Здоровье Беременность Красота

В 9 лет у девочек. Психологические особенности развития девятилетних детей

На чтение 10 мин.

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Половое развитие детей в 8-9 лет

Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.

В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.

Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.

Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.

Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь

  1. Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
  2. Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
  3. Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
  4. Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
  5. Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
  6. Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
  7. У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
  8. Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
  9. Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.

Режим дня ребёнка в 8-9 лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд . Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные : «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные : «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.

В возрасте 9 лет ребенок стремится успеть все. Он быстро двигается, старается быстрее поесть и приступить к другому делу. В этот период увлечения могут резко меняться. Даже в этих временных увлечениях он стремится быть первым, а проигрыш становится поводом обратить внимание на другую деятельность. Возникает страсть к коллекционированию, причем привлечь ребенка может любая сфера - от марок до скрепок.

Учебная деятельность становится основной деятельностью ребёнка. На первых этапах она нравится из-за того, что ребенок приобретает новый более взрослый статус. Но затем ситуация меняется, и обучение становится привычным делом. Важным для этого периода являются новые знания и приобретенные с ними возможности.

Ребёнок учится владеть собой, использовать логическое мышление, правильно вести себя в коллективе. Приобретают значимость личностные качества учащегося: внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность, организаторские способности.

Но не всегда ребенок может сосредоточиться на занятиях. В большей степени это касается мальчиков, которые из-за бурлящей энергии не могут усидеть на месте, неосознанно затягивая время приготовления уроков в несколько раз. Также мальчики чаще девочек страдают перепадами настроения, то превознося свои таланты, то уверяя, что они ни на что не способны.

В 9 лет человек стремится к самоутверждению в обществе и признанию среди окружающих. К концу этого периода ребенок определяет границу своих возможностей.

Словарный запас становится очень обширным. Но и здесь не малую роль играет гендерное деление: мальчики чаще используют слова-действия, а девочки - предметно-оценочные слова. Девочки становятся общительнее, делятся секретами с подругами. Мальчики пока предпочитают активные игры в группе, не спеша раскрываться перед друзьями.

В этот период нравственный облик ребёнка ещё не оформлен.

Физиология возраста

Начинается усиленный рост тела в длину, усиливается темп роста позвоночника. Теперь средний рост составляет 131 сантиметр, а вес - 28 килограмм. Ребенок продолжает вытягиваться в росте, оставаясь при этом достаточно худым. Энергия ребенка бьет через край, но надолго ее не хватает, поэтому необходим отдых в течение дня. Скелет еще не до конца сформировался, поэтому необходимо быть острожными во время активных игр. Молочные зубы продолжают меняться на коренные.

Начинается половое развитие ребенка. Выявляются половые различия в размерах и форме тела. Кости детей удлиняются, что, подчас, бывает болезненно. Девочки начинают расти быстрее мальчиков. У мальчиков уменьшается слой детского жира, а у девочек он наоборот растет: бедра заметно округляются, таз становится шире.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (5-9 лет) составляет 6376 тысяч человек. Из них мальчиков- 3262 тыс. человек, девочек- 3114 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2010 или 2011

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

Вы узнаете основные психологические особенности, которые присущи девочкам в 6-9 лет в эмоциональном развитии, общении с родителями, учебой, играми и поведением.

Мозг вашего ребенка направляет и программирует рост всего тела. Этот рост означает, что структуры мозга, участвующие в обучении, памяти, двигательном контроле и любой другой функции мозга, были созданы к 5 годам. Эти связи, называемые синапсами, являются основой всех движений, мыслей, воспоминаний и чувств человека.

Детям легко учиться и принимать новую информацию в возрасте 6-9 лет, поэтому, в этот период, следует поработать над убеждениями и картиной мира вашего ребенка.

Особенности психологического развития в 6-9 лет у девочек

Рассмотрим по пунктам основные особенности психологического развития у девочек в возрасте 6-9 лет.

Особенности поведения девочек 6-9 лет

К этому периоду у девочки сформировалось чёткое понимание того, кто есть она и тот образ, на который она хочет быть похожа. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность.

