Здоровье Беременность Красота

Анализ исторической эпохи е и тихеева. Роль Е.И

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихе-евой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”. Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.



В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. -

Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой

Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, “если оно будет на высоте понимания вопроса”. Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е. И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией.

Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем: она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы - пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.; критиковала старую. школу и “новую свободную школу”, построенную на основе “свободного воспитания”, только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.

Развитие речи детей

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.

В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная речь и пути ее развития”. Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”.

Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,- это детский сад, который “по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду”,- писала она.

Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме.

Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи.

Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей.

Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время.

В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”

Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в наше время.

Об общественном дошкольном воспитании

Е. И. Тихеева указывала, что в дореволюционной России трудовая семья не в состоянии била обеспечить правильное воспитание детей дошкольного возраста ввиду тяжелых условий ее жизни и отсутствия необходимых педагогических знаний. Не лучше обстояло дело с семейным воспитанием и в привилегированных сословиях и классах, подчеркивала она. В этих семьях “все неблагополучно - от начала до конца, все нуждается в перестройке - от основания до вершины. Ждать от этой семьи проведения в жизнь правильного воспитания в ближайшее время, конечно, не приходится”. Единственный выход Тихеева видела в широком развитии общественных дошкольных учреждений: “Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям,- необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей”.

Ее теория дошкольного воспитания, известная до революции под названием “метод Тихеевой”, изложена в книге “Современный детский сад, его значение и оборудование”. Тихеева мечтала о том времени, когда общественное дошкольное воспитание детей станет распространенным явлением по всей России и удовлетворит в первую очередь потребности трудящихся. Она указывала на преимущества общественного дошкольного воспитания. Детский сад, писала она, “предоставляет ребенку возможность развиваться, работать, играть в условиях общественности, приводит его в систематическое ежедневное общение со взрослыми и товарищами; прививает надлежащее отношение детей друг к другу, к кооперации, к общественному имуществу, общим интересам... В детском саду под руководством квалифицированных воспитателей дети получают физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом возрастных особенностей, в известной системе и последовательности - все это трудно бывает осуществить в семейном воспитании.

Е. И. Тихеева обосновала ряд ценных положений, касающихся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.

Она считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Матери необходимо чаще приходить в детский сад, конечно при условии соблюдения правил, обязательных для всех посетителей и сотрудников сада. Родители должны оказывать посильную материальную помощь детскому саду. “Этого требуют интересы дела и достоинство родителя как гражданина”. В виде исключения Тихеева считала возможным освобождать от платы тех родителей, которые находятся в крайне тяжелых материальных условиях.

Детский сад должен быть учреждением, доступным для детей всех сословий, указывала она: “Демократизация школы должна начинаться снизу. Дети должны с первых лет своей жизни воспитываться в духе признания равенства всех сословий, классов, имущественных и социальных рангов. Впитав эти идеи в детском саду, они перенесут их и в школу”.

Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду должна вестись на родном языке. “Не может быть демократизации дошкольного воспитания, если игнорируется родной язык”,- писала Тихеева. Основываясь на высказываниях К. Д, - Ушинского, она считала родной язык “главнейшим и основным предметом, образующим фон, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и в школе”.

Тихеева подчеркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией мыслей и теории”, в которой могут учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ. Разрабатывая вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду, Е. И. Тихеева указывала, что организм детей живет интенсивной жизнью, затрачивает много сил; умственная и физическая деятельность детей может быть плодотворной только в том случае, если затрачиваемые силы будут своевременно пополняться за счет соответствующего питания и отдыха. Она рекомендовала уделять особое внимание питанию детей в народных детских садах, так как в них поступали дети, в большинстве физически истощенные вследствие постоянного недоедания, а часто и голодания.

Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть “подобием семьи”, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, “семейные отношения. В детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение. Вся атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры и занятия проводиться как детские праздники.

Игры доставляют детям много радости и удовольствия. В то же время они являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. “На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,- писала Тихеева,- игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души”. Особенную ценность представляют подвижные игры, проводимые на открытом воздухе.

Дети подвижны, активны, любят проявлять себя в разной деятельности, в работах. Основная задача детского сада, считала Тихеева, дать детям действовать, занять их работой, пользу которой они понимали бы и чувствовали сами. Е. И. Тихеева выступала против строго регламентированных и систематизированных механических ручных работ, рекомендованных Фребелем. Но она говорила, что необходимо научить детей навыкам выполнения простейших видов ручного труда, облегчающим осуществление разных творческих замыслов; надо сочетать коллективный и индивидуальный труд детей в детском саду и тем самым воспитывать у них навыки общественного характера и личные вкусы и интересы. Важное воспитательно-образовательное значение Тихеева придавала работам детей по самообслуживанию, по уходу за растениями и животными.

Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе детского сада Е. И. Тихеева отводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Она писала: “Вполне возможна программа, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом”. Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образовательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению. Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.

В детском саду надо заботиться о том, чтобы не рассеивалось внимание детей, чтобы в занятиях была возможная последовательность, систематичность, указывала Тихеева, каждое. новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должны по возможности связываться с каким-нибудь ассоциативным звеном, с накопленными представлениями. В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика - словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. “Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели - стройному развитию всех способностей ребенка”.

Эти высказывания Тихеевой в то время явились весьма ценными для развития дошкольной педагогики. Они противостояли взглядам сторонников мелкобуржуазной теории “свободного воспитания”, которые, как мы видели выше, отрицали необходимость программ и планов занятий с детьми дошкольного возраста и считали, что занятия должны строиться на основе “плана жизни детей, на удовлетворении детских интересов, на свободном выборе ими самими игр и занятий. Детский сад Тихеева считала подготовительной ступенью к школе.

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. “Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,- писала она. - Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада”.

Е. И. Тихеева считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность, ловкость, здоровое соревнование. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она находила, что дидактический материал Монтессори для развития органов чувств представляет для педагогов известный интерес, что с ним следует ознакомиться каждому, кто при-частен к делу воспитания, но она видела и отрицательные стороны в методике его использования. “Мы,- писала она,- считаем все ее (Монтессори) приемы в значительной степени неестественными, обусловленными той искусственной обстановкой, среди которой проводят время большинство питомцев детских садов и домов”. Е. И. Тихеева правильно указывала, что дидактические упражнения Монтессори вторгаются в жизнь детей без малейшей связи с их основными интересами, что ребенок, безупречно подбирающий цветные моточки ниток по всем основным цветам и оттенкам, может отнестись совершенно бессознательно к спектру радуги.

Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических Материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, Цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

Подобранный Тихеевой в определенной системе дидактический материал и разработанная ею методика его использования в свое время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику. Одним из обязательных условий всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста Тихеева считала эстетическое воспитание, тесно связанное с умственным и нравственным воспитанием. Дети должны рисовать, лепить, петь. Надо сделать так, чтобы в детском саду мог развиваться вкус детей на доступных их пониманию лучших образцах музыки, живописи, пластики, художественного слова. Картины, иллюстрации в детских книжках, простая выразительная, мелодичная и ритмичная песня, выразительно прочитанная сказка или стихотворение, образный рассказ, красота природы, с которой детей следует знакомить,- вот те пути и средства, которые Тихеева предлагала использовать для эстетического воспитания детей. Она указывала также, что соблюдение во всем порядка, чистоты, приучение детей к поддержанию этого порядка входят в число тех приемов, без которых эстетическое воспитание немыслимо.

Е. И. Тихеева дала практическим работникам по дошкольному воспитанию ценные рекомендации, как надо установить разумную дисциплину в детском саду. Одним из средств воспитания у детей дисциплинированности, считала она, является обязательный посильный труд, уклоняться от которого никто не должен (дежурство, уход за растениями, животными и т. д.). Понятие обязательности должно быть более или менее связано со всеми видами занятий детей. В жизнь каждого дня должно быть вкраплено какое-либо задание, выдвинутое самим ребенком или руководителем, которое должно быть для ребенка обязательным. Длительность работы по обязательным заданиям должна колебаться в зависимости от возраста от 5 до 20 минут.

В детском саду следует установить четкий режим, он также обеспечивает приобретение детьми необходимых навыков поведения. Прививая детям навыки хорошего поведения, надо воспитывать у них умение сознательно и осмысленно относиться к своим действиям. “Привычка - один из могущественных рычагов, влияющих на жизнь человека во всех се проявлениях,- писала Тихеева. - 13 поpy же детства рычаг этот по преимуществу полон сил и значения; Есть целый ряд навыков, которые необходимо привить детям и которые могут укорениться путем длительного воздействия и привычки”.

Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные. дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

Книга Е. И. Тихеевой “Современный детский сад, его значение и оборудование”, в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях), после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

Е. И. Тихеева активно участвовала в методической работе дошкольного отдела Наркомпроса, в подготовке кадров дошкольных работников. Она была профессором Института дошкольного образования, а затем Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде, принимала участие в написании учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов, в работе всех всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию. До 1928 г. Тихеева продолжала руководить детским садом бывшего Петербургского общества дошкольного воспитания, который после октября 1917 г. перешел в ведение Наркомпроса. В этом саду проводилась педагогическая практика студентов Института дошкольного образования, а затем Ленинградского педагогического института.

