогать детям пройти стадии взросления. Более того, подобные знания всегда сказываются благотворно и на отношениях пары, потому что мама и папа смотрят в одном направлении.

«Есть ли какая-то книга или статья, которая описывала бы стадии развития ребенка?» – спрашиваю я психолога и в надежде смотрю ей в глаза. Нет, единой книги нет. О каждом возрасте написано много статей и книг. Поэтому совет один. Хотите понимать детей, не сходить с ума от бессилия, не посыпать голову пеплом от того, что вы не смогли воспитать нормального ребенка? Читайте как можно больше о физиологии человека.

Я попробую пройтись по основным вехам развития ребёнка и начну с двух лет. Почему 2 - это важно?

2 года - возраст, когда ребенок уже перестал быть похожим на младенца. Он ходит, говорит и даже требует, и родители начинают требовать в ответ. Большинство родителей двухлеток думают, что их дети способны контролировать эмоции и импульсы. Однако это иллюзия. Только к четырем годам мозг ребенка будет развит настолько, чтобы обеспечивать телу самоконтроль.

Ваш двухлетка истерит, залезает на стол, несмотря на запрет, или отказывается делиться? Все отлично, он развивается согласно норме.

Задача родителя - адаптировать ребенка к миру. И самоконтроль - один из навыков, который нам приходится развивать, чтобы вписаться в общественные нормы. Если бы все взрослые люди сидели на столе или кидались ботинками, наступил бы хаос. Однако существуют разные способы научить ребенка контролировать свои импульсы. Я бы назвала их революционный и эволюционный.

Эволюция - это поступательное изменение поведения ребенка под влиянием взрослых. Помогите ему научиться совладать с собой и своими эмоциями. Например, отвлеките любимой игрушкой, когда проходите магазин со сладостями, или дайте ему ощущение контроля, разрешив купить что-то совсем маленькое. Или же предложите посмотреть мультики еще 5 минут. Ощущение возможности повлиять на жизненные процессы дает ребенку успокоение.

Ужасные двухлетки (terrible twos) считаются в психологии детьми возраста недовольства (age of discontent). Ребенок еще плохо говорит, а значит, его редко понимают. Непонимание часто является причиной эмоционального коллапса ребенка. Попробуйте поговорить на иностранном языке, когда ваш словарный запас ограничен двадцатью словами! Скорее всего, вы испытаете сильное раздражение.

С 1,5-2-х лет до 3,5-4-х ребёнок начинает понимать, что мир огромен, и в нем много возможностей. Теперь он стремится к автономии. Множество разных желаний сталкиваются с минимальными возможностями. Родители постоянно мешают: нельзя переходить самостоятельно дорогу, залезать на самую крутую лестницу или пить воду из унитаза. Многое просто не получается в силу того, что пальцы не слушаются, а ноги не бегут так быстро, как хотелось бы.

Выйти из этого непростого этапа можно с разным результатом. Вы можете научить ребенка осознавать свои эмоции и в дальнейшем ими управлять. При спокойном уравновешенном подходе вы получите уверенного в себе маленького человека. Он будет чувствовать вдруг обретенный контроль и стараться многое делать сам. Он будет не бояться проявлять инициативу и гордиться своими достижениями. Это эволюция.

Революция подразумевает совершенно другой подход и другой результат. Желание ребенка исследовать мир натыкается на родительское жесткое «нет». Иногда это по делу (схватился за нож, тянется к кастрюле с кипятком), а иногда просто по накатанной. Мама осекает там, где этого делать уже не нужно. Ребенок выходит босиком на мокрую траву, мама кричит: «Стой! Нельзя!» Почему нельзя? Соприкосновение подошвы с влажной травой полезно и приятно. «А вдруг поскользнётся», – думает мама.

Ребенок требует сладости, проходя мимо отдела с шоколадками, и папа начинает угрожать, жестко хватает за руку, а выйдя из магазина еще и шлепает по попе. У таких родителей дети часто выглядят воспитанными. Они спокойно сидят за столом и реагируют на оклик родителя. Но это неосознанное поведение. Это страх. На какое-то время такая система будет работать, но даст свои нездоровые плоды ближе к переходному возрасту. Протест, непослушание, агрессия, безынициативность - родителям придется сражаться с последствиями революционного подхода. Задавленный ребенок станет задавленным взрослым или выйдет в сопротивление и протест.

Несколько советов «потерпевшим» родителям двухлеток:

Задача взрослого - постепенно давать ребенку свободу. Невозможно ограничивать всё и всегда. Определите, что точно нельзя. И покажите ребенку, что можно взамен. Если нельзя рисовать на обоях, то где можно. Как ни странно, ребенку это не всегда очевидно.

Всегда делитесь своими чувствами. «Мне сейчас неприятно», «мне обидно». Скоро наступит момент, когда ему ваши чувства станут важны.

Но не забывайте и о хорошем. «Мне так приятно, что ты это сделал», - позитивное подкрепление работает лучше негативного.

Признавайте чувства ребенка, озвучивайте их. «Ты не хочешь идти в сад? Я понимаю, ты хочешь остаться со мной дома». Нередко понимание важнее всего.

Дайте ощущение контроля над ситуацией - ок, еще 3 минуты мультфильма и всё. В ситуации истерики уносите из «зала». Театр и зрители вселяют в ребенка артистизм. Иногда достаточно просто уйти.

Все мы время от времени испытываем сильные эмоции, но взрослые справляются с ними лучше, нежели дети. Почему? Все дело в устройстве мозга: его отделы, отвечающие за самоконтроль, созревают лишь к 25 годам. Так что же, родители обречены наблюдать детские ссоры, и другое плохое поведение все это время? Разбираемся в устройстве детского мозга.

История одной ссоры

Однажды днем Джилл услышала крики и шум из спальни своего шестилетнего сына Гранта. Четырехлетняя Грэйси нашла сокровищницу своего брата и взяла его «самый редкий кристалл», который она потом потеряла. Джилл пришла как раз в тот момент, когда Грэйси сказала своим самым ехидным голосом: «Это просто дурацкий камень, и я рада, что потеряла его!»

Джилл посмотрела на своего сына: сжатые кулаки, красное лицо. Вы, вероятно, сталкивались с подобными моментами, когда ваш ребенок находится на грани и ситуация грозит перерасти в некрасивую сцену. Однако все еще можно остановить и повернуть в сторону разумного и мирного решения. Ситуация полностью зависит от того, сможет ли ваш дорогой малыш держать под контролем свои импульсы. Успокоить свои сильные эмоции. Принять правильное решение.

В этом случае Джилл немедленно увидела признаки надвигающейся грозы: Грант терял контроль и не собирался принимать разумное решение. Она видела ярость в его глазах и слышала, как рев варвара начинает клокотать у него в горле. К счастью, Джилл перехватила Гранта прежде, чем он достиг Грэйси. Она схватила его и удерживала, пока его кулачные удары и пинки бешено сотрясали воздух. Все это время Грант вопил. Когда он, наконец, перестал бороться, Джилл отпустила его. Сквозь слезы он посмотрел на свою сестру, которая в действительности обожала и боготворила его, и холодно произнес: «Ты самая худшая сестра в мире».

Эта последняя вербальная торпеда поразила свою цель и вызвала отчаянные слезы Грэйси, как и надеялся Грант. Тем не менее, Джилл была рада, что оказалась рядом, иначе бы ее сын причинил сестре еще и физическую, а не только эмоциональную боль. Вопрос, который Джилл задала своему мужу Дэну, мы часто слышим и от других родителей: я не могу быть рядом со своими детьми каждую секунду. Как мне научить их поступать правильно и контролировать себя, если меня нет рядом?

Один из важнейших навыков, которым мы должны обучить своих детей, — принимать разумные решения в ситуациях накала страстей, подобных описанной выше. Необходимо, чтобы они остановились, перед тем как действовать, оценили возможные последствия, подумали о чувствах других, вынесли моральные и этические суждения.

Почему некоторые ситуации заставляют нас одобрительно похлопывать ребенка по спине, а другие — всплескивать руками? Для всего этого существуют достаточно основательные причины, базирующиеся на том, что происходит в верхней и нижней частях их мозга.

Комментировать статью "Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге!"

Самое главное действительно научиться понимать своего ребенка, вовремя оказать ему необходимую психологическую помощь в той или иной ситуации. Очень важная статья для мамочек)))

25.06.2014 21:07:59,

Спасибо. Очень полезная статья, дает знания о механизме поведения ребенка и подсказывает как правильно реагировать на агрессивное и капризное поведение.

24.06.2014 19:07:51, ВАЛЕНТИНА

Всего 2 сообщения .