Есть некоторые особенности поведения девочек 6-9 лет, которые характерны именно в этом возрасте:

  • низкая самооценка;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам;
  • отказ от публичных выступлений;
  • замкнутость.

Также девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду, стараются быть похожими на маму, примеряют ее одежду и одалживают косметику. В возрасте 6-9 лет появляются первые хобби.

Если родители замечают интерес к какому-то виду спорта или занятию, стоит начать развиваться в этом направлении и помогать ребенку определиться с выбором. Возможно, в дальнейшем, хобби перерастет в профессию и принесет большие плоды.

В этот период для родителей важно показать ребенку его сильные стороны. Это поспособствует развитию уверенности в себе и установлению связи с семьей. Девочка поймет, что родители и близкие - это надежный тыл и им можно доверять.

Общение у девочек 6-9 лет

На этапе 6-9 лет социализация ребенка происходит полным ходом, поэтому этот возраст характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях.

У девочки уже складывается полноценное общение, часто не связанное с куклами и игрушками. Данный возраст позволяет собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение.

Детская психология утверждает, что возраст 6-9 лет проходит через этап очередного кризиса. Особенности общения у девочек 6-9 лет могут заключаться в:

  • меняется оценка своего места в социуме;
  • новая среда - школа;
  • новые социальные связи;
  • общественная жизнь.

В этот период родители должны быть внимательны к эмоциональному состоянию девочки и обращать внимание на то, как она контактирует со сверстниками, есть ли у нее друзья, нет ли социальной тревожности при общении из-за страха оценки.

Родители не должны обесценивать чувства и переживания ребенка в эти моменты. Расскажите как это было у вас, как вы нашли первых друзей, с чего начинали.

Важно дать понять ребенку, что не нужно нравится всем, его ценность не в том, что думают о нем другие, а в том, что он просто есть. Общайтесь, советуйте и учавствуйте в жизни вашего ребенка, чтобы всегда предложить правильный вектор развития событий.

Эмоциональное развитие у девочек 6-9 лет

С одной стороны возраст 6-9 лет самый простой для родителей, а с другой - он связан с неизбежным началом формирования у ребёнка личного «Я», абсолютно независимого от мамы и папы.

Помогая вашему ребенку справиться с сепарацией сейчас, будет легче в будущем расставаться. Это особенно полезно, если у вашей девочки застенчивый, тревожный или робкий характер, так как она может быть более чувствительной к расставаниям.

Эмоциональное развитие у девочки 6-9 лет имеет такие характерные особенности:

  • Адаптация к школьной жизни, регулярным учебным нагрузкам, привык к преподавателю, уверенно чувствует себя в коллективе.
  • Девочки 6-9 лет любознательны, настроены на активную познавательную деятельность и освоили некоторые навыки саморазвития.
  • Уже определился некий «статус» ребёнка в окружающем его обществе. Наблюдается активное общественное, социальное развитие.
  • Меняются детские приоритеты, в жизни ребёнка появляются люди, чьё мнение способно перевешивать мнение родителей. Это могут быть лидеры среди сверстников, старших детей или чужих взрослых.

Отношения с родителями у девочек 6-9 лет

Поощряйте растущую независимость вашего ребенка. Калифорнийский семейный терапевт Джейн Нелсен, автор книги «Позитивная дисциплина«, считает, что задача воспитания заключается в том, чтобы найти баланс между воспитанием, защитой и контролем вашего ребенка.

Нужно дать ему возможность исследовать, экспериментировать и стать независимым, уникальным человеком. Поэтому позвольте вашему ребенку попробовать что-то новое, например, попробовать другую еду, найти нового друга или покататься на лошади, и не поддавайтесь желанию вмешаться.

Если вы скажете: «Я сделаю это», это может усилить зависимость и снизить доверие вашего ребенка.

При построении отношений родителей с дочерью 6-9 лет нужно:

  • признать для себя важность более независимых отношений вашего ребенка с другими и ослабить хватку;
  • предложить вашему ребенку пригласить своих школьных друзей домой, чтобы попытаться наладить контакты с кем-то еще, кроме семьи;
  • относиться с глубоким уважением к своему ребенку и без критики при других детях, это тоже поможет сформировать здоровую самооценку.

Игры для девочек 6-9 лет

Одна из самых важных потребностей у девочки в период с 6-9 лет - это общение и принятие. Любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками.

Основная же задача взрослого - организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться средствами коммуникации, а также взаимодействовать с другими без проявления агрессии.

Большое значение в развитие навыков общения отводится сюжетным играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки и получает социальный опыт.

Помимо этого, многие сюжетные игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка доброе отношение к окружающим, научат его сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке.

Формированию волевых качеств ребенка способствуют игры, в которых есть элементы соревнования. Игры для девочек 6-9 лет исходя из основных психологических особенностей:

Учеба у девочек 6-9 лет

Ведущей деятельностью девочки в возрасте 6-9 лет становится учеба. Именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывала девочка лет четырех, были мимолетными и ситуативными. В возрасте 6-9 лет переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерность, искусственная натянутость поведения.

Особенности учебы у девочек 6-9 лет:

  • появляется новая система отношений "ребенок-учитель";
  • обучение терпению и кооперативности с помощью опыта;
  • язык - как средство общения и мышления;
  • память ребенка 6-9 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

Тревога у девочек 6-9 лет

Детские неврозы - явление не редкое. Факторов может быть много: тип нервной системы, генетика, деструктивные убеждения родителей, черно-белое мышление семьи и так далее. Ребенок,как губка, впитывает всю атмосферу в доме и привыкает к постоянному ощущению опасности. Как результат - высокая тревога с малых лет со всеми вытекающеми.

Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха - угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой.

Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Что нужно делать родителям в случае выявления тревоги у девочки 6-9 лет:

  • доверительная беседа с ребенком о страхах и тревогах;
  • спокойная реакция на ответ ребенка о страхах, без критики и порицаний;
  • попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха;
  • нарисовать страх или инсценировать его в игре, прожить на воображаемом опыте.

Первая менструация у девочек 6-9 лет

Девочка в возрасте 6-9 лет может начать задавать вопросы касательно своего взросления, о том, как изменится ее фигура в будущем, откуда берутся дети. Это нормальные вопросы и естественный интерес, но бывает так, что одними вопросами только не обходится и у ребенка в возрасте 6-9 начинается менструация.

Самые первые месячные в медицине называются менархе. В среднем они начинаются у девочки в 12-13 лет, однако нормой считается также возраст от 9 до 15 лет. Бывают случаи, когда месячные начинаются и в 7 лет.

Стоит поговорить о менструации до того момента как она началась, когда ребенок неожиданно обнаруживает кровь из половых органов, то часто думает, что умирает и боится сказать родителям.

По каким признакам можно понять, что у девочки 6-9 лет скоро начнутся месячные:

  • первые белые выделения из влагалища где-то за пол года до начала менструации;
  • увеличение груди и бедер, формирование талии;
  • появление волос в области лобка и в подмышечных впадинах;
  • плаксивость и раздражительность;
  • случаи обмороков за пару недель до первых месячных;
  • сильная потливость.

Теперь вы знаете психологию девочек и особенности их развития в возрасте 6-9 лет, можете воспользоваться нашими советами и помочь своему ребенку пережить сложные периоды.

Замечено, что с возрастом человеку сложнее избежать лишнего веса - с годами частенько появляется не только житейская мудрость, но и увы, досадные складки на талии. Почему так происходит и можно ли этого избежать?

«Молодость - не годы, молодость - огонь в твоей груди!» - утверждает поэт. В любом возрасте хочется, чтобы этому огню соответствовала внешняя оболочка.

Стройность и изящество, характерные для молодого организма, уступают место полноте и расплывчатости форм среднего возраста. Мало кому удаётся носить один и тот же размер одежды в 20, 30, 40 и 50 лет.

Каким же обменным процессам в организме мы обязаны столь нежелательными для нас изменениями облика и как с этим бороться?

Кто отвечает за наш вес?

Жировой обмен человека - липолиз - регулируется центральной нервной системой. Кора мозга оказывает влияние на жировую ткань через нижележащие отделы центральной нервной системы или через эндокринные железы. Возрастные колебания гормонального фона человека приводят к нежелательным последствиям.

Гормональная система организма человека - это непосредственный исполнительный орган всех обменных изменений, так сказать, «Кабинет Министров Организма» (КМО). В его состав входят различные «министерства и ведомства» - железы внутренней секреции: органы, выделяющие свой секрет (гормоны) непосредственно в кровь.

Термин «гормон» (от греческого hormao - "возбуждаю, побуждаю") был введён в 1905 году. Гормоны оказывают биологическое действие в ничтожно малых количествах. К настоящему времени учёные открыли более 60 различных веществ, наделённых гормональной активностью и регулирующих процессы обмена веществ.

«Премьер-министром КМО» является гипофиз - маленький участочек головного мозга, который продуцирует так называемые тропные гормоны. Последние активизируют или тормозят деятельность желез внутренней секреции.

Так «премьер-министр» гипофиз выполняет свою регулирующую роль, что и надлежит делать ему по чину. Гипофизу подотчётны: щитовидная железа, паращитовидные железы, тимус (вилочковая железа), поджелудочная железа, надпочечники, яичники у женщин, семенники у мужчин.

Пирамиду власти в нормально функционирующем государстве венчает Президент. Есть он и в гормональной системе человека - это гипоталамус: маленький, но очень важный отдел мозга, служащий местом непосредственного взаимодействия высших отделов центральной нервной системы и гормонального аппарата.

Гипофиз чётко выполняет «распоряжения» гипоталамуса, а железы внутренней секреции незамедлительно реагируют на «команды» гипофиза. Таким образом, железы внутренней секреции и продуцируемые ими гормоны составляют единую, тесно связанную систему, иерархия которой аналогична государственной.

Важный орган

Важнейшую функцию в организме выполняет поджелудочная железа. Она выделяет глюкагон и инсулин: гормоны противоположного действия.

Инсулин необходим для усвоения глюкозы всеми тканями нашего организма. При недостаточном синтезе инсулина развивается сахарный диабет, следствием которого являются заметные весовые колебания. Чаще всего диабет впервые выявляется у людей именно в среднем возрасте.

Глюкагон способствует образованию глюкозы из промежуточных продуктов обмена белков и жиров, в частности - из аминокислот. Таким образом, поджелудочная железа, синтезирующая инсулин и глюкагон, выполняет ключевую роль в регуляции обмена веществ.

При стрессе или сильном испуге надпочечники усиленно выделяют гормоны стресса адреналин и норадреналин, что вызывает резкое повышение уровня сахара в крови. Такая реакция крайне нежелательна для поджелудочной железы, она не справляется с нагрузкой. Поэтому в условиях постоянного стресса часто развивается сахарный диабет.

Тимус - вилочковая железа - оказывает влияние на рост организма и отвечает за иммунитет, регулируя развитие и созревание лимфоцитов. При нарушении функции тимуса возникают так называемые аутоиммунные заболевания, характеризующиеся нарушением обмена веществ.

Так устроена наша гормональная система, которая с возрастом неизбежно претерпевает структурные и функциональные изменения.

Все зависит от возраста!

Активность желез внутренней секреции значительно разнится на протяжении жизни человека. В детском возрасте гипофиз активно продуцирует соматотропин - гормон роста, без которого невозможны рост и развитие физического тела человека. Повышенная продукция гормона роста стимулирует жировой обмен.

К окончанию периода роста - примерно к 25-ти годам - выработка гормона роста постепенно снижается. Гипофункция гипофиза (сниженная активность) приводит к отложению жира в организме, развивается гипофизарное ожирение.

В полную силу работают щитовидная и паращитовидные железы, выделяя соответственно тиреоидин, кальцитонин и паратгормон, обеспечивая нормальное развитие скелета и всех тканей детского организма.

А вот половые железы пока "молчат", дожидаясь нужного момента. Природа всё продумала: организму надо сначала вырасти, сформироваться, а потом зреть и наливаться соком, готовясь к воспроизводству себе подобных.

В этот период ни Президент, ни Премьер-министр не отдадут приказ для начала работы яичников и семенников. Не отдадут они такой приказ и не выросшему организму: карлики и кретины, как правило, бесплодны.

Гипофизарная карликовость - патология, связанная с врождённым недоразвитием гипофиза; кретинизм - недостаточная функция щитовидной железы в раннем детском возрасте.

С началом полового созревания организм радикально меняется, расцветает и преображается. Девочки превращаются в девушек, мальчики - в юношей. Фигуры приобретают столь желанные для обоих полов очертания: тонкие талии, стройные ноги и красивая грудь у девушек; широкие плечи, узкие бёдра у парней.

И, как правило, никаких торчащих и свисающих животов! Таким богатством мы обязаны действию именно половых гормонов.

Если вам немного за…

С возрастом активность щитовидной железы и половых желез постепенно падает, что влечёт за собой уменьшение интенсивности обмена веществ и, соответственно, прибавку в весе. Активность же надпочечников повышается, что имеет свои плюсы и минусы.

Плюс - гормоны надпочечников - кортикостероиды - обладают сильнейшей противовоспалительной активностью, поэтому в среднем возрасте люди меньше болеют простудными и воспалительными заболеваниями.

Минус - тело человека не только набирает вес, но и меняется его структура: увеличивается лицо, толстеет шея, исчезает талия, вырастает животик, руки и ноги становятся тоньше.

При тяжёлом гормональном заболевании Иценко-Кушинга, обусловленном резким повышением функции надпочечников, облик заболевших меняется до неузнаваемости: огромный, свисающий живот больным в прямом смысле приходится носить в руках.

Совсем нехорошо приходится нашему организму, когда «министерство половых гормонов» идёт в отставку, т. е. в предклимактерический период и в период климакса. Интересны данные о том, что половые гормоны у женщин в этот период могут накапливаться в жировой ткани, чем объясняется значительная прибавка в весе.

С гормонами спорить трудно, но можно и нужно, так как их функциональная активность регулируется всё же нервной системой. Это значит, что наши мысли и устремления управляют нами, от нас зависит, какими нам быть в среднем возрасте.

Здесь уместен принцип: «Береги здоровье смолоду». Чем раньше мы начнём заботиться о своём организме, тем легче нам будет скорректировать гормональные изменения среднего возраста, в том числе и прибавку в весе.

9 способов не толстеть!

Ничего не возникает из ничего: нельзя сильно поправиться, если мало есть (не рассматриваем тяжёлые обменные заболевания). Даже у худышек наступает время, когда стоит задуматься, сколько есть и что есть.

Поэтому правило 1 - не чревоугодничать! Какое замечательное слово! Оно означает: не идти на поводу у своего чрева - живота. Чувство лёгкого голода может стать индикатором вашего самоконтроля.

К этому чувству привыкнуть нелегко, но знайте, что именно в это время вы худеете, так как организм использует свои жировые резервы. При таком подходе вам не придётся носить свой разбаловавшийся животик в руках!

Методик обуздания аппетита множество. Не стоит истязать себя мудрёными диетами, которые запрещают почти все продукты. Хороша так называемая пол-диета: кушать можно всё, но полпорции того, что вы привыкли.

Ешьте медленно, тогда вы насытитесь малым количеством пищи. Раз в неделю устраивайте разгрузочный день на яблоках, кефире или гречке. Хорошо устраивать такие дни после сытных застолий.

Аппетит хорошо перебивается крепким чаем (чёрным или зелёным) с 1-2 ложками мёда (мёд даёт энергетическую зарядку организму). Не ешьте на ночь, после 18-19 часов. Обязательно завтракайте, исключите многочисленные перекусы, однако чашечка кофе в 10-11 часов в офисе или дома активизирует обмен веществ, улучшит настроение и поднимет тонус.

Правило 2: выбирайте полезные, "умные" продукты, отдавая предпочтение низкокалорийным и белковым.

Морепродукты, содержащие йод, поддержат функцию щитовидной железы. Чтобы она не голодала, используйте йодированную соль. Добавляйте соль в холодные блюда - например, в салаты. При варке йод испаряется, так как относится к легколетучим галогенам.

Продукты, богатые кальцием, хорошо влияют на деятельность щитовидной и паращитовидных желез: укрепляют кости, зубы, сохраняют стройность, лёгкость походки, поддерживают прекрасный вид волос и ногтей.

Фитоэстрогенные растения (бобовые, грибы, капуста, рябина) разгрузят и, возможно, продлят действие яичников, пополнят организм недостающими эстрогенами. Есть мнение, что грибы также содержат вещества, аналогичные по структуре стероидным гормонам надпочечников.

Практика показывает, что мужская половая сфера идеально поддерживается белковыми продуктами, а именно мясом. Предшественниками андрогенов (мужских половых гормонов), в частности тестостерона, являются уксусная кислота и холестерин. А также тестостерон, который стимулирует синтез белка во всех тканях.

Не перегружайте поджелудочную железу: ограничьте сладкое и жирное, сахар замените мёдом, алкоголь принимайте в умеренных дозах.

Интересна группа растений-афродизиаков - средств, повышающих половую потенцию. К ним относятся женьшень, золотой корень, стрихнинные растения, некоторые восточные пряности. Однако это не значит, что надо бесконтрольно сдабривать пищу пряностями, которые вредны в больших количествах.

Заботьтесь о себе!

Правило 3: необходимо воспользоваться гомеопатией, препараты которой в малых, безопасных дозах поддерживают и регулируют гормональный обмен. Препарат «Цимицифуга» - аналог эстрогенов - часто назначают женщинам в период климактерия.

Помните, что фармацевтические гормональные препараты, в отличие от гомеопатических, следует принимать по назначению врача и под строгим его контролем, так как они имеют много побочных эффектов и подходят далеко не всем.

Правило 4: принимайте синтетические витамины и микроэлементы. Это положительно отразится на всех системах вашего организма, в том числе и на гормональной.

Правило 5: заботьтесь о регулярном очищении организма естественным путём. Одна из проблем среднего возраста - запоры и нерегулярный стул. При наличии такой проблемы стоит включить в рацион кисломолочные продукты, чернослив, свёклу, больше фруктов и овощей.

В идеале, стул должен быть каждый день в одно и то же время - скажем, утром. Если диета не помогает, проверьте функцию щитовидной железы: при патологическом понижении её активности возникают запоры и отёки, человек значительно прибавляет в весе.

Правило 6: избегайте стрессов, спокойно воспринимайте негативные жизненные ситуации. Научитесь смотреть на мир глазами оптимиста. Не позволяйте гормонам стресса разрушать ваш организм!

Правило 7: в меру нагружайте организм физически. Особенно это важно для мужчин, ведь тестостерон обладает анаболическим эффектом: стимулирует синтез белка во всех тканях, но особенно в мышцах. На этом основаны все методики «бодибилдинга».

Правило 8: обменивайтесь половыми гормонами разных полов. Наш организм устроен так хитро, что малое количество андрогенов есть в женском организме, а малое количество эстрогенов - в мужском.

Так почему бы не пополнить запас половых гормонов взаимовыгодным обменом?! Регулярная и полноценная сексуальная жизнь - залог здоровья, красоты и хорошего настроения обменивающихся сторон.

Тестостерон и его синтетические аналоги применяют в медицинской практике при лечении рака молочной железы. В свою очередь, эстроген положительно влияет на рост волос на голове у мужчин - наблюдались случаи оволосения лысин при регулярной половой жизни с женщиной.

Правило 9: не допускайте значительной прибавки в весе, утешаясь тем, что потом похудеете. Исследователи утверждают, что, достигнув определённого размера, жировые клетки начинают делиться, их становится больше, именно поэтому очень трудно похудеть при большом лишнем весе.

Екатерина Бурмистрова

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

Что обычно тревожит родителей

– У подростка есть какая-то своя жизнь , которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние .

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство .

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.