Здоровье Беременность Красота

Психология гендерных различий кратко. Основные гендерные различия

С различиями мужчин и женщин человек сталкивается ежедневно, они очевидны для обыденного сознания. Однако психология гендерных различий определяет их как сложнодетерминированные явления, где обусловленность именно влиянием гендера трудно определима и доказуема.

История психологии гендерных различий (или психологии сравнения мужчин и женщин) отражает эволюцию представлений о поле в гуманитарных науках и психологии. Эти представления однозначно связывают психические различия полов с биологическими или социальными детерминантами.

Для сторонников биологической детерминации половая дифференциация - универсальный биологический процесс, его исходная точка - биологический половой диморфизм, который дополняется и надстраивается системой психических различий и проявляется в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, способностях, интересах, поведенческих проявлениях мужчин и женщин . Аргументация в данном подходе сосредоточивается вокруг анатомических, морфологических, физиологических признаков: гормональных различий, развитости полушарий головного мозга, размеров тела, мышечной массы и т.д.

В одной из первых в этом роде - метаболической концепции Альфреда Фулье (1838-1912) психологические различия связываются с обменными процессами в организмах мужчины и женщины. В организме женщины более интенсивно протекают анаболические процессы, включающие ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии и формирующие картину их поведения, выражающуюся к стремлению к покою, накоплению сил. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, более развитые у мужчин, определяют картину мужского поведения и объясняют их интенсивные мышечные и интеллектуальные затраты. Выводимые из обменных процессов высокоразвитые реакции возбуждения у мужчин и торможения у женщин обусловливают дальнейшие гендерные различия.

Факты различий Фулье рассматривал на допсихическом (клеточном, эмбриональном, морфологическом, физиологическом) и психическом (особенности поведения животных, различия темпераментов, эмоциональность, любовь и материнство, умственные способности, восприятие, память и обучение, психические патологии) уровнях.

Современная теория Д. Бровермана и соавторов доказывает, что различия стимулированы гормонами - эстрогенами и андрогенами. Авторы показывают, что у женщин лучше развиты способности к решению задач, определяемых в терминах скорости и точности их выполнения, у мужчин - способности решать задачи, определяемые в понятиях «озарения». Эти различия, по мнению авторов, являются психофизиологическими, а не социальными, поскольку даже подтверждаются исследованиями животных.

На влияние андрогенов на мозговые структуры указывает нейроандро- генетический подход. Влияние половых гормонов заключается в их феминизирующей или маскулинизирующей функции, контролирующей, в свою очередь, особенности поведения. При подобном объяснении андрогениза- ция задает программу мужского поведения, признаками которого являются: 1) наступательное эротическое поведение; 2) агрессивное поведение; 3) пространственная ориентация; 4) территориальное поведение; 5) выносливость болевых ощущений; 6) медленное усвоение оборонительных условных рефлексов; 7) слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу; 8) настойчивость при выполнении задания без подкрепления; 9) слабая связь с ближайшими родственниками; 10) групповое поведение; 11) поисковая активность; 12) «хищническое» поведение, связанное с охотой.

О позитивной функции дифференциации полов высказывались сторонники теории функционализма (Т. Парсонс, Р. Белз), определяющие различия из природы выполняемых гендерных ролей. Способность женщины к деторождению и уходу за детьми определяет ее экспрессивную роль, тогда как мужчина становится ее инструментальным партнером: радикально изменить данную дифференциацию невозможно.

Одной их самых влиятельных теорий различий является психоаналитическая концепция, объявившая половой инстинкт движущей силой развития психики (3. Фрейд, К. Г. Юпг, А. Адлер, К. Хорни и др.). Психоаналитики основную роль в половой дифференциации приписывают биологическим факторам, подчеркивая значение эмоций и возможностей подражания взрослым, а основным механизмом различий считают процесс идентификации ребенка с родителями в ситуации семейных взаимоотношений.

В традиционном психоанализе мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны по своим качествам, и личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда следует предназначенным моделям. Моделью типично мужского поведения являются проявления агрессивности, активности, стремления к достижению цели, рациональность, решительность, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны пассивность, зависимость, высокая эмоциональность, слабость социальных интересов, нерешительность, конформность, неспособность к логическому мышлению и творчеству, отсутствие стремления к достижениям и чувства справедливости, предрасположенность к зависти.

Идеализация традиционных гендерных ролей, положение о трагичности для развития личности отклонений от стандартов маскулинности и фемининности впоследствии подверглись критике и пересмотру. В частности, исследования Е. Маккоби и К. Джеклип показали, что высокая фемининность женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью, пониженным самоуважением, высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины обладают худшими адаптационными возможностями. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями . Дж. Сток- кард и М. Джонсон утверждали, что психоаналитические стандарты не могут являться идеальными моделями для современных мужчин и женщин, так как традиционное понимание женственности делает девушку плохой матерью - беспомощной, зависимой, пассивной .

Необходимость четкого различения собственно половых различий и гендерных, лежащих в основе полоролевого поведения, легла в основу концепций, рассматривающих различия через призму социально-культурной детерминированности. Теории социального подхода рассматривают пол в терминах социальных категорий и конструкций.

С точки зрения неомарксистов, неравенства гендерных ролей и особенностей поведения полов коренятся в классовой структуре общества, исключающего свободу поведения и выбора роли. Исследования антропологов доказывают, что распределение трудовой деятельности и тип поведения человека не дифференцированы биологически. Социальные роли определяют способ производства, свойственный данному обществу, и общественные отношения людей. В частности, в работах X. Хартман рассматриваются сложные связи между капитализмом, патриархатом и экономической структурой общества.

На подкрепления гендерного поведения из внешней среды обращает внимание теория социального научения (А. Бандура, Р. Уолтерс). Главный принцип научения - дифференциация поведения посредством наблюдения, вознаграждения за соответствующее полу поведение, наказания за несоответствующее поведение. Данная теория подчеркивает влияние агентов социализации, микросреды и социальных норм на внешнее половое поведение ребенка.

Решающее значение механизмам подкрепления придает теория половой типизации. Девочки и мальчики получают положительное подкрепление за соответствующее полу феминное или маскулинное поведение: индивид «учится различать образцы поведения, дифференцируемые по полу, затем обобщать этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила» (У. Мишел).

Сходные конкретные описания типичного для мальчиков и девочек поведения приводят сторонники теории когнитивного развития. Они рассматривают различия и полоролевые особенности поведения как следствие усвоения когнитивных структур, переработки познавательной информации об особенностях гендерного поведения и необратимости гендерной принадлежности (Л. Колберг, С. Томпсон). Наличие ранних гендерных различий объясняется не биологическими инстинктами и не произвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью и проявлениями его самокатегоризации (причислением ребенком себя к определенному полу). Гендерные различия здесь формируются по мере овладения ребенком информацией о мире и своем месте в нем, в процессе обучения и усвоения моральных норм, а механизмом процесса гендерного самоопределения является потребность сохранять устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности .

Обширная экспериментальная база исследований гендерных различий свидетельствует о том, что доказательств фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин недостаточно, чтобы обосновать традиционное неравенство социальных ролей, существующее в обществе (У. Маккоби, В. Джэклин). Изучение анатомофизиологических параметров (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.) и фактор приписывания себя индивидом к тому или иному полу показали прямую корреляцию между ними, однако даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим является фактор отнесения себя к тому или иному полу (Д. Мани,

А. Эрхард). Исследования С. Бем показали, что вопреки сложившимся взглядам на полотипичные характеристики, на адаптацию индивидов влияет андрогинность, наличие черт обоих полов .

Гендерные исследования в России, так же, как и на Западе, до середины 1990-х гг. позиционировались как область психологии пола. Б. Г. Ананьев отмечал, что главными, наиболее фундаментальными различиями в психической деятельности людей являются различия, обусловленные возрастом и полом. Половой диморфизм - анатомические различия между представителями одного и того же биологического вида - определяет в психике человека основные детерминанты индивидуальных различий, специфику межличностного взаимодействия, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, отношение к себе и другим, мотивацию, ролевое поведение и т.д.

Теория полового диморфизма, объясняющая механизм эволюционного процесса, была сформулирована отечественным ученым В. А. Геодакяном в 1960-х гг., и продолжает разрабатываться в настоящее время. Согласно этой теории дифференциация поведения мужских и женских особей эво- люционно целесообразна, генетически закреплена в соответствующей психофизической организации: в формировании генетического фонда популяции женскому полу принадлежит в большей мере выражение тенденции наследственности, а мужскому - изменчивости, что является выгодной для вида формой информационного контакта со средой .

Женский пол рассматривается как стабильное ядро популяции, мужской пол является его «мобильной» оболочкой, новая информация из среды попадает сначала в мужскую подсистему, где эскизно проверяются происходящие изменения. Если внешние условия обладают достаточной силой и эволюционной целесообразностью, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Эволюция любого признака у мужского пола начинается и заканчивается раньше, чем у женского пола, т.е. новый признак в филогенезе появляется сначала у мужского пола, потом через много поколений передается женскому полу. Согласно генетике пола мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины - консервативных. Величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений .

Положениями этой теории можно объяснить многие факты большей уязвимости мужского пола, чем женского. Статистические данные свидетельствуют: из 100 родившихся девочек и 107 мальчиков до 30 лет доживают те же 100 девочек и 95 мальчиков. Женщины имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность жизни, меньше страдают наследственными болезнями. Мужчины в 4,5 раза чаще умирают от инфекционных болезней, в 5 раз чаще - от травм и отравлений, гораздо чаще от злокачественных образований.

Разброс врожденных признаков и вариантов развития у мужчин также значительно больше, чем у женщин. У мужчин больше полезных и вредных генетических отклонений. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислалией, задержкой психического развития также значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, группы для детей с особыми потребностями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и одаренных.

Теория В. А. Геодакяна не противопоставляет мужское и женское начала как «лучшее и худшее», а наоборот, подчеркивает взаимодополняемость в их отношениях, необходимость взаимодействия. Продолжая эту идею,

В. П. Багрунов установил, что видовая и индивидуальная изменчивость психологических функций является существенным фактором полового диморфизма. Так, видовая изменчивость сенсомоторных и интеллектуальных функций выше у мужчин, а индивидуальная - у женщин. У мужчин чаще наблюдается высокая дисперсия показателей этих функций. Мужчины обладают большей способностью к решению новых задач, однако женщины достигают более высоких результатов при стереотипизации данных видов деятельности. Все это свидетельствует о том, что мужчинам присуща большая видовая изменчивость, которая создает предпосылки для появления новых форм поведения; женщинам свойственна большая видовая ригидность, которая определяет сохранность генофонда популяции. Однако на уровне индивидуальности сенсомоторные и интеллектуальные функции мужчин ригидны, что способствует передаче полезной информации в генофонд, а для женщин характерна индивидуальная изменчивость, обеспечивающая более надежную адаптацию в среде.

Данные выводы демонстрируют невозможность прямого обоснования психических качеств мужчин и женщин их анатомо-физиологическими особенностями, более того - не позволяют сводить закономерности и механизмы развития гендерных особенностей лишь к биологическим или социальным детерминантам. Половая дихотомия проявляется на всех уровнях психической организации человека, т.е. гендерные различия являются биосоциальной проблемой.

Различия формируются на эмбриональной стадии развития и являются основой для половой идентификации. К гендерным различиям относят различия в субъективных установках, нормах, ценностях, интересах, социальных ролях, которые приобретаются и проявляются в процессе социализации у мальчиков и девочек. По степени выраженности абсолютных различий между полами нет; внутри каждого пола существуют существенные различия по всем анатомическим, физиологическим, психологическим и социально-психологическим признакам.

В современной гендерной психологии активно развивается направление комплексного, системного исследования психологии гендерных различий (мульти- и полидисциплинарного), предполагающее единство изучения биологических, социальных и психологических факторов (И. В. Грошев, Л. Н. Ожигова, А. А. Чекалина). «Половые различия представляют одну из наиболее интегративных систем, охватывающих все уровни активности человека (от спонтанной невербально-двигательной активности до сложных социальных видов поведения и деятельности), они выступают как фактор целостности и как одна из базальных составляющих природных оснований потенциалов субъекта деятельности» .

Возвращаясь к осмыслению различий с точки зрения гендерного подхода, различающего понятия пола и гендера, рассмотрим накопленные в науке эмпирические факты и закономерности.

1. Психофизиологические различия. Исследования определенных характеристик гендерных различий выявили у юношей более высокую скорость простой зрительной, а также сложной слуховой сенсомоторных реакций. Отличие сложной от простой сенсомоторной реакции заключается в усложнении процесса переработки информации, процессов распознавания сигнала и пространственной координации (Е. Н. Якунина и др.).

Время простой сенсомоторной реакции характеризует быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, максимальную частоту генерации нервных импульсов, что является критерием возбудимости центральной нервной системы. Сложные сенсомоторные реакции характеризуют скорость протекания возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способность к дифференцированному торможению и точности выполняемой работы . Скорость двигательной реакции на сенсомоторные стимулы у юношей выше, чем у девушек (Д. 3. Шиб- кова), точность реакции на движущийся объект зависит от силы нервной системы и функциональной подвижности нервных процессов. Преимущества в скоростных характеристиках сопровождаются большим количеством ошибок при дифферепцировке зрительных стимулов (А. В. Зайцев).

На различия в психомоторной сфере указывают и другие исследования. Юноши и девушки существенно отличаются по каждому из отдельных свойств нейродинамики: силе, подвижности, лабильности (Л. Д. Мош- кина). В целом женщины менее реактивны, возбудимы и лабильны, мужчины обладают несколько большей чувствительностью, реактивностью в ответ на слабые звуковые сигналы (Б. Г. Ананьев).

Исследования структуры и свойств темперамента утверждают идеи значительных гендерных отличий по свойствам активности, эмоциональности, приспособительных функций (Д. Карсон, Т. Мак-Нил, И. Персон-Блсноу,

С. Ашади). В ряде исследований обнаружены различия лишь в свойствах эмоциональности у женщин (И. Гудейр) или их тотальное отсутствие (Р. Герин, А. Готфрид, К. Кинан, Р. Шоу). Часть исследований обращают внимание на отсутствие гендерных различий в структуре темперамента в детстве и их наличие во взрослом возрасте (А. Сэнсон).

В исследованиях В. М. Русалова были установлены объективные различия по показателям предметной пластичности, предметной эргичности и индивидуального темпа, более выраженных у мужчин; показатели шкал эмоциональности, социальной пластичности более выражены у женщин. Не выявлены гендерные различия по шкалам социальной эргичности и социального темпа. Однако в исследованиях этого ученого наблюдается отсутствие четко выраженных различий в структуре темперамента, что косвенно подтверждает влияние социальных условий, научения, оказывающих влияние на развитие психодинамических свойств.

Различия в психофизиологической сфере обнаружили преимущества девушек при выполнении мелких движений и операций, точность и четкость дифференцировки мышечного напряжения малой силы, проявляющиеся в юношеском возрасте. В исследованиях Б. Г. Ананьева обнаружено более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек, что свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями мозга девочек. Однако в динамике рабочего дня у девушек проявляются признаки большего утомления (Н. В. Макаренко). Юноши превосходят но интеграции скорости и точности психомоторики, лучше решают сенсомоторные задачи, но уступают девушкам в проявлении тренировочного эффекта и в решении стереотипных задач (В. И. Багрунов).

Исследования Л. А. Головей обнаружили гендерные различия в психомоторных показателях, тесно связанных с энергетическими функциями организма (сила, тремор, мышечный тонус), а также в показателях, отражающих временную организацию движений (ходьбы). В показателях скорости и точности выполнения графических движений гендерных различий не выявлено.

Как у девушек, так и у юношей имеет свои особенности саморегуляция различных функциональных систем (Д. В. Бердников, В. В. Плотников, Л. В. Конева), например точность и стабильность оценки длительности тона и пространственно-временных параметров тест-объекта, чувствительность к дополнительной информации в этом процессе, пластичность и обучаемость.

Результаты сравнительных исследований гендерных различий психофизиологических функций нельзя считать достаточно репрезентативными вследствие, во-первых, ограниченности выборки, во-вторых, невозможности их обобщения, поскольку они посвящены различным проявлениям (например, моторное поведение, доступное внешнему наблюдению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, техника рабочих движений, тремор, психомоторные реакции и др.) и различным характеристикам. Логично также предположить, что нервная система мужчин и женщин специализировалась в процессе приспособления к определенным жизненным условиям в ходе эволюционного развития.

2. Психологический уровень различий. Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований гендерных различий по психологическим характеристикам. Мужчины обладают преимуществом в зрительно-пространственном и математическом мышлении, женщины успешнее в вербальной и интуитивной обработке информации (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов).

Гендерные исследования интеллектуального развития сравнивают показатели мнемических процессов: у юношей более развита пространственная память; у девушек преобладает легкость запоминания вербального материала .

Различаются уровни развития образного мышления в период зрелости: у мужчин оно имеет более высокий уровень развития и коррелирует с памятью, вниманием, настроением, у женщин образное мышление развито слабее и взаимодействует с эмоциональной сферой и вниманием (Н. М. Пейсахов).

Гендерные различия проявляются в качественных характеристиках интеллектуальной деятельности. Общий интеллект юношей имеет четко выраженную структуру с доминированием невербального компонента, в отличие от более слабо интегрированного интеллекта у девушек. Основные различия в юношеском возрасте лежат в эффективности мыслительных процессов, образующихся за счет показателей индуктивного мышления (И. О. Чораян).

Мужчины характеризуются поленезависимостью, т.е. чаще демонстрируют независимое от поля поведение, что проявляется в преимущественной ориентации на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. Полезависимость женщин положительно коррелирует с успешностью в социальном взаимодействии (Дж. Леви, У. Хеллер).

Исследования типов поиска и принятия решений обнаруживают, что у мужчин чаще встречаются импульсивные решения и решения с риском, у женщин - осторожные и уравновешенные решения (Б. Г. Ананьев).

Девушки превосходят по избирательности, устойчивости и объему внимания. Юноши лучше решают сенсомоторные и интеллектуальные задачи, однако при определенной тренировке происходит сглаживание различий. В части работ исследователи приходят к выводам о преобладании параметров математического и абстрактного мышления у юношей.

В условиях интеллектуальной нагрузки выявляются особенности сдвигов успешности волевого усилия, свидетельствующие о более быстрых восстановительных процессах в ситуации стресса у женщин, успешность волевого усилия в целом у мужчин по сравнению с женщинами.

3. Данные о личностных и социально-психологических различиях в психических проявлениях девушек и юношей достаточно противоречивы. В список гендерных различий вносят различия в парциальных интеллектуальных способностях, различия в сфере эмоций и мотиваций, многообразие характерологических и личностных проявлений.

В исследованиях эмоциональных процессов у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций (И. Н. Андреева, Ш. Берн, Г. Орме). Женщины лучше распознают экспрессивную информацию. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Общий уровень эмоционального интеллекта у девушек связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей - в большей мере с качеством межличностных связей (И. Н. Андреева).

Сравнение женщин и мужчин обнаруживает различия в некоторых личностных показателях (в самоутверждении, способности отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (в стрессоустойчиво- сти, контроле импульсивности) и адаптируемости (в определении правдоподобности, процессе решения проблем). Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин - социальная ориентация. Различается и социальное поведение женщин и мужчин. Мужчины демонстрируют большие агрессию и склонность к конкурентным формам социального взаимодействия. Женщины расположены к иросоциальному поведению .

В исследованиях Э. Маккоби, К. Джеклин, С. Е. Кросс, Л. Мэдсон и др. установлена большая открытая физическая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами. Женщины чаще используют скрытую вербальную и косвенную агрессию. Специфика проявлений агрессивности выражается в значительно более выраженной инструментальное™ юношей, их большей склонности к физической агрессии и меньшей рефлексивности. Агрессивное поведение девушек скорее произвольно и инструментально, у юношей оно носит экстернальный характер (Т. В. Нечипуренко).

В становлении характера подростков и юношества существуют различия, которые проявляются в интеллектуально-познавательной, эмо- ционалыю-волевой и коммуникативной сферах, а также в особенностях становления их гендерной идентичности (А. Ф. Филатова). Системообразующими чертами в характере для современных мальчиков-подростков являются доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей; для девочек - поведенческая активность, социальная адаптированное™ и выраженность ценностей.

Волевые черты характера, ответственные за саморегуляцию поведения, также отражают гендерную специфику. Сознательная регуляция включает в себя ряд обязательных условий: преодоление встретившихся на пути препятствий, высокую степень мотивации на завершение действия, уверенность в выборе основного мотива, нахождение смысла выполнения действия, позитивные эмоции, грамотный отбор способов достижения целей. Гендерные различия выявлены в проявлениях настойчивости, рискованности, самоконтроля (Н. Г. Макарова).

Особый интерес вызывает проблематика различий в акцентуациях характера. Феминный тип (у обоих иолов) чаще демонстрирует эмогив- ную акцентуацию (что интерпретируется как «женоподобное»), маскулинный - застревающий тип акцентуаций (характеризуется как стремление добиваться высоких результатов). М. К. Омарова на внушительном экспериментальном материале выявила, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эиилептоидный и гинертимиый тины акцентуации характера, а у девушек - лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково.

Различаются особенности социальной перцепции, в частности в восприятии женщинами и мужчинами лжи, неправды и обмана (В. В. Знаков,

О. В. Барсукова), восприятии рекламы (И. В. Грошев), власти и влияния (И. В. Грошев), восприятии лицевой экспрессии (А. М. Белобородов), внешнего облика, стиля одежды и прически (М. В. Буракова, В. А. Лабун- ская), отношения к успеху (Г. В. Турецкая) и др. Е. П. Ильин приводит данные о различиях в жизнестойкости, аномалиях развития и заболеваемости мужчин и женщин .

Перечень различий обширен и разнообразен, рассмотреть все показатели гендерной специфики нс представляется возможным. Исследователи обращают внимание на их динамичность, социальную и культурную обусловленность, зависимость от характера и содержания деятельности личности. Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий . Результатом дифференциальной гендерной социализации является развитие гендерных самосознания и идентичности, присвоение гендерных стереотипов, особенностей поведения и общения. Роль культурных и социальных факторов исключительно велика.

Сложность обнаружения гендерной специфики обусловлена не только многогранностью задач, которые решают женщины и мужчины, вариативностью их поведения, которое позволяет или не позволяет обнаруживать различия, но и условиями проведения психологического анализа (гендер экспериментатора, его стереотипы), значимостью технологий обучения. Адекватное, с опорой на дифференциацию возможностей, обучение существенно изменяет сопоставительные результаты. И. С. Клёцина приводит пример сравнительного анализа результатов тестирования пространственных отношений американских школьников старших классов, который показал, что за последние двадцать лет пространственные способности девушек существенно выросли в условиях специализированного гендерноориентированного обучения.

Итак, обобщая результаты изучения психологических различий мужчин и женщин, можно констатировать следующее.

Активное изучение гендерных различий показало, с одной стороны, их устойчивость, с другой - тенденцию к сглаживанию . Перечисленные различия между представителями мужского и женского пола составляют не более 10%, в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок совпадают.

Пол играет огромную роль в жизни каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям. Ученые констатируют, что формирование морфологических и функциональных различий мужского и женского мозга определяется воздействием половых гормонов, начиная с пренатального периода и на протяжении всех периодов жизни. Это опосредует формирование психологических различий. Гендерные различия обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности на гормонально- хромосомном уровне, в межполушариой асимметрии мозга, двигательных характеристиках, психофизиологических свойствах и темпераментальных особенностях (И. В. Грошев). Полоролевые диморфизм и дифференциация обусловливают особенности развития личностных качеств.

См.: Maccoby Е. E.Jacklin С. N. The Psychology of sex differences. Standford, Calif., 1974.

  • См.: Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  • См.: Кочарян А. С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности/фсми-нинности в норме и патологии. Харьков: Основа, 1996.
  • Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; Изд-во КДУ, 2012. С. 65.
  • Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам (Denmark & Fernandez, 1993).

    Необходимо все же помнить, что, даже если такие отличия и обнаруживаются, они относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby & Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spens et al., 1974).

    Как отметил Хайд (1991), когда мы говорим, что у мужчин и женщин наблюдается существенное отличие по определенному признаку, это совсем не обязательно означает, что отличие велико.

    Метаанализ - это статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, имеющая целью прийти к общей оценке величины различий между группами; другими словами, это анализ результатов других анализов (детальное описание и дискуссии с участием специалистов по математической статистике можно найти: Glass et al., 1981; Hyde & Linn, 1986; Rosenthal, 1991.)

    Эмпатия и гендерные различия

    Несмотря на неочевидность всех доказательств существования гендерных различий в эмпатии, проведенный Холл (Hall, 1984) анализ 125 исследований гендерных различий в чувствительности к невербальным сигналам показал:
    — женщинам в целом свойственна лучшая способность к чтению эмоций окружающих, нежели мужчинам.

    Если женщины лучше «расшифровывают», то логично было бы ожидать, что их уровень эмпатии выше (Eysenberg et al., 1989).

    Однако не будем забывать, что в большинстве исследований не было обнаружено гендерных различий в эмпатии, а если таковые и проявлялись, то были очень слабыми.

    Эмоциональность и гендерные различия

    Айзенберг и соавторы (Eisenberg et al., 1989) обнаружили по мимическому показателю и в самоотчете испытуемых достаточно скромные межполовые отличия, говорящие в пользу большей отзывчивости женщин.
    Один из самых интересных выводов: гендерные различия с возрастом увеличивались.

    У детей дошкольного возраста обнаруживалось очень мало гендерных отличий, но уже ко второму классу они начинали проявляться все более открыто.

    В других исследованиях, в которых участвовали как подростки (Stapley & Haviland, 1989), так и учащиеся колледжа (Snell, 1989), и взрослые (Saurer & Eisler, 1990), выяснилось, что женщины более эмоционально экспрессивны, чем мужчины.

    Эти исследования, в особенности те из них, которые локализуют важнейшие поворотные моменты детства, говорят о том, что в процессе социализации мы учимся выражать или подавлять эмоции социально приемлемыми способами.

    В нашем обществе существуют различные ожидания и нормы относительно эмоциональной экспрессии для мужчин и женщин. Эти различные ожидания передаются нам в течение всей жизни.

    Исследование (Brody, 1985; Eisenberg et al., 1989) действительно показывает, что половые различия в эмоциональности в целом более заметны у подростков и взрослых, чем у детей. Чтобы их создать, требуется время.
    Это дает основание говорить (Ш. Берн, 2001), что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения (эмо/ лицевая экспрессия).

    Гнев (злость) у мужчин и женщин

    Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

    Печаль у мужчин и женщин

    Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков..

    Проявление страхов у мужчин и женщин

    По данным А. И. Захарова (1995), количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. У взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин - смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

    Проявление радости у мужчин и женщин

    Склонность к радости, по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

    В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

    Эмоциональная память у мужчин и женщин

    Ю. Л. Ханин (1978) получил данные, которые можно интерпретировать в пользу вывода о лучшей эмоциональной памяти у женщин, чем у мужчин.
    Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены и худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией, и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.
    Вина и совестливость. Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины. (Л. В. Куликов, 1997; В. С. Савина, 2001).

    Различия по тревожности (эмоциональной стабильности) у мужчин и женщин

    Факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружен во многих исследованиях (см. например, работы Л. П. Баданиной, 1996; В. Д. Кузаковой, 1975; А. И. Винокурова, 1996). Однако, несмотря на большую тревожность, женщины в большей степени, чем мужчины, способны к ее подавлению (К. Д. Шафранская, 1973).

    Проблемная озабоченность (беспокойство) у мужчин и женщин

    Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности.

    С. Арчер (S. Archer, 1985) установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. Семьдесят пять процентов юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

    По данным А. Г. Грецова (2000), проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков (табл. 4.3).

    Завистливость у мужчин и женщин

    По данным Н. Е. Серебряковой (2001), применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

    Ревность у мужчин и женщин

    Мужчины больше всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-либо еще. Женщины испытывают наибольшую ревность, когда их партнер эмоционально привязывается к другой. Психологи считают, что эти различия отражают обеспокоенность мужчин по поводу достоверности их отцовства и потребность женщин в заботе со стороны партнера (Buss, 1994). Однако вряд ли дело только в этом.

    Обидчивость у мужчин и женщин

    В отношении обидчивости существенных половых различий, по данным П. А. Ковалева, не выявлено.

    Способности мужчин и женщин

    Внимание у мужчин и женщин

    М. С. Егорова и Н. Ф. Шляхта (1987)
    при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность работы.

    В возрасте от 22 до 33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости внимания не обнаружено.

    В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины (D. Andrew, D. Paterson, 1946)

    Сенсорно-перцептивные способности

    Восприятие у мужчин и женщин

    Заметные различия между субъектами мужского и женского пола имеются в отношении восприятия времени и пространства. Так, по данным Г. С. Шляхтина (1997), женщины в большей степени переоценивают длительность временных интервалов (от 3 до 40 с), чем мужчины, т. е. для женщин время бежит быстрее.

    Своеобразно и отношение мужчин к своему дню рождения. Для них он является точкой отсчета, временем подведения итогов и постановки новых задач на будущее. Если к этому моменту счет оказывается не в пользу мужчины, наступает глубокий стресс, провоцирующий болезни, исход которых может быть самым печальным. Неслучайно исследования, выполненные на основании более 3 миллионов свидетельств о людях, умерших естественной смертью, показали, что большинство мужчин умирает в течение последней недели перед днем рождения.

    Как отмечает С. Вительсон (S. Witelson, 1976), исследователи, как правило, единодушны в том, что задачи на пространственное и временное ориентирование с большим успехом и с меньшим напряжением умственных сил выполняются лицами мужского пола.

    Наблюдательность у мужчин и женщин

    Как показано в книге «Вопросы практической психодиагностики…» (1984), наблюдательность выше у лиц мужского пола, *и не случайно, очевидно, криминалисты указывают, что ошибочные свидетельские показания чаще бывают у лиц женского пола: мужчины точнее передают явления окружающего мира, показания же женщин нередко не соответствуют действительности.

    Интеллект у мужчин и женщин

    Теория X. Эллиса (H. Ellis, 1904), согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит, что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых.

    Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин, и они лучше сохраняют его в старости.

    Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, 1984; D. Waber, 1976), поэтому в возрасте 5-10 лет они опережают по интеллектуальным способностям мальчиков. Затем лица мужского пола не только догоняют по уровню интеллектуального развития лиц женского пола, но и превосходят их (табл. 5.2, приводится по Е. И. Степановой, 2000).
    М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс (1977) выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития.

    В. П. Багрунов (1984) отмечает, что мужчины лучше решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих половых различий. Больше того, интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины, утверждает этот автор.

    Пространственные способности у мужчин и женщин

    Выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, тоже лучше осуществляют мальчики (A. Macmeeken, 1939).

    Однако, в действительности, не только мужчины могут не понимать женщин, но и женщины могут не понимать мужчин, так как за одними и теми же понятиями и словосочетаниями у тех и других может стоять разное смысловое содержание и разное отношение. Это показано в работе А. В. Визгиной

    Креативность у мужчин и женщин

    М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям).
    Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в «переструктуризации», т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.

    Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).

    Критичность мышления у мужчин и женщин

    Некоторые авторы высказывают мнение, что мужчины более критичны, чем женщины. М. Д. Александрова (1974), анализируя данные американских авторов, делает вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин - позже (после 40 лет), но зато происходит более резко.

    Память у мужчин и женщин

    Объемное поло-возрастное исследование памяти проведено В. Ф. Коноваловым с соавторами (1987). Изучалась кратковременная память на заучивание цифр от 0 до 9. В возрасте 5-10 лет запоминание цифр было лучшим у девочек (рис. 5.6). В возрасте 15-17 лет различий между юношами и девушками не обнаружено. В возрасте 18-35 лет лучшие показатели запоминания были уже у мужчин, так как у них рост памяти еще наблюдался, а у женщин память осталась на уровне 15-17 лет. /запоминание зависит от мотивации и интересов/ направленности/.

    По данным казанских психологов, преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия незначительны.

    По данным В. П. Умнова (1979), образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста.

    Вербальные способности у мужчин и женщин

    Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста (D. McCarthy, 1954; L. Terman, L. Tyler, 1954).

    Более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила Е. М. Данилович (1982).

    Та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов - лучше представлена у мальчиков и мужчин. Например, Е. И. Степанова приводит данные о различиях между мужчинами и женщинами в быстроте и точности ассоциативных реакций на слова. В возрасте 18-19 лет быстрее и точнее реагировали мужчины.
    Нарушения речи чаще наблюдаются у мальчиков.

    Художественные и музыкальные способности у мужчин и женщин

    Девочки дошкольного возраста рисуют, как правило, более детально, чем мальчики того же возраста (A. Gesell et al., 1940).

    Существенных половых различий в слуховом различении и музыкальной памяти найдено не было (P. Farnsworth, 1931).

    Итак, подведем некоторые итоги. Женщины превосходят мужчин в быстроте восприятия, в счете и беглости речи. Мужчины имеют некоторое преимущество в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и математических рассуждениях (J. Levy, R. C. Gur, 1980; M. Mac Gee, 1979; J. Mac Glone, 1980).

    Агрессия у мужчин и женщин

    Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.

    В своем обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия - это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях.

    Все три метаанализа психологической литературы, проведенные в 80-х гг. (Eagly & Steffen, 1986; Hyde, 1984 b; Hyde, 1986), также содержали вывод о существовании гендерных различий в агрессивном поведении.
    Вместе с тем Игли и Штеффен (Eagly & Steffen, 1986) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики.

    В работе Хайда (Hyde, 1984 b) содержащей большое количество исследований, проведенных на детских выборках: только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером (т.е. от 95 до 98% происходит из других источников).

    Отчасти наше искаженное восприятие гендерных различий в агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц - именно мужчины. Однако, как совершенно справедливо отмечено у Бербэнк (Burbank, 1994), подобные действия совершает очень малая часть мужчин. Принимая во внимание эти крайние варианты, поведение большинства мужчин сходно с поведением большинства женщин. Другая причина, которая заставляет нас считать мужчин более агрессивными,- это устоявшаяся в нашей культуре вера в то, что такими их делает более высокий уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи «тестостерон- агрессия» (Bjorkvist, 1994).

    В статье Игли (Eagly, 1978) говорится, что среди 22 работ по этой теме, проведенных и опубликованных до 1970 г., 32% указывают на большую степень подверженности влиянию у женщин, тогда как из 40 исследований, обнародованных после 1970 г., лишь 8% обнаружили те же самые различия.
    Она заметила, что социально-психологическое влияние биологического пола, по всей видимости, зависит от контекста культуры.

    Игли также заключила, что, исходя из того, что нам свойственно подчиняться мнению других тогда, когда мы не уверены в своей позиции или способностях, наибольшие половые различия будут обнаруживаться в исследованиях, использующих темы, в которых представители одного гендера ориентируются лучше.

    Например, целый ряд ранних исследований гендерных различий оперировал знаниями из военной области и политики (Eagly, 1978). Систранк и Макдэвид (Sistrunk & McDavid, 1971) а также Голдберг (Goldberg, 1974, 1975) обнаружили следующую закономерность: когда затрагивались женские темы, мужчины были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот.

    Мопен и Фишер (Maupin & Fischer, 1989) тоже пришли к выводу, что на получаемые гендерные различия в подверженности влиянию оказывают воздействие следующие факторы: связано ли задание каким-либо образом с гендером и обладают ли мужчины (или женщины) явным превосходством в данной области.

    Общепризнанные, научнообоснованные психологические различия между представителями двух полов:

    Различие в когнитивной сфере мужчин и женщин

    факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях.

    У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные и математические. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие – в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Что касается различий в математических способностях, то результаты не однозначны.

    Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

    Социальное поведение мужчин и женщин

    мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность.

    Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость.

    Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

    Отношение к окружающему миру мужчин и женщин

    Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль.

    Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

    Социальные роли мужчин и женщин

    Для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

    Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5%. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

    В своем знаменитом обзоре Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства (Unger, 1988), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны (именно об этом пойдет речь в данной главе).

    Половой диморфизм

    Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
    По данным А. М. Сухаревой (1972), увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (за счет того, что девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста, а в возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет)

    Подвижность нервных процессов у мужчин и женщин

    По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин.

    Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек, так же как и после него. В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков. Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения. По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах

    Лабильность у мужчин и женщин

    По данным Е. В. Воронина (1984), существенных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна соответственно 39,2 и 38,9 единицы, а на звук - 75,9 и 74,5 единицы.

    Однако Н. М. Пейсахов и А. О. Прохоров (1975) нашли статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

    Различие в темпераментах мужчин и женщин

    И. М. Владимирова (2001), используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, установила, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего (SJ) и вчетверо - интуитивного мыслительного (NT) типа, в группе женщин - вдвое больше лиц интуитивного эмоционального (NF) типа. Девушки оказались более экстравертированными (E), эмоциональными (F), с более развитой интуицией (N), и более спонтанными (P), чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью (T) и планомерностью (J).

    По данным Н. Герасимовой (1998), общительность женщин 20-25 лет значительно выше таковой у мужчин того же возраста.

    Н. Гешвинд (N. Geschwind, 1978) полагает, что существует мозг мужской и мозг женский. Он утверждает, что тестостерон в период внутриутробного развития человека замедляет развитие левого полушария головного мозга. Следствием этого является увеличение у представителей мужского пола правого полушария. Таким образом, именно им на роду написано стать выдающимися музыкантами, художниками, математиками. Этот вывод вроде бы подтверждается данными В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001): в массовой школе более успешны в начальных классах мальчики правополушарного типа («художники») и девочки левополушарного («мыслители»). Однако в гимназии, где в первом классе введен иностранный язык и предметы преподают разные учителя, у мальчиков картина обратная: более успешно учатся левополушарные, а не правополушарные.

    Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В. Ф. Коновалов и Н. А. Отмахова пришли к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления. Правое же полушарие у мужчин более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении. Другими словами, заключают авторы, специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.

    Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

    Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

    Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

    Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

    Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

    Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.


    Гендерные различия мужчин и женщин

    Мозг

    Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

    Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

    Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

    Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

    Общение

    Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

    Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

    Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

    Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

    Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

    Поведение

    Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

    Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

    Разрешение конфликтов

    Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

    Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

    Здоровье

    Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

    У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

    Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

    Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

    Привычка

    Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

    Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

    Хобби, увлечения

    Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

    Любовь

    Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

    Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

    Секс

    Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

    Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

    Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

    Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

    ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

    Н.Г. МАКАРОВА

    Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россия

    В статье рассматриваются половые и гендерные различия мужчин и женщин, особенности их изучения.

    Исследование учеными самых разных наук проблемы различий между мужчинами и женщинами показывает, что отличительные особенности мужчин и женщин связаны с биологией, психологией пола, уровнем социализации и кросскультурными аспектами, включают следующие блоки факторов:

    1-й блок - биологические факторы: биологические признаки; генетические признаки; психофизиологические признаки (половые гормоны);

    2-й блок - социальные и психологические факторы: распределение труда в соответствии с половой принадлежностью; присвоение половых ролей: а) подражание ребенком поведению родителей своего же пола; б) подражание ребенком поведению взрослых релевантной группы; идентификация ребенком с собственным полом, его принятие и соответствие поведения с ним, ожидаемое обществом; усвоение социальных норм, общественных установок, гендерных стереотипов, определяющих обществом; оценивание поведения детей в зависимости от пола;

    3-й блок - культурные факторы: распределение труда в зависимости от культуры; присвоение гендерных установок, обычаев и особенностей поведения в соответствии с культурой.

    Следует учитывать, что «пол» определяется в момент рождения. О «гендере» подобное сказать нельзя, так как осознание человеком своей социальной принадлежности происходит в течение всей его жизни во процессе воспитания, развития и становления как личности, в результате чего он учится тем необходимым нормам поведения, уяснению специфики деятельности. «Пол» является отличительной характеристикой мужчин и женщин по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям, а понятие «гендер» является их отличительной характеристикой по социальному аспекту. Это значит, что мужчина и женщина должны играть определенную социальную роль, соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике деятельности, которые определяются обществом в той или иной культуре в соответствии со своим полом.

    Чаще всего люди стараются придерживаются социальных норм, и главной причиной этого является желание человека быть принятым обществом. Такого рода желание достигается путем осуществления следующих механизмов (М1зсЬе1 \¥., 1970):

    1) «дифференциального усиления», при котором приемлемое гендерноролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается. Добиваться этой цели можно при помощи родительского воспитания в виде одобрения или не одобрения тех выполненных детьми занятий, соответствующих для гендера;

    2) «дифференциального подражания», заключающегося в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и ведет себя в со-ответствии с ней.

    Обычно люди выбирают такие ролевые модели в поведении, которые соотносятся с их гендером. Прежде чем перейти к рассматриваемому в данной статье вопросу, важно определить понятие «гендер».

    Опираясь на контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, можно выявить сущностные признаки гендера, сводящиеся к следующему:

    Социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе ее развития в соответствии с определенным полом, - мужчина и женщина -должны соответствовать определенным социальным правилам и нормам поведения, необходимым обществу в разных культурах, начиная с самого рождения;

    Специфика гендера проявляется в социально-психологических отношениях - общение, взаимодействие с другими людьми на уровне поведенческих форм в зависимости от пола;

    Гендер определяет набор соглашений личности, отражающий типичные черты, стереотипы, роли, характерные для мужчин и женщин. Гендерные стереотипы выражают установки общества на модели поведения, ожидающие от мужчин и женщин;

    Социально-психологический конструкт, представляющий собой сущность, механизм и специфику формирования черт маскулинности и феми-нинности в обществе, которые отражаются в социально-психологических характеристиках;

    Социально-психологические характеристики личности, возникающие на основе биологического пола, но обязательно во взаимодействии с другими людьми и отличающиеся по ментальному, эмоциональному и поведенческому признакам;

    Гендерные признаки проявляются благодаря социализации личности и в зависимости от культуры, которые изменяются с взрослением личности;

    Определяет иерархию социальных отношений между полами и неравенство возможностей - система властных отношений, где мужчина доминирует (общественная сфера), а женщина подчиняется (частная сфера);

    Предполагает осознанное принятие собственного пола - осознанное принятие пола - осознанное значение пола.

    Несмотря на многочисленные теории, посвященные проблеме половых и гендерных различий, до настоящего времени не существует единого подхода к данной проблеме, что осложняет ее эмпирическое изучение.

    Исследование проблемы подтверждает, что в эксперименте в рамках отличительных половых и гендерных особенностей их изучение определяется поставленными психологом задачами:

    1) при изучении психических познавательных процессов, личностных особенностей говорят о половых различиях, так как исследования прежде всего направлены на определение различных психологических признаков, а затем уже обращают внимание на половую принадлежность;

    2) при исследовании социокультурных и социально-психологических свойств маскулинности, фемининности и андрогинности людей вне зависимости от их биологического пола (ролевые позиции и др.), при изучении ценностных ориентаций, включая направленность на человеческие отношения и семью (фемининность), а также на успешность и достижение целей, (маскулинность) рассматриваются гендерные различия.

    Что касается методик изучения гендерных особенностей, то их совсем немного, а именно: методика изучения гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса, методика изучения гендерных установок у детей (полустандар-тизированное интервью В.Е. Кагана), методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида (модификация Т.В. Бендас), методика выявления маскулинности - фемининности (Фрайбургский личностный опросник РР1), методика «маскулинность - фемининность» С. Бэм, методика изучения гендерных стереотипов - опросник, предлагающий для оценки образов: «идеальная женщина», «женщина в отличие от мужчины», «предназначение женщины», «оценка женщины самой себя», изучение гендерной идентичности методом фокус-группы и т.д.

    Все перечисленные методики отражают гендерные особенности, но не всегда при их изучении следует использовать только указанные методики. Нередко используют обычные стандартные опросники для изучения личностных характеристик с учетом категории пола. Исключение составляют методики изучения психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также интеллекта, креативности, способностей).

    В исследовании установлено, что эмпирическое изучение отличительных особенностей мужчин и женщин в плане их сравнения осуществляется в трех различных направлениях:

    1) изучение половых различий (исследования психических познавательных процессов, интеллекта, креативности, способностей);

    2) гендерных характеристик (гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных установок, фемининности - маскулинности);

    3) гендерных различий (психологических особенностей личности: психических состояний и психических свойств личности; волевой, эмоциональной, мотивационной сферы).

    Мы считаем, что в настоящее время возникла необходимость создания методики интегрального плана, способствующей изучению совокупности

    качеств, отражающих мировоззренческие, потребностно-мотивационные, ценностно-ориентационные и поведенческо-деятельные компоненты мужчин и женщин. Работа над ее созданием и апробацией осуществляется.

    SEX AND GENDER DISTINCTIONS OF MEN AND WOMEN, FEATURES OF THEIR STUDYING

    The Chair of Psychology

    t Т7лл_Ра11+л1 ЛГГ1

    liUVjJVXlUVilk V/liLWi"-"g,!

    20, Kosmonavta Volkova St., Moscow, Russia

    Tr\fAmotmnol Ра11+л1лгпло1 T

    j.IlldilW.liUiiu.X XJ.J.VtC]r;V"XJ.VAVlXI, JjVU I VllLUiUglVUl L"lUVViOHJ

    The article considers sex and gender distinctions of men and women, features of their studying.

    Высокая значимость всего спектра объективных и субъективных взаимоотношений между мужчиной и женщиной на протяжении столетий остаются предметом самого пристального внимания со стороны мыслителей, философов, психологов. С открытием категории гендера различия восприятия и интерпретации окружающей действительности, реализации поведенческих стратегий мужчиной и женщиной рассматриваются не с позиций биодетерминизма, но в качестве социокультурно обусловленных категорий.

    Определение 1

    Другими словами, гендерные различия выступают результатом социализации, воспитания, образования личности.

    Роль биологических факторов в процессе формирования гендерных различий

    В современной психологической науке четко выделяются два противоположных подхода к пониманию первопричины формирования гендерных различий. Сторонники биологического подхода подчеркивают ведущую роль биологических факторов в процессе развития гендерных различий мужчины и женщины.

      В концепции сторонников биодетерминизма различия в реализации восприятия и интерпретации социальных явлений являются продолжением биологических различий.

      Поскольку фундаментом развития будущего мужчины и женщины выступают генетические предпосылки, социальные факторы воспринимаются как второстепенные, приоритетная роль отводится гормональному фону, различиям развитости мозолистого тела и др. генетическим факторам.

      В результате различий в мозговой организации у представителей противоположных полов отмечаются различия в организации различных психологических функций.

    Роль социальных факторов в процессе формирования гендерных различий

    Противники концепции биодетерминизма придерживаются обратной позиции, указывая на приоритетную роль социальных факторов в процессе формирования личности, а, соответственно, и гендерных различий.

    Определение 2

    Пол в рамках данного подхода воспринимается исключительно как начальный стимул, сигнал к применению тех или иных воспитательных, образовательных мер.

    Не секрет, что отношение родителей к новорождённому существенно отличается от пола ребенка. В зависимости от господствующих и социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития обществе гендерных стереотипов родители соответствующим образом организуют предметно-пространственную среду, осуществляют выбор одежды, средств и методов воспитания. Таким образом, с первых дней жизни стереотипное восприятие родителями пола ребенка формирует стереотипные ожидания и стереотипное воспитание личности новорожденного, который «впитывает» в себя полоролевые, гендерные стереотипы мышления и поведения.

    Определение 3

    Синтезируя оба подхода, можно сделать вывод, что в основе гендерных различий лежат объективные биологические факторы, однако, степень выраженности данных различий определяется спецификой и направленностью социальных факторов.

    Генетические, церебральные, эндокринные факторы влияют не на развитие гендерных психологических различий между мужчиной и женщиной, но на уровень двигательной, психологической активности организма. Непосредственно с биологическими факторами связаны двигательная активность, скорость реакций, возбудимость и пр. Биологически обусловленная активность реактивных, психических реакций выступает фундаментом, исходным материалом для формирования, развития и реализации различных форм самовыражения в социальном контексте.

    Роль социума в формировании гендерных различий

    Реализация различных форм самовыражения в социальном контексте моделирует поведение, поведенческую стратегию, в структуре которой выделяют мотивы, цели, ценности и средства, которые формируются под влиянием общества и культурной модели. Именно общество определяет границы и средства проявления биологической и психологической активности личности.

    В свою очередь, под культурой понимают систему знаков, при помощи которых личность обозначает свои природные, личностные качества, придает им общественно значимый смысл.

    Именно культура выступает системообразующим признаком поведения, основанием для классификации, женских, мужских, нейтральных признаков.

    Определение 4

    Таким образом, гендерные различия – результат взаимодействия биологических и социальных факторов в определенном социальном контексте, под влиянием которого формируется совокупность гендерных стереотипов, обуславливающих восприятие действительности и реализацию поведения личностью.