Большая заслуга Е. И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания. в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщив лучший опыт. дошкольного воспитания, Е. И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему Оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.

Метод «игра – труд» Е.И Тихеевой

Слайд №1
Апробация «метода игры – труда» Е.И. Тихеевой представляет собой не просто использование авторской идеи, а последовательный и методически грамотный анализ её результативности и эффективности. В этом проявляется научный подход к организации процесса экспериментального внедрения её собственного «метода».
Слайд №2
В качестве экспериментальных образовательных учреждений выступали создаваемые самой Е.И. Тихеевой детские сады.
Е.И. Тихеева отмечает, что дошкольное образование должно быть по преимуществу семейным, «психофизические интересы маленького ребенка требуют пребывания его в родной семье». Однако, «пребывать исключительно в недрах семьи ребенок не может по социальным условиям и не должен по соображениям педагогическим».
В связи с этим «семейное воспитание должно дополняться воспитанием общественным, и типом дошкольного воспитательного учреждения, отвечающего всем интересам данного возраста, является детский сад».
Слайд №3
Необходимо привлекать к участию в работе детского сада родителей. Совместная с семьей работа ориентирует на единство требований к детям и организованному воздействию на них.
С этой целью Е.И. Тихеева предлагает создание родительских комитетов, проведение ежемесячных родительских собраний, организацию присутственных дней и подготовку открытых мероприятий и праздников для родителей. Все эти формы сотрудничества родителей и ДОУ оказались достаточно перспективными, о чем свидетельствует их наличие и в деятельности современных детских садов.
Активное привлечение родителей к работе в детском саду рассматривается Е.И. Тихеевой в качестве одного из критериев его полноценной работы и реализации своей просветительской функции в ближайшем социальном окружении.
Слайд №4
Тихеева Е.И. к личности воспитательницы выдвигает два основных требования:
1) руководительница должна любить свое дело и детей;
2) она должна пройти через определенную педагогическую теоретическую и практическую подготовку.
Создавая свою авторскую концепцию и разрабатывая ее основные положения, Е.И. Тихеева требует от воспитательницы быть «организатором жизни ребенка, своим действенным интересом входить в игры детей, в их занятия и переживания».
Слайд №5
Для реализации идеи творческого развития профессиональной компетентности воспитателям необходимо создавать в ДОО соответствующие материальные условия, которые предлагают следующие требования к помещениям ДОО:
они должны располагаться по возможности ближе к природе;
необходимым является наличие двора при помещении детского сада;
помещения для детей должны быть светлыми, просторными, предусматривающими интересы эстетического воспитания;
наличие ряда помещений, отвечающих выполняемым ими функциям: передняя; зал для игр; комната для коллективных или групповых занятий; индивидуальная (комната, разделенная ширмами и трельяжами на отдельные уголки для работы ребенка, в том числе и уголок куклы), которая одновременно могла играть и роль спальни; песочная (для игр с песком и занятий лепкой; музейная для хранения детских работ и материалов; столовая; докторская или изоляционная; комната для педагогического и технического персонала; умывальная или ванна; кухня; площадка, оборудованная для игр и занятий на воздухе.
Слайд №6
Тихеева Е.И. разрабатывая педагогическую систему «игры – труда» и практикуя в детском саду, делает заключение о том, что «разграничить игру и труд очень трудно. Чистейшие формы труда, вкрапленные в игровые процессы, мы относим к категории игра – труд и считаем труд лишь таким процессом, который связан с обязательством и преследует практические с игровым процессом не связанные цели».