Еще по теме "Мозг ребенка отделы мозга и за что они отвечают":

Мой мозг постоянно в режиме боеготовности и ищет ответ на вопрос "что делать?". Учителю объяснить, что у ребенка СДВГ, а это не ОРЗ и за 5 дней не пройдет, при лучшем раскладе к Именно кора лобных долей мозга защищает нас от того, чтобы мы произносили любые глупые...

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! ... ребенка, такие как принятие здравых решений, контроль над собственными эмоциями и телом, сопереживание и нравственность, - отчасти зависят от стадии развития его мозга, который пока еще не достиг...

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Мозг выносить. И я думаю, очень зря в туда не едете. Мужчина возраста вашего мужа, в свободном полете фактически, при деньгах и далеко от семьи- это худший вариант, который вообще только может быть.

Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие. а вот 18-ю больницу я бы не Подскажите, где можно качественно и без долгого ожидания приема обследовать голову или что вообще обследовать в таком случае надо.

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! А если есть проблемы в шейном отделе, то мозг плохо снабжается кислородом и как следствие могут возникать проблемы, ну и с Если Ефимов, то у него все болезни из-за шеи.

Мозг содержит свыше триллиона клеток, и свыше десяти миллиардов функциональных нейронов. Нам просто незачем держать в активном Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! И еще учение о роли трех функциональных блоков в речеобразование.

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Плохое поведение ребенка и развитие мозга. Верхний и нижний мозг: что приводит к ссорам и истерикам. Поэтому не боюсь и не истерю, дети учатся хорошо, но спокойно и безо всяких гонок на выживание.

сосуды головного мозга проверьте. +1 Вся прошлая неделя сплошная головная боль:((Башка разламывалась у всех моих знакомых, и у У окулиста глазное дно проверить, у невропатолога - сделать узи сосудов головного мозга, у ортопеда - рентген шейного отдела позвоночника.

Мозг человека загружен лишь на малую долю его истинной мощности. Т.е. любой участок мозга способен взять на себя дополнительную нагрузку Импульсы идут как из мозга к конечностям (моторика), так и наоборот, движение конечностей посылает импульсы в мозг, которые...

Выяснилось это в 14 лет после сотрясения мозга. Неврологические проблемы в детстве были "...логопед утверждает, что у ребенка нарушена связь между полушариями и я хотела Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание...

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Ваш гнев - наряду с другими сильными эмоциями, телесными функциями и инстинктами - вырастает из нижнего этажа мозга. Нетрудно догадаться, что мозг человека лучше всего функционирует, когда его верхний...

Мама ребенка до недавнего времени не соглашалась серьезно его обследовать. Но сейчас они планируют приехать в Москву на обследование и лечение. Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие.

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Так что же, родители обречены наблюдать детские ссоры, истерики и другое плохое поведение все это время? По норме мозг ребенка развивается неравномерно, и если какой-либо отдел...

Раздел: Заболевания (дельта активность мозга у ребенка). Ритмы мозга...популярно. О некоторых говорят, что они и ведут себя подобно детям. В первом случае наш мозг мягко Другие дети. Как я поняла из объяснений врача, важно отслеживать, в каких отделах мозга...

Посоветуйте, где обследовать голову? МРТ головного мозга ребенку. Где обследовать и лечить ребенка с мозговыми нарушениями? Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга, отвечающем за речевое развитие. а вот 18-ю больницу я бы...

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Мозг ребенка: где живет гнев и страх. Как все это происходило, мама не знала, так как находилась в другой комнате и услышала только грохот. Недавние обследования показали наличие гематомы в отделе мозга...

Возникает при поражении нижних отделов теменной доли в левом полушарии головного мозга. Я слышала лишь, что если поражены лобные доли, то это как раз места, отвечающие за Можно ли замедлить старение мозга и избежать зачастую катастрофических последствий...

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге! Все дело в устройстве мозга: его отделы, отвечающие за самоконтроль, созревают лишь к 25 годам. На первом этаже находятся ствол мозга и лимбическая область - отделы мозга, располагающиеся в нижней...

Прекратился энурез, ребенок стал более сознательным, адекватным. Сейчас прошло полтора года и мне очень бы хотелось провести ему Это "репродуктивный" афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав "аппараты"...

Усыхание мозга. . Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Нет ребята, мы просто не хотим, чтобы нас имели (трахали) все кому не лень. Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге!

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

– это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию . Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.