Здоровье Беременность Красота

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Я очень люблю читать и в свободное время часто сижу с книжкой. Поэтому очень хочу привить ребенку к чтению и книгам. Это не только отличный способ занять малыша, пока что маме нужно что-то сделать, но при этом тренируется память, воображение, развивается умение создавать образы. В общем читать очень полезно и интересно.

Но существуют возрастные ограничения и куча методик как быстро научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Давайте разберемся когда начать и какой метод использовать.

Как научить ребенка читать по слогам
в домашних условиях

Сегодняшний компьютерный век мало способствует чтению книг, но нужно обязательно научить ребенка этому полезному и необходимому навыку. Желательно сделать это еще до школы, чтобы ребенок пришел в класс подготовленным и не числился среди отстающих. Так ему будет проще адаптироваться к новым правилам и условиям.

Методик обучения беглому чтению с раннего возраста существует множество. Очень сложно неопытным родителям отдать предпочтение одной из них. В то же время каждый понимает, что научить читать ребенка необходимо. Но для этого нужно хотя бы в общих чертах представлять себе процесс развития восприятия звуков, образов, умения их сопоставлять между собой.

В каком возрасте начать обучение?

Известно, что всеми человеческими действиями руководит мозг. Он получает внешние сигналы, преобразовывает их в умозаключения и отдает команды для действия. Так вот действие, способное осознать, что окружающие предметы имеют не только устные названия, но могут выглядеть в виде графических образов приходит к человеку к 5-6 годам.

Этим обусловлено время, когда ребенка можно учить читать. Но речь идет об осознанном чтении. О связном и логичном повествовании. А вот буквы, слоги и простые слова ребенок может освоить значительно раньше — около 3,5 — 4 лет.

У детей прекрасно развито воображение. Они прекрасно могут перевоплощать абстрактные неодушевленные предметы в реально действующие. Ребенок играет с лошадкой и не задумывается, что она ненастоящая. То же происходит и с изучением рисунков. Персонажи на них реальны. И воспользоваться этим для ассоциации картинки или предмета со звуками вполне возможно.

Начало обучения

Не все родители представляют себе, как быстро научить ребенка читать. Просмотр книг с картинками, когда малыш запоминает образы на иллюстрациях и учится ассоциировать их с реальными, должен перетекать в обучение письменному их названию.

С этого и начинается обучение чтению. Хорошо использовать книги, в которых под картинкой написано наименование крупным шрифтом. Например, под изображением котенка крупно написано «КОТ». Так ребенок может начинать запоминать принадлежность определенных букв образу. Буква «М» определенно «мамина», а «П» — «папина». Так проще сопоставлять звук и предмет, которому он может соответствовать.

Не следует маленького ребенка учить буквам в алфавитном порядке. Его воображение еще не способно воспринимать эту логику. И отсюда вытекает главный вопрос: когда, в каком возрасте следует начинать изучение букв и чтения.

Возрастные особенности восприятия букв и звуков

Ребенок осваивает звуки мира и пробует их произносить с самого рождения.

  1. Младенец начинает «гулить», говоря на своем языке с мамой. Засыпая, он как будто поет, повторяя мамино укачивание, сам себя баюкая.
  2. Подрастая, он начинает повторять звуки, с которых начинаются слова, определяющие понятные ему действия и персонажи.
  3. К году человечек уже вполне отчетливо говорит «мама», «папа», «дай», «на» и им подобные слова. Он знает названия своих игрушек, действия, связанных с кормлением, купанием, сном, одеванием. Но такие сложные слова говорить еще не в состоянии.
  4. К двум годам обычно ребенок уже отчетливо говорит не только слова, но и фразы. Пока еще не выговаривая всех звуков, он может сказать: «пойдем гулять», «дай кушать», «хочу спать». В этот период вполне можно начинать обучению буквам по картинкам или кубикам. Звуки он уже знает, может их складывать в слова в устной речи. И это есть сигнал, что можно показать, как эти звуки выглядят в речи письменной.

Начинать необходимо именно со знакомых ему образов: машинка, лошадка, совок, тарелка, яблоко, снег, окно… Для наглядности можно из снега выложить букву С, а из машинок собрать М. Он станет запоминать, как конкретная буква выглядит, какому предмету или действию она соответствует. Разумеется, слово целиком ему еще в это время недоступно.

Уместно использование не только кубиков с буквами и картинками. Это прекрасно, что на кубике ребенок сможет наглядно увидеть, что каждая буква соответствует определенной картинке:

  • машинка - М
  • юла - Ю
  • лопатка - Л
  • санки - С

Но не стоит и пренебрегать книжными иллюстрациями. Во-первых, ребенок сразу сможет воспринимать аналогию между буквами и печатной книгой. Привить интерес именно к бумажному изданию, в котором есть знакомые персонажи, очень важно. Если заинтересовать ребенка в игровой форме познавать по рисункам графические наименования предметов, то дальнейшее обучение чтению пойдет легче.

Как правильно научить ребенка читать по слогам

К трехлетнему возрасту дети могут складывать устно слова в предложения. То есть фразы усложняются и обрастают дополнительными словами. Ребенок этого возраста может говорить: «я не буду кушать», «я хочу играть», «мама, дай мне яблоко». С этого времени и можно показать малышу, что слова имеют не только «свою» букву, но и название из букв. Но не следует пытаться учить ребенка складывать слово из букв. Буквы для него - самостоятельные единицы. А вот слоги ему дадутся легче. Разумеется, самые элементарные: мама, папа, окно, снег, кот, шар, юла. То есть знакомые ему образы, соответствующие определенным буквам.

Более сложные слова, состоящие из нескольких слогов, можно будет учить с ребенком после 4-х лет. Но желательно избегать слов с мягким и твердым знаками, буквой «ы» и «й». А вот для «е» и «ё» можно показать различия: еда и ёжик, ёлка и едем. Разные звуки - разные буквы.

Чтобы освоить как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, не стоит показывать, что они складываются из разных букв. Можно продемонстрировать, что два звука сливаются, соединяются, стремятся друг к другу: ма, па, ко, ло. Только после того, как он сможет освоить такое пропевание слитных слогов, можно присоединять следующие: ло-ж-ка. Разумеется, каждое слово должно быть подтверждено наглядным образом - картинкой или предметом, персонажем.

Вполне можно буквы писать вместе с малышом, так ему будет легче привыкнуть к их очертаниям, и слоги будут сливаться проще. Главное, весь процесс обучения должен органично вписываться в игру. Если изучение букв и слогов будет выглядеть, как наука, то ребенок очень быстро соскучится, ему надоест это занятие.

В таком возрасте он пока не может сосредотачиваться на определенном виде деятельности относительно долгое время. И тем более не в состоянии осознавать, что что-то делать необходимо. Соответственно, и процесс игры-обучения не должен затягиваться. Начинать следует с 3-4 минут занятий. За которым последует то, что заведомо увлечет ребенка. Так он станет отождествлять получение знаний с удовольствием.

Например, ребенок любит играть с машинкой. Можно три минуты посвятить кубикам с буквами, а затем эти кубики погрузить в кузов и катать машину.

Обучение чтению - необходимость современности

Сегодня существует очень много мнений относительно обучения детей. С одной стороны, в моде раннее развитие ребенка, с другой, врачи говорят об опасности раннего обучения для психического и эмоционального развития. Бедные неопытные родители совершенно не знают, кого в этой ситуации слушать.

Но придется признать, что бабушкино ворчание о том, что школа всему научит и не надо ребенка раньше времени насиловать, нынче неактуально. Достаточно знать, что при приеме в школу дети должны уметь читать, считать, знать цифры. Можно с 6 лет отдать ребенка в подготовительную школу, это придется сделать.

Но это уже будет серьезное обучение. Представляется, что когда соберутся вместе совершенно незнакомые с буквами несколько детей, то обучение будет не столь эффективным. Такие занятия перед школой хороши тем, что уже полученные знания будущий ученик научится использовать, а так же понимать, что это не только игра, но и наука.

Поэтому лучше в процессе игры и доверительных бесед с родителями научить дитя основам чтения. Хорошо, если в семье принято читать детям книжки, а не только смотреть мультики. Если ребенок будет слушать, как мама читает интересные сказки, наверняка он и сам захочет делать так же. И обучение чтению не станет каторгой ни для ребенка, ни для его родителей.

Чтение как подготовка к школе

Все описанные способы изучения ребенком букв, звуков, слогов относятся, пожалуй, к основам чтения. Даже к приучению его осознавать предметы и персонажи не только в виде изображений, но и в виде графических названий. Чтением пока назвать это в полном смысле сложно.

Но как только малыш будет хорошо ориентироваться в звуках и сможет складывать простые слова из слогов, можно учиться читать. Это будет хорошей подготовкой к школе, и начинать это стоит не раньше пяти лет. Ребенок в этом возрасте более усидчив и может концентрировать свое внимание на более длительный период времени. И конечно, предыдущие занятия тоже сыграют положительную роль.

Здесь на помощь может прийти простой букварь. В нем прекрасно сочетаются изображения со словами, которые разделены на слоги. Это отлично решает задачу, как правильно научить ребенка читать по слогам. Так как ребенок уже умеет слоги читать, ему не трудно будет видеть, что из них можно складывать более сложные слова.

Здесь же начинается тренировка памяти и внимания. В новых словах будут встречаться новые сочетания слогов. Например, «мама», «рама» уже доступно и легко, поскольку складывается из двух аналогичных слогов. А вот слово «окно» состоит из одного слога открытого, а другого закрытого. То есть первый слог начинается с гласной. Но связывается он так же, как и «ма».

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

  1. Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его. Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.
  2. Обратное задание - лишняя буква . Процесс аналогичный. Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.
  3. Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

Такие задания прекрасно тренируют усидчивость, внимание, сосредоточенность и умение выполнять то, что поставлено в задаче. Эти качества важны и для дальнейшего понимания смысла прочитанного, и пригодятся в школе на занятиях.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Только после освоения всех навыков чтения, когда ребенок будет внимательно прочитывать слова, понимать их значение, можно переходить непосредственно к чтению. Малые предложения типа «мама мыла раму» уже освоены и не представляют трудности. Но речь состоит из более сложных сочетаний слов.

Нужно обратить внимание человечка на человеческую речь вообще. Как говорят родители, другие люди, он сам, герои мультфильмов? Если в семье в принципе читаются книги, и процесс чтения не является необычным, то легко можно прибегнуть к прочтению отрывков уже знакомых произведений.

1. Самые простые варианты - сказки. В их текстах нет сложных предложений, отягощенных деепричастными оборотами или вводными словами, отступлениями. Там события изложены в простой форме, предложения непосредственно следуют за действиями героев. Еще одно достоинство сказок - издание их с красочными иллюстрациями и крупная печать.

С такими книгами шестилетний ребенок вполне может начинать знакомство лично, а не на слух. Но разумеется, под маминым руководством и с ее помощью. Текст типа «Жили-были старик и старуха» вполне по силам ребенку. Небольшая сказка «Три медведя» или «Колобок» помогут освоению чтения предложений и связных текстов.

2. Здесь может помочь параллельное чтение. Когда мама читает текст, а ребенок шепотом прочитывает то же самое одновременно по другой книге. Затем можно поменяться ролями. Во время чтения текста мама может допускать ошибки, чтобы завлечь ребенка внимательно следить за чтением и пониманием. Можно пропустить слово или даже предложение. Пусть малыш заметит ошибку, а это произойдет, если он действительно внимательно читает вместе с матерью.

Это важно еще и для того, чтобы научиться читать «про себя» так же внимательно как и вслух. И поможет решить задачу, как научить ребенка читать быстро. Поскольку исчезает дополнительная связующая команда мозга: вижу - читаю - понимаю - произношу. Процесс произношения исключается, и завершается на понимании.

3. Можно добавить упражнение по складыванию слов. Как в известной игре. Написать длинное слово или просто набор букв и составлять из них слова - кто больше. Со временем выработается умение предвидеть слова.

4. Этим же целям будет служить и упражнение по угадыванию. У слова есть начало и конец, нужно догадаться, что это за слово и дополнить недостающими слогами. Эти оба задания будут способствовать беглому чтению и пониманию без произнесения вслух. Боковое зрение охватывает продолжение слова, пока глаз только начинает читать первые его буквы. Поэтому упражнение с угадыванием поможет ускорить и чтение, и восприятие.

5. Здесь же уместно научить понимать конечный смысл предложения. Ведь при угадывании слова можно ошибиться и смысл текста изменится. Для этого можно при параллельном чтении допускать подобные ошибки и обращать внимание ребенка на изменившийся смысл целого предложения. Например: «Зашумели крыльями гуси-лебеди, и Каша спряталась под яблоньку». Какая каша? Правильно - Маша. В этом случае можно научить ребенка читать быстро и правильно, как и потребуется ему в последующем.

Итак, учить чтению ребенка просто необходимо. Это и умение узнать новое, и развитие памяти, внимания, усидчивости. Но нужно соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Не стоит начинать с трехлетнего возраста учить слова, особенно сложные. Достаточно понимания букв, слогов и соответствия их определенным образам. Обязательно - обучение должно быть в форме игры, развлечения.

Разумеется, есть дети, имеющие склонность к раннему чтению. Но это особые случаи. Таким детям достаточно помочь освоить слоги и складывание их в слова. Дальше, скорее всего, их не придется учить. Для них чтение является потребностью, и они научатся читать книги так же, как научились есть ложкой. Основная же часть детей нуждается, особенно сегодня, в обучении чтению. И здесь очень важна помощь родителей и их положительный пример.

После достижения ребенком возраста 6 лет, все родители сталкиваются с вопросом: как научить читать по слогам малыша в домашних условиях. Конечно можно нанять опытного специалиста и предоставить ему возможность заняться развитием речи своего чада, но далеко не каждая семья может себе финансово это позволить.

По мнению многих специалистов, обучение в домашних условиях вполне возможно. Очень важно найти подход и в правильной форме начать обучение на дому.


Первые шаги при домашнем обучении

С самых первых шагов необходимо грамотно подойти к этому процессу. Для начала, никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими. Каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему внутреннему ритму. Для одних деток срок обучения может приходиться на 4 года, а с другими начинать следует не раньше 5-6 лет.

Ребенок полностью готов к началу учебного процесса, когда:

  1. Наблюдается правильная и связная речь. Он с легкостью способен выстроить предложения, а также может очень точно выразить свои эмоции и желания.
  2. Малыш должен перед началом обучения хорошо овладеть четкостью произношения. Если, перешагнув отметку пятилетнего возраста, дошкольник все еще не выговаривает определенные буквы, в этом случае его незамедлительно следует показать логопеду.
  3. Достаточно развитое логическое мышление также говорит о готовности впитывать более сложную информацию.
  4. Способность воспринимать информацию не менее чем 10-15 минут.
  5. Начинать обучение необходимо лишь в том случае, когда родитель видит заинтересованность в этом ребенка.

Важно заинтересовать ребенка

В современном мире, все чаще практикуется мнение о том, что в малыша буквально с пеленок следует насильно заставлять впитывать подобного рода информацию. Этот миф готовы развеять не только врачи, но и ведущие детские психологи. По отзывам опытных специалистов, ребенок, не достигший 6 лет, не способен научиться читать по слогам и воспринимать информацию, как в домашних условиях, так и в окружении специалистов.

Все дело в том, что слишком ранее начало обучения может негативным образом сказаться не только на психологическом состоянии, но и на здоровье. Только при достижении шестилетнего возраста, глазные мышцы становясь крепкими, способны выдерживать такие нагрузки. Если начать занятия раньше этого момента, ребенок может начать страдать на близорукость.

Важно! Приступать к занятиям необходимо только тогда, когда малыш готов и физически, психологически, и морально.

Различные методики обучения

После того, как родители решились на самостоятельное обучение, возникает другой не менее важный вопрос: каким образом найти правильную технику.

На сегодняшний день, существует огромное множество методик, в которых родители просто теряются. Итак, чуть ниже представлено несколько методик, которые помогут быстро освоить и понять, как в домашних условиях научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Обучение по Букварю

Один из самых простых и легких методов, который был еще известен бабушкам и дедушкам - это обучение по Букварю. Главным принципом книги является поэтапное изучение от простого к сложному. Сначала ребенок должен выучить буквы, а затем из них попытаться произнести слоги. Книга содержит большое количеств красочных картинок, что превращает обучение в увлекательную игру.

Для начала, следует не спеша ознакомить со всеми твердыми гласными. Для малыша эти буквы не покажутся сложными, и он с легкостью их сможет запомнить.

Важно! Для легкого запоминания, каждую букву следует ассоциировать с определенным животным, птицей или млекопитающим, например, «А» – аист, «У» – улитка и так далее. Только после того, как малыш хорошо усвоил материал, можно приступать к изучению некоторых согласных. Из этих нескольких букв далее пробовать составлять хорошо знакомые ребенку словосочетания «МА», «ПА» и другие.

Данная книга станет отличным путеводителем и поможет дать ответ на вопрос: как в домашних условиях научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Азбука «Урамир» Павла Тюленева

Следующая методика, разработанная академиком Павлом Тюленевым, поможет в короткие сроки преодолеть это неумение. Обучение следует начинать со специальной азбуки под названием «Урамир», именно благодаря правильно изложенной информации, ребенок сможет быстро выучить азы. После того, как этот шаг был проделан, и информация была хорошо усвоена, следует обучение при помощи печатной машинки, картинок, компьютера и специальных кубиков. Именно в такой последовательности, по утверждению самого Тюленева, малыш сможет быстро освоить новые знания. Помимо прочего, автор предлагает свои собственные варианты игровых заданий, при помощи которых, занятия проходят легко и эффективно.

Как научить ребёнка 5 лет читать по слогам в домашних условиях? На этот вопрос дает ответ следующая методика. Когда-то давно она была разработана специально для детей, страдающих на различные заболевания головного мозга. Автором сего метода является Глен Доман. Особенностью его обучения является длительность занятия, всего 15 секунд. В день малыш должен садиться за своеобразное обучение около 10-15 раз. По мнению Домана, ребенок в таком возрасте не способен воспринимать информацию больше указанного времени. На сегодняшний день его способ обучения успешно практикуется во всем мире не только на больных детях, но и на здоровых.

По следующей методике, наличие какой-либо литературы вовсе необязательно. По мнению Зайцевой, для обучения ребенку необходимы только специальные дедуктивные кубики. Из них можно складывать сначала слоги, а затем и целые слова. Яркий и красочный учебный материал приведет любого малыша в восторг. Предложенная методика содержит не только игровые кубики, но и достаточно большое количество учебных игр с ними.

Специальные кубики для чтения

Заключительным методом является обучение по уникальному букварю Жуковой. Программа обучения начинается от простого к сложному. Необходимо шаг за шагом следовать книге, и только в этом случае можно надеяться на превосходный результат.

Исходя из всех выше предложенных вариантов обучения, становиться ясно, что задача как научить ребёнка 6 лет читать по слогам, является абсолютно разрешимой в домашних условиях.

Важно! Необходимо самостоятельно проработать каждую методику и выбрать ту, которая будет легче и ближе для восприятия малыша.

Все авторы сходятся в одном единственном мнении, не стоит загонять своего ребенка под общестандартные шаблоны. Следует помнить, что каждый человек является индивидуальностью и там, где для одного программа пойдет легко, не факт, что для другого она пойдет также.

К каждому ребенку необходимо подойти индивидуально

Обязательные подготовительные работы

После того, как была правильно подобрана программа по обучению, очень важно как можно лучше подготовить ребенка к началу занятий.

Обучение лучше всего начинать в легкой игровой форме не в стенах помещения. Для этого лучше отдать предпочтение любимому месту малыша, в котором он чувствует себя счастливым. Это может быть тихий сквер или парковая зона. Именно во время спокойных прогулок уже можно начинать давать первые гласные буквы. Таким образом, у малыша сложится правильная и приятная ассоциация, что обучение - это веселая игра, в которую он с удовольствием поиграет и в следующий раз.

Для начала, можно не использовать начальные буквы в названиях животных. Если ребенку, например, ближе герои мультфильмов, с ним можно поиграть в игру. Ее правила очень просты, родитель и малыш по очереди должны назвать любимые мультяшные имена на определенные буквы.

Важные секреты по обучению

В заключении, хочется выделить несколько небольших секретов, которые помогут проще пройти этап обучения и получить отличные результаты:

  1. Приступать к изучению только в том случае, если родитель видит, что ребенок полностью готов.
  2. Главным фактором должен служить интерес малыша к занятиям. Как только ему становится не интересно, и он начинает отвлекаться на другие виды деятельности, занятия следует сразу же прекратить.
  3. В обязательном порядке подбирать методику с учетом индивидуальных особенностей.
  4. Необходимо реально оценивать возможности своего ребенка. Никогда ни с кем не сравнивать и понимать, что у каждого человека свой темп развития.
  5. Все занятия должны проходить без криков и какого-либо насилия, как морального, так и физического.
  6. Подавать пример своему малышу. Чем больше он будет видеть, что в семье практикуется чтение среди взрослых, тем лучше.
  7. Для придания игривости занятиям, можно поиграть в школу. Малыш, после каждого занятия, должен повторить изложенный материал путем рисунков.
  8. Периодически просматривать в домашних условиях видео уроки, которые помогут усовершенствовать знания и навсегда закрыть наболевший вопрос о том, как научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Соблюдая все вышеперечисленные советы можно быстро научить ребенка читать

Исходя из всего выше предоставленного материала становиться понятно, что можно без проблем обучить своего малыша самостоятельно. Это не только положительно скажется на его развитии, но и даст возможность провести со своим чадом еще больше времени.


Молодые родители часто спрашивают, как научить малыша читать по слогам? В домашних условиях, без помощи опытного педагога справиться с задачей можно, нужно лишь знать секреты обучения. Обязательные элементы: терпение, настойчивость, понимание потребностей ребёнка.

Школьная программа первого класса рассчитана на деток, имеющих начальные навыки чтения. Полезные советы пригодятся родителям, желающим привить сыну или дочери любовь к книгам.

Когда начать обучение

Не откладывайте начало обучения, если малыш «созрел» для общения с книгой:

  • ребёнок достаточно владеет речью, строит осмысленные фразы, описывает окружающий мир, может внятно выразить свою мысль;
  • у сына или дочки отсутствуют проблемы с произношением/слухом. Проверьте, получается ли выговаривать звук «р», «л», шипящие. Если на раннем этапе обучения выявлены проблемы, посетите логопеда. Врач назначит комплекс упражнений для развития речи. Иногда произношению мешает короткая уздечка языка. Дефект корректируется на протяжении одного дня;
  • сын или дочь свободно ориентируются в базовых направлениях. Вправо – влево, вниз – вверх – эти понятия должны быть известны.

Обратите внимание! Малыша проще научить читать, если родители показывают личный пример. Ребёнок – существо любознательное. Если мама или папа часто читают книгу/журнал с яркими картинками, ни один ребёнок не устоит перед соблазном узнать, чем же так увлечены родители. Книжки-малышки с красочными иллюстрациями, панорамные книги обязательно должны быть дома – дошкольник заинтересуется ими.

Как научить деток читать по слогам

Пять важных правил:

  • выберите подходящий момент. Психологическая готовность к обучению не менее важна, чем знание букв алфавита. Чаще всего читать детки учатся с пяти-шести лет. Иногда четырёхлетняя малышка настойчиво просит: «Мама, научи читать». Попробуйте, возможно, дочка активно развивается, обучение ей по силам. В 3 года начинать обучение ещё рановато;
  • не заставляйте. Слишком настойчивые попытки отобьют желание читать, спровоцируют конфликт. Подогрейте интерес, покажите на своём примере: читать интересно. Рассказывайте малышу интересные истории, объясняйте, что узнали всё «вон из той книги». Дома много литературы? Дочка/сын наверняка проявят интерес к чтению;
  • подходящий букварь. Первая книга для обучения должна быть яркой, понятной. Многие педагоги образовательных центров, родители рекомендуют букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко;
  • регулярность занятий. Проявите терпение, будьте настойчивы. Мини-занятия должны длиться до 15 минут, но проходить регулярно. По поведению, интересу ребёнка вы сами увидите, проводить уроки чтения ежедневно или через день. Одним деткам так нравятся занятия, что они сами просят самостоятельно «что-нибудь почитать» каждый день, других приходится заинтересовывать (к сожалению, не всегда успешно);
  • не требуйте от малыша невозможного. Реальная оценка возможностей – ключ к успеху. Завышенные требования, условия «за неделю ты должен выучить пять букв» и так далее, быстро отобьют желание, возведут чтение в ранг ненавистного занятия. Никогда не сравнивайте дочь или сына с чужими детьми, которые добились больших успехов. Обида на родителей, комплексы, сознание ущербности помешают личностному развитию, серьёзно понизят самооценку.

Прислушайтесь к мнению педагогов, советам опытных родителей. Следуйте правилам, и ваш ребёнок непременно научится читать.

  • первое правило. Начните обучение со звуков (р, к, м), позже объясните, что такое буквы (эр, ка, эм). Детки плохо понимают, почему буква называется «эр», а в слове «роса» нужно читать «р»;
  • второе правило. Сразу учите слоги. С этим утверждением полностью согласны педагоги. Многие родители убедились: слоги или короткие слова ребёнок запоминает проще, чем какие-то непонятные буковки;
  • третье правило. Двигайтесь от простого к сложному. Вначале учите деток произносить звуки. Сразу объясняйте правильное произношение. Когда понятно, что звуки разные, научите точно повторять их, читать по слогам. Дозированная информация – защита от «каши в голове», смешения новых плюс недавно изученных понятий;
  • четвёртое правило. Объясните отличие согласных от гласных. Детки проще понимают разницу, если показать: гласные можно петь. Логопеды считают: это хорошее упражнение для выработки правильной речи;
  • пятое правило. Первыми выучите слоги с буквой А. Нарисуйте новый символ, вылепите его из пластилина/теста, выложите из карандашей/палочек. Покажите ребёнку буковку на крупном кубике, страницах букваря. Теперь выучите 4–5 согласных, составьте слоги из них и буквы А. Вначале такой порядок (открытые слоги): МА, ПА, ЛА, БА, затем «обратный». Учите закрытые слоги – АМ, АП, АЛ, АБ. Детки должны понимать, что при разном положении буковки меняется слово: БА – РАН, АБ – РАМ;
  • шестое правило. После изучения нескольких гласных и согласных, когда юный чтец понял, что из двух буковок можно составить слог, учите читать самые простые слова. Хорошее начало для тренировки речевого аппарата, закрепления навыков: МА – МА, ПА – ПА, БА – БА. Позже составляйте слова из трёх открытых слогов: МО – ЛО – КО, КО – РО – ВА. Выбирайте слова, которые легко объяснить, нарисовать предмет. Для начального этапа нужны не абстрактные понятия, а конкретные вещи, животные, люди;
  • седьмое правило. Всегда закрепляйте результат. Повторение пройденного материала – обязательно условие для движения вперёд. Не переходите к следующему этапу, если малыш путает материал, выученный на прошлом занятии. Закрепляйте материал в форме игры, откажитесь от сложных тестов, чтобы сын или дочка не думали, что у них всё плохо получается, сохранили интерес;
  • восьмое правило. Поощряйте юного ученика. Заведите специальную доску, отмечайте успехи. За каждую выученную букву ставьте звёздочку для юной феи, высаживайте цветочек на «клумбу» из цветного картона. Возможно, у вас есть свои варианты наград для юных учеников. Поделитесь знаниями, многие родители будут вам благодарны.

Маленькие хитрости

Опытные мамочки делятся секретами, которые помогли заинтересовать ребёнка. Ваша задача: сделать процесс обучения чтению лёгким, нескучным.

Несколько советов:

  • первые слова должны иметь одинаковые буквы: БА – БА, МА – МА;
  • если малыш не понимает, что такое слог, скажите, что буковки соединяются, потому что так проще создавать слова. Предложите повторить простое упражнение. Произнесите согласную, лучше шипящую, с протяжкой, затем добавьте гласную. Пример: ШШШШ + А – получается ША, ХХХХ + О, получается ХО;
  • когда юный ученик научился читать слова из двух открытых слогов, покажите конструкцию «слог плюс буква»: КО + Т, РО + Т, МА + К. Обязательно сопровождайте рассказ картинкой, показывайте предмет или живое существо в букваре. Конструкции типа: Ю + ЛЯ, О + СЁЛ изучайте после запоминания слов первого типа СО + Н, НО+ Ж;
  • закрытые слоги (АП) всегда учите после открытых (ПА), сложные буквы: Й, Ъ и Ь оставьте на потом. Слова, в которых слог состоит из трёх букв, учите только после того, как сын/дочка правильно читают более простые конструкции. Сравните: МО – ЛО – КО и КО – ЛО – БОК, СО – ВА и СО – ВОК, ЖУ + К и ЖУЧ – КА.

Интересные идеи:

  • запомнить новые символы помогут кубики с яркими буквами. Составляйте слоги и слова, просите маленького ученика найти среди трёх – четырёх гласных (согласных) «лишнюю» согласную (гласную);
  • во время чтения предложите деткам красивую закладку, чтобы удобнее было отделить новый материал от прочитанного. Широкой указкой или закладкой удобно показывать нужную буквочку, передвигать по слогам при чтении. Сделайте указку вместе, чтобы предмет нравится юному чтецу;
  • хорошее упражнение: читать рекламные вывески на магазинах или кафе во время прогулки. Крупные буквы легко узнать (выбирайте вывеску без витиеватых «закарючек»);
  • многие мамы советуют лепить буковки из теста или пластилина. Поищите печенье «Алфавит». Некоторые компании выпускают макаронные изделия в форме буквочек;
  • всегда проводите занятия в лёгкой, весёлой форме. Хорошо помогает игра, когда нужно вспомнить всех мультперсонажей/сказочных героев на выученную буквочку. Например, Р – Репка, Русалочка и так далее;
  • после изучения новой буквы, придумайте с ней как можно больше слов. В «Города» играть рановато, но названия животных, блюд, продуктов, имена мультяшных героев ребёнок 4–6 лет укажет легко;
  • деткам 5–6 лет предложите стать «поваром». Его задача: составить меню, чтобы блюда начинались на выученную буковку. Если таких блюд мало, попросите найти в холодильнике или шкафу продукты, которые начинаются на К или М;
  • ещё одна игра, чтобы научить ребенка читать по слогам. Перед едой попросите почитать по слогам, что у малыша в тарелке. Помогайте сыну или дочке, проговаривайте некоторые слова вместе, задавая тон и ритм: ПЮ – РЕ, СУ + П, КА – БАЧ – КИ, МО – ЛО – КО;
  • игра в школу. Проверенная годами методика, улучшающая восприятие материала. Конечно, роли здесь меняются: мама – «ученик», ребёнок – «учительница». По просьбе учителя взрослый пишет диктант, но непременно, с ошибкой. Ребёнок должен показать, где неправильная буква, конечно же, поставить оценку. Не делайте слишком много ошибок, чтобы не получить «двойку».

Доброжелательное отношение, терпение, любовь к ребёнку помогут справиться с таким сложным занятием, как обучение чтению по слогам.

По современным стандартам ребенок, идущий в первый класс, должен уметь читать по слогам. Не все дети осваивают чтение в детском саду, поэтому приходится с ними заниматься дома. Важно начать процесс вовремя, использовать в работе индивидуальный подход, тогда ребятам будет учиться интересно и легко.

Готовность к обучению

Конкретный возраст, с которого нужно начинать обучение, назвать трудно. Ведь у каждого ребенка имеются свои особенности.

По поводу раннего обучения (3 – 5 лет) офтальмологи и психологи единогласны:

  1. Первые утверждают , что глазная мышца, отвечающая за остроту зрения, укрепляется до 5-6 лет. Большие нагрузки на глаза в это время будут способствовать развитию .
  2. Вторые добавляют , что осознанное восприятие любой информации у ребенка начинается с пяти лет, перегрузка детской психики может привести к .

Судить о готовности к учебному процессу можно по следующим признакам:

  • Речь : связная и продолжительная. Ребенок может понятно выразить свою мысль, строит предложения.
  • Произношение : четкое. Детям сложно идентифицировать и . Если ребенок старше пяти лет, то следует обратиться с проблемой к логопеду.
  • Развитое логическое мышление , ориентирование в пространственных понятиях «лево-право»; «верх-низ».
  • Усидчивость и концентрация внимания : ребенок должен увлеченно заниматься каким-либо делом хотя бы 10 минут.
  • Заинтересованность : познавательный интерес будет хорошим помощником в учебе.

Заинтересовать ребенка в чтении легче собственным примером. Замечено, что если дома родители читают, то и ребенок быстро учится читать. Красочные книги и детские энциклопедии также помогут мотивировать к обучению.

Подготовительная работа

Подготавливать к чтению начинают с ранних лет. Эти действия преследуют две основных задачи: развить фонематический слух и чувство ритма. Для этого родители разучивают вместе с детьми потешки, прибаутки, рифмовки, небольшие песенки, протопывая или прохлопывая ритм.

В этот период основной вид деятельности – игра:

  1. «Похожие слова» . Дети среди карточек выбирают те, названия которых похоже по звучанию: например, речка-печка.
  2. «Хлоп-топ» . Если взрослый называет слово правильно (лошадка), то ребенок хлопает, неправильно (крошатка) – топает.
  3. «Найди ошибку» . Взрослый произносит фразу, дети должны найти ошибку. Например, «По небу плывет ручка» — не ручка, а тучка.
  4. «Как говорит …(собака)» . Дети повторяют звуки.
  5. «Первый звук» . Произносят слово и определяют первый звук, сколько всего звуков.
    Развивающие игры можно проводить не только дома, но и в гостях, в очереди за хлебом и т.д.

Секреты обучения чтению

Эффективное обучение чтению основывается на пяти правилах:

  • Ребенок должен быть готов к обучению не только физически, но и психологически.
  • Основной мотивацией к обучению должен быть сформированный познавательный интерес. Нельзя заставлять ребенка выполнять задания, это может провоцировать угасание желания и назревание конфликта.
  • Нужно подобрать оптимальную методику. Для маленьких детей подойдет методика Е.Бахтиной, детям постарше понравится букварь Н.Жуковой или А.Ткаченко.
  • Занятия должны длиться недолго (не более 15 минут), в зависимости от уровня интереса их можно проводить ежедневно или через день.
  • Оценивать возможности маленького ученика нужно реально. Все дети разные, и все по-разному воспринимают информацию. Не стоит критиковать и сравнивать успехи-неудачи своего ребенка с другими. Иначе чтение для детей станет самым нелюбимым предметом.

Правила

Чтобы для ребенка чтение не превратилось в мучительное занятие, необходимо следовать правилам и рекомендациям опытных педагогов:

  1. Начинают обучение с гласных звуков (а, и, о, у, ы, э). Нужно объяснить основное отличие произношения этих звуков от согласных (воздух не встречает преград во рту, звуки можно пропеть). В это же время начинают складывать гласные буквы в простые слова: ау, уа, Иа, оу.
  2. Изучение согласных начинают со звонких твердых звуков (м, н, р, л). В это же время определяют особенность согласных (есть преграда). По мере изучения каждого звука (не буквы!) составляются слоги. После открытых слогов (на, ма) изучаются закрытые (ан, ам). Потом осваивают глухие и шипящие.
  3. Когда ученик поймет, что можно складывать буквы в слоги, приступают к чтению слов по слогам. Сначала составляют слова из одинаковых слогов (ма-ма, па-па), затем осваивают слова посложнее («ко-н», «ра-к»), потом рассматривают конструкции, типа «о-рёл», «а-ра». Когда простые слова будут освоены, переходят к чтению сложных слов, состоящих из трех и более слогов.
  4. Изучая гласные, состоящие из двух звуков (я, ю, ё, е), сначала читают слияние звуков (й+а), а затем вводят название самой буквы (я). Сравнивают чтение буквы в начале слова и после согласных.
  5. При изучении мягких согласных поясняют, что некоторые буквы могут обозначать 2 звука, в зависимости от того, какая гласная буква за ней стоит: мяч, после «м» стоит «я», звук «й» служит для смягчения согласного.
  6. В последнюю очередь изучают «ъ» и «ь».
  7. Следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Всю информацию подавать дозировано, чтобы дети не запутались.
  8. В игровой форме нужно закреплять пройденный материал. Перед изучением нового нужно обязательно повторить ранее изученное. Не следует переходить к следующей букве, если предыдущая освоена недостаточно.

Чтобы ребенку было интересно заниматься, можно:

  1. Использовать красочные кубики с буквами.
  2. Или собственноручно изготовить их (слепить из теста или сшить).
  3. Использовать занимательные игры: «Персонаж на букву…», «Слова» (назвать как можно больше слов на одну букву, или называть по очереди слова, которые начинаются на последний звук предыдущего).
  4. Игра в школу: дети в игровой форме закрепляют материал, объясняя его взрослым ученикам; родители могут написать диктант, а «учитель» его, конечно, проверит и поставит отметку.

Действенный метод мотивирования – это похвала . Хвалить нужно за все: правильно назвал букву, смог прочитать слог, слово, увидел ошибку и исправил ее. Со всеми сложностями помогут справиться терпение, любовь к ребенку и желание его научить читать.