При этом Е.И. Тихеева подчеркивает, что каждый педагог должен работать по плану, по программе, которой он будет руководствоваться, наметить тот материал, который он будет прорабатывать. Поэтому в качестве еще одного ведущего и значимого показателя учебно-воспитательной работы детского сада Е.И. Тихеева выделяет планирование, контроль и учет работы.
С этой целью она предлагает четко планировать практическую деятельность и ориентироваться на необходимость разработки и реализации учебно-воспитательных программ для детских садов. Считает необходимым создание методических комплексов, отражающих содержание, которое должны освоить дети и методические рекомендации по организации этого процесса.
Слайд №7
Выделяется два вида планов-программ:
производственные, включающие содержательную характеристику работы в целом, задачи на год;
педагогические, ориентирующие на содержание текущего процесса воспитания и обучения.
Слайд №8
День пребывания ребенка в детском саду разделён на две половины:
до завтрака занятия, которые носят частично обязательный характер;
вторая половина дня ориентирована на свободные индивидуальные и коллективные игры, беседы и другие формы работы с детьми.
В «расписании работы детского сада следует приурочивать отдельные виды занятий к определенному времени». В частности, к ним относятся виды общественно полезного и обязательного труда, уход за живым инвентарем, занятия, которые проводят приходящие педагоги (по пению, танцам, музыке, физкультуре и т.д.) и прогулка.
Слайд №9
Тихеева Е.И. предлагает классификацию различных видов деятельности детей, при этом особое внимание она уделяет игре и труду. Отмечается, что существуют следующие виды детской деятельности:
1. Игры: индивидуальные и коллективные (свободные и организованные), «сидя» и подвижные (трудовые процессы в игре и подражательные).
2. Игры-занятия: индивидуальные и коллективные (со строительным материалом, дидактические, с пением, ритмические, грамотой и счетом, выкладывание: мозаика, палочки и т.д.).
3. Ручной труд: индивидуальные и коллективные (вырезание, сгибание, наклеивание, плетение, шитьё, вышивание, нанизывание, выпиливание).
4. Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
5. Музыка (слушание, пение, хоровод, ритмика, игры с пением).
6. Наблюдение окружающего в связи с развитием языка (наблюдение природы на открытом воздухе и дома, рассматривание игрушек, предметов, картин, наблюдение трудовых процессов в жизни).
7. Беседы
8. Рассказывания
9. Общественно-обязательный труд (уход за живым инвентарем, товарищеская помощь маленьким, уборка индивидуальных ящиков и игрушек, подметание, вытирание пыли, приведение в порядок мебели, мытьё чайной посуды, посильная работа в саду и огороде; работа на кухне: чистка ягод, грибов, посильная стряпня, стирка и глажка кукольного белья).
10. Грамота (чтение по карточкам, по книге, письмо: списывание, подписывание картин и рисунков, составление списков, расписаний, аншлагов, карточек, календарей, альбомов, ведение дневника, счет).
Слайд №10
Наличие в работе детского сада подобных видов деятельности, по мнению Е.И. Тихеевой направлено на решение комплекса взаимосвязанных задач:
1. Обогащение детей знаниями и представлениями при участии внешних чувств и языка.
2. Развитие внешних чувств, при участии воли, наблюдательности, внимательности и языка.
3. Развитие способности к наблюдению и сопутствующих ей интеллектуальных процессов: мышления, воображения, логического суждения, языка.
4. Эстетическое развитие.
5. Развитие языка при поддержке способности к наблюдению и внешних чувств.
6. Развитие социального и этического чувства и соответствующих навыков.
7. Упражнения двигательной способности и координирование движений.
Слайд №11
Е.И. Тихеевой были разработаны примерные планы работы для различных возрастных групп (младшая, средняя и старшая), систематизированные по видам деятельности и по определенным временным промежуткам – триместрам.
Для каждого триместра Е.И. Тихеева предлагает свою систему работы, включающую два наиболее значимых по ее представлениям вида деятельности: игру и ручной труд.
Слайд №12
Свою педагогическую систему или так называемый «метод игры – труда» Е.И. Тихеева активно внедряла в работу экспериментальных учебно-воспитательных учреждений.

Презентация на тему: Метод «игра – труд» Е.И Тихеевой

Семья Тихеевых

В 1905 - 1907 годах в доме № 26/2 на Люцевской улице нанимали квартиру под дачу: коллежский асессор Иван Иванович Тихеев (1865 - 1924), служащий Канцелярии Министра земледелия и государственных имуществ; его жена Антонина Фёдоровна, владелица мастерской дамских нарядов в Петербурге; и сестра Ивана - Елизавета Ивановна Тихеева, воспитательница школы для мальчиков и девочек в Петербурге.

***

Отцом Ивана и Елизаветы был Иван Иванович Тихеев (1837 - 1902). Он происходил из мещанского сословия, но, благодаря своим талантам и трудолюбию, добился многого, став к концу жизни директором Департамента земельных имуществ, сенатором, тайным советником. И жена его, Авдотья Николаевна, урождённая Баталина (1841 - 1919), была под стать ему. Она окончила Институт благородных девиц (Смольный), где была одной из любимых учениц К.Д. Ушинского. Под её влиянием три дочери Тихеевых - Елизавета, Лидия и София - стали педагогами.

Елизавета Ивановна Тихеева

(1867 - 1943)

Елизавета родилась в Ковно (ныне Каунас, Литва). В 1880 - 1890-х годах она вместе с сестрой Лидией обучала детей в бесплатной начальной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. Потом сёстры переехали в Петербург. Окончив там Педагогическую академию при Лиге образования, Елизавета вместе с сёстрами Лидией и Софией организовала частное учебное заведение, в котором начала применять свои методы дошкольного воспитания детей.

В 1905 году Елизавета Тихеева составила букварь «Русская грамота».

Опыт воспитания детей в монастырских приютах и школах Елизавета изучила во время своей поездки по Европе в 1914 году.

Это позволило ей в начале ХХ века стать крупнейшим специалистом по дошкольному воспитанию.

Во время Великой войны Елизавета проводила большую работу по методическому руководству дошкольными учреждениями в Петрограде.

В советское время она возглавляла опытный детский сад при Ленинградском Педагогическом институте имени А.И. Герцена.

Елизавета Тихеева разработала свою систему развития органов чувств детей, методику развития их речи и мышления. Она считала, что главную роль в развитии речи детей играет пример взрослых, их правильная речь:

«Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное - говорить медленно, ясно и громко».

В 1937 году она издала свою книгу «Развитие речи дошкольника». Педагогическое научное наследие Елизаветы Тихеевой достаточно обширно: 15 монографий; 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности; примерно 50 статей в периодической печати.

В наши дни отношение к педагогическим заслугам Елизаветы Тихеевой двойственное. С одной стороны, её труды всё ещё по-настоящему не систематизированы и не оценены; с другой - некоторые из них переиздаются, изучаются. В Педагогическом институте имени А.И. Герцена существует стипендия имени Елизаветы Ивановны Тихеевой.

Недолго прожив в нашем городе в начале ХХ века, Елизавета Ивановна Тихеева на склоне лет вновь поселилась в наших местах, в Вырице. Произошло это в канун Великой отечественной войны. Потом Вырицу захватили немцы. 1 января 1943 года Елизавета Ивановна Тихеева скончалась.

Лидия Ивановна Тихеева

(1868 - 1938)

Сестра Елизаветы Ивановны Тихеевой. Врач-педиатр. Видный специалист в области гигиены и физического воспитания детей.

В дореволюционное время служила вместе с сёстрами Елизаветой и Софией в детских учебных заведениях.

При советской власти стала доктором медицины, профессором. С 1920 года работала в Институте физического образования им. П.Ф. Лесгафта заведующей лабораторией физического обследования, затем - заведующей кафедрой гигиены детского возраста. С 1925 года работала также заведующей отделением педагогики раннего детского возраста Института охраны материнства и младенчества (позднее Ленинградский педиатрический медицинский институт). В замужестве носила фамилию Чулицкая. Автор свыше 100 научных работ. О пребывании Лидии Ивановны Тихеевой-Чулицкой в Гатчине сведений у меня нет.

София Ивановна Тихеева

Поскольку информации о ней мало, воспользуюсь справкой из интернета:

«Софья Ивановна Тихеева - Пфейфер - закончила Консерваторию, увлекалась естественными науками, занималась методической работой в области экологического воспитания дошкольников. В 1920 - 1940-е годы была сподвижницей своих сестёр, заведовала кабинетом педиатрии и гигиены при Ленинградском педиатрическом институте.

Ей принадлежит ряд работ научно-практической направленности, написанных, в том числе, и в соавторстве с Е.И. Тихеевой».

Относительно пребывания Софии Тихеевой-Пфейфер в Гатчине сведений у меня нет.

В семье Тихеевых-старших был ещё один сын - Денис Иванович Тихеев (1872 - 1930), инженер путей сообщения.

Привожу фотографию дома № 26/2 на Люцевской (Чкалова) улице в Гатчине. Здесь, рядом с воротами в Приоратский парк жила в начале ХХ века семья Тихеевых.


ВЛАДИСЛАВ КИСЛОВ

Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е.И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение, мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.



Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту, не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших, для ребенка доступных и интересных явлениях - вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе, к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы », который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

Наши огородные растения

Наши деревья и кустарники

Наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу: рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе , которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.

) - известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при . Сестра Л. И. Чулицкой . Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Елизавета Ивановна Тихеева
Елизавета Ивановна Тихеева
Дата рождения 12 (24) апреля (1867-04-24 )
Место рождения Ковно Российская империя
Дата смерти 1 января (1943-01-01 ) (75 лет)
Место смерти Вырица Ленинградская область , СССР
Страна СССР
Научная сфера Педагогика
Место работы Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Известен как педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля года в городе Ковно (ныне это город Каунас , Литва) на территории Российской империи .

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 - 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 - 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 - 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 - 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования , где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка . Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика